Причины умственной отсталости могут быть как генетическими, так и приобретенными.
Генетические причины возникают при аномалиях хромосом, нарушениях функций отдельных генов. Медики отмечают, что около 50% всех тяжелых случаев умственной недостаточности возникают именно из-за этого.
Основные причины остановки в развитии на стадии родов и младенчества такие:
§ физическое поражение плода (в том числе радиоактивное облучение);
§ химическое поражение (отравление ядовитыми веществами);
§ инфекционное поражение (сифилис, цитомегаловирус).
Еще причины задержки могут возникнуть при недоношенности плода, нарушениях во время родов (родовые травмы, нехватка кислорода от удушья).
Умственная неразвитость возникает и при травмах головы. А еще причины умственной отсталости могут крыться в инфекционных заболеваниях, которые оказали воздействие на мозг и центральную нервную систему человека.
Кроме описанных признаков выявить заторможенность помогают тесты на уровень интеллекта. Их еще называют IQ-тестами.
29. Задержка психического развития
ЗПР - нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.
ЗПР, как психолого-педагогический диагноз ставится только в дошкольном и младшем школьном возрасте, если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций, то речь идёт уже о конституциональном инфантилизме или об умственной отсталости.
Причины зпр:
Биологические:
- патология беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы), внутриутробная гипоксия плода;
- недоношенность;
- асфиксия и травмы при родах;
- заболевания инфекционного, токсического и травматического характера на ранних этапах развития ребенка;
- генетическая обусловленность.
Социальные:
- длительное ограничение жизнедеятельности ребенка;
- неблагоприятные условия воспитания, частые психотравмирующие ситуации в жизни ребенка.
Е.С. Слепович описывает структуру дефекта:
- при задержке психического развития его нарушение наступает очень рано, поэтому становление всех психических функций происходит не только замедленно, но и искаженно;
- для этих детей характерна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности;
- ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности;
- наблюдается низкая активность во всех видах деятельности, особенно спонтанная;
- наиболее нарушенными оказываются эмоционально-личностная сфера, общие характеристики деятельности, работоспособность (в сравнении с относительно более
высокими показателями мышления и памяти); в интеллектуальной деятельности наиболее ярко нарушения проявляются на уровне словесно- логического мышления при относительно более высоком уровне развития наглядных форм мышления;
- наибольшие трудности вызывают задания, требующие установления сложных причинно-следственных связей, оперирования материалом, отсутствующим в житейском опыте детей;
- дети указанной категории обладают достаточно высокими потенциальными возможностями развития, показывают относительно хорошую обучаемость.
Основные варианты задержки психического развития (по к.С.Лебединской).
Первая группа – задержка психического развития конституционального происхождения. Рост у детей меньше среднего и личико сохраняет черты более раннего возраста, даже когда они уже становятся школьниками. Особенно сильно выражено отставание в развитии эмоциональной сферы. У них наблюдается большая выраженность эмоциональных проявлений, яркость эмоций и вместе с тем их неустойчивость и лабильность, для них очень характерны легкие переходы от смеха к слезам и наоборот, у детей этим очень выражены игровые интересы, которые преобладают даже в школьном возрасте.
Вторая группа – задержка психического развития соматогенного происхождения, которая связана с длительными тяжелыми соматическими заболеваниями в раннем возрасте. Это могут быть тяжелые аллергические заболевания (бронхиальная астма, например), заболевания пищеварительной системы. Длительная диспепсия на протяжении первого года жизни неизбежно приводит к отставанию в развитии. Сердечно-сосудистая недостаточность, хроническое воспаление легких, заболевания почек часто встречаются в анамнезе детей с задержкой психического развития соматогенного происхождения.
Третья группа – задержка психического развития психогенного происхождения. Должны быть уж очень неблагоприятные условия соматические или микросоциальные, чтобы возникла задержка психического развития этих двух форм. Значительно чаще мы наблюдаем сочетание органической недостаточности центральной нервной системы с соматической ослабленностью или с влиянием неблагоприятных условий семейного воспитания.
Четвертая, группа – самая многочисленная – это задержка психического развития церебрально-органического генеза. Причины – различные патологические ситуации беременности и родов: родовые травмы, асфиксии, инфекции во время беременности, интоксикации, а также травмы и заболевания центральной нервной системы в первые месяцы и годы жизни. Особенно опасен период до 2 лет.
В целом все типы ЗПР отличаются:
- низкой работоспособностью; незрелостью эмоций и воли; ограниченным запасом общих сведений и представлений; обедненным словарным запасом;
несформированностью навыков интеллектуальной деятельности; неполной сформированностью игровой деятельности; замедленностью восприятия, более длительным периодом для приема и переработки сенсорной информации; низким уровнем самоконтроля.
Диагностика ЗПР:
Задержка психического развития у может быть диагностирована только в результате всестороннего обследования ребенка психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) в составе детского психолога, логопеда, дефектолога, педиатра, детского невролога, психиатра и др. При этом производится сбор и изучение анамнеза, анализ условий жизни, нейропсихологическое тестирование, диагностическое обследование речи, изучение медицинской документации ребенка. В обязательном порядке проводится беседа с ребенком, исследование интеллектуальных процессов и эмоционально-волевых качеств. Коррекция:
Коррекция задержки психического развития должна начинаться с дошкольного возраста и проводиться длительно. Особое внимание при работе с такими детьми уделяется развитию познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления); эмоциональной, сенсорной и моторной сферы с помощью игровой терапии, сказкотерапии, детской арт-терапии. Коррекция нарушений речи при ЗПР проводится логопедом в рамках индивидуальных и групповых занятий. Совместно с преподавателями коррекционную работу по обучению учащихся с задержкой психического развития проводят педагоги-дефектологи, психологи, социальные педагоги.
Медицинская помощь детям с задержкой психического развития включает медикаментозную терапию в соответствии с выявленными соматическими и церебрально-органическими нарушениями, физиотерапию, ЛФК, массаж, водолечение.
30. СДВГ
Синдром дефицита внимания и гиперактивности
Впервые описание состояния, напоминающего дефицит внимания и гиперактивность, было найдено в записях немецкого психиатра Генриха Гофмана-Доннера в 1846 году.
Первое же официальное упоминание этого состояния было сделано в 1902 году английским педиатром Джорджем Стилом, наблюдавшим за детьми с поведенческими проблемами. Именно он предположил, что виной этому не плохое воспитание, а дисфункция центральной нервной системы. С этого момента началось активное изучение СДВГ.
В 1990 году была предложена классификация: HD – дети с плохой концентрацией внимания, импульсивные и ADD – гиперактивность, вялость, быстрое утомление.
Согласно же международной классификации (DSM-IV) выделяют три формы синдрома дефицита внимания с гиперактивностью в зависимости от преобладающих клинических симптомов:
- синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность;
- синдром дефицита внимания без гиперактивности;
- синдром гиперактивности без дефицита внимания.
Характеристика СДВГ
В научной литературе выделяется до 100 различных форм проявления, характерных для СДВГ. Но главное остается таковым:
сниженная концентрация внимания,
гиперактивность
склонность к деструктивной деятельности.
Могут наблюдаться нарушения памяти,
навязчивые движения,
недостаточность навыков самообслуживания и развития мелкой моторики,
несамостоятельность,
импульсивность,
резкие и частые смены настроения,
повышенная раздражительность и возбудимость.
Клинические проявления СДВГ могут быть разделены на группы, включающие основные симптомы (гиперактивность, импульсивность, нарушение внимания) и сопутствующие синдромы в виде нарушения моторики, эмоционального контроля и обучения.
Также при гиперактивности у детей отмечается слабая моторная координация, характеризующаяся неловкими беспорядочными движениями.
Гиперактивные дети могут иметь хороший общий интеллект, но развить его в полной мере мешают нарушения развития.
- Сопровождение ребенка с СДВГ
Для постановки диагноза необходимо обращаться к (1) неврологу, (2) психиатру (может ЕМ еще кого-то говорила, не помню)
В программу наблюдения за состоянием здоровья детей с СДВГ рекомендуется включать:
· диагностику СДВГ (выделение основных и сопутствующих неврологических синдромов;
· применение дополнительных исследований - ЭЭГ, УЗДГ, КТ, МРТ);
· выявление биологических и социальных факторов риска (для устранения модифицируемых факторов риска) и формирование групп детей, нуждающихся в первоочередных лечебно-профилактических мероприятиях.
В реабилитационный комплекс для детей с СДВГ рекомендуется включение средств коррекции психовегетативных нарушений и когнитивной дисфункции.
- Коррекция СДВГ
В современной науке существует несколько подходов к коррекции синдрома гиперактивности с дефицитом внимания:
· Использование корковых стимуляторов
· Нейропсихологический подход
· Синдромальный подход
· Поведенческая психотерапия
· Семейная психотерапия
· Арт-терапевтический метод
В РФ предпочитаемы немедикаментозные подходы, разве что с добавлением ноотропных пищевых добавок.