Задержанное психическое развитие (ЗПР).
Первичный дефект– минимальное органическое поражение или функциональная недостаточность ЦНС.
РЦОН: Резидуальная (остаточная) Церебральная (мозг) органическая ( что-то в самом мозге повреждено, в коре) недостаточность.
Вторичный дефект- замедление темпа в формировании познавательной и эмоциональной сферы.
Характерна мозаичность поражения. То есть какие-то функции будут сохранные, а какие-то задержанные.
Выделяют разные виды ЗПР.
· Конституциональное – конституция тела-физическое развитие хиленькое, тощенькое, тело развивается медленнее, чем должно.
· Соматогенное – слабость физическая (Сома- тело)
· Психогенный– проблемы психические
· Церебрально-органического генеза- были какие- то трудности в развитии мозга. (Родовая травма и т.д.)
Психологическая помощь таким детям: ПМПК, нужно помочь в развитии памяти, тогда подтянем и мышление. Направить работу на коррекцию познавательных процессов. Режим дня, полноценное питание и тд.
Раньше таких детей собирали в коррекционный класс. С ними больше работали, чтобы преодолеть задержку в развитии к средней школе.
3) Поврежденное развитие –касается воздействием на мозг более старшего возраста. (От 2-3 лет).
Первичный дефект:Патологическое воздействие на мозг. Или распад уже усвоенных знаний и навыков (необратимый). Пример: неудачная травма, черепно-мозговые травмы, клещевой энцефалит (поселяет вирус в мозг и уничтожает там клетки). Симптомы – температура, иммунитет ухудшается, парализация, снижение зрения. Может быть необратимо.
Менингит – поражение мозга.
Деменция – распад сформированного мозга.
Вторичный дефект:Последними сформировались лобные доли. Лобные доли – регуляция и контроль, поэтому они нарушены. Характерно полевое поведение –это когда человек реагирует и откликается на разные стимулы во вне. Пример: идете вы по улице. Вы хотите похудеть, а вкусно запахло – съел.
4) Дефицитарное развитие -недоразвитие или повреждение отдельных анализаторных систем.
Пример: слепота, глухота, ДЦП (недоразвитие двигательной системы).
Первичный дефект -недоразвитие анализаторной системы
Вторичные дефекты- отсутствие речи, недоразвитие познавательных функций, задержка психического развития.
Работа с такими детьми: обращают внимание на сохранные анализаторные системы, работают с ними, они часто бывают гипер развиты.
Например: слепых детей обучают массажу. Тактильная сфера будет сильна. Можно идти в музыканты, будет хороший слух.
5) Искаженное развитие - сложные сочетания недоразвития, задержанного развития, ускоренного развития и поврежденного.
Пример:
· РДА- Ранний детский аутизм.
· РАС – Расстройство аутистического спектра.
Первичный дефект:Недостаточность тонуса, это значит низкая психическая активность и высокая пресыщаемость.
Повышенное сенсорное и эмоциональная чувствительность к разным раздражителям. (Кинотеатр, темнота не такая темная, звук не такой громкий).
Тяжелее всего взаимодействие с другим человеком. Потому что он не предсказуем.
Вторичный дефект – нарушение сферы контактов, самоизоляция.
*Часто присутствует сохранный интеллект, иногда даже с опережением. Билл Гейтс любил брать аутистов.
Что можно делать – некоторые заставляют насильно сидеть на коленях матери. Прием аппаратов. Много терапий с животными (дельфины, лошади, собаки). Можно пробовать объяснять все пошагово заранее: «Сегодня мы пойдем туда-то и будем делать то» – поведенческая терапия.
Пример: Фильм «Антон тут рядом».
Дисгармоническое развитие
Первичный дефект:врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики, преимущественно в эмоционально-волевой сфере.
Пример: Психопатия – сохранная познавательная сфера и существенные нарушения эмоционально-волевой сферы.
Откуда берутся психопатии – генетическое или влияние неблагоприятной среды, воспитания.
Имеет тотальность проявления, то есть это свое качество он будет проявлять везде: дома, в магазине и т.д. Устраивать истерики, привлекать к себе внимание.
Психопатии бывают разные.Например: взрывчатая психопатия (эксплозивная – эксплозия – взрыв) – человек будет очень ярко будет проявлять злость и агрессию. Станет внезапно всех бить. На работе тоже может словесно угрожать, кричать.
Вторичный дефект:проблемы социализации
Как помочь – дают лекарства, сопровождают. Глубокая длительная психотерапия.
Умственная отсталость.
Под умственной отсталостью понимают полученную с возрастом или же врожденную задержку в развитии психики человека. Она проявляет себя через нарушения интеллекта.
Причины появленияэтого нарушения вызваны патологиями головного мозга. Результатом становится потеря человеком способности к нормальным взаимоотношениям в обществе, утрата способностей к приспособлению к социальной среде обитания. Умственно отсталый человек не может нормально взаимодействовать с другими людьми, неадекватно ведет себя в простых житейских ситуациях.Нарушение умственной деятельности выражается через сам разум, кроме того, через моторику, речь, эмоции и волю.
Заторможенные в развитии люди уже с юных лет обращают на себя внимание. У детей это выражается как задержка с развитием речевых навыков. Большинство таких людей начинают говорить только после 4 лет. При этом они понимают слова, но не разговаривают с другими людьми.
Физические признаки умственной отсталости у детей и взрослых могут быть следующими:
§ непропорциональность частей тела между собой;
§ неправильная форма головы (микро- либо гидроцефалия);
§ короткие конечности.
У отстающих в развитии людей появляется характерное «отсутствующее» выражение на лице, им присущ так называемый тупой взгляд. Неспособность мозга к нормальной умственной деятельности выражается и в расслабленности челюстных мышц. У больного открыт рот, часто из него капает слюна.Отстающих в развитии детей выделяют резкие, угловатые движения, часто сопровождающиеся раскоординированностью.
До недавнего времени медицина разделяла умственно отсталых людей на такие виды:
§ дебил;
§ имбецил;
§ идиот;
§ олигофрен.
Но в современном мире эти термины приобрели негативный социальный характер, стали ругательствами. Поэтому из Международного классификатора болезней их исключили. И теперь виды умственной отсталости делятся на четыре категории:
§ легкая;
§ умеренная;
§ тяжелая;
§ глубокая.
Первая категория соответствует дебильности, вторая и третья — с имбецильностью, а последняя — с идиотией.
Первая категория: легкая форма. Слабо выраженная неразвитость психики. Она выражается в виде простого мышления, неспособности человеком понимать сложные понятия. Умственная отсталость легкой степени, в свою очередь, по формам течения болезни разделяется медиками на три степени, легкую, среднюю и тяжелую. Для легкой степени заторможенности характерно отсутствие агрессии в поведении.
Вторая и третья формы умственной отсталости. Страдающий этой формой болезни не может воспринимать абстрактные понятия, он не в состоянии обобщать и обрабатывать полученную информацию. Но при этом относящиеся ко второй и третьей степеням видов задержки в умственном развитии могут самостоятельно образовывать понятия. Они способны запоминать простые движения, такие люди обучаются несложным навыкам в обслуживании себя и своих простейших потребностей. Отсталый человек второго и третьего вида способен к примитивному труду. Психически они тоже в основном инертны, как и первая категория неразвитых умственно людей.
Четвертый вид: глубокая форма. Люди не имеют способностей к познанию окружающего мира. Их разум не справляется с самыми простыми физическими действиями, они даже не могут ухаживать за собой. Эти формы умственной отсталости также характерны полной неспособностью различать цвета между собой, люди не запоминают звуки, не реагируют на них. По своей эмоциональности они тоже отсталые, они никак не проявляют обычные для большинства людей чувства — радость, печаль. Больные идиотией люди часто испытывают раздражительность, он подвержены вспышкам сильного гнева. Им характерна озлобленность.