Как же понять, что норма, а что патология?

1) Статистически-адаптационный подход.

Суть: Понимание нормы как, во-пер­вых, чего-то среднего, устоявшегося, не выделяющегося из массы и, во-вторых — наиболее приспособленного, адаптированного к окружающей среде.

Критика: К. Домбровский считает, что способ­ность всегда приспосабливаться к новым условиям и на любом уровне свидетельствует о моральной и эмоцио­нальной неразвитости.

2) Принятие негативных критериев нормы.

Суть: норма понимается как отсутствие каких-либо выраженных патологических симптомов. Если у человека не обнаруживается этих симптомов, значит, он нормален, значит, он здоров.

Критика: Понятно, что данный подход очерчивает границы круга, в котором следует искать специфику нормы, од­нако сам на эту специфику никоим образом не указы­вает.

3) Подход с позиций культурного релятивизма.

Суть: О норме и патологии можно судить лишь на основании соотнесения особенностей культуры опреде­ленных социальных групп, к которым принадлежат ис­следуемые индивиды: то, что вполне нормально для одной социальной группы, для другой будет выглядеть как патология.

Критика:По суж­дению В. В. Лучкова и В. Р. Рокитянского, поведение индивида регулируется не еди­ным набором норм, а множеством требований, не совпадающих и подчас не согласуемых друг с другом (требования семьи, рабочего коллектива, социальной сре­ды и т. п.).

Описательный подход.

Суть: Описательный подход пытается выделить то позитивное, что несет в себе нормальная личность. Вместо психиатрической терминологии стали звучать общечеловеческие принципы и понятия. Например, свойства здоровой личности: интерес к внешнему миру, наличие «жизнен­ной философии», способность юмористически окрашивать действительность и т.д.

Критика: Во-первых, большинство описаний не соотнесено с психологическим категориальным аппа­ратом и потому не может быть непосредственно исполь­зовано научной психологией. Во-вторых, описывается готовая личность, и ничего не говорится о том процессе, ко­торый привел к ее появлению.

Гуманистический подход:

(Бюллер, Гольдштейн, Олпорт, Маслоу, Роджерс и др.).

Суть: Особо подчеркивалась роль само­сознания в нормальном развитии, стремление здоровой личности к совершенствованию, ее уникальность и т. п.

Критика: Г. Олпорт смещал свое внимание в исследованиях на выдающихся, творческих, прогрессивных представителей челове­чества.

6) Затушевывание проблемы критериев нормы. Описание индивида только как особенного, уникального в своем роде:

а) Экзистен­циалисты при этом упирали на уникальность внутреннего мира человека, на необходимость интуитив­ного проникновения, творческого сопереживания для его познания.

б) Антипсихиатры рассматривали психических больных как жертв плохого общества, которое признает сумасшедшим того, кто не соглашается с религией и государством. Движение, лидерами которого стали Д. Купер, Р. Лэинг, Т. Шаш, требовало отмены больничных порядков, терминов «психиатрия», «психиатр».

в) Область малой психиатрии,то естьобласть пограничных между нормальными и патологическими состояниями психики порождала колеблю­щиеся, зыбкие взгляды на разграничения патологии и нормы.

Отклонение от нормы можно называть патологией.

Патология -нарушение функционирования организма на биологическом уровне.

Патос с греческого –страдание.

Патология своими словами - отклонение от нормы, при которой человек страдает.

На сегодняшний день чаще употребляется слово – расстройство - отсутствие или нарушение, существовавшего ранее обычного для человека состояния.

Подходы к определению нормы

1) Норма статистическая: типичный, наиболее часто встречающийся уровень функционирования организма или личности, свойственный большинству людей.

Пример : посмотрели температуру тела у выборки. Среднее – 36.6. Хотя есть люди, у которых базовая 35.5.

Норма может меняться, например: Норма уровня сахара в крови натощак сейчас 5.5 или 6.0. Раньше крайняя граница нормы была 5.0, край 5.5.

2) Оценочное содержание нормы -нормой считается некоторый идеальный образец.

Пример:раньше был образец женской красоты90-60-90. Большинство женщин такие параметры не имеют.Эту норму задает группа экспертов.

Индекс массы телатоже задается экспертами.

Заниматься спортомкак можно чаще.

Количество шагов в день, около 10 тысяч шагов.

3) Функциональные нормы – оценивают состояние человека с точки зрения возможности достижения определенной цели.

Пример: Выявили панкреатит, гастрит и т.д. у человека на профосмотре, для работы он здоров, но на самом деле нет.

Но крановщицей нельзя работать с высоким давлением!

4) Индивидуальные нормы – предполагает сравнение состояния человека не с другими людьми, а с состоянием, в котором он пребывал ранее, которое соответствует его личным установкам, ценностям, обстоятельствам жизни.

Пример: У человека температура тела 35.5 – норма. А какое у вас давление рабочее?

5) Социальные – контролирует поведение человека, заставляя его соответствовать некоторому желаемому или установленному властью образцу.

Понятия здоровье и болезнь.

- Негативное определение здоровья – отсутствие патологии и соответствие норме

+ Позитивное определение здоровье - не сводит к простому отсутствию болезни, а пытается раскрыть его автономное от болезни содержание, то есть:

Здоровье – это такое состояние человека, при котором:

1)Сохранены структурные и функциональные характеристики организма (все органы присутствуют, все функционирует)

2)Имеется высокая приспособляемость в привычной природной и социальной среде (погода резко изменилась, у кого-то голова болит, давление поднялось и т.д. – не норма, а если при переезде в другой климат болит – норма)

3)Сохраняется эмоциональное и социальное благополучие

Критерии психического здоровьяпо определению Всемирной организации здравоохранения:

1) осознание и чувство непрерывности, постоянства своего "Я";

2) чувство постоянства переживаний в однотипных ситуациях;

3) критичность к себе и к результатам своей деятельности;

4) соответствие психических реакций силе и частоте средовых воздействий;

5) способность управления своим поведением в соответствии с общепринятыми нормами;

6) способность планировать свою жизнь и реализовывать свои планы;

7) способность изменять поведение в зависимости от жизненных ситуаций и обстоятельств.

Болезнь, напротив, можно определить как сужение, исчезновение или нарушение критериев здоровья, т. е. как особый случай здоровья.

В определении болезни существуют две точки зрения:

1) болезнь есть любое состояние, диагностированное профессионалом;

2) болезнь есть субъективное ощущение себя больным.

В первом случае болезнь рассматривается как оцениваемое по объективным признакам расстройство функционирования. Но по поводу многих болезней люди не обращаются к профессионалам, да и объективных стандартов функционирования человека не существует (во многих случаях профессионалы не могут прийти к единому пониманию болезненного состояния).

Второй подход тоже имеет свои ограничения: сообщаемое пациентом состояние скорее отражает проблемы пациента, а не само расстройство. К тому же при ряде тяжелых соматических состояний изменений самочувствия может и не быть (например, туберкулез).

Понятие болезни не столько представляет собой отражение объективного состояния человека, сколько выступает общим теоретическим и социальным конструктом, с помощью которого обычные люди и специалисты пытаются определить и понять возникающие нарушения здоровья. Сначала люди определяют, что считать болезнью, а затем начинают исследовать и лечить ее.

Конструкт болезни, существующий в европейской культуре, можно выразить следующим образом:

Как же понять, что норма, а что патология? - student2.ru

Таким образом, конструкт болезни предполагает такую последовательность: причина - дефект - картина - следствия. Он является прообразом для выдвижения гипотез, объяснения нарушений и воздействия на причины. Увидев следствия и общую картину отклонений в психической деятельности или поведении, мы, следуя конструкту болезни, начинаем предполагать, что за этими внешними признаками кроется какой-либо дефект в самом человеке, который, в свою очередь, вызван определенными причинами.

Наши рекомендации