Как же понять, что норма, а что патология?
1) Статистически-адаптационный подход.
Суть: Понимание нормы как, во-первых, чего-то среднего, устоявшегося, не выделяющегося из массы и, во-вторых — наиболее приспособленного, адаптированного к окружающей среде.
Критика: К. Домбровский считает, что способность всегда приспосабливаться к новым условиям и на любом уровне свидетельствует о моральной и эмоциональной неразвитости.
2) Принятие негативных критериев нормы.
Суть: норма понимается как отсутствие каких-либо выраженных патологических симптомов. Если у человека не обнаруживается этих симптомов, значит, он нормален, значит, он здоров.
Критика: Понятно, что данный подход очерчивает границы круга, в котором следует искать специфику нормы, однако сам на эту специфику никоим образом не указывает.
3) Подход с позиций культурного релятивизма.
Суть: О норме и патологии можно судить лишь на основании соотнесения особенностей культуры определенных социальных групп, к которым принадлежат исследуемые индивиды: то, что вполне нормально для одной социальной группы, для другой будет выглядеть как патология.
Критика:По суждению В. В. Лучкова и В. Р. Рокитянского, поведение индивида регулируется не единым набором норм, а множеством требований, не совпадающих и подчас не согласуемых друг с другом (требования семьи, рабочего коллектива, социальной среды и т. п.).
Описательный подход.
Суть: Описательный подход пытается выделить то позитивное, что несет в себе нормальная личность. Вместо психиатрической терминологии стали звучать общечеловеческие принципы и понятия. Например, свойства здоровой личности: интерес к внешнему миру, наличие «жизненной философии», способность юмористически окрашивать действительность и т.д.
Критика: Во-первых, большинство описаний не соотнесено с психологическим категориальным аппаратом и потому не может быть непосредственно использовано научной психологией. Во-вторых, описывается готовая личность, и ничего не говорится о том процессе, который привел к ее появлению.
Гуманистический подход:
(Бюллер, Гольдштейн, Олпорт, Маслоу, Роджерс и др.).
Суть: Особо подчеркивалась роль самосознания в нормальном развитии, стремление здоровой личности к совершенствованию, ее уникальность и т. п.
Критика: Г. Олпорт смещал свое внимание в исследованиях на выдающихся, творческих, прогрессивных представителей человечества.
6) Затушевывание проблемы критериев нормы. Описание индивида только как особенного, уникального в своем роде:
а) Экзистенциалисты при этом упирали на уникальность внутреннего мира человека, на необходимость интуитивного проникновения, творческого сопереживания для его познания.
б) Антипсихиатры рассматривали психических больных как жертв плохого общества, которое признает сумасшедшим того, кто не соглашается с религией и государством. Движение, лидерами которого стали Д. Купер, Р. Лэинг, Т. Шаш, требовало отмены больничных порядков, терминов «психиатрия», «психиатр».
в) Область малой психиатрии,то естьобласть пограничных между нормальными и патологическими состояниями психики порождала колеблющиеся, зыбкие взгляды на разграничения патологии и нормы.
Отклонение от нормы можно называть патологией.
Патология -нарушение функционирования организма на биологическом уровне.
Патос с греческого –страдание.
Патология своими словами - отклонение от нормы, при которой человек страдает.
На сегодняшний день чаще употребляется слово – расстройство - отсутствие или нарушение, существовавшего ранее обычного для человека состояния.
Подходы к определению нормы
1) Норма статистическая: типичный, наиболее часто встречающийся уровень функционирования организма или личности, свойственный большинству людей.
Пример : посмотрели температуру тела у выборки. Среднее – 36.6. Хотя есть люди, у которых базовая 35.5.
Норма может меняться, например: Норма уровня сахара в крови натощак сейчас 5.5 или 6.0. Раньше крайняя граница нормы была 5.0, край 5.5.
2) Оценочное содержание нормы -нормой считается некоторый идеальный образец.
Пример:раньше был образец женской красоты90-60-90. Большинство женщин такие параметры не имеют.Эту норму задает группа экспертов.
Индекс массы телатоже задается экспертами.
Заниматься спортомкак можно чаще.
Количество шагов в день, около 10 тысяч шагов.
3) Функциональные нормы – оценивают состояние человека с точки зрения возможности достижения определенной цели.
Пример: Выявили панкреатит, гастрит и т.д. у человека на профосмотре, для работы он здоров, но на самом деле нет.
Но крановщицей нельзя работать с высоким давлением!
4) Индивидуальные нормы – предполагает сравнение состояния человека не с другими людьми, а с состоянием, в котором он пребывал ранее, которое соответствует его личным установкам, ценностям, обстоятельствам жизни.
Пример: У человека температура тела 35.5 – норма. А какое у вас давление рабочее?
5) Социальные – контролирует поведение человека, заставляя его соответствовать некоторому желаемому или установленному властью образцу.
Понятия здоровье и болезнь.
- Негативное определение здоровья – отсутствие патологии и соответствие норме
+ Позитивное определение здоровье - не сводит к простому отсутствию болезни, а пытается раскрыть его автономное от болезни содержание, то есть:
Здоровье – это такое состояние человека, при котором:
1)Сохранены структурные и функциональные характеристики организма (все органы присутствуют, все функционирует)
2)Имеется высокая приспособляемость в привычной природной и социальной среде (погода резко изменилась, у кого-то голова болит, давление поднялось и т.д. – не норма, а если при переезде в другой климат болит – норма)
3)Сохраняется эмоциональное и социальное благополучие
Критерии психического здоровьяпо определению Всемирной организации здравоохранения:
1) осознание и чувство непрерывности, постоянства своего "Я";
2) чувство постоянства переживаний в однотипных ситуациях;
3) критичность к себе и к результатам своей деятельности;
4) соответствие психических реакций силе и частоте средовых воздействий;
5) способность управления своим поведением в соответствии с общепринятыми нормами;
6) способность планировать свою жизнь и реализовывать свои планы;
7) способность изменять поведение в зависимости от жизненных ситуаций и обстоятельств.
Болезнь, напротив, можно определить как сужение, исчезновение или нарушение критериев здоровья, т. е. как особый случай здоровья.
В определении болезни существуют две точки зрения:
1) болезнь есть любое состояние, диагностированное профессионалом;
2) болезнь есть субъективное ощущение себя больным.
В первом случае болезнь рассматривается как оцениваемое по объективным признакам расстройство функционирования. Но по поводу многих болезней люди не обращаются к профессионалам, да и объективных стандартов функционирования человека не существует (во многих случаях профессионалы не могут прийти к единому пониманию болезненного состояния).
Второй подход тоже имеет свои ограничения: сообщаемое пациентом состояние скорее отражает проблемы пациента, а не само расстройство. К тому же при ряде тяжелых соматических состояний изменений самочувствия может и не быть (например, туберкулез).
Понятие болезни не столько представляет собой отражение объективного состояния человека, сколько выступает общим теоретическим и социальным конструктом, с помощью которого обычные люди и специалисты пытаются определить и понять возникающие нарушения здоровья. Сначала люди определяют, что считать болезнью, а затем начинают исследовать и лечить ее.
Конструкт болезни, существующий в европейской культуре, можно выразить следующим образом:
Таким образом, конструкт болезни предполагает такую последовательность: причина - дефект - картина - следствия. Он является прообразом для выдвижения гипотез, объяснения нарушений и воздействия на причины. Увидев следствия и общую картину отклонений в психической деятельности или поведении, мы, следуя конструкту болезни, начинаем предполагать, что за этими внешними признаками кроется какой-либо дефект в самом человеке, который, в свою очередь, вызван определенными причинами.