Этические модели в медицине.
1) МОДЕЛЬ ГИППОКРАТА(принцип «не навреди»).
Возникла в Древней Греции.
Первой формой врачебной этики были моральные принципы врачевания Гиппократа изложенные им в «Клятве», а также в книгах «О законе», «О врачах», «О благоприличном поведении», «Наставления» и др. (Врач давал клятву)
Способность врачевать свидетельствовала о «божественной» избранности. Считается, что Гиппократ был сыном одного из жрецов бога Асклепия — Гераклида, который дал ему первоначальное медицинское образование.
Речь шла:
· об обязательствах перед учителями, коллегами и учениками,
· о гарантиях непричинения вреда
· об отрицательном отношении к убийству и эвтаназии, абортам
· об отказе от интимных связей с пациентами
· о врачебной тайне
Большое внимание Гиппократ уделял облику врача, не только моральной, но и внешней (одежда, опрятность) респектабельности, что было связано с необходимостью формирования доверия обращающихся к врачебной касте.
2) МОДЕЛЬ ПАРАЦЕЛЬСА(принцип «делай добро»).
Средние века. (1493-1541 гг.). Учет индивидуальных особенностей личности, признание глубины ее душевных контактов с врачом.
Развивается патернализм как тип взаимосвязи врача и пациента. (pater — «отец). Врач должен быть как отец – авторитетный, заботливый. А пациент – должен слушаться. Важность доверительных отношений между врачом и пациентом. Парацельс писал: «Сила врача — в его сердце, работа его должна руководствоваться Богом и освещаться естественным светом и опытностью; важнейшая основа лекарства — любовь».
3) ДЕОНТОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ(принцип «соблюдения долга»).
Впервые термин «деонтология» («deontos» — должное, «logos» — учение) ввел английский философ Бентам (1748-1832), обозначая этим понятием науку о долге.
Основой деонтологии является отношение к больному таким образом, каким бы в аналогичной ситуации хотелось, чтобы относились к тебе.
Термин «деонтология» ввел в советскую медицинскую науку в 40-х годах XX в. Петров для обозначения реально существующей области медицинской практики — врачебной этики, — которая была «отменена» в России после революции 1917 г. за ее связь с религиозной культурой.
«Соблюдать долг» — это значит выполнять определенные требования. Если человек способен действовать по безусловному требованию «долга», то такой человек соответствует избранной им профессии, если нет, то он должен покинуть данное профессиональное сообщество. Врач – это морально нравственный идеал.
Наборы «точно сформулированных правил поведения»разработаны практически для каждой медицинской специальности. К середине XX в.— появляются международные документы, регламентирующие поведение врача: Женевская декларация (1948), Международный кодекс медицинской этики (Лондон, 1949), Хельсинская декларация (1964), Токийская декларация (1975) и др.
4) БИОЭТИКА(принцип «уважения прав и достоинства личности»).
60-70-х гг. XX в. Термин «биоэтика» (этика жизни), был предложен Ван Ренселлером Поттером в 1969 г.
Модель, в которой впервые пациент оставляет за собой право принимать решения, связанные с его здоровьем и медицинским лечением. Врач и пациент совместно разрабатывают стратегию и методы лечения. Основана на признании прав и свободы человека. Врач говорит о диагнозе пациента и не скрывает его. Пациент сам решает – лечиться ему или нет, рожать больного ребенка или нет.
Существует конфликт «права плода на жизнь» и «права женщины на аборт», проблема «эвтаназии», вступающее в противоречие с правом врача исполнить не только профессиональное правило «не навреди», но и заповедь — «не убий».
Современной формой медицинской этики является биомедицинская этика, работающая ныне в режиме всех четырех исторических моделей — модели Гиппократа и Парацельса, деонтологической модели и биоэтики. Связь научно-практической деятельности и нравственности — одно из условий существования и выживания современной цивилизации.
Проблема нормы и патологии
Пример проблемы: Студенты не видели в больных ничего особенно «патологического». Вместо ожидаемых «сумасшедших», перед ними оказывались вполне «нормальные люди», которые вели себя «как все». А то, что они могли вдруг начать с жаром говорить о преследовании их со стороны соседей или инопланетян, казалось студентам поправимым, для чего надо лишь найти действенный способ убедить их, что они заблуждаются.