Предмет и объект клинической психологии.

Предмет и объект клинической психологии.

Парфенов:

Объект - больной, это страдающий человек, у которого нарушено физическое, душевное, социальное благополучие

Предмет – особенности психической деятельности больного, в их значении для патогенетической и дифференциальной диагностики болезни, оптимизации лечения, укрепления и сохранения здоровья.

Перре и Бауманн:

Предмет – психические расстройства и психологические аспекты соматических расстройств

Бастине:

Предметная триада –

1) Психические расстройства (шизофрения, депрессия, невроз, психоз)

2) Психологические аспекты соматических заболеваний( настроение, память, внимание при ОРЗ, ВИЧ, онкологических заболеваниях ).

3) Психические кризисы(Бывают нормативные и ненормативные. Нормативные это возрастные, бывают у всех. Ненормативные: ДТП, болезнь, смерть).

Карвасарский:

Объект – человек с трудностями адаптации и самореализации.

(Трудности связаны не только с физическим, но и социальным и духовным состоянием)

Предмет –многообразныеособенности психики личности, а так же социально-психологические феномены.

2. Основные определения клинической психологии в отечественной и зарубежной науке.

Сам термин "клиническая психология" появился в 1896 году, когда американский психолог Лайтнер Уитмер (Ligthner Witmer), обучавшийся в Институте экспериментальной психологии В. Вундта, по возвращении из Лейпцига основал первую в мире психологическую клинику при университете штата Пенсильвания в США.

Клиническая психология –это область психологии, изучающая вопросы теории и практики медицины, которые связаны с психологией, а так же вопросы психологии больных людей, имеющие отношения к задачам диагностики, лечения и профилактики болезни. (Кулганов, Белов, Парфенов)

Клиническая психология –это часть психологической науки, которая использует концептуальный аппарат психологии, изучает психологические нарушения при психических и соматических расстройствах, а так же отклонениях развития (включая проявления, динамику, психологические и нейропсихологические факторы, механизмы этих нарушений ) разрабатывает принципы и методы психологической диагностики, профилактики и помощи, при различных нарушениях психики, при этом клиническая психология опирается на психологические знания о нормальном развитии и функционировании психики. (А. Б. Холмогорова)

Клиническая психологияесть частная психологическая дисциплина, предмет которой — психические расстройства (нарушения) и психические аспекты соматических расстройств/болезней. (Перре и Бауманн)

Основные направления клинической психологии.

Главные три раздела:

1) + Патопсихология – изучает расстройства психических процессов (Зейгарник Блюма Вульфовна). «Патос» с греческого–страдание.

Справка: Эффект Зейгарник: Психологический эффект, заключающийся в том, что человек лучше запоминает прерванные действия, чем завершенные.

2) + Нейропсихология – изучает мозговые механизмы разных психических процессов. (Основатель – Александр Романович Лурия.)

Бывает: Реабилитационная, клиническая, детского и пожилого возраста.

3) Психосоматика/психология телесности.

Психосоматика исследует проблемы больных соматическими расстройствами, в происхождении и течении которых большую роль играет психологический фактор.

Есть и другие разделы:

4) Пренатальная психология –сопровождение беременности.

Справка: Гроф изучал ЛСД. Считал, что человек ощущает чувства как при своем рождении.

5) + Психология аномального развития:6 вариантов аномального развития. (Умственная отсталость, ЗПР и т.д.)

Психологическое сопровождение лечебного процесса.

Врач сказал, что вы меня переживете и умер. За ним умер и пациент. Пациенты очень зависят от слов врача.

7) Клиническая психология в экспертной практике.

· ПМПК (психолого-медико-педагогическая экспертиза – выявление нарушений для того, чтобы подобрать условия, которые оптимально подходят обучающемуся).

· Военная комиссия.

· Трудовая экспертиза.

P.S. «+» значит, что это мы изучили

Большую роль в становлении клинической психологии как науки сыграли идеи Л.С. Выготского, которые были в дальнейшем развиты в общей психологии его учениками и сотрудниками А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, П.Я. Гальпериным, и другими.

Развитию клинической психологии в России серьезно способствовали такие выдающиеся отечественные деятели науки как В.П. Осипов, Г.Н. Вырубов, И.П. Павлов, В.Н. Мясищев. Значительный научный и организационный вклад в развитие клинической психологии в России в последние годы внёс ученик Мясищева Б.Д. Карвасарский.

Важную роль в развитии отечественной клинической психологии сыграл А.Ф. Лазурский – организатор собственной психологической школы. Благодаря ему естественный эксперимент был внедрен в клиническую практику, хотя разрабатывался им первоначально для педагогической психологии.

Наиболее разработанными в 60-х гг. ХХ в. были следующие разделы клинической психологии:

1. патопсихология, возникшая на стыке психологии, психопатологии и психиатрии (Б.В. Зейгарник, Ю.Ф. Поляков и др.);

2. нейропсихология, сформировавшаяся на границе психологии, неврологии и нейрохирургии (А.Р. Лурия, Е.Д. Хомская и др.).

В настоящее время клиническая психология является одной из наиболее популярных прикладных отраслей психологии и имеет большие перспективы развития, как за рубежом, так и в России.

Пример:

· ПМПК. Экспертиза, после которой ребенку помогают избавиться от проблем, например проблемы с дикцией. Так как затем может страдать написание слов.

· Бывает трудовая экспертиза – может работать или нет.

· Судебная – с кем ребенок после развода будет проживать.

Консультативная.

Например:

· Доабортное консультирование. Женщина в начале беременности эмоционально неустойчива, решение надо принять в очень короткие сроки. Данные статистики 2014-2015 года: влияние доабортного консультирования – аборты сократились на 50 или 60 тысяч.

· Паллиативная помощь. Психологи объясняют родителям, как говорить с ребенком о смерти, стоит или нет и т.д.

4. Коррекционная.Чаще касается работы с детьми.

Например: ребенок соматически ослаблен, заболевание сердца, в связи с чем страдает самооценка. Психолог помогает сформировать адекватную самооценку.

5. Реабилитационная- устранение утраченных функций

Например: Афозия –нарушение речи уже сформированы, например, после инсульта.

6. Профилактическая– активность психолога направлена на здоровых людей, чтобы они здоровье свое поддерживали.

Например: родительские школы, когда их учат общаться с будущим ребенком, как его воспитывать и тд. То есть у родителей все хорошо, их учат как делать так, чтобы и дальше все было хорошо.

Научно-исследовательская.

· Например, раньше ребенка считали невоспитанным, а теперь это синдром СДВГ.Значит наука не стоит на месте.

· Решается вопрос: как помочь детям с аутизмом?

· Изучаются новые виды зависимостей (селфи и т.д.)

· Изменяются термины: МКБ 10 – международный классификатор болезней.

Термины «дебильность», «имбецильность» и «идиотия» полностью исключены из МКБ-10. Это сделано в связи с тем, что они вышли за сугубо медицинские рамки, стали играть социальный (негативный) оттенок. Вместо них предложено использовать исключительно нейтральные термины, количественно отражающие степень умственной отсталости.

Справка:

Рубрика (МКБ-10) Степень умственной отсталости (МКБ-10) Традиционный термин (МКБ-9) Коэффициент интеллекта Психологический возраст
F70 Лёгкая Дебильность 50—69 9—12 лет
F71 Умеренная Нерезко выраженная имбецильность 35—49 6—9 лет
F72 Тяжёлая Выраженная имбецильность 20—34 3—6 лет
F73 Глубокая Идиотия до 20 до 3 лет

Проблема нормы и патологии

Пример проблемы: Студенты не видели в больных ничего особенно «патологического». Вместо ожидаемых «сумасшедших», перед ними оказывались вполне «нормаль­ные люди», которые вели себя «как все». А то, что они могли вдруг начать с жаром говорить о преследовании их со стороны со­седей или инопланетян, казалось студентам попра­вимым, для чего надо лишь найти действенный способ убедить их, что они заблуждаются.

Описательный подход.

Суть: Описательный подход пытается выделить то позитивное, что несет в себе нормальная личность. Вместо психиатрической терминологии стали звучать общечеловеческие принципы и понятия. Например, свойства здоровой личности: интерес к внешнему миру, наличие «жизнен­ной философии», способность юмористически окрашивать действительность и т.д.

Критика: Во-первых, большинство описаний не соотнесено с психологическим категориальным аппа­ратом и потому не может быть непосредственно исполь­зовано научной психологией. Во-вторых, описывается готовая личность, и ничего не говорится о том процессе, ко­торый привел к ее появлению.

Гуманистический подход:

(Бюллер, Гольдштейн, Олпорт, Маслоу, Роджерс и др.).

Суть: Особо подчеркивалась роль само­сознания в нормальном развитии, стремление здоровой личности к совершенствованию, ее уникальность и т. п.

Критика: Г. Олпорт смещал свое внимание в исследованиях на выдающихся, творческих, прогрессивных представителей челове­чества.

6) Затушевывание проблемы критериев нормы. Описание индивида только как особенного, уникального в своем роде:

а) Экзистен­циалисты при этом упирали на уникальность внутреннего мира человека, на необходимость интуитив­ного проникновения, творческого сопереживания для его познания.

б) Антипсихиатры рассматривали психических больных как жертв плохого общества, которое признает сумасшедшим того, кто не соглашается с религией и государством. Движение, лидерами которого стали Д. Купер, Р. Лэинг, Т. Шаш, требовало отмены больничных порядков, терминов «психиатрия», «психиатр».

в) Область малой психиатрии,то естьобласть пограничных между нормальными и патологическими состояниями психики порождала колеблю­щиеся, зыбкие взгляды на разграничения патологии и нормы.

Отклонение от нормы можно называть патологией.

Патология -нарушение функционирования организма на биологическом уровне.

Патос с греческого –страдание.

Патология своими словами - отклонение от нормы, при которой человек страдает.

На сегодняшний день чаще употребляется слово – расстройство - отсутствие или нарушение, существовавшего ранее обычного для человека состояния.

Подходы к определению нормы

1) Норма статистическая: типичный, наиболее часто встречающийся уровень функционирования организма или личности, свойственный большинству людей.

Пример : посмотрели температуру тела у выборки. Среднее – 36.6. Хотя есть люди, у которых базовая 35.5.

Норма может меняться, например: Норма уровня сахара в крови натощак сейчас 5.5 или 6.0. Раньше крайняя граница нормы была 5.0, край 5.5.

2) Оценочное содержание нормы -нормой считается некоторый идеальный образец.

Пример:раньше был образец женской красоты90-60-90. Большинство женщин такие параметры не имеют.Эту норму задает группа экспертов.

Индекс массы телатоже задается экспертами.

Заниматься спортомкак можно чаще.

Количество шагов в день, около 10 тысяч шагов.

3) Функциональные нормы – оценивают состояние человека с точки зрения возможности достижения определенной цели.

Пример: Выявили панкреатит, гастрит и т.д. у человека на профосмотре, для работы он здоров, но на самом деле нет.

Но крановщицей нельзя работать с высоким давлением!

4) Индивидуальные нормы – предполагает сравнение состояния человека не с другими людьми, а с состоянием, в котором он пребывал ранее, которое соответствует его личным установкам, ценностям, обстоятельствам жизни.

Пример: У человека температура тела 35.5 – норма. А какое у вас давление рабочее?

5) Социальные – контролирует поведение человека, заставляя его соответствовать некоторому желаемому или установленному властью образцу.

Понятия здоровье и болезнь.

- Негативное определение здоровья – отсутствие патологии и соответствие норме

+ Позитивное определение здоровье - не сводит к простому отсутствию болезни, а пытается раскрыть его автономное от болезни содержание, то есть:

Здоровье – это такое состояние человека, при котором:

1)Сохранены структурные и функциональные характеристики организма (все органы присутствуют, все функционирует)

2)Имеется высокая приспособляемость в привычной природной и социальной среде (погода резко изменилась, у кого-то голова болит, давление поднялось и т.д. – не норма, а если при переезде в другой климат болит – норма)

3)Сохраняется эмоциональное и социальное благополучие

Критерии психического здоровьяпо определению Всемирной организации здравоохранения:

1) осознание и чувство непрерывности, постоянства своего "Я";

2) чувство постоянства переживаний в однотипных ситуациях;

3) критичность к себе и к результатам своей деятельности;

4) соответствие психических реакций силе и частоте средовых воздействий;

5) способность управления своим поведением в соответствии с общепринятыми нормами;

6) способность планировать свою жизнь и реализовывать свои планы;

7) способность изменять поведение в зависимости от жизненных ситуаций и обстоятельств.

Болезнь, напротив, можно определить как сужение, исчезновение или нарушение критериев здоровья, т. е. как особый случай здоровья.

В определении болезни существуют две точки зрения:

1) болезнь есть любое состояние, диагностированное профессионалом;

2) болезнь есть субъективное ощущение себя больным.

В первом случае болезнь рассматривается как оцениваемое по объективным признакам расстройство функционирования. Но по поводу многих болезней люди не обращаются к профессионалам, да и объективных стандартов функционирования человека не существует (во многих случаях профессионалы не могут прийти к единому пониманию болезненного состояния).

Второй подход тоже имеет свои ограничения: сообщаемое пациентом состояние скорее отражает проблемы пациента, а не само расстройство. К тому же при ряде тяжелых соматических состояний изменений самочувствия может и не быть (например, туберкулез).

Понятие болезни не столько представляет собой отражение объективного состояния человека, сколько выступает общим теоретическим и социальным конструктом, с помощью которого обычные люди и специалисты пытаются определить и понять возникающие нарушения здоровья. Сначала люди определяют, что считать болезнью, а затем начинают исследовать и лечить ее.

Конструкт болезни, существующий в европейской культуре, можно выразить следующим образом:

Предмет и объект клинической психологии. - student2.ru

Таким образом, конструкт болезни предполагает такую последовательность: причина - дефект - картина - следствия. Он является прообразом для выдвижения гипотез, объяснения нарушений и воздействия на причины. Увидев следствия и общую картину отклонений в психической деятельности или поведении, мы, следуя конструкту болезни, начинаем предполагать, что за этими внешними признаками кроется какой-либо дефект в самом человеке, который, в свою очередь, вызван определенными причинами.

Методы нейропсихологии.

Выделяют 2 группы методов:

1. Первая группа методов (научные) -сравнительно – анатомический, раздражения и разрушения.

- Сравнительно - анатомический метод исследования разрешает выяснять зависимость способов жизни, поведения животных от особенностей строения их нервной системы, с помощью метода были выяснены принципы работы мозга, а также строение коры больших полушарий.

- Метод раздражения предполагает анализ особенностей ВПФ(высшие психические ф-ции) при воздействии на мозг. Выделяют: прямое раздражение, непрямое раздражение и раздражение отдельных нейронов.

1. Метод прямого раздражения - это непосредственное воздействие на отдельные участки коры с помощью электрического тока или механическими, химическими раздражителями

Однако, метод имеет ограничения у человека. Поэтому появляется метод непрямом раздражении.

2. Метод непрямого раздражения или непрямой стимуляции коры - выявляет изменения электрической активности участков мозга при воздействии различных факторов

3. Метод разрушения (или выключения) - предполагает разрушение определенной области мозга животного и наблюдение за особенностями его поведения, у человека метод применим во время нейрохирургических операций, ранений мозга.

2. Вторая группа методов (методы практической деятельности) –используют психологи, логопеды, детских невропатологи, педагоги.

Выделяют 3 подхода:

1.Предложенный А. Р. Лурия (основоположник нейропсихологии в России) метод синдромного анализа или "батарея Луриевских методов".

Метод основан на системном подходе и качественном анализе дефекта познавательных процессов и личностных особенностей (речи, мышления, письма, счета, памяти), произвольных движений и действий.

Двигательные функции

Кинетический (динамический) праксис

1. «Кулак — ребро — ладонь». И.: «Делай, как я». Далее выполняется последовательный ряд движений (рис. 3); меняются лишь позы, сама рука не меняет месторасположения.

Два раза вы делаете задание вместе с ребенком медленно и молча, потом предлагаете ему сделать самому и в более быстром темпе. Затем то же с зафиксированным языком и с закрытыми глазами. Поочередно обследуются обе руки. При необходимости можно предложить ребенку те же движения, но в измененной последовательности, например, «ребро—ладонь —кулак».

2. Графическая проба «Заборчик».

Вы рисуете ребенку образец: Предмет и объект клинической психологии. - student2.ru

И.: «Продолжи узор, не отрывая карандаш от бумаги». Условия те же, что и в пункте 1.

3. И.: «Напиши: Мишина машина; у Миши шишка; слушайте тишину».

4. Реципрокная координация рук.

И.: «Положи руки так же на стол (рис. 4). Делай, как я». Несколько раз вы делаете задание вместе с ребенком, потом предлагается ему сделать самому. Условия те же, что и в пункте 1.

5. Оральный кинетический праксис. И.: «Делай, как я».

Эксп., например: 1) несколько раз щелкает языком, 2) дважды свистит и щелкает языком; хмурится и улыбается; 3) дотрагивается языком до левого, затем — до правого угла рта, затем надувает щеки.

Пространственный праксис

1. Проба Хэда. Эксп. и ребенок сидят напротив друг друга. И.: «То, что я буду делать правой рукой, ты будешь делать своей (прикоснуться) правой рукой, то, что я буду делать левой рукой, ты будешь делать своей (прикоснуться) левой рукой».

Предлагается выполнение сначала одноручных (Эксп. постоянно меняет руки), затем двуручных проб, отраженных на рис. 5.

Зрительный гнозис

1. Восприятие предметных, реалистических изображений.

Перед ребенком открывается с. 1 «Альбома». И.: «Что здесь нарисовано?» Уже здесь важно отметить, нет ли у ребенка тенденции к инверсии вектора восприятия (следит глазами справа налево и/или снизу вверх). Далее открывается с. 2 — 3 (в развороте) и ребенку предлагается назвать в том же порядке показанные Эксп. два (потом три) изображения, расположенных в разных местах альбома.

2. Перечеркнутые изображения

3. Фигуры Поппельрейтера (наложенные изображения).

4. Незавершенные изображения

5. Химерные изображения (В случае, если ребенок не сразу видит «подвох», следует задать вопрос: «Это все? Все нарисовано правильно?».)

6. Лицевой гнозис (с. 12). И.: «Кто здесь изображен?» После перечисления Эксп. задает более трудный вопрос: «Чем отличаются (показ) эти люди?»; ребенка просят указать на разницу в возрасте, одежде, прическе и т.д.

7. Эмоциональный гнозис (с. 13— 15). И.: «Кто здесь нарисован и каково состояние (что чувствует) каждого из персонажей?»

8. Цветовой гнозис. И.: «Какой это цвет? Напиши красным (желтым, синим) карандашом».

9. Сюжетные картинки «Лето», «Прорубь», «Окно» (с. 16— 18), серийные — по Н.Радлову и Х.Бидструпу (с. 19 — 26). И.: «Что здесь случилось?» Подбор серийных картинок обязательно должен соответствовать возрасту ребенка.

Слуховой гнозис

1. При исследовании слухового гнозиса можно обратиться к восприятию различных бытовых и природных шумов, звуков различной высоты и длительности, различению голосов (тембра, высоты, интонаций) и т.д.

2. Восприятие ритмов. И.: «Сколько раз я стучу?» (2, 3, 4 коротких и/или длинных ударов). И.: «По сколько раз я стучу?» (по 2, по 3 удара). И.: «Сколько сильных и сколько слабых ударов я делаю?»

3. Воспроизведение ритмов. И.: «Постучи, как я».

Выполняется сначала одной, затем другой рукой по образцам, заданным в двух предыдущих пунктах. В данном случае необходимо дифференцировать недостаточность собственно слухового гнозиса от затруднений ребенка в кинетическом воплощении заданной программы той или другой рукой.

Память

Слухоречевая память

Эталоны для исследования слухоречевой памяти представлены на с. 44 («2 группы по 3 слова» и «6 слов») и на с. 47 — 49 («Галка и голуби» и т.д.). Ясно, что Эксп. должен использовать один из наборов, а другие применить, например, для отслеживания ребенка в динамике.

1. «2 группы по 3 слова». (Тест на запоминание двух конкурирующих групп, т.е. исследование влияния гомогенной интерференции.) И.: «Повтори за мной: дом, лес, кот». Ребенок повторяет. «Повтори еще слова: ночь, игла, пирог». Ребенок повторяет.

Затем Эксп. спрашивает: «Какие слова были в первой группе?». Ребенок отвечает. «Какие слова были во второй группе?» Ребенок отвечает. Если ребенок не может развести слова по группам, задается более простой вопрос: «Какие вообще были слова?»

При неполноценном выполнении задания, оно воспроизводится до 4 раз.

После этого проводится гетерогенная интерференция (3 — 5 мин). Таковой может служить, например, счет от 1 до 10 и обратно, вычитание, сложение; для ребенка старше 10 лет — серийный счет «100 — 7» и т.д. По окончании интерферирующего задания ребенка просят повторить слова, которые были даны в первой и во второй группах, без их предъявления.

2. «6 слов».

И.: «Я скажу тебе несколько слов, а ты постарайся их запомнить в том же порядке. Слушай: рыба, печать, дрова, рука, дым, ком». Ребенок повторяет.

При неудачном воспроизведении тест повторяется до 4 раз.

Затем проводится гетерогенная интерференция (3 — 5 мин). Таковой может служить таблица умножения, нахождение чисел и ряда цифр в таблице Шульте или попеременное вычитание из 30 то 1, то 2 и т.д.

Далее без предъявления Эксп. спрашивает: «Какие слова мы запоминали?» Ребенок отвечает.

Нормативы эффективности выполнения данного теста такие же, как и в пункте 1, но в качестве обязательного добавляется условие удержания эталонного порядка слов.

3. «Рассказ» И.: «Я расскажу тебе короткий рассказ, а ты постарайся его пересказать как можно точнее». Эксп. рассказывает один из предложенных в «Альбоме» рассказов. Ребенок повторяет. При неполном пересказе обязательны наводящие вопросы для оценки продуктивности пассивной и активной памяти ребенка.

4. Пиктограмма

Зрительная память

1. «6 фигур». Перед ребенком на 10—15 с выкладывается набор из 6 фигур. И.: «Посмотри внимательно на эти фигурки и постарайся их запомнить как можно точнее».

2. «6 букв».
Инструкция и условия проведения теста, как и в пункте 1 А, Б. Эталоны для исследования запоминания букв (используется один из предложенных ниже 1 вариантов):
1) ЕИРКГУ; 2) ДЯВСРЛ; 3) НЮБКИЬ; 4) ОУЗТЩЧ.

3. Сюжетная картинка «Лето» (с. 16).
Перед ребенком на 20 с кладется картинка «Лето». И.: «Рассмотри внимательно всю картинку и постарайся запомнить, как бы сфотографировать ее». После чего эталон убирается и ребенку задаются вопросы:
Какое время года на картинке? Сколько там человек? Что происходит здесь? (Указывается левый нижний угол, там нарисован пруд.) Что находится в пруду и рядом с ним? И тп.

Речевые функции

1. Автоматизированная речь.

Ребенка просят перечислить дни недели, месяцы, времена года (в более старшем возрасте — в обратном порядке); посчитать от 1 до 10 и обратно; назвать свой адрес, имя мамы, бабушки и т. п.

2. Фонематический слух.

И.: «Повторяй за мной:б-п, д-т, з-с и т.п.; ба-па, ра-ла, да-та-да; ба-бу-бо; дочка —точка, бочка —почка, коза —коса; скороговорки...»

3. Речевая артикуляция и кинетика.

И.: «Повторяй за мной: б-м, д-л-н, г-к-х; тпру; слон —стол —стон, би-ба-бо, бо-би-ба; дом —том, кора —гора, меч —печь; половник —полковник, полковник —поклонник, сыворотка из-под простокваши, портной строчит строчку (другие скороговорки)».

4. Номинативные процессы.

И.: «Что это такое? Как это называется?» Ребенка просят назвать части тела, которые вы показываете на нем, на себе и на картинке; любые изображения, действия, качества, используя стимульный материал «Альбома»; цвета и т.д.

5. Понимание логико-грамматических («квазипространственных») конструкций.

И.: «Правильно ли я говорю: за летом осень; перед весной лето; облако под землей, над деревом трава?» Здесь верные грамматические конструкции обязательно должны чередоваться с неправильными.

6. Построение самостоятельного речевого высказывания.

Этот аспект речевой функции оценивается по уровню продуктивности спонтанной речи ребенка в беседе, при описании сюжетных картин. Учитывается, насколько он способен к разворачиванию собственной речевой активности или же его речь носит репродуктивную форму, т.е. выстраивается как ответы на ваши вопросы.

Письмо, чтение и счет

Письмо

Все задания выполняются и правой и левой рукой.

1. Написание отдельных букв и слогов. Списывание и написание слов, упроченных в опыте: собственное имя, мама, домашняя работа и т.д.

2. Написание отдельных слов и словосочетаний: машина, Мишина машина; гвоздь, кораблекрушение, гвоздь—кость, гвоздь—грусть —гость, бочка —почка, почка —почта, бочка—почка —дочка» и т. п. Сначала задания выполняются в свободном режиме, потом с зафиксированным языком.

3. Написание предложений: «Портной строчит строчку», «Устроили экскурсию в Псков», «Лавировали корабли, пока не вылавировали».

Чтение

1. Прочтение простых и наложенных букв и цифр в «Альбоме»

2. Прочтение слогов, высокои малочастотных слов, неверно написанных слов и чисел

3. Прочтение рассказа

Счет

Исследование счета по существу уже описано выше в разных разделах. Это зрительный и пространственный цифровой гнозис, написание и чтение отдельных цифр и чисел, тест Шульте, воспроизведение числового ряда в прямом и обратном порядке; серийный счет «100 — 7» и «30— 1 и 2».

Интеллектуальные функции

1. Интерпретация содержания сюжетных картинок (симультанных, серийных) — мораль рассказов, понимание поговорок и метафор

2. А. «4-й лишний» (предметный) . И.: «Какой из этих предметов лишний?» После того как ребенок ответил правильно, вы спрашиваете: «Какодним словом назвать три оставшихся предмета или сказать о них одним предложением?»

3. Б. «4-й лишний» (вербальный) И.: та же, что и в пункте А, с той лишь разницей, что исключается лишнее слово.

4. А. Простые и сложные аналогии (предметные)
Б. Простые и сложные аналогии (вербальные)

5. Сравнение понятий И.: «Что общего и что разного у яблока и вишни?» или «Чем похожи и чем отличаются трамвай и автобус?»

6. Выделение существенных признаков . И.: «Выбери в скобках те слова, без которых основное слово не может существовать».

7. Тест Кэттела. И.: «Найди справа (показать) подходящее изображение для пустого квадрата».

Очевидно, что приведенные задания не выравнены по сложности и предназначены для разных возрастных категорий.

23 билет. Понятие нейропсихологической коррекции и абилитации.

Нейропсихологическая коррекция (нейрокоррекция) — комплекс специальных психологических методик, которые направлены на переструктурирование нарушенных функций мозга и создание компенсирующих средств для того, чтобы ребёнок мог в дальнейшем самостоятельно обучаться и контролировать своё поведение.

Нейропсихологическая коррекция предназначена для детей с самого раннего до школьного и подросткового возраста. Особенно она показана при таких видах дизонтогенеза, как ранний детский аутизм, умственная отсталость, задержка психического развития различных типов, общее нарушение развития, алалии, дизартрии, дизграфии, дислексии, СДВГ, ДЦП. В том числе, нейрокоррекция помогает и детям, испытывающих сложности в обучении в силу психологических причин (невротических расстройств, психосоматических расстройств, особенностей личности), при общем физическом недоразвитии, при школьной дезадаптации и стрессовых расстройствах.

Абилитация (отлат. habilis — быть способным к чему—либо) первоначальное формирование способности к чему-либо.

То есть абилитация — это процесс, цель которого помочь приобрести или развить еще несформированные функции и навыки.

Термин применяется преимущественно к детям раннего возраста с отклонениями в развитии, в отличие от реабилитации — возвращения способности к чему-либо, утраченной в результате болезни, травмы и др.

Коррекция и абилитация (развитие способностей) практически неразделимы в детском возрасте ввиду универсальных закономерностей единого онтогенетического процесса.

Понятие дизонтогенеза.

Дизонтогенез- это отклоняющееся от определенной нормы развитие

Понятие впервые было использовано 1927 году.

Ввел это понятие Швальбе.

Диз– отклонения, особенности развития

Онтогенез– цикл развития человека от рождения до смерти

· Дизартрия– нарушения артикуляции (каша во рту)

· Дискалькулия – трудно работать с цифрами

· Акалькулия – не может работать с цифрами

Выделяют разные виды ЗПР.

· Конституциональное – конституция тела-физическое развитие хиленькое, тощенькое, тело развивается медленнее, чем должно.

· Соматогенное – слабость физическая (Сома- тело)

· Психогенный– проблемы психические

· Церебрально-органического генеза- были какие- то трудности в развитии мозга. (Родовая травма и т.д.)

Психологическая помощь таким детям: ПМПК, нужно помочь в развитии памяти, тогда подтянем и мышление. Направить работу на коррекцию познавательных процессов. Режим дня, полноценное питание и тд.

Раньше таких детей собирали в коррекционный класс. С ними больше работали, чтобы преодолеть задержку в развитии к средней школе.

3) Поврежденное развитие –касается воздействием на мозг более старшего возраста. (От 2-3 лет).

Первичный дефект:Патологическое воздействие на мозг. Или распад уже усвоенных знаний и навыков (необратимый). Пример: неудачная травма, черепно-мозговые травмы, клещевой энцефалит (поселяет вирус в мозг и уничтожает там клетки). Симптомы – температура, иммунитет ухудшается, парализация, снижение зрения. Может быть необратимо.

Менингит – поражение мозга.

Деменция – распад сформированного мозга.

Вторичный дефект:Последними сформировались лобные доли. Лобные доли – регуляция и контроль, поэтому они нарушены. Характерно полевое поведение –это когда человек реагирует и откликается на разные стимулы во вне. Пример: идете вы по улице. Вы хотите похудеть, а вкусно запахло – съел.

4) Дефицитарное развитие -недоразвитие или повреждение отдельных анализаторных систем.

Пример: слепота, глухота, ДЦП (недоразвитие двигательной системы).

Первичный дефект -недоразвитие анализаторной системы

Вторичные дефекты- отсутствие речи, недоразвитие познавательных функций, задержка психического развития.

Работа с такими детьми: обращают внимание на сохранные анализаторные системы, работают с ними, они часто бывают гипер развиты.

Например: слепых детей обучают массажу. Тактильная сфера будет сильна. Можно идти в музыканты, будет хороший слух.

5) Искаженное развитие - сложные сочетания недоразвития, задержанного развития, ускоренного развития и поврежденного.

Пример:

· РДА- Ранний детский аутизм.

· РАС – Расстройство аутистического спектра.

Первичный дефект:Недостаточность тонуса, это значит низкая психическая активность и высокая пресыщаемость.

Повышенное сенсорное и эмоциональная чувствительность к разным раздражителям. (Кинотеатр, темнота не такая темная, звук не такой громкий).

Тяжелее всего взаимодействие с другим человеком. Потому что он не предсказуем.

Вторичный дефект – нарушение сферы контактов, самоизоляция.

*Часто присутствует сохранный интеллект, иногда даже с опережением. Билл Гейтс любил брать аутистов.

Что можно делать – некоторые заставляют насильно сидеть на коленях матери. Прием аппаратов. Много терапий с животными (дельфины, лошади, собаки). Можно пробовать объяснять все пошагово заранее: «Сегодня мы пойдем туда-то и будем делать то» – поведенческая терапия.

Пример: Фильм «Антон тут рядом».

Дисгармоническое развитие

Первичный дефект:врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики, преимущественно в эмоционально-волевой сфере.

Пример: Психопатия – сохранная познавательная сфера и существенные нарушения эмоционально-волевой сферы.

Откуда берутся психопатии – генетическое или влияние неблагоприятной среды, воспитания.

Имеет тотальность проявления, то есть это свое качество он будет проявлять везде: дома, в магазине и т.д. Устраивать истерики, привлекать к себе внимание.

Психопатии бывают разные.Например: взрывчатая психопатия (эксплозивная – э

Наши рекомендации