Диссеминированное внутрисосудистое свертывание крови
Диссеминированное внутрисосудистое свертывание (ДВС), или тромбогеморрагический синдром [Ма-чабели М. С., 1970], — это особое состояние, характеризующееся полной разбалансировкой системы гемостаза, при которой динамическая гиперкоагуляция сменяется гипокоа-гуляцией с выраженными явлениями геморрагического диатеза. ДВС характеризуется фазовым течением: смена гиперкоагуляции гипокоагуляцией обусловлена коагулопа-тией потребления, активацией фибринолиза. Гиперкоагуляция длится обычно непродолжительное время и в клинической практике, как правило, не улавливается.
ДВС всегда вторично по отношению к другим заболеваниям. Оно может наблюдаться в виде острого геморрагического заболевания или хронического состояния, сопровождающегося как геморрагическими, так и тромбо-тическими проявлениями. .ДВС наиболее часто отмечают при обширных хирургических ^вмешательствах на органах грудной клетки, простатэктомии, злокачественных новообразованиях, сепсисе, в акушерско-гинекологической практике.
Для острого ДВС специфично внезапное обострение геморрагической пурпуры, которое сопровождается неукротимыми кровотечениями из желудочно-кишечного тракта, мочевы водящих путей, гениталий, обильным диффузным кровотечением в области операционной раны. Массивная кровопотеря, гиповолемический шок и отложение фибрина в зоне почечных капилляров могут вызвать кортикальный некроз почек, острую почечную недостаточность. В ряде случаев отмечается обширная имбибиция кровью и ишеми-ческий некроз кожи [Brozovic M., Mibashau R., 1977].
Одной из ведущих причин возникновения ДВС при хирургических вмешательствах является прямое попадание в кровь тромбопластических субстанций из поврежденных тканей. Факторами, предрасполагающими к возникновению ДВС, являются гиповолемический шок, заболевания печени, ожирение, беременность, наличие ревматизма, атеросклероза, хронического миелолейкоза, инфекции и других сопутствующих заболеваний.
Попадание тромбопластических субстанций в циркулирующую кровь приводит к образованию тромбина. Тромбин отщепляет фибринопептиды А и В от фибриногена и превращает его в фибрин-мономер, который быстро поли-меризируется в фибрин; соответственно понижается уровень фибриногена в плазме. Закупорка фибрином микроциркуляции вызывает ответную вспышку вторичного фибринолиза. Вследствие этого резко повышается концентрация продуктов деградации фибриногена. Освобождающийся фибрин-мономер может образовывать растворимые комплексы с плазмином. Продукты деградации фибриногена, появляющиеся под действием плазмина, также образуют растворимые комплексы с фибрин-мономером, что приводит к нарушению его нормальной полимеризации.
В результате взаимодействия тромбина и плазмина пр" ДВС в плазме блокируются различные факторы свертывания и фибриноген. Происходят агрегация тромбоцитов и закупорка агрегатами микроциркуляторного русла. Таким образом, кровотечения при ДВС обусловлены множественным дефицитом факторов свертывания, тромбоцито-пенией и антикоагулянтным действием продуктов деградации фибриногена.
Диагностика. Распознавание ДВС основывается на сопоставлении клинических и коагулологических данных. При классическом варианте ДВС основное диагностическое значение имеют снижение уровня протромбина, парциального тромбопластинового и кальцийтромбинового времени, уменьшение числа тромбоцитов в периферической крови. Главным дифференциально-диагностическим признаком является обнаружение продуктов деградации фибриногена. При подозрении на наличие хронического ДВС необходимо провести динамические коагулологические исследования.
Лечение. Терапия ДВС представляет большие трудности. Первостепенное значение имеет лечение основного заболевания, устранение пусковых механизмов гиперкоагуляции.
Ведущую роль в лечении ДВС играет гепарин. Идея о том, что интенсивное кровотечение можно предотвратить гепарином, на первый взгляд, кажется парадоксальной. Вместе с тем, если гиперкоагуляция предшествует кровотечению, то терапия гепарином вполне оправдана.
Гепарин рекомендуют применять как в фазе гиперкоагуляции, так и в фазе гипокоагуляции крови. Его вводят в количестве 20 000—40 000 ЕД внутривенно или внутримышечно. Лечение продолжают в течение 5—7 дней, вводя поддерживающие дозы препарата (5000—7500 ЕД) через каждые б ч внутримышечно или подкожно. Необходим ежедневный контроль показателей свертывания крови.
Лечение кровотечений при ДВС, как правило, сочетают с инфузионной терапией, целью которой при ДВС является нормализация реологических свойств крови и микроциркуляции, а при необходимости — восполнение кровопотери и дефицита факторов свертывания. Среди препаратов, широко применяемых при ДВС для восстановления реологических свойств крови, гемодинамики и микроциркуляции, следует назвать 5 и 10% растворы альбумина, реополиглюкин, гемодез.
Альбумин вводят в виде 5% раствора в количестве 400—800 мл. В фазе гиперкоагуляции рекомендуется использовать реополиглюкин в дозе 400—800 мл. Больным с повышенным риском возникновения ДВС реополиглюкин вводят в том же количестве во время операций и в течение 2—5 дней после нее. Введение реополиглюкина целесообразно сочетать с назначением профилактических доз гепарина (10000—15000ЕД/сут). Его начинают вводить через 12—24 ч после операции и продолжают лечение 5—7 дней. В дальнейшем применяют непрямые антикоагулянты.
Для снятия симптомов интоксикации при септических состояниях и патологии печени показаны инфузии гемодеза в количестве 400—800 мл в сутки.
Для остановки кровотечений, развивающихся на фоне прогрессирующей коагулопатии, вводят антигемофильную плазму в дозе 10—20 мл/кг.
Эффективным методом остановки кровотечения и лечения постгеморрагической анемии являются прямые переливания крови. Кровь вводят в количестве 500—1000 мл в зависимости от уровня кровопотери, общего состояния больного, гемодинамики.
Трансфузии консервированной крови и эритроцитной массы проводят по строгим показаниям. Предпочтение отдают крови не более 48 ч хранения. Использовать кровь длительных сроков хранения не следует, так как она содержит достаточно большое количество микроагрегатов эритроцитов и тромбоцитов, что может стимулировать гиперкоагуляцию.
Для купирования явлений геморрагического диатеза при ДВС рекомендуются кортикостероидные гормоны. Применение кортикостероидов при ДВС основано на их способности уменьшать проницаемость сосудов, препятствовать образованию иммунных комплексов, подавлять фибриноли-тическую активность, повышать общую резистентность организма к гипоксии. Предпочтение отдают гидрокортизо-ну, который вводят внутривенно в дозе 1—3 мг/кг.