Краткие сведения об основных параметрах гомеостаза волемия
Объем крови, находящийся в организме, распределяется между двумя секторами — функционирующим и нефункционирующим. Функционирующий сектор — это сердце, крупные и мелкие артерии и вены, а также 10% капилляров. Кровь, заполняющая эту систему, представляет собой объем циркулирующей крови (ОЦК). Нефункционирующий сектор — это 90% остальной капиллярной сети организма, в которой содержится депонированная кровь, используемая в экстремальных состояниях для быстрой компенсации острой кровопотери [Чижевский А.Л., 1959 и др.].
Распределение ОЦК. По данным разных авторов [Albert S.N., 1963, и др.], ОЦК в организме составляет в среднем от 5 до 6 л, или 1/13 или 7% массы тела. Диапазон колебаний средних цифр ОЦК определяется влиянием на него главным образом увеличения массы и поверхности тела. На ОЦК действуют и другие факторы: пол, возраст, профессия, занятия спортом, температура внешней среды, атмосферное давление и т.д.
Распределение крови между паренхиматозными органами и сердечно-сосудистой системой неравномерно. Так, в паренхиматозных органах находится 20% ОЦК, а в сердечно-сосудистой системе — 80%. Более всего крови циркулирует в скелетной мускулатуре (7%) и в печени (5%); на сердце, легкие, мозг, селезенку, почки приходится по 0,5—1%. Неравномерность распределения крови отмечается и в самой системе кровообращения. В большом круге кровообращения содержится 75—80%, а в малом — 20 — 25% ОЦК. В венозной системе находится 65—70%, а в артериальной — 15—20% ОЦК. Меньше всего циркулирующей крови в капиллярной системе — 5—8% (рис. 1).
Регуляция ОЦК. Волемия — величина непостоянная. Она изменяется в зависимости от депонирования или экспонирования крови, транскапиллярного обмена, т.е. увеличения или уменьшения коллоидно-осмотического давления плазмы и других факторов.
Рис. 1. Распределение ОЦК в сердечно-сосудистой системе [Gelin L.Е., 1969].
1 — сердце и сосуды легких: 2 — большие артерии; 3 — малые артерии; 4 — артериолы; 5 — капилляры; 6 — малые вены, венулы. венозные синусы; 7 — большие вены.
В организме всегда имеется определенное количество крови, которое в общей циркуляции не участвует. Это та часть общего количества крови, которая находится в состоянии застоя в депо, т.е. в не функционирующих капиллярах, преимущественно в скелетной мускулатуре. Емкость нефункционирующих капилляров огромна. Их общее поперечное сечение превышает поперечник аорты в 600—800 раз общая длина равна 100 000 км. В депо организма находится количество крови, равное ОЦК, т. е. 4—5 л под давлением 0,49—0,78 кПа(5—8 мм рт. ст.) [Быков К. М., 1975, Чижевский А. Л., 1959]. Резервы крови в организме весьма значительны, и это вполне укладывается в представления о «запасе прочности» организма, создаваемой природой в процессе филогенеза в ответ на стрессовые ситуации — страх, острую кровопотерю, готовность к защите и т. д.
Регуляция ОЦК путем экспонирования или депонирования может осуществляться довольно быстро с помощью механизма вазомоции, т. е. вазомоторной активности сосудов, регулирующих попеременное продвижение тока крови в капиллярных полях автономно под влиянием местного метаболизма.
При необходимости уменьшить ОЦК (в частности, при переходе от усиленной физической нагрузки к полному покою) из кровообращения могут быть выключены капиллярные поля с содержащейся в них кровью. Наоборот, при необходимости увеличить ОЦК (в случае внезапно возникшей физической нагрузки) в общий кровоток включаются капиллярные поля, содержащие застойную кровь. Эти реакции происходят в организме постоянно.
Патологическое депонирование возникает как реакция на стрессовое состояние — острую кровопотерю, травму, интоксикацию и т.д. Оно отличается нарушениями реологических свойств крови за счет ее сгущения и нарушения микроциркуляции (застойное кровообращение в капиллярном русле). Патологическое депонирование бывает необратимым при резких нарушениях реологических свойств крови вплоть до агрегации эритроцитов.
Рис. 2. Схематическая раскладка гидростатического и онкотического давления в механизме транскапиллярного обмена (по Стерлингу).
Знание механизмов депонирования и экспонирования крови, особенно возникающих в стрессовых ситуациях, помогает лучше понимать характер защитно-приспособительных реакций сердечно-сосудистой системы при гипо- и гиперволемических состояниях.
Транскапиллярный обмен. Регуляция ОЦК происходит и на транскапиллярном уровне, где осуществляется обмен между плазмой и интерстициальной жидкостью. В этом обмене важную роль играют белки крови, соли и вода, определяющие коллоидно-осмотическое давление по обе стороны диализирующей мембраны капиллярной стенки (рис. 2).
В зависимости от концентрации белков в плазме может меняться коллоидно-осмотическое давление крови. От этого зависит поступление жидкости из интерстиция в кровеносное русло и в обратном направлении. Ток жидкости через диализирующую мембрану стенки капилляра направлен, как правило, в сторону большей концентрации коллоидов, поэтому снижение концентрации белков в плазме крови и альбуминоглобулинового коэффициента (А/Г) способствует уменьшению ОЦК за счет снижения ОЦП. При повышении концентрации белков в плазме (особенно альбуминов) ОЦП и, следовательно, ОЦК, закономерно увеличиваются.
Критическим для сдвига онкотического давления плазмы является содержание белков ниже 50 г/л, когда начинается усиленный переход жидкости из сосудистого ложа в интерстиций, что снижает ОЦП.
Водно-электролитный обмен на уровне капилляров тесно связан с обменом белков. Анализирующая капиллярная мембрана, относительно непроницаемая для белков, легко пропускает через свои «поры» (2—3 нм) воду, кристаллоиды, мочевину, глюкозу, мочевую кислоту и другие органические молекулы.
Белки, остающиеся во внутрисосудистой жидкости, удерживают возле себя ионы кристаллоидов с противоположным знаком электрического заряда, а в интерстициальное пространство проникают ионы кристаллоидов с таким же знаком зарядности, как ионы белка. Распределение электролитов между секторами создает электролитно-ионное равновесие по обе стороны мембраны. Однако наличие во внутрисосудистой жидкости ионов еще и белковой природы повышает ее онкотическое (коллоидно-осмотическое) давление. Этим и определяется приток жидкости из интерстиция в сосудистое пространство через стенку венозного отдела капилляров.
При гипопротеинемии и снижении онкотического давления плазмы, а также под влиянием относительно возрастающего кровяного (гидростатического) давления внутрисосудистая жидкость начинает проникать в интерсти-ций и ОЦП соответственно снижается. Постоянная конкурентность между гидростатическим и онкотическим давлением характеризует механизм транскапиллярного обмена.
Печень и почки активно участвуют в регуляции волемии в организме. Печень синтезирует белки и этим способствует восстановлению онкотического давления плазмы после кровопотери. Кроме того, печень участвует в регуляции диуреза путем инактивации альдостерона и антидиуретического гормона (АДГ) при снижении ОЦК. Роль почек в регуляции гомеостаза весьма разнообразна. В поддержании волемии почки участвуют главным образом путем сохранения в организме натрия и связанной с ним волы.
Реабсорбция натрия и воды осуществляется в результате секреции альдостерона и антидиуретического гормона (АДГ), сигналами для выделения которых служат рефлексы барорецепторов, заложенных в почечных артериолах, и волюмрецепторов в предсердиях и каротидных синусах [ЗильберА. П., 1977].
При снижении артериального давления (гиповолемия) в примыкающем к артериоле юкстагломерулярном аппарате секретируется и выбрасывается в кровь ренин. Ренин активирует а2-глобулин плазмы и превращает его в ангиотензин, который, воздействуя на кору надпочечников, способствует выбросу в кровь альдостерона. Альдостерон, как известно, усиливает процесс реабсорбции в канальцах натрия и воды. Кроме того, сигналы с баро- и волюмрецепторов начинают поступать и в гипоталамус, а оттуда в гипофиз. В результате этого в кровь выделяются адрено-кортикотропный (АКТГ) и антидиуретический (АДГ) гормоны. АКТГ усиливает активность альдостерона, а АДГ — гиалуронидазы.
Методы определения ОЦК. В настоящее время методы определения ОЦК в клинике используются довольно широко. От величины ОЦК зависит направление инфузионно-трансфузионной терапии при травматическом шоке, острой кровопотере, интоксикации и т.д. Все методы являются непрямыми, т.е. осуществляются с помощью различных индикаторов, вводимых в кровь больного внутривенно. Принцип определения ОЦК с помощью этих индикаторов единый. Он заключается в разведении в крови больного индикатора, объем которого точно известен. Обычно используют вещества, с помощью которых определяют объем циркулирующей плазмы (ОЦП) или объем циркулирующих эритроцитов (ОЦЭ), а затем через показатель гематокрита высчитывают ОЦК.
Для определения ОЦП в качестве индикатора может быть использована синяя азокраска Т-1824 (синий Эванса), длительно циркулирующая в крови вместе с альбумином, с которым она вступает в тесный контакт. Концентрация краски в крови больного определяется с помощью спектро-фотометрии. Другим индикатором, легко вступающим в соединение с альбумином плазмы и служащим показателем величины ОЦП, является радиоактивный изотоп йода 131I. Для определения ОЦЭ используют изотоп хрома 51Cr или 52Cr.
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГЕМОДИНАМИКА
Центральная гемодинамика осуществляется в основном сердцем, кровью и сосудами. Сердце выполняет роль насоса, нагнетающего кровь в сосуды и отсасывающего ее в свои полости, т.е. осуществляет макроциркуляцию. Кровь является заполнителем сосудов и имеет транспортное значение для обмена веществ в организме — газов (О2 и СО2), белков, жиров, углеводов и других веществ и продуктов, в том числе метаболитов. Сосуды не только играют роль трубопроводов, по которым циркулирует кровь, но v активно поддерживают гемодинамику.
Сердце. Этот орган представляет собой помпу, которая перекачивает кровь из одних отделов организма в другие (из легких в ткани и обратно) и состоит из четырех камер. Две камеры предназначены для заполнения сердца кровью из большого и малого круга кровообращения, а две другие — для изгнания крови в большой и малый круг кровообращения. Соответственно имеются два предсердия и два желудочка (правые и левые), обслуживающие каждый свой круг кровообращения.
В основном работа сердца оценивается по производительности работы левого желудочка, обеспечивающего функцию большого круга кровообращения и осуществляющего дренаж из малого круга кровообращения, т.е. из легких. Основными показателями работы сердца являются: пульс, ударный объем сердца и минутный объем сердца (МОС), который именуют также минутным объемом кровообращения или сердечным выбросом.
Пульс. Частота сердечных сокращений регулируется симпатико-адреналовой системой, а также каротидными, аортальными, предсердными рефлексами. Особенно большое влияние они оказывают на работу сердца в тех случаях, когда развивается недостаточность заполнения предсердий кровью в фазе диастолы или ткани испытывают кислородное голодание.
Ударный объем сердца (УОС). Этот показатель отражает сократительную способность сердца, зависящую от силы сокращения левого желудочка. Сила сокращения мышцы сердца зависит от степени заполнения камер в фазе диастолы, коронарного кровотока, диастолического давления в аорте, куда непосредственно выбрасывается кровь, и других моментов. Объем выброса составляет от 60 до 100 мл. Однако часть крови, находящейся в камере левого желудочка, остается в полости, создавая так называемый остаточный объем (20—30%), который может возрастать при слабости сердца.
Для определения УОС в условиях клиники в настоящее время с успехом используют радиокардиографию или метод термодилюции.
Минутный объем кровообращения (МОК) характеризует функциональную способность сердца и равен произведению УОС на частоту сердечных сокращений:
МОК (мл)= УОС (мл) х Р (число ударов в минуту), где Р — частота пульса.
МОК измеряется с помощью прямых (термодилюция и др. или непрямых методов расчета, например по формуле Фика. Если известно, какое количество О2 утилизирутся организмом из 100 мл крови, т.е. артериовенозная разница по кислороду (в процентах по объему), и какое количество О2 утилизируется (потребляется) в минуту, то нетрудно вычислить, из какого объема протекающей через ткани крови в минуту (МОК) было утилизировано (потреблено) известное количество кислорода.
С возрастом наблюдается падение нормальной величины МОС; при эмоциональном напряжении оно возрастает. Полагают, что у женщин МОС меньше, чем у мужчин, хотя достаточно точных данных в настоящее время нет.
При патологических состояниях МОС меняется в широких пределах. Так, при артериовенозном шунтировании он увеличивается в 2 раза, при гипертиреозе — в среднем на 60%, у больных с анемией — более чем на 60%.
Сосуды. В центральной гемодинамике важную роль играют сосуды, которые выполняют в основном транспортную функцию, позволяя крови перемещаться в разные отделы организма. Капилляры играют роль органа, осуществляющего транскапиллярный обмен, и относятся к системе микроциркуляции.
Каждый вид сосуда имеет свою функцию. Артерии и артериолы являются проводниками артериальной крови и находятся под высоким далением, создаваемым сокращениями сердца. Вены и венулы транспортируют венозную кровь в фазе диастолы, и давление в них низкое. Кроме того, артериолы и венулы играют важную роль в поддержании кровяного давления и транскапиллярного обмена. Они регулируют периферическое сопротивление, необходимое для нормальной работы мышцы сердца, а также для поддержания среднекапиллярного давления, от которого зависит транскапиллярный обмен. Функционально они являются сосудами сопротивления. Вены — емкостные сосуды, способные вмещать большие количества крови, значительно расширяясь в объеме или суживаясь при изменениях ОЦК.
Анатомически центральные сосуды образуют большой и малый круг кровообращения. В каждом из них имеются сосуды с высоким и низким давлением, находящиеся под воздействием систолы сердца или диастолы, т.е. нагнетания крови в ткани или дренирования ее из тканей для дальнейшей циркуляции.
При оценке функционального состояния сердечно сосудистой системы в расчет принимают данные, характеризующие работоспособность сердца и функциональную активность сосудов — артерий и вен, способствующих поддержанию в них давления для нормального продвижения крови, Показателями функциональной активности сосудов служит кровяное давление: для артериальных сосудов — артериальное давление (АД), причем различают систолическое и диастолическое, для венозных — периферическое венозное и центральное венозное давление (ЦВД), для артериол и ве-нул — общее периферическое сопротивление (ОПС).
Артериальное давление зависит от функции сердца и ОПС, создаваемого сосудами сопротивления: оно тем больше, чем больше МОК и ОПС. Систолическое артериальное давление отражает силу сокращения левого желудочка, преодолевающую общее периферическое сопротивление сосудов. В норме систолическое артериальное давление равно 16—18,7кПа (120—140мм рт. ст.). Диастолическое артериальное давление отражает тонус мышцы сердца и сосудов сопротивления в фазе заполнения камеры желудочка очередной порцией крови. Уровень диастолического артериального давления в значительной мере определяется ОПС. Он находится в пределах 8—9,3 кПа (60—70 мм рт. ст.).
ОПС в макроциркуляции является фактором регуляции функции сердца и сосудов. ОПС регулирует следующие параметры гемодинамики: а) нормальный уровень изометрического напряжения и постоянный «остаточный объем» крови в камере левого желудочка; б) сохраняет диастолическое артериальное давление в аорте и диастолический объем сердца, чем поддерживает сократительную функцию миокарда — УОС и МОК; в) поддерживает оптимальный уровень коронарного кровотока; г) регулирует среднегидростатическое давление при транскапиллярном обмене, что способствует нормализации ОЦК за счет привлечения жидкости в капиллярное русло при необходимости восполнить ее дефицит за счет интерстиция.
В норме у здоровых людей общее периферическое сопротивление составляет 800—1500 дин•с•см-5. Величина его определяется отношением среднего артериального давления к кровотоку, выраженному в секундах:
где 1332 — коэффициент для пересчета миллиметров ртутного столба в единицу силы; кровоток в секунду равен минутному объему сердца — МОС (мл), деленному на 60 с.
Вены — система емкостных сосудов, обеспечивающая возврат крови от тканей к сердцу и в значительной мере определяющая МОС. В ней циркулирует 70% крови, находящейся в гемодинамике. Она первой реагирует на изменения ОЦК, увеличивая или уменьшая свой объем.
Различают периферическое и центральное венозное давление. ЦВД определяется градиентом давления между полостью правого предсердия и внутригрудным венозным давлением. Оно может зависеть от ОЦК, тонуса сосудистых стенок центральных вен, дыхательных экскурсий легких и т.д. В связи с этим колебания значений ЦВД весьма велики и составляют 0,26—1,6 кПа (20—120 мм вод. ст.).