Причины (факторы) развития синдрома профессионального выгорания
у персонала стационарных учреждений социального обслуживания
В настоящее время многие люди имеют профессиональный стресс. На это есть свои причины. Это нестабильность социального и материального положения людей, отсутствие гарантии рабочего места, соответственно, снижение материального благополучия, а также узкая специализация в ряде профессий.
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ), («Синдром психического выгорания», «Синдром профессионального выгорания», «Синдром менеджера», «Информационный невроз») – состояние эмоционального, умственного, физического утомления, возникающее в результате хронического стресса, связанного с работой. В синдроме профессионального выгорания есть ключевой момент - это несоответствие между личностью и предъявляемыми к ней требованиями.
Между характером профессиональной деятельности, которая связана с ответственностью за судьбу, здоровье и жизнь людей, и синдромом профессионального выгорания существует тесная связь.
Более всего риску возникновения профессионального выгорания подвержены медицинские работники, которые предъявляют высокие требования к себе. Они считают свой труд предназначением, миссией. У них стирается грань между работой и личной жизнью. Особенно этому подвержены медицинские работники сферы психического здоровья, работающие в стационарных учреждениях, те, кто ухаживает за психическими больными. Сотрудники отделений милосердия постоянно испытывают состояние хронического стресса в связи с негативными психическими переживаниями, интенсивными межличностными взаимодействиями, напряжённостью и сложностью труда. В результате формирующегося профессионального выгорания возникают психическая и физическая усталость, безразличие к работе, снижается качество оказания медицинской помощи, появляется негативное отношение к клиентам.
Развитию синдрома при этом могут способствовать несоблюдение этических и деонтологических норм, особенно со стороны администрации, ревность коллег, справедливые и законные указания руководства. Эти факторы заставляют специалиста сдерживать негативные эмоции и тратить на это много сил.
Работа социальной службы в стационарных учреждениях также связана с большой эмоциональной нагрузкой, ответственностью и не всегда сопровождается успехом. На здоровье специалистов отрицательно влияют частые стрессовые ситуации при контактах с клиентами, когда приходится решать их проблемы. Особенно это характерно для людей неравнодушных, которые искренне стараются помочь в решении проблем.
Это вызывает симптомы «выгорания» и может привести к развитию хронических заболеваний. Если стресс-факторы воздействуют на человека на протяжении первых трёх лет, то вследствие этого возникают острые нарушения. К ним относятся инфаркты, инсульты, психозы. После трёх лет воздействия стрессовых ситуаций наступают отсроченные нарушения. К ним относятся хронические болезни: артериальная гипертензия, ишемическая болезнь сердца, депрессия, болезни почек, иммунологические заболевания и др. Количество таких реакций возрастает по «принципу ускорения». Стрессовая реакция приводит к изменениям в жизни и новым стрессам и «принципу заразительности», характерному в коллективах. Соответственно, стрессовые реакции развиваются и у других специалистов.
Основную роль в синдроме профессионального выгорания играют три фактора – это ролевой, организационный и личностный.
В первую очередь на себя обращает личностный фактор. Учеными были проведены ряд исследований, на выявление факторов, влияющих на данный синдром. Стоит отметить, что такие факторы, как семейное положение, стаж работы и возраст оказывают незначительное влияние на возникновение синдрома профессионального выгорания. У женщин этот синдром встречается чаще, чем у мужчин. С ним связано острое восприятие отрицательной информации в процессе работы.
Основные личностные факторы синдрома:
- высокая эмоциональная лабильность;
- высокий самоконтроль, особенно при волевом подавлении отрицательных эмоций;
- склонность к повышенной тревоге и депрессивным реакциям, связанным с недостижимостью каких – то внутренних эталонов и блокированием негативных внутренних переживаний;
- ригидная малоподвижная внутренняя структура личности.
Следующий по значимости фактор – это ролевой фактор. Даже если нагрузка во время рабочего дня несущественна, неверное распределение ответственности в разы увеличивает возможность возникновения синдрома. Кроме того синдром эмоционального выгорания возникает при несогласованности действий, конкуренции, но в то же время только при совместной работе можно достичь должного результата.
К ролевым факторам развития синдрома профессионального выгорания относят:
- ролевой конфликт;
- неудовлетворенность профессиональным и личностным ростом (самоактуализацией);
- низкий социальный статус;
- ролевые поведенческие стереотипы, ограничивающие творческую активность;
- отверженность в значимой (референтной) группе;
- негативные полоролевые (гендерные) установки, ущемляющие права и свободу личности;
И последний основной фактор - организационный фактор. Синдром эмоционального выгорания напрямую связан с интенсивным общением, которое подкреплено эмоциями, переработкой. Нечеткая организация и формирование рабочего процесса так же оказывает значительное влияние на возникновение синдрома.
Основные организационные факторы синдрома профессионального выгорания:
- высокая рабочая нагрузка;
- отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и руководства;
- недостаточное вознаграждение за работу;
- высокая неопределенность в оценке выполняемой работы; - невозможность влиять на принятие решений; - двусмысленные, неоднозначные требования к работе; - постоянная угроза штрафных санкций;
- однообразная, монотонная и бесперспективная деятельность;
- необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реальным условиям;
- отсутствие выходных, отпусков и интересов вне работы.
Как правило, «выгорание» витает в организациях, где царит напряженность, непререкаемость приоритета рабочих задач над всеми остальными и выполнение работы на пределе возможностей. В некоторых организациях такой стиль работы возведен в идеологию. Для сотрудников он единственно возможный и не обсуждаемый. Попадая в организацию «выгорающих», человек невольно заражается их рабочим стилем, ритмом и напряжением. Так «выгорание» может стать нескончаемым циклом. Если человек вошел в него, потом ему очень трудно возобновить интерес к работе и вкус к жизни.
«Выгоревшие» работники рассматривают свою организацию негативно, склонны психологически удаляться от нее, чаще думают об увольнении и уходе из данной организации. Профессиональное «выгорание» может коснуться тех работников, которые вынуждены находиться в непривычных для них условиях. При этом они вынуждены показывать высокую результативность, где на него возлагают большие надежды и ответственность, к которой он морально не готов. Человек в таких условиях находится в постоянном стрессе, так как чувствует свою некомпетентность. В таких случаях синдром профессионального выгорания может развиться через полгода.
Профилактика синдрома профессионального выгорания должна быть комплексной. Она зависит от руководителя и самих сотрудников коллектива.
В чем может помочь руководитель:
- чётко разъяснить каждому члену коллектива его роль и место в структуре организации,
его функции, права и должностные обязанности;
- оговаривать с сотрудниками перспективы их профессионального роста с чётким обозначением критериев продвижения, это предотвращает одно из главных проявлений СЭВ - ощущение бессмысленности работы;
- вырабатывать служебные традиции, совместный коллективный отдых;
- в руководстве делать акцент не на том, что сотрудник уже знает, умеет, освоил, а на том, что является креативным и даёт возможность роста сотрудника;
- оптимизировать профессиональную нагрузку, ввести дополнительные формы материального и морального поощрения;
- предоставить возможность сотрудникам вносить предложения по улучшению и оптимизации рабочего процесса и внедрению их в жизнь;
- заниматься профилактикой развития синдрома у себя самого, грубости в обращении с подчинёнными, стремлении превышать свои полномочия, руководство должно быть гибким и адекватным.
Специалисты, которые в меньшей степени подвержены синдрому профессионального выгорания, как правило:
- целенаправленно заботятся о своём здоровье;
- имеют высокую самооценку и уверенность в своих способностях;
- проявляют гибкость в стрессовых ситуациях;
- отличаются высокой мобильностью, коммуникабельностью;
- умением решать проблемы, полагаясь только на себя.
Особое внимание стоит обратить на индивидуальную профилактику профессионального выгорания:
- относитесь к себе с любовью, испытывайте к себе симпатию;
- выбирайте дело, которое вам нравится, и избегайте занятий, которые не вызывают у вас положительных эмоций, это поможет вам обрести счастье в профессиональном плане;
- не ищите спасения и счастья в работе, помните, что она является деятельностью, которая хороша сама по себе;
- не живите за других людей, живите своей жизнью и сконцентрируйтесь на ней;
- уделяйте время не только работе, но и своим личным интересам и потребностям;
- ежедневно подводите итоги дня;
- перед тем, как помочь кому – то, хорошенько подумайте, действительно ли человек в этом нуждается, и при необходимости сумейте сказать «нет»;
- обдуманно распределяйте свои нагрузки.
Если человек эмоционально и профессионально начал «выгорать», то он нуждается в психологической коррекции, а при затяжном синдроме и в лечении.
И.Н. Саютина,
специалист по социальной работе
АСУСО «Омский психоневрологический интернат»