Виды реабилитационной досуговой деятельности пожилых людей, находящихся на стационарном обслуживании
"Творчество! Вот великое спасение от страданий, великое облегчение жизни!"
Ф. Ницше
Болезнь – это всегда дезадаптация. Ее содержанием является утрата чувства безопасности, эмоционального принятия, снижение самооценки и самоуважения с ограничением возможности самореализации/самоактуализации, недостаточное усвоение важнейших социальных ролей, неполнота приобщения к общественным целям и ценностям. Формируется искаженный - «отвергающий», «угрожающий» – «образа мира» (Леонтьев Д.А. [10]).Организация досуговой деятельности с внедрением методоварт-терапии позволяет сделать процесс реабилитации и адаптации радостным, интересным, успешным, индивидуальным для каждого.
В наши дни активно развивается биопсихосоциальный подход к лечению психических заболеваний – помимо собственно медикаментозного лечения внимание уделяется важности социального фона: повышению качества жизни пациентов и преодолению стигматизации, развивается модель паллиативного подхода – "Если человека нельзя вылечить – это не значит, что ему нельзя помочь…",смещающая акцент с собственно излечения от болезни на возможности помощи больному человеку, связанные с улучшением качества его жизни.
Современные подходы в организации деятельности стационарных учреждений направлены на:
– развитие личности клиента в пределах реабилитационного потенциала;
– развитие утраченных навыков и активизацию компенсаторных механизмов;
– формирование социального опыта групповой сплоченности;
– поддержание психологического тонуса;
– установление и упрочение межличностных отношений;
–наполнение жизни положительными эмоциями и осмысленным содержанием и развитием;
– опору на активизирующие формы деятельности, способствующие развитию контактов.
Для больных шизофренией:
– на достижение автономности, независимости в жизни, улучшение социальных связей, профилактику полной изоляции (творческий реабилитационный потенциал таких больных может быть значительным, лица с психическими проблемами иногда несут в себе настоящую талантливость).
Реабилитация- система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных расстройством функций организма. (Ф.З.№181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской федерации» от 24 ноября1995г.)
Основные задачи реабилитации:
1.Развивать нарушенные функций.
2. Формировать способности, необходимые для успешной социальной адаптации.
3. Обеспечить возможность адекватного самоопределения.
4. Обеспечить оптимальную позицию человека в отношении других реабилитационных мероприятий (медицинских, социальных, педагогических и т.д.).
5. Формировать средовые условия, стимулирующие психологические развития человека.
Досуговая деятельность, обладающая огромным багажом форм и методов культурного развития личности и социализирующего воздействия на неё, способна оптимизировать жизнедеятельность людей, стимулировать их интеллектуальную и физическую активность, развивать творческие способности, способствовать эффективному процессу адаптации в современном мире.
Цели реабилитационной досуговой деятельности:
– воспитание культуры общения;
– развитие познавательной потребности, интереса и активности;
– привитие эстетического вкуса и чувства гармонии, навыков бытового характера;
– формирование комфортных средовых условий;
– поддержка и развитие коммуникативных навыков, самостоятельности и самоорганизации;
– занятость пациентов за счет их вовлечения в интересную и содержательную деятельность;
При организации досуговой деятельности, направленной на реабилитацию следует учитывать:
-личность самого человека;
- отношения и контакты людей с окружающей средой и, прежде всего, с семейной микросредой;
- досуговые формы и методы, активно влияющие на личность человека, на его социальную реабилитацию и положение в обществе.
Особенности организации реабилитационной досуговой деятельности с гражданами, находящимися на стационарном обслуживании:
1) преимущественная простота, доступность и предсказуемость;
2) наличие длительного этапа "разогрева" и подготовки;
3) необходимость поддержания мотивации;
4) постоянная готовность к оказанию помощи и поддержки – как технической, так и эмоциональной;
5) пациенты пожилого возраста с благодарностью откликаются на задания, предусматривающие возможность рассказать о своей жизни, поделиться жизненным опытом;
6) терапевтический эффект проявляется медленно;
7) изменения зачастую не носят стойкого характера, а влияние на каждого конкретного пациента представляется мало предсказуемым,
Говоря о применении досуговых форм реабилитационной деятельности в условиях стационара, также важно учитывать ряд факторов, обусловленных возрастными особенностями и состоянием здоровья пациентов. В первую очередь, это:
– стойкий характер нарушений, хронические состояния;
– наличие многочисленных органических нарушений;
– расстройства личности и поведения;
– одновременное наличие "разноуровневых" пациентов, что затрудняет групповую работу;
– снижение когнитивных возможностей и/или эмоционально-волевой сферы у пациентов, их низкая вовлеченность в процесс, нерегулярность посещения занятий, необходимость постоянной мотивирующей поддержки или директивности;
– низкие коммуникативные возможности пациентов, что ведет к сложностям установления продуктивных отношений.
Рост значимости социализирующих практик в отношении больных психиатрического профиля связан с необходимостью учета особенностей проживания пожилых людей в условиях стационара, с явлением "госпитализма":
-монотонный образ жизни;
-ограниченная связь с внешним миром;
-бедность впечатлений;
-скученность;
-недостаток жизненного пространства;
-зависимость от персонала;
-ограниченные возможности занятости;
-регламентированность деятельности социального учреждения.
Конечные реабилитации:
1. Развитие способностей адекватного поведения.
2. Развитие способностей самообслуживания.
3. Развитие способностей общения с окружающими.
4. Уменьшение (ликвидация) ограничений к интеграции в общество
В соответствии с данными тенденциями специалистами БУ Омской области "Центр профессиональной ориентации и психологической поддержки населения" проводятся курсы повышения квалификации, в рамках которых представлены следующие темы:
КПК "Оказание психологической поддержки гражданам пожилого возраста" (тема "Реабилитационные виды досуга для граждан пожилого возраста");
КПК "Оказание психологической поддержки инвалидам" (тема "Реабилитационные формы досуга для инвалидов");
КПК "Психологическая поддержка граждан, находящихся на стационарном обслуживании" (тема "Применение реабилитационных форм досуга для оказания психологической поддержки гражданам, находящимся на стационарном обслуживании").
Согласно Резолюции РОО "Арт-терапевтическая ассоциация", принятой 16 мая 2009 г., арт-терапия может применяться с целью коррекции нарушенного поведения и психосоциальной дезадаптации, реабилитации лиц с психическими и физическими заболеваниями и психосоциальными ограничениями для достижения более высокого качества жизни и развития человеческого потенциала ("Исцеляющее искусство: международный журнал арт-терапии", 2009, Том 12, № 1, С. 9).
направлена на решение психологических проблем, и не ставит своей целью сделать человека художником или актером; может принимать участие каждый человек, независимо от возраста и физического состояния; помогает устанавливать отношения между людьми; помогает познавать себя и окружающий мир; развиваются творческие возможности и неизвестные ранее таланты; является отличным способом социальной адаптации; в арт-терапии в основном используются средства невербального общения, а это очень важно для людей, которые не могут выразить свои мысли в словах.
Особенности арт-терапии:
• не ставит своей целью сделать человека художником или актером;
• может принимать участие каждый человек, независимо от возраста и физического состояния;
• помогает устанавливать отношения между людьми, познавать себя и окружающий мир;
• развиваются творческие возможности и неизвестные ранее таланты;
• является отличным способом социальной адаптации;
В арт-терапии в основном используются средства невербального общения, а это очень важно.
Основные цели арт-терапии:
-на начальных этапах лечения арт-терапия имеет своей целью стабилизацию состояния больного и его адаптацию к условиям психиатрического учреждения;
-самовыражение, расширение личного опыта, самопознание, внутренняя интеграция личности (различных ее аспектов и компонентов) и интеграция с внешней реальностью (социальной, этнической, культурной);
-достижение позитивных личностных изменений и включает в качестве главных
своих задач коррекцию личности в трех основных аспектах – когнитивном, эмоциональном и поведенческом.
Задачи арт-терапии:
-сохранять и развивать практические навыки и умения;
-развивать у пациентов способность к сознательному контролю над своими потребностями эмоциями и переживаниями;
-формировать чувство защищенности самостоятельности, независимости.
Основные формы в применении арт-терапии:
1. Использование уже существующих произведений искусства путем их анализа и интерпретации пациентом (пассивная арт-терапия).
2. Побуждение пациентов к самостоятельному творчеству, при этом творческий акт рассматривается как основной лечебный фактор (активная арт-терапия).
3. Одновременное использование первого и второго принципов.
Реабилитационные виды досуга: изотерапия, музыкотерапия, библиотерапия, кинотерапия, имаготерапия (театрализация), коллажирование.
На курсах повышения квалификации, в процессе ознакомления с различными формами и методами арт-терапии, слушатели имеют возможность принять участие в выполнении заданий и упражнений, которые, как показывает опыт, в дальнейшем успешно используются в практической деятельности:
Изотерапия (воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, техника автопортрета (работа больного над собственным образом стимулирует рефлексию, обращенность сознания к внутреннему миру), лепкой, декоративно-прикладным искусством и др.). Упражнения с элементами изотерапии: "Мое имя в красках", "Грани моего "Я", "Диалог без слов", работа с мандалой.
Выставочная деятельность является неотъемлемой частью арт-терапии и для многих участников выступает стимулом для создания новых художественных работ, предполагает активное взаимодействие зрительской аудитории с экспонируемыми произведениями, способствует уменьшению социальной дистанцированности посетителей выставок от пациентов, обеспечивает пропаганду творческих достижений психически больных людей в обществе в целях оптимизации реабилитационной работы и повышения качества их жизни.
Библиотерапия (воздействие чтением).Упражнения :"Книга", "Рассказы о жизни»
Имаготерапия (воздействие через образ, театрализацию);
Музыкотерапия (воздействие через восприятие музыки), вокалотерапию. Упражнение с элементами музыкотерапии "Жизнь".
Коллажирование
Также в условиях стационарного обслуживания возможна организация таких видов досуговой деятельности, как: кинотерапия, лэнд-арт, квилинг, декупаж, садовая терапия.
Особенности АТ, имеющие важное позитивное значение:
– именно АТ за счет своей творческой, невербальной природы предоставляет душевнобольным людям возможность частично выразить сложные, мало поддающиеся словесному описанию переживания, что обеспечивает снятие эмоционального напряжения;
– наличие большого количества ресурсных техник, возможность повышения самооценки, получения доступа к состояниям уверенности, спокойствия, расслабленности, гармонии и т.д.;
– возможность коммуникации с другими людьми "в обход слов", с помощью выразительных средств, что улучшает социальную адаптацию пациентов;
– активизация образного мышления может способствовать возникновению связей между разобщенными элементами опыта, обеспечивая большую целостность;
– возможность осознания внутриличностных конфликтов или сложных переживаний за счет того, что в процессе изобразительной деятельности они становятся зримыми, объективизируются;
– АТ направляется и подчеркивает здоровые, сохранные, творческие аспекты личности пациента.
Кроме того, АТ может иметь важное диагностическое значение за счет получения дополнительной информации о содержании внутреннего мира пациента.
Возрастающий интерес к арт-терапии может быть связан с тем, что она в эру “аппаратной медицины” и фармакологии апеллирует к внутренним, самоисцеляющим ресурсам человека, тесно связанным с его творческими возможностями. С дальнейшим развитием арт-терапии связывают надежды на создание такой гуманной, “синтетической” методологии, которая в равной мере учитывала бы достижения научной мысли и опыт искусства, интеллект человека и его чувства, потребность в рефлексии и жажду действия, план телесный и план духовный.
О.В. Копотиенко,
Заместитель директора
АСУСО «Омский психоневрологический интернат»