Геронтогруппа как субъект и объект волонтерской деятельности

Исторически сложилось, что субъектами волонтерской деятельности чаще выступают молодые люди. Тогда как люди старше 60 лет являются объектом этой деятельности. Данный факт подтвержден и современными исследованиям: «Участники добровольческой деятельности – это статистически значимо чаще люди молодые …».

Отметим, что в нашей статье при рассмотрении волонтерства в геронтосоциологическом ракурсе, под геронтогруппой, по возрастным характеристикам, мы понимаем людей старше 60 лет, придерживаясь классификации Всемирной организации здравоохранения (60-74 – пожилой возраст; 75-89 – старческий возраст; 90 лет и старше – долгожители).

По данным Фонда «Общественное мнение», значимые различия выявлены в мотивации на волонтерскую деятельность в разных возрастных группах. «У молодежи на первый план выходит мотивация, связанная с желанием приобрести нужные для работы опыт и навыки, пообщаться и просто приятно провести время, у старшего поколения – альтруизм, желание помогать» [Доклад ФОМ, (2012-2013)]. Таким образом, если следовать самой идее волонтерства, как безвозмездной деятельности, получается «идеальные» волонтеры – это старшее поколение, так как именно им больше присущ альтруизм (бескорыстная забота о благополучии других людей).

С точки зрения успешной социализации пожилых людей, их адаптации к старости, волонтерская деятельность является значимым направлением решения проблем геронтогруппы. Так как удовлетворяются потребности в общении, образовании, появляются новые социальные контакты, восстанавливаются старые. Таким образом, происходит инклюзия в контекст социальных отношений. Стоит отметить, что вовлечение геронтогруппы в волонтерскую деятельность способствует изменению некоторых стереотипов о старости, с негативных на позитивные.

В рамках геронтосоциологии актуализировалась роль социальной активности пожилых людей в рамках нескольких теорий. Например, в рамках теории деятельности (активности), которая разрабатывалась в рамках структурного функционализма. Представители этого направления вводят в 1961 году понятие «успешная старость», которая включает несколько аспектов: «предотвращение болезней и неспособности к самообслуживанию, социальная активность» или «длительную продолжительность жизни с сохранением физического и психического здоровья, познавательных способностей, социальных контактов» [Плотникова, 2012, с. 39]. Некоторые перечисленные аспекты достигаемы в процессе участия пожилых людей в волонтерской деятельности.

Некоторые ученые основным фактором, снижающим качество жизни старых людей, считают проблемы со здоровьем. Однако теоретики активности провели исследования, опровергающие этот факт. В результате исследования образа жизни старых людей было выявлено, что многие из тех, кто имел плохое здоровье, были счастливы благодаря тому, что ценили их опыт и участие в делах общества [Плотникова, 2012, с. 41].

Более того, важное замечание – в долгожительских регионах (Абхазия, Дагестан, Окинава) включённость старых людей в дела местных сообществ, является одним из факторов их долголетия. Таким образом, в перспективе, вовлечение пожилых людей в волонтерскую деятельность, их участие в решении проблем общества может в совокупности с другими составляющими, оказать влияние не только на гуманитарное развитие общества, но и в некоторой степени на увеличение продолжительности жизни. Как известно, увеличение уровня долголетия – неотъемлемая часть человеческого развития. Кроме того, это один из компонентов Индекса развития человеческого потенциала.

Итак, перечисленные теоретические положения актуализируют участие старших возрастов в общественной деятельности, в том числе и в качестве волонтеров. Отметим, что в странах Запада труд волонтеров несколько десятилетий является повседневной социальной практикой: посадка деревьев, уборка территорий, организация семинаров, форумов, благотворительных концертов, различных экологических акций, сбор вещей, денежных средств для оказания адресной помощи пожилым, бедным, одиноким людям, инвалидам и т.д. [Кудринская, 2005, с.15].

Примером реализации участия и активности геронтогруппы в России является Межрегиональный ресурсный центр «Серебряный возраст». Он привлекает к волонтерской деятельности людей старшего возраста, проживающих на территории Санкт-Петербурга, Краснодара. Сочи, Самары, Нижнего Новгорода. В настоящее время в волонтерское движение «Серебряный возраст» входит более 300 человек. «Серебряные волонтеры» принимают участие в социальных, спортивных, экологических и интеллектуальных акциях и мероприятиях. Серебряные волонтеры работали на летней Олимпиаде «Лондон-2012», Универсиаде в Казани, зимней Олимпиаде «Сочи-2014» [Вяткина, 2014, с.1].

Помимо этого, в рамках волонтерской деятельности геронтогруппы реализуется принцип самопомощи, когда более активные пожилые люди помогают пассивным старикам адаптироваться к изменениям возраста (ведение кружков в геронтологических центрах, клубы по интересам, уход за больными стариками и т.д.).

Что касается принципа самопомощи, то его идеи, например, можно увидеть в рамках теории субкультуры,предложенной английским социологом А. Роузом. Автор теории пришёл к выводу, что старые люди, обладающие своей собственной субкультурой, больше взаимодействуют друг с другом, чем с другими членами общества. Люди на пенсии объединяются на основе общности интересов при одновременном снижении семейных контактов [Козлов, 2003, с. 22]. А. Роуз предлагал создание поселков, жилых домов для пенсионеров, в которых общая субкультура помогала бы адаптироваться к старости [Альперович, 2004, с.95].

В нашей стране пожилые люди чаще вовлечены в волонтерскую деятельность как объекты. Геронтогруппа как объект волонтерской деятельности, представлена в рамках гуманитарных проектов, которые направлены на помощь социально незащищенным группам населения.

Примером масштабной волонтерской деятельности в отношении старшего поколения в России служит работа фонда «Старость в радость», которая охватывает около ста домов престарелых в более двадцати регионах России. Кроме того, волонтерами Фонда организована и поддерживается переписка более чем с 3500 стариками. Каждый месяц совершается до 30 волонтерских поездок, оказывается материальная помощь, реализуются программы досуга для пожилых людей, осуществляются программы адресной помощи, записываются истории жизни и издаются, и многое другое [Белокрыльцева, 2014, с.16-17].По определению самих волонтеров Фонда их «цель – дать почувствовать людям, живущим в домах инвалидов, ветеранов, домах престарелых, что они не одинокие, не брошенные, не забытые всеми, что они кому-то нужны».

С социологической точки зрения можно сказать, что задачи таких проектов: межпоколенческое взаимодействие, социальная инклюзия геронтогруппы. Такого рода задачи, являются первостепенными для повышения качества жизни пожилых людей и их долголетия.

Итак, геронтосоциологический ракурс проблемы волонтерства показывает, что для положительной социализации геронтогруппы, такое направление социальной работы как вовлечение пожилых людей в эту деятельность в качестве субъекта и объекта является значимым. Наибольший положительный эффект может быть получен в случае, если пожилой человек активный участник этого процесса. Таким образом, актуальным является создание ресурсных центров по привлечению пожилых людей в качестве добровольцев, их информирование и обучение по этой проблеме.

Т.В.Коптева,

преподаватель ЦМК «Психология и реабилитация»

ФГБОУ ВО ОмГМУ Минздрава России, колледж

Новые формы оздоровительно-профилактической работы с людьми взрослого и пожилого возраста

В настоящее время сложилась парадоксальная ситуация: количество заболеваний у населения в цивилизованных странах катастрофически растет, несмотря на колоссальные успехи в области медицины, науки, техники, диетологии, фармакологии. В чем дело?

На наш взгляд, наиболее ясный ответ дал на этот вопрос академик Д.С.Лихачев: «Мы не выживем физически, если погибнем духовно».

В.П. Казначеев утверждает, что механизмы спасения связаны, прежде всего, с осознанием губительных причин, с устремлением мысли к положительному эволюционному знанию, к претворению этого знания в системах просвещения и здравоохранения.

Следует обратить внимание на то, что В.П. Казначеев, доктор медицинских наук Российской Академии Медицинских наук, говорит о первостепенной значимости именно просвещения и образования в области сохранения здоровья.

В рамках оздоровительно-просветительской работы нами были проведены теоретические семинары и практические мастер-классы для пожилых людей по месту жительства в КТОС Центрального района г. Омска, Нежинском геронтологическом центре, в медицинском колледже по следующим темам:

-Оздоровительные рекомендации Востока в режиме дня;

-Оздоровительный массаж и самомассаж;

-Точечный массаж и гимнастика для омоложения;

-Массаж и гимнастика для профилактики ОРВИ.

Все темы вызвали живой интерес и положительный отклик у слушателей. Особенный интерес отмечался к восточным оздоровительным методикам.

Универсальная триада человека «Дух-Душа-Тело» не оспаривается ни одной научной системой, но на практике изучаются только вторые две составляющие. Реально именно высшие духовные центры по нисходящей управляют нижележащими, соответствующими душевному (психическому) и физическому уровням.

В этой связи, трудно представить умение управления здоровьем, без глубокого изучения курса «Философия здоровья». В процессе изучения подобных семинаров слушатели сумели усвоить, что настоящее здоровье связано с самосовершенствованием, с воспитанием таких качеств как доброжелательность, оптимизм, воля, любовь, устремленность. Любое негативное качество характера рано или поздно отразится на состоянии здоровья.

Новые формы оздоровительно-просветительской работы могут включать знания об энергетических меридианах; полевых структурах, нравственно-этических закономерностях развития человека. Новые формы оздоровительно-просветительской работы могут включать знания об энергетических меридианах; полевых структурах, нравственно-этических закономерностях развития человека,

На протяжении 10 лет на базе Омского медицинского колледжа Росздрава велся курс «Духовное и физическое здоровье человека», «Традиционная медицина». В основе данных курсов накоплены новые знания, полученные при научных исследованиях в области тонкоматериальных структур, а также дается синтез восточных философских учений, данных через призму новых достижений в науке, философии и искусстве. Программа подобных курсов может служить методическим пособием для информационно-воспитательной и просветительской работы с пожилыми людьми.

На практических занятиях слушатели изучали элементы оздоровительного и точечного массажа, самомассажа при заболеваниях органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, суставов и преждевременном старении; обсуждали волнующие их вопросы. Знания, полученные при изучении курса, дали возможность объяснить причинно-следственные связи между мыслями и действиями, духовным и физическим здоровьем.

Живой интерес пожилые люди проявляют к таким занятиям также из-за возможности непосредственного, в том числе тактильного общения и вооружения способами реальной помощи себе и близким при дискомфорте и болезненных ощущениях. Особенно отмечают темы: «Взаимосвязь здоровья и качеств характера», «Массаж лица для омоложения», «Медовый массаж при радикулите».

В отзывах по окончании семинаров слушатели подтверждают необходимость подобных знаний. Вот варианты некоторых ответов: «Если бы мы узнали об этом раньше, то могли бы избежать многих ошибок», «Я получила ответы на такие вопросы, на которые мне не мог никто ответить», «Мы получили заряд оптимизма и молодости».

Вывод: На сегодняшний день наметилась хорошая тенденция, растет интерес к традиционным восточным системам, к наследию русского народа. Эти методики в основе своей высоко духовны, в отличие от материально-меркантильных западных. Необходимо возвращать духовно-нравственные ценности нашей жизни для сохранения и приумножения здоровья, красоты, долголетия.

Е.Ю. Сморжаник,

начальник УПО колледжа ФГБОУ ВО

ОмГМУ Минздрава России

Наши рекомендации