Арт-терапия в работе с пожилыми людьми
Арт-терапия - (от англ. art - искусство; therapy - терапия, лечение) – это терапия изобразительным творчеством с целью воздействия на психоэмоциональное состояние человека.
Субъекты арт-терапевтического процесса.
Занятия обязательно осуществляются в непосредственном контакте пожилого человека с психологом через продукты творчества. Предполагается обсуждение мыслей и чувств человека, самого хода занятия, его результатов. Цель арт-терапии - гармонизация внутреннегосостояния пожилого человека, то есть восстановление его способности находить оптимальное, способствующее продолжению жизни состояние равновесия.
Функции арт-терапии:
- катарсистическаяя (очищающая, освобождающая от негативных состояний);
- регулятивная (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния);
- коммуникативно-рефлексивная (обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки).
Арт-терапия:
- создает условия для творческого самовыражения;
- способствует выражению скрытых, порой неосознаваемых переживаний и освобождению от них;
- качественно изменяет состояние личности (снижается тревожность, изменяется самоотношение, развивается творческое воображение, активизируются телесные, психические и социальные функции, навыки, возможности на решение конкретных проблемных ситуаций, а, следовательно, на увеличение продолжительности жизни и улучшение ее качества.);
- обеспечивает социальную адаптацию через тренировку взаимодействия с другими людьми.
Арт-терапия:
· расширяет реальный опыт контактов. Учит выражать чувства и представления приемлемым способом;
· работает не на результат (например: нарисовать зайчика), а на процесс, что позволяет проживать значимую для человека деятельность, быть значимым в этом мире (снятие внутренних зажимов, напряжения).
Формы арт-терапии в зависимости от количества участников:
· индивидуальная,
· групповая.
Формы арт-терапии в зависимости от того, что и как использует пожилой человек:
Пассивная форма— человек использует художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения.
Активная форма— пожилой человек сам создает продукты творчества: рисунки, истории, музыкальные композиции, спонтанные танцы.
Смешанная форма— используются имеющиеся произведения искусства (музыкальные произведения, картины, сказки и т. п.) для создания своих продуктов творчества.
Методы арт-терапии:
· изотерапия;
· музыкотерапия;
· танцевальная терапия;
· сказкотерапия;
· фототерапия;
· коллажирование;
· сочинение историй.
Изотерапия— терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. Это не сотворение произведения искусства и не часть занятий по изобразительному искусству, а процесс создания изображений как способ реализации целей. Занятия с применением изотерапии способствуют изучению чувств, идей и событий, развитию межличностных навыков и отношений, укреплению самооценки и уверенности в себе.
Изотерапия- самый распространенный метод арт-терапии. Для изотерапии подходят все виды художественных материалов:
· краски,
· карандаши,
· картон,
· текстиль,
· кисти,
· валики,
· восковые мелки,
· фломастеры и т.д.
Основные этапы изотерапии:
Этап 1. Свободная активность перед собственно творческим процессом — непосредственное переживание.
Этап 2. Процесс творческой работы — создание творческого продукта.
Этап 3. Процесс рассматривания, направленный на достижение понимания увиденного.
Этап 4. Проговаривание чувств и мыслей, возникших в результате рассматривания творческой работы.
Музыкотерапия - это контролируемое использование звуков и музыки в лечении и психологической реабилитации пожилого человека, представляющее собой деятельность, включающую:
- воспроизведение,
- фантазирование,
- импровизацию с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов или прослушивание специально подобранных музыкальных произведений.
Формы музыкальной терапии
Рецептивная музыкотерапия (пассивная)отличается тем, что человек в процессе занятия не принимает в нём активного участия, занимая позицию простого слушателя. Ему предлагают прослушать различные музыкальные композиции, либо вслушиваться в различные звучания, отвечающие его состоянию.
Активные методы музыкальной терапииоснованы на активной работе с музыкальным материалом: инструментальная игра, пение.
Интегративная музыкотерапиянаряду с музыкой задействует возможности других видов искусства: рисование под музыку, музыкально-подвижные игры, пантомима, создание стихов, рассказов после прослушивания музыки и др. творческие формы.