Взросление: пути избавления от собственных недостатков

«Неужели все так мрачно и безвыходно?» — спросите вы. Что же происходит, если выросший ребенок — взрослый, вполне самостоятельный человек — сопротивляется, старается компенсировать, интуитивно нейтрализовать программу саморазрушения? Если это происходит спонтанно, «вслепую», без анализа и без точного знания, то в «играх» подобных взрослых детей всегда присутствует попытка сознания одержать верх над подсознанием, сильно смахивающая на подражание небезызвестному барону Мюнхгаузену, вытащившему самого себя из болота, ухватившись рукой за свою пышную шевелюру. При этом сознание или пытается обмануть подсознание, или же доказать ему свою правоту, вместо того чтобы просто с ним договориться, заключить союз или хотя бы добиться перемирия. Итак, рассмотрим имеющиеся варианты взаимодействия сознания со своим «теневым» партнером. Они довольно многочисленны и описаны дотошными аналитиками под названием механизмов психологической защиты. Однако для наших практических целей это разнообразие можно объединить и свести к трем наиболее общим вариантам.

1. Сознание обманывает подсознание

Тот же способ, который сознание применяет для того, чтобы обманывать «чужие сознания», оно пытается использовать и для того, чтобы ввести в заблуждение собственное подсознание, выдавая желаемое за действительное и, наоборот, подтасовывая реальность. Не знаю, насколько типичен подобный пример для нашей действительности, но автору почему-то приходилось сталкиваться с подобными случаями неоднократно: синдром «миллионера в дырявых штиблетах», то есть делового человека, добившегося преуспевания в делах, но в то же время упорно и нелепо отказывающего себе во многом. У него один-единственный скромный костюм, одни-единственные поношенные ботинки, он не позволяет себе не только никаких излишеств, никаких радостей жизни, но и порой экономит в мелочах, даже

о*

на самом необходимом. И все это при ежемесячных доходах, которые и не снились... по меньшей мере, среднему американцу. Подобную «личную скромность» человек, как правило, для себя самого объясняет необходимостью показывать пример подчиненным или тем, что все его мысли заняты работой и тому подобными внешне логичными причинами. А на самом деле человек играет в игру сам с собой, пытается обмануть собственное подсознание, которое сослужило ему плохую службу, назойливо твердя «ты недостоин этого» (ребенок, испытавший недостаток любви). Или в его подсознании крутится заложенная в детстве («благодетели» могут быть разными — и родители, и воспитатели детского сада, и учителя в школе) ограничивающая программа «быть обеспеченнее других, выделяться среди других — стыдно, нехорошо, ужасно плохо. У всех всего должно быть поровну» (синдром послушного ребенка).

2. Сознание доказывает подсознанию

Но доказывает не словами (неразумно, да и бесполезно спорить с самим собой), а с помощью внешних, ощутимых доводов — материальной обеспеченности, удачной карьеры, защиты диссертации, чемпионской медали, других успехов в послужном списке, престижного брака по расчету, обладания престижными вещами (от яркой конфетной обертки в детстве до супермодного автомобиля в более зрелом возрасте) и полного набора прочих стереотипов. Стать первым, «выбиться в люди» (даже выражение это, наверное, придумано теми, кто не уважал себя, не считал полноценным человеком). Стать великим и всемирно известным. Или стать миллионером. Или «авторитетом». Или создать политическую партию и возглавить всенародное движение к светлой цели. Доказать свою полноценность. Доказать свою ценность. Доказать себе и другим. Точнее, доказать другим и тем самым убедить себя самого, свое собственное подсознание. И здесь существуют различия в зависимости от того, какую позицию человек занимает по отношению к окружающим, на кого он возлагает ответственность за собственные проблемы (помните, мы разбирали эти позиции — «Я не благополучен» или «Они не благополучны»). Как правило, человек стремится доказать одно из двух:

а) «Я НЕ ХУЖЕ ДРУГИХ». Этот путь имеет очевидные хорошие стороны, являясь для человека мощным стимулом роста в различных областях. Человек ставит себе цель и героически добивается ее. Мужественно преодолевая препятствия, наш ге-

рой, если он действительно чего-нибудь стоит, в конце концов достигает и материального благополучия, и престижного положения, и прочих манящих жизненных целей. Вопрос только в том, какой ценой ему все это дается, стоит ли игра свеч. Ибо, когда долгожданная цель, ради которой он, стиснув зубы и собрав всю свою волю в потный дрожащий кулак, преодолевал усталость, минутные порывы слабодушия и собственную лень, достигнута, когда, казалось бы, можно пожинать приятные плоды, возможен срыв. Это называется «болезнью достижения», когда человек разочаровывается в достигнутом, перестает ценить то, что он имеет, чего добился в результате долгих усилий, ради чего терпел лишения, на что тратил свою жизнь. Человек, долгое время крутившийся в суетливой череде повседневных дел как белка в колесе, останавливается на минутку и задумывается: «Ну вот, это у меня есть, а что дальше? И зачем вообще все это?.. И зачем жить?» Нередко он не находит ответа на эти вопросы, и тогда может наступить депрессия, потеря интереса к жизни. Или человек может измениться — броситься в показную «удаль», растратить то, чего достиг, и себя самого. Или возникает беспричинная злость, срываемая на близких. Или появляется непреодолимое влечение к алкоголю. Или... Впрочем, можно не продолжать. Человек, для которого добиться успеха в жизни - значит доказать свою полноценность, зачастую живет по принципу «все или ничего». Он слишком бурно переживает и взлеты, и естественные падения. Взлеты для него сопровождаются пьянящим «головокружением от успехов». Падения бывают уж очень болезненны и воспринимаются как полное крушение надежд (помните, мы обсуждали «монолог неудачника»?). Ему надо научиться мягко падать, не ушибаясь. Точнее, сохранять эмоциональное равновесие, обретая точку опоры в самом себе, свой психологический «центр тяжести», за который можно держаться, избегая как неоправданных надежд и необоснованных восторгов, так и ненужных разочарований и депрессии.

б) «ДРУГИЕ ХУЖЕ МЕНЯ» (обиходное «Я начальник — ты дурак»). Естественно, что доказать подобное можно тем людям, которые от тебя в чем-то зависят. Для этого необходимо создать соответствующие условия: приобрести власть над людьми (в любой сфере — от официальной до криминальной).

Масштаб здесь особой роли не играет, главное, что человек получает удовольствие, различными способами унижая окружающих. Для этого можно пользоваться физической силой. А можно воспользоваться хитростью, играя на человеческих слабостях путем интриг и сплетен, манипулируя людьми (как удачно выразился один пациент, «я хочу, чтобы вы хотели того, что мне надо»). Можно воспользоваться и служебным положением (пример, уже уходящий в прошлое: продавщица, которая грубит покупателям, стоящим в длинной очереди, пользуясь хотя и кратковременной, но все же властью над этой толпой). Если же нет ни того, ни другого, ни третьего, то в крайнем случае человек хотя бы может отвести душу, терроризируя собственную семью (пьяный муж, с топором в руках гоняющийся за женой и детьми, — представили картину?..) В любом случае путь таких героических борцов за самоутверждение многотрудный, а порой и опасный. В человеческих отношениях, как и в ньютоновской механике, работает закон «действие равно противодействию». И если человек с позицией (б) сталкивается с человеком с позицией (а) или с себе подобным, взрыва не миновать.

3. Сознание договаривается с подсознанием

Альтернатива двум предыдущим вариантам, избавленная от их недостатков и дающая человеку возможность сознательно вступить на путь действительного самоутверждения, самореализации или, пользуясь понятием, введенным психологом А. Маслоу, самоактуализации. В самом деле попытки заниматься самообманом бесплодны. Лучше поговорить с собственным подсознанием начистоту. Хотя попытки доказать что-либо своему подсознанию, доказывая это другим, и дают полезные побочные результаты, наверное, при улаживании отношений с ним гораздо лучше обойтись без посредников. Учиться этой внутренней дипломатии — значит учиться правильно хотеть, как мы уже упоминали в начале. Теперь можно расшифровать это подробнее: правильно хотеть — значит добиться согласия между сознанием и подсознанием, когда они хотят и добиваются одного и того же. Именно поэтому хотеть нужно учиться. Учиться нужно хотеть.

Наши рекомендации