Дайте определение наукам анатомия, физиология и гигиена
наука | Что она изучает |
анатомия | |
физиология | |
гигиена |
1.2. Какие знания и умения должен получить студент при изучении дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»?
Должен ЗНАТЬ | Должен УМЕТЬ | Должен ВЛАДЕТЬ |
1. общие закономерности и возрастные особенности функционирования основных систем организма ребенка; | 1. | 1. |
2. | 2. | |
3. | ||
4. | 2. | 3. |
5. | ||
6. | 4. | |
7. | ||
8. | 5. |
1.3. Продолжите предложения:
Критериями гигиенической оценки факторов среды служат _______________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Исследования в области возрастной анатомии и физиологии «вооружают» гигиену детей и подростков _________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Основная особенность детей и подростков заключается в том, что, _________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Внешние воздействия сказываются не только на функциональном состоянии в настоящий момент, но и влияют на _______________________________
1.4. Дайте определения понятиям:
Онтогенез – это ______________________________________________________
Предмет исследования возрастной физиологии ________________________
____________________________________________________________________
1.5. Перечислите науки, с которыми взаимосвязана физиология развития ребенка ______________________________________________
____________________________________________________________________
Каковы теоретические и прикладные задачи физиологии развития?
Теоретическая задача: ________________________________________________
____________________________________________________________________
Прикладные задачи:
1. _________________________________________________________________
2. _________________________________________________________________
1.7. Перечислите и охарактеризуйте возрастные периоды онтогенеза (запишите в тетради в форме таблицы).
Периоды | Возраст и пол | Некоторые характерные возрастные события | ||
Муж | Жен | |||
Новорожденные | ||||
Грудной возраст | От 10 дней до 1 года | |||
Раннее детство | ||||
Первое детство | 4-7 лет | |||
Второе детство | 8-12 лет | |||
Подростковый возраст | 12-15 лет | |||
Юношеский возраст | 17-21 год | |||
1.8. Выберите в тестах правильные ответы и оформите их в таблицу (условные обозначения см. стр.3):
1. | 3. | 5. | 7. | 9. |
2. | 4. | 6. | 8. | 10. |
● 1. В какой период развития начинается прорезывание постоянных зубов?
а) в грудном возрасте б) в раннем детстве в) во втором детстве
♦ 2. Установите правильную очередность закладки органов и систем у эмбриона:
а) органогенез, б) оплодотворение яйцеклетки, в) гаструляция, г) дробление яйцеклетки
♣ 3. Установите соответствие между колонками:
1 колонка: 2 колонка:
1. Первый период вытягивания а. первый год жизни
2. Второй период вытягивания: б. 12-15 лет
3. Третий период вытягивания: в. 5-7 лет
● 4. Период полового созревания начинается:
а) одновременно у мальчиков и девочек, б) у мальчиков раньше, чем у девочек,
в) у девочек раньше, чем у мальчиков
►5. К высшим человеческим функциям относят:
а) дыхание, б) восприятие, в) внимание, г) питание, д) речь, е) движение, ж) память.
►6. Геронтология изучают возрастные изменения, происходящие в
а) зрелом возрасте б) пожилом возрасте, в) старческом возрасте, г) у долгожителей
● 7. Оценка по шкале Апгар указывает на хороший прогноз как в отношении жизнеспособности новорожденного:
а) выше 3 баллов, б) выше 5 баллов в) выше 7 баллов
● 8. Развитие вторичных половых признаков обусловлено:
а) секрецией половых гормонов, б) возрастными изменениями дыхания
в) гиперсексуальностью
►9. Жизненно важными функциями для человека являются:
а) внимание, б) зрение, в) дыхание, г) питание, д) выделение, е) речь, ж) слух.
● 10. Формирование речи происходит в возрасте:
а) 1-2 года, б) 2-3 года, в) до года.
Вставьте предложенные слова в текст
форма, мозг, природа
Физиология, как наука о функциях организма, раскрывает законы деятельности головного ……….. обосновывает материальную природу сложнейших ……….. приспособления организма к условиям среды, показывает материальную ……… психической деятельности человека.
Тема 2:
ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА КАК ЦЕЛОСТНАЯ СИСТЕМА
Задания:
2.1. Вставьте пропущенные слова в предложение:
_______________является структурной единицей всех живых организмов. Она обладает всеми признаками целостного организма: _______________, _______________, обменивается с окружающей средой веществами и энергией, реагирует на внешние раздражители.
Запишите основные составляющие ядра и цитоплазмы
1. _________________________________________
2. _________________________________________
3. _________________________________________
4. _________________________________________
5. _________________________________________
6. _________________________________________
7. ________________________________________
8. _________________________________________
9. _________________________________________
10. ________________________________________
11. ________________________________________
12. ________________________________________
13. ________________________________________
14. ________________________________________
2.3. Перечислите типы транспорта веществ через мембрану:
1) ________________________________________________________________________
2)_________________________________________________________________________
3) ________________________________________________________________________
4)_________________________________________________________________________
5)_________________________________________________________________________
Вставьте пропущенные слова
Эпителиальная ткань состоит_____________________________________
_______________________________________________________________
Соединительная ткань является ___________________________________
_______________________________________________________________
Мышечная ткань состоит ____________________________________________
____________________________________________________________________
Нервная ткань состоит_______________________________________________
____________________________________________________________________
2.5. Перечислите анатомо-физиологические системы, составляющие организм человека: _________________________________________
_________________________________________________________
_____________________________________________________________
_________________________________________________________
2.6. Заполните таблицу:
Система органов | Строение | Функции |
Сердечно-сосудистая система | ||
Система дыхания | ||
Выделительная система | ||
Пищеварительная система |
2.7. Назовите что изображено на рисунке, его предназначение и укажите составляющие части:
_________________________________________
_________________________________________
_________________________________________
_________________________________________
_________________________________________
_________________________________________
_________________________________________
_________________________________________
_________________________________________
2.8. Дайте определения:
Гуморальная регуляция - ___________________________________________
Нервная регуляция - _________________________________________________
2.9. Вставьте пропущенные слова в предложения:
Все органы, системы и аппараты органов связаны между собой анатомически и функционально в единое целое — _____________, главная функция которого — ___________. Сложная система человеческого организма обладает способностью ___________________ свое существование. Саморегуляция человеческого организма направлена на _______________________________,
_____________________________________________обеспечивающего __________________________________ процессов жизнедеятельности, и на ________________ организма к условиям внешней среды, обеспечивающую ________________________ как индивидуума и как биологического вида. ____________________________________ действуют на всех уровнях организации целостного организма. Организм является ________________ составляющих его органов, тканей и клеток, и от их оптимального функционирования зависит оптимальное функционирование организма как целого. В то же время ________________________ _____________________ создают наиболее _____________________________ для жизнедеятельности отдельных структур.
2.10. Ответьте на тестовые задания (условные обозначения см. стр. 3):
1. | 3. | 5. | 7. |
2. | 4. | 6. | 8. |
● 1. Роль барьера между клетками играет:
а) клеточная стенка, б) цитоплазма, в) клеточный центр.
●2. Диффузия воды через мембраны в сторону более низкой концентрации ионов
называется …
а) активный транспорт, б) экзоцитоз, в) осмос.
● 3. ________имеется во всех клетках человеческого организма, за исключением
Эритроцитов.
а) ядро, б) внутренняя мембрана, в) ядрышко.
● 4. Размножение при помощи мейоза называют …
а) половым, б) бесполым, в) вегетативным.
● 5. Ткань, являющаяся главной опорой организма …
а) мышечная, б) нервная, в) соединительная.
● 6. Какой орган человека имеет наиболее высокую температуру?
а) почки, б) печень, в) сердце.
● 7. В каком возрасте формируются основные терморегуляторные реакции?
а) грудном, б) младенческом, в) подростковом, г) юношеском.
►8. Перечислите органы, составляющие функциональную систему для