Психогенные расстройства (аффективно-шоковые реакции, реактивные состояния), клиника, динамика. Особенности у детей и подростков.
Аффективно-шоковые реакции
Это кратковременные психотические состояния, возникающие в ситуациях, остро угрожающих жизни Они характеризуются переживанием ужаса, отчаяния, глубоким аффективно-суженным состоянием сознания, из-за чего утрачивается контакт с окружающими, двигательными и вегетативными расстройствами. Выделяют гипо- и гиперкинетические варианты аффективно-шоковых реакций
Гипокинетический вариант характеризуется внезапно возникшей в травмирующей ситуации двигательной заторможенности («остолбенел от страха»), достигающей в ряде случаев полной обездвиженности и мутизма (аффектогенный ступор) В таком состоянии больные не воспринимают окружающее, на лице у них выражение страха, ужаса, глаза широко открыты, кожные покровы чаще бледные покрыты холодным потом, наблюдаются непроизвольное мочеиспускание, дефекация. Воспоминания об этом периоде у больных отсутствуют
Гиперкинетическии вариант отличается острым психомоторным возбуждением — «двигательной бурей». Больные бесцельно мечутся, стремятся куда-то бежать движения хаотичны, нецеленаправленны На лице у них выражение ужаса, они часто издают нечленораздельные звуки, кричат, рыдают Состояние сопровождается выраженными вегетативными реакциями тахикардией, потливостью. Длятся от нескольких минут до нескольких дней.
Аффективно-шоковые реакции у детей и подростков проявляются в тех же вариантах У детей отмечается значительная выраженность вегетативных расстройств, обусловлена поведением взрослых.
Реактивные психозы, обусловленные субъективно значимой психической травмой. К этой группе относятся различные варианты психогенных депрессий и психогенные бредовые состояния.
Психотические реактивные депрессии у детей не наблюдаются, у подростков встречаются достаточно редко.
Выделяют два варианта реактивной депрессии: так называемую открытую, при которой имеются все признаки депрессивного состояния с переживанием тоскливого настроения, слезливостью, заторможенностью, фиксацией на несчастье, и диссимулятивную, при которой отсутствуют активные жалобы на тоску, больные стараются не говорить о травмирующей ситуации, держатся тихо и незаметно. Переживания не раскрывают. Суицидальные мысли скрываются, суицидальные попытки готовятся и часто оказываются неожиданными для окружающих.
Острым реактивным параноидам обычно предшествует период выраженной тревоги, беспокойства, «предчувствия несчастья». Затем остро возникает бред отношения, преследования, особого значения, сопровождающийся галлюцинациями. Наблюдается более или менее выраженное изменение сознания по типу аффективно-суженного.
В бредовых идеях отражается содержание травмирующей ситуации. Настроение тревожно-тоскливое с выраженным аффектом страха. В этом состоянии больные могут быть возбуждены. Мечутся по отделению, прячутся, стремятся куда-то бежать, просят пощады, плачут, прощаются с родными или лежат неподвижно, «ждут своей участи», на лице выражение тревоги, страха, обреченности. Психотическое состояние при острых параноидах продолжается 1—5 нед и сменяется постреактивной астенией. Выздоровление обычно сопровождается появлением критики. Бред м.б. индуцированным (психические эпидемии)
Реактивный параноиду детей и подростков встречается крайне редко, в детском и подростковом возрасте он может возникнуть в результате длительных травмирующих ситуаций, во время которых длительно переживаются страх и тревога.
Определенную роль в формировании и систематизации бреда у подростков играет индуцирующее влияние среды и в первую очередь родителей.
«Системные неврозы» у детей и подростков (заикание, тики, энурез, энкопрез).
Под системными неврозами понимают такие, при которых в клинической картине преобладают симптомы функциональных нарушений одной или нескольких соматических систем — сердечно-сосудистой, пищеварительной, дыхательной и др.
К системным неврозам у детей относятся логоневроз, невротические тики,
невротические энурез и энкопрез.
Тик является непроизвольным, внезапным, быстрым, повторяемым, неритмичным, стереотипным движением или вокализацией. Различают психогенные (отношения в семье, на учебе) и транзиторные (признак подавленной агрессии). Пик появления тиков 7-11 лет. Чтобы поставить диагноз, длиться должны не менее месяца, нет органического поражения головного мозга.
Невротический энурез - утрату контроля над мочеиспусканиемв ночное и дневное время.
Ночное недержание при переходе из медленной фазы сна в быструю.
Различают первичный (с рождения) и вторичный (под воздействием стрессовых факторов в возрасте 5-8 лет) энурез. Диагноз: дети старше 5 лет, недержание не реже 2 раз в месяц у детей до 7 лет и не реже 1 раза в месяц старше 7 лет. Состояние длится не менее 3-х месяцев.
Невротический энкопрез - Неспособность контролировать выделение кала, вследствие
чего обнаруживается непроизвольное или произвольное недержание кала
в местах, неуместных для этой цели. Причины: унижения со стороны родителей при обучению пользоваться горшком, предшествующие запоры. Диагноз: ребенок старше 4 лет, не менее 1 эпизода в месяц на протяжении 6 месяцев, нет органического поражения.
Логоневроз (невротическое заикание) - психогенное расстройство ритма,
темпа, плавности речи, которое связано с судорогами мышц, осуществляющих
акт речи. Причина: хронические и острые психотравмы, наследственная предрасположенность. Начало - в 2-4 года. Проявляется в стрессовой ситуации. Продолжительность не менее 3 месяцев.