Правовой статус немедицинских видов массажа. Оказание услуг массажа без медицинской лицензии. Нормативно-правовая база и судебная практика

Правовой статус немедицинских видов массажа. Оказание услуг массажа без медицинской лицензии. Нормативно-правовая база и судебная практика

I.Правовое поле лицензирования медицинских услуг определено Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Постановлением Правительства РФот 16.04.2012 г. № 291 «О лицензировании медицинской деятельности» .

1.1. Согласно п. 46 ст. 12 вышеуказанного Закона медицинская деятельность подлежит лицензированию.

1.2. Согласно п. 2 ст. 5 Закона - утверждение положений о лицензировании конкретных видов деятельности и принятие нормативных правовых актов по вопросам лицензирования находится в компетенции Правительства РФ, при этом,согласно п. 2 ст. 12 Закона - исчерпывающие перечни … оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности устанавливаются Положениями о лицензированииконкретных видов деятельности.

1.3. Постановлением Правительства РФот 16.04.2012 г. № 291 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности и утвержден(исчерпывающий)Перечень лицензированных работ и услуг, составляющих медицинскую деятельность.

1.5.В Перечень включены работы и услуги по «медицинскому массажу».

Выводы:

1. В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда от 08.10.2012 № 58 указывается, что «понятие медицинская деятельность шире чем понятие «медицинская услуга». При этом лицензируется не медицинская деятельность вообще, а только медицинские услуги, согласноисчерпывающему Перечню, включенному в Положение о лицензировании, утвержденное Правительством РФ.

2. В Перечень лицензируемых медицинских услуг, который согласно Закону является исчерпывающим, включены только услуги по «медицинскому массажу».Иных лицензируемых видов массажа (не медицинских) в Перечне нет.

3. Так как документы, обязательные для исполнения сторонами правоотношений в сфере лицензирования (нормативно-правовые акты по вопросам лицензирования) согласно Закону могут быть утверждены только Правительством РФ, то издание обязательных для исполнения документов по вопросам лицензирования медицинской деятельности Минздравом РФ (приказов, а тем более писем),например, по включению тех или иных массажных практик, ранее(и по сути)не относящиеся к медицинскому массажу в услуги лицензируемого медицинского массажа - является прямым нарушением Закона.

В нарушение рассматриваемых норм Закона Минздравом РФ издано письмо от 20.02.2013 года № 17-2/10/2-1005, дублированное письмом Росздравнадзора от 13.03.2013 г. № 16и-243/13 «О лицензировании тайского массажа», в котором относит тайский массаж к лицензируемому медицинскому массажу.

4. Включение в медицинские и лицензируемые услуги “иных” техник массажа противоречит так же сути Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», так как создает угрозу причинения ущерба здоровью пациентов в лицензированных медицинских организациях, так как “иные” техники массажа не проверены на безопасность и эффективность, для них не установлены показания и противопоказания, а так же последствия их применения, которые могут повлечь причинение ущерба здоровью. Такие выводы сделаны, в частности, в Решении Арбитражного Суда Республики Коми от 04.05.2008 года по делу N А29-1941/2008.

Более того, так как услуги “медицинского массажа” включены в услуги, оплачиваемые за счет средств ОМС, такое включение позволяет покрывать услуги с непроверенными техниками массажа “федеральными” деньгами.

III. Федеральное законодательство и нормативно-правовые акты разграничивают медицинские услуги и не медицинские, но влияющие на здоровье.

3.1. Пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» закреплены правовые критерии отнесения услуг к медицинским: «медицинская услуга – это медицинское вмешательство, направленное на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию». Соответственно, если услуги не направлены на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию – они не могут быть квалифицированы как медицинские, даже если они так или иначе влияют на здоровье.

Такие выводы сделаны в частности, в Апелляционном определении Суда Ханты-Мансийского Автономного округа-Югры от 2.10.2012 г. по делу N 33-4315/2012, в котором опротестована ошибочная позиция прокуратуры и Судов первых инстанций, относящих все техники массажа к медицинским. Суд установил, что массаж является медицинским, только если он направлен на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию.

3.2.Услуги направленные, в частности, на расслабление, снятие усталости, стимулирование, создание психологического комфорта, а так же в целом, на оздоровление, поддержание, укрепление здоровье, на создание условий для его восстановления - нормативными документами Национальной системы стандартизации квалифицированы не как медицинские, а как оздоровительные в рамках физкультурно-оздоровительной деятельности и частично как услуги салонов красоты (бытовые). Указанные виды деятельности не входят в перечень лицензируемых, утвержденный Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Для справки: На здоровье повседневно влияют состав пищи и режим питания, состав воздуха, двигательный режим, эмоциональная реактивность, межличностные отношения, уровень самооценки, наличие вредных привычек активность, режим труда и отдыха (длительность рабочего времени, отпуск, сон), активное применение оздоровительные процедур.

Такие услуги обособлены в российском правовом поле от медицинских услуг следующими нормативными документами(на примере услуг немедицинского массажа):

1. ГОСТ Р 52024-2003 «Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные», принятый и введенный в действие Госстандартом России от 18.03.2003 г. № 80-ст., включающий массаж, рациональные техники двигательных действий, правильное питание и др.

2. Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОКПД 2 - ОК 034-2014, утвержденный Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст., включающий подгруппу 96.04.10 «Услуги физкультурно-оздоровительные», где перечислены т.ч. «услуги массажных салонов, за исключением лечебного массажа»;

3. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОКВЭД 2 - ОК 029-2014, утвержденный Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст., включающий подгруппу 96.02.2 «Предоставление косметических услугпарикмахерскими и салонами красоты», где перечислены«гигиенический массаж лица и шеи, включая эстетический, стимулирующий, дренажный, аппаратный, СПА-массаж; уход за кожей кистей рук, кожей стоп; СПА услуги по телу,включая гигиенические, релаксирующие, эстетические методы.

4. Общероссийский классификатор услуг населению ОКУН ОК 002-93 (изменения 14/2013), принятый и введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17.10.2013 N 1166-ст, включающий код 019326 раздела «Парикмахерские икосметические услуги, оказываемые организациями коммунально-бытового назначения», где перечислены «гигиенический массажлица и шеи, включаяэстетический, стимулирующий,дренажный, аппаратныймассаж,СПА - массаж».

5. Согласно ст. 15 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании», Общероссийские классификаторы и ГОСТы являются нормативными документами Национальной системы стандартизации.

V. Судебная практика.

Высший Арбитражный Суд РФ

Постановление Пленума от 08 октября 2012 года № 58

Извлечения

Понятие и перечень медицинских услуг определены Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 N 1664н(Комм.: – а сейчас значит в редакции Приказа Минздрава РФ от 28 октября 2013 г. N 794н).

Пункт 10 статьи 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" раскрывает содержание понятия "медицинская деятельность".

Из взаимосвязанного толкования указанных норм следует, что понятие "медицинская деятельность" шире, чем понятие "медицинская услуга".

В связи с этим судам необходимо учитывать, что правила, установленные частью 7 статьи 24 Закона о рекламе, не распространяются на рекламу медицинской деятельности, не связанной с оказанием медицинских услуги лекарственными средствами (Комм.: – предоставлять лицензию в редакцию СМИ следует только на лицензируемые медицинские услуги, а не на медицинские услуги и медицинскую деятельность вообще).

П О С Т А Н О В ЛЕН И Е

от 21 октября 2014 года по делу No А69-2146/2014 г. Красноярск

Извлечения

Указанные в перечне услуг косметического кабинета услуги по коррекции бровей, их покраске, декоративному макияжу, маски, шелковые волокна, бодиарт, наращивание ресниц в соответствии с Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 27.12.2011 No 1664н (в редакции, действовавшей на момент выявления вменяемого административного правонарушения), не относятся к медицинским услугам,поэтому осуществление предпринимателем деятельности по их оказанию без лицензии состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП, не образуют (Комм.: квалификация услуг на медицинские и не медицинские основана на наличии или отсутствии услуг в Номенклатуре медицинских услуг).

Указанные в перечне услуги по релаксу лица, шеи, кистей рук, ног не могут быть отнесены судом к массажу, поскольку административным органом не установлено при проведении проверки ине представлено соответствующих доказательств, подтверждающих, что релакс лица, шеи, кистей рук, ног является именно массажем.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

от 11 августа 2014 года по делу NoА12-8197/2014

Извлечения

Управление Роспотребнадзора по Волгоградской области считает, что ООО «Эталон красоты» осуществляет медицинскую деятельность и оказывает медицинскую помощь по профилю - «косметология» в отсутствие лицензии на медицинскую деятельность. следующее… Между тем, собранные административным органом доказательства недостаточны для квалификации деятельности Общества в качестве медицинской… Косметологические услуги относятся к виду деятельности - ОКВЭД 85.14 «Прочая деятельность по охране здоровья», которая не содержится в перечне видов деятельности Общества, согласно выписки из ЕГРЮЛ. Судом правомерно установлено и подтверждено материалами дела, что в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ видами деятельности ООО«Эталон красоты» являются: предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты – ОКВЭД 93.02.

Таким образом, виды деятельности Общества, отраженные в выписке из ЕГРЮЛ, подтверждают, что такой вид предпринимательской деятельности как медицинская, не является видом деятельности ООО «Эталон красоты» (Комм.: квалификация услуг на медицинские и не медицинские основана на наличии или отсутствии услуг в кодах статистики по ОКВЭД, указанных в ЕГРЮЛе).

Согласно Общероссийского классификатора услуг населению ОК 002-93, утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 No 163 (далее – ОКУН), косметические услуги относятся к группе 019300 ОКУН. Указанные услуги предоставляются салонами красоты по виду деятельности ОКВЭД 93.02 «Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты».

Судом также установлено, что метод - висцеральная хиропрактика, за отсутствие лицензии на осуществление которого административный орган имел намерение привлечь ответчика к административной ответственности, не относиться к медицинской деятельности и, следовательно, не подлежит лицензированию

Правовой статус немедицинских видов массажа. Оказание услуг массажа без медицинской лицензии. Нормативно-правовая база и судебная практика

I.Правовое поле лицензирования медицинских услуг определено Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Постановлением Правительства РФот 16.04.2012 г. № 291 «О лицензировании медицинской деятельности» .

1.1. Согласно п. 46 ст. 12 вышеуказанного Закона медицинская деятельность подлежит лицензированию.

1.2. Согласно п. 2 ст. 5 Закона - утверждение положений о лицензировании конкретных видов деятельности и принятие нормативных правовых актов по вопросам лицензирования находится в компетенции Правительства РФ, при этом,согласно п. 2 ст. 12 Закона - исчерпывающие перечни … оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности устанавливаются Положениями о лицензированииконкретных видов деятельности.

1.3. Постановлением Правительства РФот 16.04.2012 г. № 291 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности и утвержден(исчерпывающий)Перечень лицензированных работ и услуг, составляющих медицинскую деятельность.

1.5.В Перечень включены работы и услуги по «медицинскому массажу».

Выводы:

1. В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда от 08.10.2012 № 58 указывается, что «понятие медицинская деятельность шире чем понятие «медицинская услуга». При этом лицензируется не медицинская деятельность вообще, а только медицинские услуги, согласноисчерпывающему Перечню, включенному в Положение о лицензировании, утвержденное Правительством РФ.

2. В Перечень лицензируемых медицинских услуг, который согласно Закону является исчерпывающим, включены только услуги по «медицинскому массажу».Иных лицензируемых видов массажа (не медицинских) в Перечне нет.

3. Так как документы, обязательные для исполнения сторонами правоотношений в сфере лицензирования (нормативно-правовые акты по вопросам лицензирования) согласно Закону могут быть утверждены только Правительством РФ, то издание обязательных для исполнения документов по вопросам лицензирования медицинской деятельности Минздравом РФ (приказов, а тем более писем),например, по включению тех или иных массажных практик, ранее(и по сути)не относящиеся к медицинскому массажу в услуги лицензируемого медицинского массажа - является прямым нарушением Закона.

В нарушение рассматриваемых норм Закона Минздравом РФ издано письмо от 20.02.2013 года № 17-2/10/2-1005, дублированное письмом Росздравнадзора от 13.03.2013 г. № 16и-243/13 «О лицензировании тайского массажа», в котором относит тайский массаж к лицензируемому медицинскому массажу.

4. Включение в медицинские и лицензируемые услуги “иных” техник массажа противоречит так же сути Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», так как создает угрозу причинения ущерба здоровью пациентов в лицензированных медицинских организациях, так как “иные” техники массажа не проверены на безопасность и эффективность, для них не установлены показания и противопоказания, а так же последствия их применения, которые могут повлечь причинение ущерба здоровью. Такие выводы сделаны, в частности, в Решении Арбитражного Суда Республики Коми от 04.05.2008 года по делу N А29-1941/2008.

Более того, так как услуги “медицинского массажа” включены в услуги, оплачиваемые за счет средств ОМС, такое включение позволяет покрывать услуги с непроверенными техниками массажа “федеральными” деньгами.

Наши рекомендации