Развитие детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях депривации.
Для детей раннего возраста, находящихся в доме ребенка, характерны «ватные позы» и так называемые тупиковые движения – раскачивание тела, сосание пальца, стереотипные нецеленаправленные движения рук. Отсутствие двигательной активности выражается в пассивности движений, анемичном, невыразительном лице, позе, жестах, мимике. Наряду с мышечной гипотонией встречается и мышечная гипертония. Ребенок в таких случаях находится в состоянии непрерывного движения, с трудом сосредоточивается на выполнении поручения, перемещается из конца в конец, хватается за различные предметы, отпускает их – движения нескоординированы, беспорядочны.
В этих условиях у ребенка нет острой необходимости в активной речи: он овладевает ею медленно, с задержками, по мере усложнения жизнедеятельности и общения со взрослыми. Но жизнь детей в закрытом детском учреждении, подчиненная вербальным распоряжениям взрослого (его «командам») требует от них понимания речи. Оно возникает с относительно небольшим запозданием по сравнению с детьми из семей. Это приводит к значительному временному разрыву между возникновением понимания речи и моментом активного овладения ею.
Одним из значимых показателей развития ребенка раннего возраста является сфера общения. У детей, находящихся в условиях депривация, отмечается несформированность навыков общения, дети не инициативны в общении со взрослым и сверстником. При появлении нового человека с их стороны не наблюдается привычной эмоциональной реакции, например, чувства страха или радости, т.е. они избегают эмоционального контакта. Имеется и другой тип реагирования – «прилипчивость» к новому лицу. При появлении нового человека они «облепляют» его, стараются до него дотронуться, прижаться к нему. Однако очень быстро их интерес проходит и при расставании с их стороны не проявляется никаких эмоций, что свидетельствует об отсутствии стойкой привязанности.
Дошкольный возраст.
Дошкольный возраст длится с трех до шести-семи лет жизни. Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста приводит к тому, что ребенок впервые выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей. Идеальной формой, с которой ребенок начинает взаимодействовать, становится мир социальных отношений.
Основная потребность дошкольника – жить общей жизнью со взрослыми – в современных исторических условиях напрямую не удовлетворяется, и жизнь ребенка проходит в условиях опосредствованной, а не прямой связи с миром. Такую связь осуществляет игра как ведущая деятельность ребенка.
Характер игры меняется вместе с развитием ребенка. Сущность игры, состоит в том, что через игру ребенок усваивает систему отношений со взрослыми. В игре появляется сюжет и распределение ролей. Характерная черта игры состоит в том, что самым главным для ребенка является не результат как таковой, а процесс игры.
Хотя взрослый остается центром мира детей примерно до 7 лет, уже в раннем дошкольном детстве появляется потребность в общении с другими детьми, удовлетворяющими потребность в доброжелательном внимании и выполняющими программу игрового сотрудничества и сопереживания.
Восприятие, внимание, память в дошкольном детстве характеризуются нарастанием элементов произвольности, мышление приобретает форму наглядно-образного (осваиваются и элементы понятийного мышления), речь начинает выполнять функции планирования и регуляции деятельности, активно развивается воображение.
Развитие личности дошкольника связано с появлением способности сознательно подчинять свои действия более важным целям и задачам, нарастанием произвольности поведения, освоением ряда нравственных норм, психосексуальной идентификацией, формированием приблизительной временной перспективы (ребенок учится планировать свою деятельность), обретением более адекватной и устойчивой самооценки, появлением элементов социальной и личностной рефлексии (умение психики отражать свои собственные состояния, переживания управлять личными ценностями), развитием высших чувств которые отражают духовный мир человека и связаны с анализом, осмыслением и оценкой происходящего. Дошкольник начинает осознавать, почему он ненавидит, гордится, дружит и т.д.
Новообразованием дошкольного возраста являются комплексы готовности к школьному обучению:
- коммуникативная готовность (ребенок может нормально взаимодействовать с людьми по правилам, нормам);
- когнитивная готовность (уровень развития познавательных процессов: внимания, мышления, памяти, воображения);
- уровень эмоционального развития (по мере расширения сферы общения дети испытывают действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Ребенок должен научиться преодолевать ситуативные эмоции, культурно управлять чувствами.);
- технологическая оснащенность (имеется в виду минимум знаний, умений, навыков (ЗУН), позволяющих обучаться в школе. Традиционно под ЗУН понимается умение читать, считать, писать);
- личностная готовность (личностная готовность проявляется в самоактуализации. Это значит, что человек открывает себя с радостью, что он такой, что он есть, а главное – с любовью и восторгом. Для девочек самоактуализация еще в раннем детстве выступает в виде привлекательности, для мальчиков – в виде эффективности. Это следствие культурных образцов).