Занятие 8. Здоровье приёмного ребёнка.

Цели занятия:

• предоставить информацию о периодах детского возраста и патологии, характерной для каждого этапа;

• определить понятия: здоровье, факторы, влияющие на здоровье, критерии оценки здоровья, группы здоровья;

• предоставить информацию о порядке и критериях оценки здоровья детей;

• предоставить информацию о состоянии здоровья детей, находящихся в детских домах и домах ребёнка;

• акцентировать внимание родителей на необходимости обращения к специалистам при определенных обстоятельствах.

План занятия

1. Периоды детского развития, их особенности. Возможная патология

2. Оценка здоровья ребёнка

3. Состояние здоровья детей, находящихся в интернатных учреждениях

4. Роль семьи в медицинской реабилитации ребёнка

5. Ответы на часто задаваемые вопросы

Методические рекомендации по проведению занятия

Данное занятие проводит врач-педиатр, знакомый с особенностями физического развития детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях. Занятие проходит в лекционном режиме. В конце обязательно надо выделить время на вопросы участников к ведущему. На протяжении всего занятия необходимо акцентировать внимание слушателей на том, что большинство описываемых медицинских состояний не являются противопоказанием к помещёнию ребёнка в семью и поддаются коррекции. Занятие направлено на то, чтобы осветить некоторые вопросы, а не «запугать» потенциальных родителей медицинскими терминами.

Далее, а также в приложении 6, представлены теоретические материалы, которые можно использовать при подготовке и проведении занятия.

1. Периоды детского развития, их особенности. Возможная патология

Внутриутробный период – от момента зачатия до рождения ребёнка. Один из самых важных периодов. Этот период определяет последующее биологическое развитие ребёнка.

Характер патологии

У женщин с асоциальным образом жизни (злоупотребляющих алкоголем, принимающих наркотики и ведущих беспорядочную половую жизнь), многократно возрастает риск заражения опасными заболеваниями, инфекциями, передающимися половым путем, в том числе сифилисом и ВИЧ-инфекцией, а, следовательно, и возможность передачи этих заболеваний ребёнку. Если женщина употребляла наркотические вещёства внутривенно, то у неё часто отмечается сочетание вирусного гепатита и ВИЧ-инфекции.

Воздействие неблагоприятных факторов в зародышевой стадии, (до восьмого дня) особенно вирусов, приводят к хромосомным и генным аномалиям; (с восьмого дня до десятой недели) к нарушению образования внутренних органов: уродства, врожденные пороки. Одним из ведущих мест в формировании пороков развития плода принадлежит инфекционным возбудителям: краснухе, циотомегалии, токсоплазмозу и герпес- вирусам. При заражении до пяти месяцев, обычно развивается генерализованный процесс с преобладанием поражения печени и почек, ЦНС. Заболевания матери и токсическое влияние (алкоголь, курение, наркотики) в эмбриональную стадию (11-12 нед.) могут привести к задержке внутриутробного развития, поражению ЦНС. Помимо всех своих отрицательных последствий в социальном плане, наркотические вещества и алкоголь негативно влияют на иммунную систему организма, угнетая её, и, тем более, крайне отрицательно влияют на развитие плода. При воздействии неблагоприятных факторов в ранней фетальной стадии (до 28 нед.) может быть задержка роста и дифференцировки органов и тканей; (после 28 нед.) – недостаток образования белкового, жирового, витаминного (Д, В) и минерального (кальций, железо, медь селен) депо.

Фетопатии (патология плода) могут быть вызваны гормональными расстройствами матери: сахарный диабет, заболевания щитовидной железы, недостаточность функции надпочечников.

Также, отрицательное воздействие на состояние здоровья будущего ребёнка оказывают хронические заболевания беременной женщины, особенно воспалительные заболевания органов малого таза. Развивается внутриутробная гипоксия плода, что приводит к нарушению формирования нервной системы, недоношенности и проявлению многих других отклонений со здоровьем у новорожденного. Некоторые из этих проблем могут наблюдаться в течение всей дальнейшей жизни ребёнка.

Одним из наиболее распространенных синдромов внутриутробного периода, возникающих под воздействием инфекций и интоксикаций и непосредственно отражающихся на физическом, нервно-психическом развитии и заболеваемости младенца, является задержка внутриутробного развития (ЗВУР).

Период новорожденности – первый месяц. Это самый ответственный период для адаптации ребёнка к условиям внешней среды.

Возможная патология

В данный период могут проявляться родовые травмы, неврологические нарушения, наследственные заболевания, болезни, обусловленные антигенной несовместимостью матери и плода – гемолитическая болезнь новорожденных, гнойно-септические заболевания, вирусные и бактериальные поражения дыхательных путей и кишечника, почек.

Инфекционные агенты периода новорожденности: респираторные вирусы, возбудители кишечных инфекций, хламидии, микоплазма, бледная спирохета,

протей, ВИЧ- инфекция.

Период грудного возраста – с конца первого месяца до первого года. В период грудного возраста закладывается фундамент здоровья человека. Период активного психомоторного развития ребёнка.

Возможная патология

Болезни органов дыхания, острые желудочно-кишечные заболевания, пищевая аллергия, рахит, дистрофия (дефицит или избыток веса относительно роста), железодефицитная анемия. В грудном возрасте проявляются наследственные заболевания. За последние годы увеличилась заболеваемость туберкулёзом, сифилисом, может быть выявлена ВИЧ-инфекция.

Период раннего детского возраста – от одного года до трёх лет. В этот период складывается уровень физического и психического развития, формируется устойчивость к неблагоприятным факторам внешней среды.

Возможная патология

Болезни органов дыхания, острые желудочно-кишечные заболевания, формирование большей части аллергических болезней, в том числе бронхиальной астма.

Инфекционные агенты периода: респираторные вирусы, возбудители кишечных инфекций.

Дошкольный период – от трёх до семи лет. Это переломный период, определяющий дальнейшее развитие ребёнка; период отождествления себя с окружающими людьми. В этот период ребёнок активно познает мир.

Возможная патология

Болезни органов дыхания, острые желудочно-кишечные заболевания, формирование большей части аллергических болезней, в том числе бронхиальной астмы, травматизм.

Период младшего школьного возраста – от 7 до 11 лет. Период активного интеллектуального развития.

Возможная патология

Острые респираторные вирусные инфекции, хронические заболевания органов пищеварения, детские инфекции, заболевания лор - органов, аллергические болезни, ревматизм, нарушение зрения и осанки.

В младшем школьном возрасте у детей может быть выявлена минимальная церебральная дисфункция. Это лёгкие нарушения моторики, снижение внимания, повышенная отвлекаемость, стойкие трудности при овладении письмом и чтением, высокая эмоциональная лабильность, нарушение обучаемости и поведения в школе.

Инфекционные агенты – респираторные вирусы, стрептококковая инфекция, возбудители острых детских инфекций, палочки туберкулёза.

Период старшего школьного возраста – от 12 до 17/18 лет. Это период постепенного перехода от детства к зрелости. В этот время происходит качественно новый этап – половое созревание. Это также период активных физических и психосоциальных процессов развития подростка. Наиболее ранняя граница появления признаков полового созревания для девочек – 8-8,5 лет, для мальчиков 10-10.5 лет. Задержка признаков полового созревания для девочек – 12.5 лет, для мальчиков – до 14 лет.

Возможная патология

Неврозы и вегетососудистая дистания, хронические болезни органов пищеварения, ревматизм, болезни почек, расстройство питания, хронические неспецифические заболевания лёгких, заболевания опорно-двигательного аппарата, туберкулёз.

Этот период является критическим по формированию хронических заболеваний органов и систем. Нередко проявление отягощённой наследственности по психическим заболеваниям. На росте и развитии подростков сказываются события детства, в частности перинатального периода и раннего детства.

2. Оценка здоровья ребёнка

В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) приведено следующее определение здоровья: здоровье – это «состояние полного физического, душевного, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Для детей раннего возраста эксперты ВОЗ определяют понятие «здоровье» как совокупность параметров, отражающих оптимальное психическое развитие, соматическое состояние и социальную адаптированность.

При оценке здоровья ребёнка наиболее важными критериями

являются:

1. уровень и гармоничность физиологического развития;

2. функциональное состояние организма;

3. резервные возможности физиологических систем;

4. состояние иммунной системы и уровень неспецифической резистентности.

Различают следующие группы здоровья:

Первая группа – здоровые дети, не имеющие факторов риска к развитию патологии.

Вторая группа – дети с риском возникновения хронической патологии и склонные к повышенной заболеваемости, с наличием функциональных отклонений, часто болеющие дети.

Третья, четвёртая и пятая группы – дети с различными стадиями хронических заболеваний.

В любом возрастном периоде имеет значение оценка биологического возраста, который может отличаться от хронологического возраста.

Хронологический возраст – это период, прожитый ребёнком от рождения до момента обследования ребёнка (год, месяц, день).

Биологический возраст – определяется совокупность морфофункциональных особенностей организма и зависит от индивидуальных темпов роста и развития ребёнка. Признаком, коррелирующими с биологическим возрастом, являются окружность грудной клетки, соотношение верхнего и нижнего сегментов тела, скорость процессов роста. Имеют значение появление точек окостенения, качественные изменения органов и систем организма.

У детей раннего возраста о биологическом возрасте можно судить по развитию и исчезновению основных рефлексов новорожденных, формированию двигательных навыков, появлению молочных зубов.

В дошкольном возрасте важным признаком является появление постоянных

зубов, взаимосвязь между состоянием нервной системы и уровнем биологического развития детей.

В младшем школьном возрасте ведущими показателями, являются длина

тела и число постоянных зубов. В старшем школьном возрасте – степень выраженности вторичных половых признаков.

Факторы, влияющие на формирование здоровья

На первом году жизни существенное влияние на заболеваемость детей оказывают биологические факторы, такие, как рождение в результате беременности, протекавшей с осложнениями, недоношенность, состояние здоровья родителей, индивидуальная предрасположенность и т.д. Но заболеваемость является показателем, характеризующим состояние здоровья ребёнка на определенном этапе его жизни, само здоровье необходимо формировать и поддерживать на протяжении всей жизни. Далее процесс формирования здоровья ребёнка в значительной степени зависит от образа жизни и здоровье формирующей деятельности семьи. Здоровый образ жизни семьи призван играть охранительную и организационную роль в жизни ребёнка, создавать обстановку для эффективной реализации права ребёнка на здоровье. Правильное воспитание детей раннего возраста предусматривает обязательное соблюдение режима, проведение соответственно возрасту комплекса оздоровительных процедур, выработку у ребёнка гигиенических навыков, активное социальное взаимодействие с ребёнком.

Особое место в формировании здоровья подростков занимает пропаганда здорового образа жизни, борьба с курением, употреблением алкоголя, использование наркотиков. Не менее важное значение имеет половое воспитание, профилактика заболеваний, передающихся половым путём и ВИЧ - инфекции.

Представление о состоянии здоровья

Представление о состоянии здоровья ребёнка будущие приёмные родители могут составить на основании внимательного изучения всех медицинских выписок. На основании этих данных в большей мере основывается медицинское заключение ребёнка, оформляемого на усыновление.

Первым и самым основным, с чего нужно начинать изучать состояние здоровья ребёнка, являются его диагнозы (диагнозы, группа риска по развитию патологии для детей новорожденных и грудных). Далее следует внимательно изучить результаты лабораторных исследований и, при отсутствии таковых или давнем сроке, необходимо провести повторные исследования. При изучении медицинской карты следует обратить внимание на данные о матери ребёнка, течении беременности и родов (если таковые имеются). Вероятность рождения здорового ребёнка увеличивается в случае хорошего здоровья матери. Однако нельзя говорить о том, что имеющая проблемы со здоровьем женщина обязательно родит ребёнка с тяжелой патологией. При изучении информации следует обращать внимание на группу здоровья ребёнка, антропометрические данные (вес, рост, окружности тела). Внимательно изучать медицинские маркировки, которые могут указывать на перинатальный контакт по ВИЧ, гепатит. При необходимости следует обращаться за разъяснениями и дополнительной информацией к врачу. Следует изучить также «прививочный сертификат». Совместно с врачом оценить, привит ли ребёнок всеми полагающимися по своему возрасту прививками.

Все дети, находящиеся в домах ребёнка, должны два раза в год проходить диспансеризацию, к проведению которой привлекаются врачи специалисты (невролог, хирург, ЛОР, окулист).

При обнаружении проблем со здоровьем, ребёнок направляется на обследование и лечение в профильный стационар. Когда окончательно установлен диагноз, ребёнок ставится на учет у врача-специалиста или в профильном медицинском учреждении.

Если будущие родители по каким-то причинам не удовлетворены результатами медицинского заключения о здоровье ребёнка, то они имеют право на проведение независимого медицинского обследования.

Диагностика генетических заболеваний

Все дети, предлагаемые для усыновления, должны быть внимательно осмотрены всеми медицинскими специалистами в целях исключения соответствующей профильной патологии, в том числе осмотрены и обследованы генетиком. При этом должны быть учтены все данные о ребёнке и его родителях. По данным ВОЗ, подавляющее большинство (92-95%) новорожденных появляются на свет здоровыми, но, к сожалению, оставшиеся 5-8% рождаются с теми или иными врожденными и наследственными болезнями.

Имеется группа заболеваний, причиной которых является изменение набора хромосом. Наиболее частыми из них является болезнь Дауна (1 на 700 новорождённых). Диагноз этого заболевания у ребёнка должен поставить врач-неонатолог в первые 5-7 дней пребывания новорождённого в родильном доме. Девочки и мальчики болеют этой хромосомной патологией одинаково часто.

У девочек может быть болезнь Шерешевского-Тернера. Первые признаки патологии чаще всего заметны в 10-12-летнем возрасте, когда у девочки отмечается маленький рост, низко посаженные волосы на затылке, в 13-14 лет отсутствие месячных. Также отмечается отставание в умственном развитии.

У мальчиков может встречаться болезнь Клейнфельтера, диагноз которой устанавливается чаще всего в 16-18 лет. У больных отмечается рост 190см и выше, непропорционально росту длинные руки, нередко отставание умственного развития.

Всем детям до 2-3 месяцев непременно нужно проводить специальное биохимическое исследование мочи для исключения фенилкетонурии. Фенилкетонурия – одно из распространённых наследственных заболеваний. Частота этой патологии 1:10000 новорождённых. Основные проявления отставание психического и моторного развития, нарушение работы желудочно-кишечного тракта, поражение кожи.

Детям до 1-1,5 лет рекомендуется проводить диагностику на выявление тяжёлого наследственного заболевания муковисцидоз. При этом заболевании наблюдается поражение дыхательной системы и желудочно-кишечного тракта. Частота этого заболевания 1:2500.

После одного года жизни у мальчиков впервые могут появляться симптомы гемофилии (заболевание крови). Нарушение свёртываемости крови, наблюдаемое при гемофилии, нередко приводит к тяжёлым поражениям суставов и другим поражениям организма, при любых порезах, наблюдается длительное кровотечение.

В 4-5-летнем возрасте только у мальчиков проявляются клинические признаки миодистрофии Дюшенна. Заболевание проявляется в поражении мышц голени, а с годами и всех других частей тела. Больного ждёт полная неподвижность чаще во втором десятилетии жизни.

3. Состояние здоровья детей, находящихся в интернатных учреждениях

При анализе структуры заболеваемости значительных отличий в состоянии здоровья детей из хорошего быта и детей из семей группы риска, оказавшихся в интернатных учреждениях, не определяется. Однако у данной группы детей наиболее часто диагностируются задержки физического развития, которые проявляются в снижении роста и веса ребёнка.

Основные причины задержек физического развития

1. Особенности внутриутробного периода. В первую очередь, это зависит от того, как протекала беременность, вела ли будущая мама здоровый образ жизни, получал ли ребёнок достаточное количество витаминов и микроэлементов, белков или же он получал токсические вещёства в виде алкоголя, никотина и др. Также важным моментом является течение самих родов.

2. Генетические факторы. Клинические симптомы генетических заболеваний выявляются врачами при объективном осмотре. При их наличии ребёнок направляется на обследование у генетика. Говоря о генетических нарушениях, хочется отметить, что достаточно часто будущих приёмных родителей волнуют вопросы наследования алкоголизма (наркомании). Нужно сказать, что алкоголизм и наркотическая зависимость не передаются по наследству, в их формировании первостепенную роль играет социальное окружение ребёнка.

3. Характер питания (алиментарный фактор). Для того чтобы ребёнок хорошо развивался, необходимо сбалансированное питание во всех возрастных периодах.

4. Низкое качество медицинской помощи, особенно на первом году жизни. В семьях группы риска родители практически не занимаются здоровьем детей: не ходят на консультации к специалистам, не выполняют рекомендации по лечению и сохранению здоровья ребёнка, не обладают навыками ухода за ним.

5. Эндокринные факторы. Эндокринные железы влияют на все процессы в организме. Например, с работой щитовидной железы связано физическое и интеллектуальное развитие. Недостаточное развитие ряда эндокринных желез может привести к задержке роста. Нарушения работы эндокринных желез особенно сильно сказываются на растущем организме.

Наряду с отставанием в физическом развитии у детей (в 80% случаев) встречается неврологическая патология, также являющаяся следствием неблагоприятно протекающего внутриутробного периода, патологии беременности, особенностей ведения родов. Возникающая в результате выше перечисленного гипоксия (недостаток кислорода) приводит к тому, что нарушается функция клеток головного мозга, кровоснабжение головного мозга, созревание клеток, образование нервных волокон. У ряда детей неврологическая патология сопровождается внешними проявлениями: деформацией черепа, лицевого скелета, ушных раковин, неправильным ростом зубов. Иногда наблюдаются косоглазие, птоз (опущение век), слабость мышц языка, вегетативные нарушения(потливость, слюноотделение). Проявляется неврологическая патология и в поведенческих особенностях, которые могут быть следствием перенапряжения нервной системы. В разные периоды детства в зависимости от физиологических возрастных особенностей раздражители, вызывающие перенапряжение нервной системы, оказываются различными. В грудном возрасте для перенапряжения слабых нервных процессов, особенно торможения, может быть достаточно нарушений гигиенического режима, соответствующего возрасту ребёнка, например, нарушение режима кормления; при этом, после такого перенапряжения иногда наблюдается отказ от пищи, а в дальнейшем ослабление аппетита. В первые три года жизни развитие невротических состояний может быть вызвано нарушением обстановки, общего режима дня. Перенапряжение нервных процессов у детей может быть вызвано ошибками воспитания: излишней суровостью, запугиванием, либо наоборот, отсутствием всяческих ограничений, которое препятствует тренировке и укреплению тормозного процесса. Перенапряжение нервной системы у детей вызывают конфликтные отношения

в семье. Поведение ребёнка может проявляться следующим образом:

• возбудимость, импульсивность, иногда агрессивность, рассеянность и слабая концентрация внимания

• заторможенность реакций, вялость

• нарушение общей и тонкой моторики (плохая координация, неупорядоченность движений, избыток движений)

• речевые дисфункции

У детей от 7 до 12 лет, как правило, неврологические проблемы становятся педагогическими. Эти дети плохо запоминают, плохо обучаются, у них нет склонности к точным наукам, наблюдается так называемая «слепота на ошибки», нарушения речи в виде заикания, пропуска букв. У подростков неврологическая симптоматика может выливаться в асоциальное поведение. Достаточно часто у детей формируются астенические и астеноневротические состояния.

Астенические и астеноневротические состояния. Астения - состояние повышенной утомляемости, с частой сменой настроения, раздражительностью, расстройствами сна. Астения – это истощение нервной системы. Чаще всего астенические состояния бывают на фоне органических поражений головного мозга. Выделяют два варианта астенических состояний у детей. Первый вариант сопровождается возбуждением ребёнка, которое может быть связано с чрезмерной нагрузкой. Пример: у ребёнка достаточно большая нагрузка в течение дня (он ходит в спортивную секцию, много занимается в школе и т.д.); когда вечером ребёнка приводят домой, он перевозбужден, очень активен, отказывается идти спать. Второй вариант астенических состояний проявляется в том, что ребёнок, наоборот, становится очень заторможенным, у него отмечается сонливость и нарушение памяти.

К астеническим и астеноневротические состояниям могут присоединяться неврозы и неврозоподобные проявления. Наиболее легкой формой детских неврозов является склонность к слезам и капризам. Последнее не всегда является результатом плохого воспитания, а может быть следствием нарушения психологического равновесия ребёнка. Иногда возникают потеря аппетита и расстройства сна. Сон становится беспокойным, прерывистым, с частыми пробуждениями, затрудненным засыпанием и нередко возбуждением перед наступлением сна, причем дети то шалят, то капризничают, то беспричинно плачут. Одной из разновидностей неврозов являются различные страхи. Неврозы страха проявляются в том, что дети начинают чего-либо или кого-либо бояться. У отказных детей, на этапе адаптации к новым условиям жизни, может возникать страх потери родителей: «меня оставят». Нередко возникают ночные страхи. Ночные страхи связаны кошмарными сновидениями. Часто возникают фобии в виде страха темноты и одиночества. В некоторых случаях наблюдаются страх за свою жизнь и здоровье. Также среди страхов можно выделить школьные фобии. Особенно часто они встречаются у детей в начальной школе. Обычно младший школьник не хочет ходить в школу не потому, что он ленивый, не хочет учиться, а потому, что у него развита школьная фобия. Чаще всего выясняется, что ребёнок боится учительницы (она громко говорит; говорит не так, как мама; у нее строгий взгляд и особенности в поведении, которые пугают ребёнка). Нормой считается наличие разных страхов у детей до 4-4,5 лет. Если страхи задерживаются и дальше, либо они слишком интенсивны, это повод обратиться к специалисту.

В ряде случаев у детей с отягощенной неврологической симптоматикой могут наблюдаться тики. Тики – это непроизвольные движения в отдельных группах мышц, по картине напоминающие защитную реакцию, направленную на освобождение от неприятных ощущений (мигательные движения, имеющие целью освободиться от яркого света, соринки в глазу, движения в шее как реакция на тесный воротник, движения головой как отрицательный ответ и др.).

По своей локализации наиболее частыми являются тики в различных мышцах

лица. Наряду с тиками мышц лица наблюдаются тики мышц конечностей, а также, различные респираторные тики: покашливание, кряхтение, придыхание. Как правило, тики появляются не ранее 2–3 лет. Тик принадлежит к очень стойким неврозам и требует больших усилий при лечении. Среди неврозов, возникающих в раннем детстве, значительное место занимает заикание. Наряду с основным синдромом заикания у детей наблюдается и ряд общих нарушений психики. Дети обычно легко возбудимы, многие из них впечатлительны, пугливы, раздражительны, имеют наклонность к страхам. Ночное недержание мочи (энурез) также может быть также является одной из форм невроза. Причиной энуреза могут быть и психогенные факторы, часто незначительные (например перемена обстановки при помещёнии ребёнка в ясли или детский сад). При выявлении у ребёнка энуреза, следует также получить консультацию нефролога для исключения патологии почек (особенно если присутствует дневной энурез).

Лечение и профилактика неврозов у детей состоят в первую очередь в создании отдыха для нервных клеток. Необходимо строго соблюдать режим питания и сна, следить, чтобы ребёнок как можно больше находился на свежем воздухе. Большое значение при лечении неврозов у детей имеет поведение родителей и других окружающих лиц. Повышенная тревога окружающих, преувеличенная забота и внимание способствуют фиксации симптомов закреплению болезненного состояния детей. Не следует баловать ребёнка на том основании, что он болен. Такие симптомы, как отказ от пищи на почве негативизма и тики, быстрее проходят при их игнорировании и прочно фиксируются при обращении на них внимания. При лечении астенических состояний необходимо устранить ту тяжелую жизненную ситуацию, которая вызвала патологическую реакцию.

Нарушения опорно-двигательной системы. Причинами нарушения опорно-двигательной системы могут быть: патология беременности, особенности ведения родов, отсутствие профилактических мероприятий, направленных на укрепление опорно-двигательной системы.

При патологии данной системы могут встречаться следующие проявления: нарушения осанки, диспластические нарушения позвоночника, нарушение развития свода стопы. Нарушения в шейном отделе позвоночника сопровождаются неврологической симптоматикой. Нарушения в поясничной области могут приводить к энурезу (недержанию мочи), энкопрезу (недержанию кала). В подростковом возрасте костная система заканчивает свое формирование, а иннервация и кровоснабжение костной ткани недостаточны. В этом случае дети могут жаловаться на костные, мышечные боли, не могут долго находиться в одной позе, длительно находиться в движении.

Для коррекции нарушений опорно-двигательной системы нужны занятия

физкультурой (зарядка), лечебная физкультура (она может проходить на базе поликлиники), коррекционный массаж, в ряде случаев – мануальная терапия(назначается ортопедом). По рекомендации врачей дети могут посещать различные секции (бассейн, баскетбол и др.).

Заболевания желудочно-кишечного тракта (ЖКТ). Сюда относят гастриты, гастродуодениты, ДЖВП. Ряд нарушений может носить функциональный характер. Основными клиническими проявлениями являются отрыжка, изжога, нарушение аппетита. Дети часто жалуются на боли в животе, которые могут быть связаны с едой или с психологическими нагрузками, стрессовыми ситуациями. Диагноз уточняется путем проведения дополнительных исследований. Причины возникновения данной патологии связаны:

• с характером питания (кратность и регулярность питания, качество питания);

• с режимом дня;

• с обстановкой и взаимоотношениями в семье (с наличием длительных отрицательных эмоций);

• с токсическим воздействием на слизистую ЖКТ (прием лекарственных препаратов и др.);

• с наличием хронических очагов инфекции, в первую очередь хронического тонзиллита;

• с наличием заболеваний ЖКТ в раннем возрасте.

Успех лечения данной патологии зависит в большей мере не от медикаментозного вмешательства, а от диетотерапии и нормализации режима дня, что намного легче осуществить в условиях семьи.

Аллергические реакции. В механизме формирования аллергических процессов большое значение придается состоянию печени, желчевыводящих путей, желудочно-кишечного тракта. Отрицательную роль играют внутриутробная сенсибилизация к различным аллергенам, раннее искусственное вскармливание, снижение ферментативной активности поджелудочной железы, кишечника.

Проявления аллергии могут быть следующие: кожные сыпи, зуд; отек губ,

нёба, гортани. Может наблюдаться респираторный синдром (изменения со стороны дыхательной системы): осиплость голоса, слезотечение, чихание, слизистые выделения из носа, кашель. Наиболее часто встречается гастроинтестинальная аллергия, ее проявления характеризуются тошнотой, рвотой, изжогой, диареей, запорами, болями в животе.

Тубинфицированность. При первичном осмотре и анализе медицинской документации тубинфицированность выявляется у 20% детей, поступающих в

детские дома. При тубинфицированности болезнь не проявляется, но возбудитель живет в организме ребёнка и дает о себе знать, когда происходит ослабление иммунитета. Высокий уровень тубинфицированности среди детей в интернатных учреждениях связан с социальными проблемами в их кровных семьях: «скученное» проживание в условиях коммунальной квартиры, открытые формы туберкулёза у асоциальных родителей, авитаминоз, ведущий к снижению иммунитета у ребёнка, низкое качество медицинской помощи (отсутствие необходимых прививок, отсутствие контроля динамики реакции Манту), иммунодефицит (ослабление иммунной системы).

Особенности патологии в подростковом возрасте

Из патологических проявлений в возрасте полового созревания характерны функциональные расстройства нервной и сердечнососудистой системы. Подростки нередко жалуются на колющие боли в области сердца, сердцебиение, головные боли, что связано с расстройствами вегетативной нервной системы (так называемые сосудистые дистонии). В связи с гормональной перестройкой выявляются дефекты развития полового аппарата, развивается дисменорея, аменорея у девочек, а у юношей – усиленная функция сальных желез и образование угрей на лице, туловище, склонность к гипертрихозу. Большая напряженность нервной, эндокринной систем, обмена вещёств создает условия для обострения ранее перенесенных аллергических заболеваний, туберкулеза, хронически протекающих инфекций.

4. Роль семьи в медицинской реабилитации ребёнка

В заключение необходимо отметить, что при медицинской реабилитации

ребёнка огромную роль играет семья, в которой он находится. Очень важен индивидуальный подход к ребёнку, который проявляется в создании индивидуального режима дня, сбалансированности питания с учетом конкретного заболевания, в контроле лекарственной терапии, в систематизация лечебных мероприятий, в индивидуальных оздоровительных занятиях с ребёнком. Приёмные родители, которые хотят взять в свою семью ребёнка, имеют полное право и обязательно должны получить всю медицинскую информацию о ребёнке.

5. Ответы на часто задаваемые вопросы

Существует ли генетическая предрасположенность к возникновению нарушений психического развития?

Одним из проявлений нарушений психического развития ребёнка, которое может быть обусловлено генетическими факторами, является неспособность к обучению. Наиболее подробно влияние генетики изучено для одной из форм дислексии, которая связана со специфической неспособностью к чтению, в частности, неспособностью сопоставить написанные и произнесенные слова.

Такое заболевание, как синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), также обусловлено генетическими изменениями. Проявлениями этого синдрома являются двигательное беспокойство, легкая отвлекаемость, импульсивность поведения ребёнка.

Аутизм - достаточно редкое, но тяжелое нарушение психического развития – также является генетически наследуемым. Проявляется аутизм достаточно рано: как правило, этот диагноз ребёнку ставят в первые 3 года жизни. Частота встречаемости этого заболевания составляет около 0.02%, а основными его симптомами являются нарушение социального развития, отсутствие или недоразвитие речи, необычные реакции на внешнюю среду и ярко выраженная стереотипность в поведении.

Генетические факторы играют значительную роль в развитии такого психического заболевания, как шизофрения. Шизофрения представляет собой заболевание, для которого характерны различные психологические отклонения, связанные с нарушением восприятия, мышления, поведения, эмоциональной сферы, движения. Распространенность этой болезни составляет примерно 1-2%. Наиболее тяжелые формы этого заболевания проявляются с детства, однако их число не превышает 5% от всех случаев. В остальных случаях средний возраст начала заболевания варьирует от 20 до 33 лет.

Если вы узнаете, что в семье приёмного ребёнка были случаи психических заболеваний, не стоит сразу пугаться этой информации – целесообразнее получить консультацию у врача-генетика о степени риска развития этого заболевания у ребёнка. Хотя психические отклонения и передаются по наследству, не менее сильное влияние, чем генетические факторы, на развитие заболевания оказывает среда, в которой растет ребёнок: уровень образования, социальное окружение ребёнка, школа, и особенно важным оказываются влияние родителей и общесемейный климат. Различные психические и поведенческие отклонения у детей возникают именно в детских домах и домах ребёнка, что связано с недостатком внимания к детям в этих учреждениях. Сам факт проживания в семье, а не в условиях учреждения, оказывает решающее воздействие на психическое здоровье ребёнка.

Приложение 11

Занятие 9. Правовые вопросы, связанные с устройством ребёнка в семью.

Цели занятия:

• предоставить информацию об основных законах РФ, регулирующих вопросы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей;

• сформировать представления об особенностях различных форм семейного

устройства детей, оставшихся без попечения родителей;

• предоставить информацию о документах, необходимых для принятия ребёнка в семью.

План занятия

1. Приветствие и краткое содержание занятия

2. Мини-лекция «Защита прав ребёнка, оставшегося без попечения родителей»

3. Мини-лекция «Формы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

4. Сравнительная характеристика различных форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

5. Ответы юриста на вопросы слушателей

6. Подведение итогов занятия и обратная связь

Форма проведения

Данное занятие включает в себя несколько мини-лекций и является преимущественно теоретическим. Однако каждый участник может задавать любые вопросы по теме в любой момент, что позволяет сохранить интерактивный характер встречи.

1. Приветствие и краткое содержание занятия

Данное занятие проводится совместно специалистом по соц

Наши рекомендации