Сообщение «Что нужно знать родителю о «трудном» поведении ребёнка»

Любое поведение имеет свои причины и некоторые цели. Если ребёнок ведёт себя «плохо» – значит, он пытается сообщить Вам что-то важное. Возможно, он просит о помощи. Прежде чем принимать меры, постарайтесь понять причины трудного поведения ребёнка.

Иногда причины кроются в прошлом негативном опыте ребёнка. Это может быть отсутствие других, «хороших» моделей поведения. В этом случае просто наберитесь терпения и объясняйте ребёнку, какое поведение Вы ожидаете. Подавайте ему пример. Поощряйте поведение, которое считаете правильным. Иногда требуется время, чтобы избавиться от старых привычек.

Возможно, своим поведением ребёнок пытается рассказать Вам, что происходило с ним до того, как он оказался у Вас. Если это так – это означает, что ребёнок начал Вам доверять. Выслушайте ребёнка, посочувствуйте ему, позвольте рассказать о своих переживаниях. Если прошлый опыт ребёнка был очень травмирующим, то может понадобиться помощь специалистов. Иногда причины связаны с текущей ситуацией. Трудное поведение появляется, когда ребёнок испытывает стресс, напряжение, утомление, когда к нему предъявляются слишком высокие и/или жёсткие требования. Также, причинами могут быть недостаток эмоционального тепла и внимания со стороны родителей, нарушения детско-родительских отношений, конфликты в семье, насилие. Во всех этих случаях нужно изменять ситуацию. Иногда взрослым нужно изменять своё поведение или взгляды.

Также, трудности в поведении являются закономерным и ожидаемым этапом адаптации ребёнка в приёмной семье (подробнее об этом мы расскажем на следующем занятии). Однако, если трудности длятся на протяжении нескольких месяцев, или появляются после периода долгого проживания ребёнка в семье – с большой вероятностью это связано с особенностями текущей ситуации и сложившимися отношениями в приёмной семье.

Помните о том, что сам ребёнок не всегда может понять, что с ним происходит и объяснить это взрослому. Понять причины трудного поведения ребёнка – задача взрослых. Только если работать с причинами, можно помочь ребёнку преодолеть трудности и прийти к желаемому результату. Бороться исключительно с «симптомами»– неэффективно, поскольку, если ребёнок продолжает испытывать напряжение, то есть опасность, что на место одних симптомов придут другие.

Помните также и о том, что взрослым тоже иногда нужна помощь и поддержка. Мы тоже можем уставать, испытывать напряжение и стресс. Иногда нам трудно встать на позицию сопереживания ребёнку, потому что его поведение вызывает у нас гнев, обиду, тревогу, недоумение, страх, растерянность и т.д. Обращайтесь за помощью, если чувствуете, что не справляетесь сами.

5. Дискуссия «Что такое дисциплина?»

Цель

• сформировать представления о том, что такое дисциплина и для чего она нужна.

Форма проведения

• Дискуссия

Материалы

• Не требуются

Содержание

Ведущий просит участников ответить на вопрос: «На ваш взгляд, что такое дисциплина, нужна ли она, что она в себя включает?». В процессе обсуждения, ведущий дополняет и комментирует ответы участников. Дискуссия должна подвести слушателей к таким выводам:

Разумная дисциплина – это одно из необходимых условий развития ребёнка; для ребёнка одинаковый вред наносят как чрезмерно жёсткие требования и меры воспитания, так и вседозволенность, т.е. отсутствие всяческих правил, запретов и ограничений.

Способы дисциплина включают в себя установление правил, поощрения, наказания. Но помните о том, что очень многие модели поведения усваивает в общении с родителями и наблюдая за их поведением. Будьте примером ребёнку в том, чего вы хотите добиться от него.

Основной задачей дисциплины не может являться добиться от него беспрекословного подчинения взрослому; если вы ставите такую цель, рано или поздно вы столкнётесь с серьёзными негативными последствиями.

Дисциплина должна способствовать тому, чтобы ребёнок сам учился понимать границы дозволенного и принимать решения. С возрастом возможности родителей контролировать поведения ребёнка уменьшаются, и ребёнок начинает сам решать, что можно, а что нельзя. Поэтому важно, чтобы усвоение норм происходило путем их «включения» в структуру личности. Обсуждайте с ребёнком существующие правила и ограничения; объясняйте, для чего они нужны; не требуйте невыполнимого; хвалите за поведение, которое считаете правильным; соблюдайте правила сами.

6. Упражнение «Поощрения и наказания»

Цель

• Расширить представления о возможных способах поддержания дисциплины;

• предоставить информацию о допустимых и недопустимых способах поощрения и наказания ребёнка.

Форма проведения

• Мозговой штурм (работа в небольших группах)

Материалы

• Чистые листы бумаги, маркеры (по количеству подгрупп)

Содержание

Участники делятся на две команды. Одна команда получает задание придумать как можно больше способов поощрения ребёнка, вторая – как можно способов наказания. На работу в группах даётся 5-7 минут. Затем каждая команда представляет результаты своей работы.

Обсуждение

В ходе обсуждения важно затронуть следующие моменты:

• преимущества поощрений по сравнению с наказаниями;

• соотношение поощрений и наказаний в пользу первых;

• соответствие мер воспитания поступку ребёнка, а также его возрасту и способностям понять произошедшее;

• использование принципа «логически вытекающие из поступка негативные последствия»;

• недопустимость применения любых форм физических наказаний и наказаний, унижающих личность ребёнка.

7. Подведение итогов и обратная связь

Проводится так же, как на предыдущих занятиях.

\

Приложение 10

Наши рекомендации