Теоретический блок «Особенности этапа стабилизации отношений»
Этот этап характеризуется большой удовлетворенностью в семейной жизни. Взрослые, как правило, достигают своей первоначальной цели, связанной с их мотивами принятия ребёнка в свою семью. Ребёнок спокоен за себя и за свое будущее, хотя судьба кровных родителей может его тревожить. Ребёнок находит свое место не только в приёмной семье, но и в социуме: формируются стабильные отношения с детьми и взрослыми в детском саду или школе, появляются новые друзья. («Раньше я собирал бутылки, а теперь хожу в детский сад»).
Кровные дети приобретают бесценный жизненный опыт помощи другому и гордость за своих родителей. Закладываются основы успешности функционирования их будущих собственных семей. Улучшается качество жизни всех членов семьи и семьи в целом. На этом этапе уже можно судить, удалась ли новая семья.
8. Подведение итогов и обратная связь
Проводится так же, как на предыдущих занятиях.
Приложение 9
Занятие 7. Трудности поведения. Вопросы дисциплины.
Цели занятия:
• Предоставить информацию о возможных трудностях поведения детей,
оставшихся без попечения родителей;
• способствовать пониманию родителями причин трудного поведения детей;
• предоставить информацию об эффективных способах преодоления трудностей в поведении детей;
• сформировать представления о том, что такое дисциплина и для чего она нужна;
• предоставить информацию о допустимых и недопустимых способах поддержания дисциплины.
План занятия
1. Приветствие и разминка
2. Мозговой штурм «Трудности поведения»
3. Упражнение «Что делать родителю?»
4. Сообщение «Что нужно знать родителю о «трудном» поведении ребёнка»
5. Дискуссия «Что такое дисциплина?»
6. Упражнение «Поощрения и наказания»
7. Подведение итогов и обратная связь
Методические рекомендации
Так же, как и предыдущее занятие, данное занятие должен проводить психолог, который знаком с особенностями психического развития детей, оставшихся без попечения родителей.
1. Приветствие и разминка
Цель
• включить слушателей в работу;
Форма проведения
• Разминка
Материалы
• Небольшой предмет, который можно передавать по кругу (например, игрушка)
Содержание
Ведущий приветствует участников и предлагает провести небольшую разминку: передавая по кругу какой-либо предмет, назвать своё настроение в данный момент. Кратко рассказывает о целях и содержании занятия. Затем, ведущий кратко рассказывает о целях и содержании занятия.
2. Мозговой штурм «Трудности поведения»
Цель
• Расширить представления о возможных трудностях поведения детей
Форма проведения
• Мозговой штурм
Материалы
• Чистый лист бумаги, маркер
Содержание
Ведущий предлагает участникам составить список трудностей поведения
детей. Участники могут называть примеры из своего опыта, или подумать о своих опасениях в отношении будущего приёмного ребёнка. Чаще всего в список попадают следующие примеры «трудного» поведения: воровство, враньё, непослушание и негативизм, истерики, гиперактивное поведение, агрессия, отказ ходить в школу, «липнущее» поведение, вспышки раздражения и гнева, использование нецензурных выражений, уходы из дома, манипулирование и пр. Подводя итог, ведущий говорит, что есть много трудностей поведения, которые могут поставить родителя в тупик, расстроить или даже рассердить его.
На занятии мы не успеем разобрать все возможные трудности, но на примере некоторых попробуем понять общие принципы того, что делать родителю в подобных ситуациях.
3. Упражнение «Что делать родителю?»
Цели
• Способствовать пониманию родителями причин трудного поведения детей;
• предоставить информацию о причинах и эффективных способах справиться с такими трудностями, как детские истерики, агрессивное поведение, воровство.
Форма проведения
• Практическое задание
Материалы
• Три карточки с кратким описанием ситуаций трудного поведения детей;
чистые листы бумаги, маркеры (по количеству подгрупп)
Содержание
Группа делится на две - три команды. Разделить участников можно, предложив им рассчитаться на цвета светофора: красный, жёлтый, зелёный. Каждой команде ведущий даёт по одной карточке с описанием ситуации. Задание для команд: обсудить и сформулировать возможные действия родителей, чтобы справится с трудным поведением ребёнка. На работу в группах даётся 10 минут.
Маше 6 лет. Девочку взяли из детского дома 6 месяцев назад. Первое время в семье все шло хорошо, но примерно через месяц Маша начала негативно реагировать на простые требования и ограничения взрослых (просьбу убрать за собой игрушки, ограничение сладостей, отказ купить дорогую игрушку и пр.) Девочка начинает плакать, кричать, устраивать «сцены». Ей бывает трудно успокоиться. Иногда она настолько себя не контролирует, что может ударить взрослого, или удариться сама. А недавно к этим трудностям добавились истерики по утрам, во время сборов в детский сад. |
Пете 9 лет, он учится во втором классе. В приёмной семье Петя совсем недавно. Петя почти год жил в приюте, после того, как его забрали из его родной семьи, в которой мальчик повергался физическому насилию. На прошлой неделе приёмных родителей вызвали в школу и сказали, что мальчик ведёт себя агрессивно по отношению к своим одноклассникам. Он может ударить другого ребёнка, когда тот не делает то, что хочет Петя. А накануне Петя устроил серьёзную драку с мальчиком, который его обозвал. |
Ане 8 лет, она живёт в приёмной семье вместе со своей младшей сестрёнкой Катей (3 года) уже год. Приёмная мама воспитывает девочек одна, и почти всё свободное время уделяет младшей, поскольку у Кати есть трудности со здоровьем. Аня вполне самостоятельная девочка, однако, она очень нуждается во внимании. Также, Ане никак не удаётся наладить отношения с ребятами в школе: с ней никто не хочет дружить. Некоторое время назад приёмная мама заметила, что у неё стали исчезать небольшие суммы денег. Она не придавала этому значения, т.к. думала, что просто не помнит, как потратила. Но вчера у неё пропало несколько украшений, среди которых была как бижутерия, так и ювелирные изделия. Сразу же выяснилось, что украшения взяла Аня. Почти всё она раздала своим одноклассницам в школе. |
Обсуждение
Обсуждение организуется поочерёдно для каждой из ситуаций. Сначала группа представляет результаты своего обсуждения. Другие участники могут также высказать свои идеи. Затем ведущий делает короткое сообщение, в котором важно поставить акцент на причинах трудного поведения ребёнка. Затем можно спросить у родителей, изменился ли их взгляд на ситуацию. При необходимости, можно вместе с родителями продумать новый план действий для преодоления трудностей.
Методические рекомендации.
Ниже приведены ключевые моменты, которые важно сообщить родителям, говоря о причинах и о том, что помогает справляться с трудным поведением ребёнка.
Ситуация 1: истерики
Истерики – это ответ ребёнка на трудности, с которыми он сталкивается, в частности, на запреты, ограничения, неудачи, невозможность получить что-то прямо сейчас и пр. В основе истерики лежит гнев, который появляется в ответ на запреты и ограничения. Реагируя сильным протестом, ребёнок пытается получить то, что он хочет. Чаще всего истерики встречаются у детей в возрасте от 18 месяцев до трёх лет, но бывают и у детей постарше. Дети, которые воспитывались в детском доме, и затем оказались в семье, также часто прибегают к истерикам в ответ на новые правила, ограничения и запреты (с которыми он не сталкивался в детском доме). С истериками помогают справиться такие действия взрослых:
• отразите чувства ребёнка, можете связать их с ситуацией: «Ты рассердился, потому что я не даю тебе конфету» (см. материалы занятия 2 о навыке отражения чувств);
• опишите действия ребёнка, не оценивая и не объясняя их: «Ты громко плачешь»;
• старайтесь сохранять спокойствие, даже если ребёнок сильно возбуждён;
• маленького ребёнка, если он перевозбуждён, можно взять на руки и крепко обнять, ограничив таким образом его движения; в это время продолжайте
отражать чувства ребёнка;
• когда истерика носит ярко выраженный демонстративный характер, может помочь тактика «сознательного игнорирования»: отойдите на несколько шагов от ребёнка и не реагируйте никак на его поведение, или уйдите в другую комнату; делая это, вы должны сначала убедиться в безопасности ребёнка (маленькие дети иногда настолько не контролируют себя во время истерик, что могут нанести себе травму); однако не злоупотребляйте этим приёмом, поскольку подобное поведение взрослого может быть сигналом ребёнку о том, что Вам безразличны его чувства;
• не эффективно объяснять что-либо, «читать нотации» или наказывать ребёнка, который находится в состоянии истерики;
• когда ребёнок успокоился, с ним можно обсудить существующее правило: «сначала надо съесть второе, и только потом я дам тебе конфету», «ты можешь выбрать только одну игрушку в этом магазине», «мы с тобой договаривались, что уйдём с площадки в три»;
• помните, что неуверенная позиция взрослого, непоследовательность и несогласованные действия разных членов семьи, стремление в ответ на истерику предоставить ребёнку всё, что он хочет – провоцируют дальнейшие истерики ребёнка.
Ситуация 2: агрессивное поведение
Причин агрессивного поведения ребёнка существует много. Наиболее распространёнными являются: неумение по-другому выражать свой гнев; реакция ребёнка на жестокость среды, в которой он жил (включая физическое насилие, унижение, отвержение, пренебрежение нуждами); «выученный» способ поведения (если ребёнок жил в среде, где насилие считалось нормой); способ привлечения внимания вследствие недостатка эмоционального тепла; самозащита.
В зависимости от причин, могут быть разные стратегии реагирования на такое поведение ребёнка.
• Если агрессивное поведение ребёнка – последствие пережитой травмы, то нужно помощь ребёнку справиться с трудными переживаниями. Поговорите с ним о его чувствах, в том числе чувствах гнева, злости, и т.д.; позвольте выражать свои чувства безопасным для других людей способом. Если чувствуете, что не справляетесь сами – обращайтесь за профессиональной помощью.
• Научите ребёнка приемлемым и безопасным способам выражения своего гнева и других негативных чувств; объясните, почему нельзя использовать физическое насилие, будьте твёрды в запрете на физическую силу. Будьте примером ребёнку во всём этом.
• Уделяйте ребёнку достаточно внимания, теплоты, заботы, любви; убедитесь, что ребёнок не чувствует себя одиноким, ненужным, заброшенным. Проводите с ним время, играйте, ходите на прогулки, разговаривайте о его чувствах и делах.
• Помните, что если ребёнок находится в агрессивной по отношению к нему среде (например, подвергается физическим наказаниям или эмоциональному насилию в семье) – агрессивное поведение ребёнка будет закономерной реакцией. Пока не будут устранены причины, ничего не удастся сделать с последствиями.
Ситуация 3: воровство
У детского воровства также существует множество причин, среди которых чаще всего встречаются: недостаток внимания и эмоционального тепла со стороны родителей; «выученный» способ поведения (если воровство было способом выживания или поощряемым поведением); несформированные представления о том, что такое «своё» и «чужое», отсутствие своих личных вещей (особенно часто это встречается у воспитанников интернатных учреждений); неуважение со стороны взрослых к «собственности» ребёнка (например, взрослые свободно распоряжаются личными вещами и игрушками ребёнка); отсутствие собственных карманных денег (в том возрасте, когда это уже необходимо); иногда причиной воровства ребёнка становится давление на него и вымогательство со стороны других детей. Понять причины воровства поможет информация о том, при каких обстоятельствах, что и у кого ребёнок взял, а также как распорядился этими вещами.
4. Сообщение «Что нужно знать родителю о «трудном» поведении ребёнка»
Цели
• Способствовать пониманию родителями причин трудного поведения детей;
• предоставить информацию об эффективных способах преодоления трудностей в поведении детей
• обобщить информацию, полученную в предыдущем упражнении;
Форма проведения
• Сообщение ведущего
Материалы
• Не требуются
Содержание
• Ведущий делает небольшое сообщение, которое обобщает информацию, полученную в предыдущем упражнении.
Материалы для тренера