Инструкция к упражнению «Путешествие в прошлое»
Сядьте удобно, ноги поставьте на пол так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию, оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках и ногах. Поток времени уносит вас в детство, в то время, когда вы были маленькими.
Вы представляете себе картину из своего детства. Присмотритесь к себе повнимательнее: сколько вам лет, где вы находитесь, какие люди окружают вас? Постарайтесь как можно подробнее рассмотреть все вокруг и себя самого. Какие звуки вы слышите, какие запахи ощущаете? А теперь постарайтесь ответить на вопрос: какие чувства вы испытываете? Попробуйте понять, что вас тревожит, чего вы боитесь, что вас радует, чего вы ждете. У вас есть возможность поговорить с собой, с тем маленьким мальчиком или девочкой, которыми вы сейчас оказались.
А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату. Попрощайтесь с тем ребёнком, которого вы встретили. Вспомните, что вы находитесь на занятии школы приёмных родителей. Когда будете готовы, откройте глаза.
Когда все участники открыли глаза, ведущий приветствует всех и благодарит за выполнение упражнения. Затем ведущий предлагает желающим рассказать, удалось ли увидеть себя маленьким, с какими переживаниями столкнулись, какие чувства испытывают участники сейчас.
7. Дискуссия «Почему важны воспоминания» (15 мин.)
Цель
• способствовать пониманию важности воспоминаний ребёнка о его прошлом и необходимости бережного отношения к ним
Форма проведения
• Групповая дискуссия
Материалы
• Не требуются
Содержание
Ведущий предлагает участникам обсудить следующие вопросы:
• Почему для нас так важны воспоминания о нашем прошлом?
• Важны ли воспоминания о прошлом для ребёнка, который оказывается в новой семье?
• Что означает «бережное отношение к воспоминаниям ребёнка»?
Основная цель этой обсуждения – способствовать пониманию родителями важности воспоминаний для ребёнка о его прошлом, какое бы оно не было, и сохранения этих воспоминаний. Только ребёнок сам вправе решать, о чём он хочет помнить, а что – хочет забыть. Задача приёмных родителей – быть ему
помощником и поддерживать его выбор.
Методические рекомендации
В процессе обсуждения часто затрагиваются такие вопросы, как:
• Нужно ли говорить ребёнку о том, что он – приёмный? Не будет ли это травмой, ведь, возможно, он ничего не помнит? Если ребёнок был усыновлён в 6 месяцев (1 год, 2 года и т.д.) – помнит ли он, что когда-то был в доме ребёнка? Если говорить, то как и когда можно ему об этом сказать?
• Как разговаривать с ребёнком о его кровных родителях? Как быть, когда ребёнок продолжает общаться с кем-то из своих родственников? Как объяснять ребёнку, что у него две мамы?
• Что такое идентичность и почему это так важно для развития личности? Что
способствует здоровому формированию идентичность?
• Что делать, если ребёнок будет шантажировать и заявлять: «Ты мне не настоящая мама, я не буду тебя слушаться», «Я приёмный, поэтому ты заставляешь меня убирать»? Что делать, если ребёнок захочет найти своих кровных родителей?
• Нужно ли рассказывать о том, что ребёнок приёмный, воспитателям в детском саду, учителям в школе, соседям, дальним родственникам, друзьям, коллегам по работе и т.д.? Как быть, если кто-то из окружающих негативно реагирует на эту информацию?
Этим темам нужно уделить достаточно внимания, т.к. они волнуют будущих приёмных родителей, а также важны для полноценного развития ребёнка в приёмной семье.
8. Подведение итогов и обратная связь
Проводится по аналогии с предыдущими занятиями. Поскольку это занятие
затрагивает очень много эмоциональных тем, то важно в конце дать участникам возможность обозначить свои переживания и чувства.
Приложение 7
Занятие 5. Первая встреча с ребёнком.
Цели занятия:
• расширить представления участников об играх и занятиях, которые могут быть интересны детям;
• предоставить информацию о значении и функциях, которые выполняет игра в жизни ребёнка;
• подготовить слушателей к первой встрече с ребёнком;
• сформировать навыки установления контакта с ребёнком.
План занятия
1. Приветствие и разминка
2. Упражнение «Игры, в которые играют дети»
3. Мини-лекция «Значение игры в жизни ребёнка»
4. Упражнение «Интересы детей»
5. Упражнение «Первая встреча с ребёнком»
6. Работа с раздаточным материалом «При первой встрече с ребёнком»
7. Подведение итогов и обратная связь
1. Приветствие и разминка
Цель
• включить слушателей в работу;
• способствовать положительной групповой динамике.
Форма проведения
• Разминка
Материалы
• Не требуются
Содержание
Ведущий приветствует участников, и предлагает каждому участнику по очереди ответить на два вопроса: «Какого цвета Ваше настроение сейчас?» и «На сколько процентов можно оценить Вашу работоспособность в данный момент?». После того, как все участники сообщили свои ответы, ведущий может подвести итог, обозначив общее настроение группы (например, «жёлто-красно-сине-зелёное») и назвав средний процент работоспособности группы (приблизительно).
2. Упражнение «Игры, в которые играют дети»
Цель
• расширить представления участников об играх, в которые можно играть с детьми
Форма проведения
• Игра
Материалы
• Небольшие карточки жёлтого цвета, не менее 20 штук;
• чистые листы бумаги, маркер.
Содержание
Основная задача этого упражнения – вспомнить как можно больше детских игр. Ведущий предлагает участникам вспомнить игры, в которые можно играть с детьми. Это могут быть игры, в которые играли сами слушатели, когда были детьми, в которые играют сейчас со своими детьми, о которых они где-то читали и т.д. Далее, ведущий предлагает поиграть в «Марафон»: каждый по очереди (по кругу) должен называть какую-нибудь игру; называть надо быстро, нельзя повторяться. Если кто-то не может вспомнить игру, он «пропускает ход» и получает жёлтую карточку. По возможности, ведущий фиксирует на бумаге игры, которые называют участники. Марафон длиться до тех пор, пока не иссякнет запас игр. Побеждает тот, у кого будет меньше всего жёлтых карточек.
По окончании, победителя (или победителей) поздравляют и приветствуют аплодисментами. Можно вручить символический приз, например, конфету. Завершая упражнение, ведущий благодарит всех участников и хвалит за то, что они смогли вспомнить так много детских игр.
Методические рекомендации
При выполнении этого упражнения ведущим нужно распределить роли:
один из ведущих работает с группой (следит за очередностью, выдаёт жёлтые карточки), второй – фиксирует ответы на листе бумаги.
3. Мини-лекция «Значение игры в жизни ребёнка
Цели
• Сформировать представления о важности игры для развития ребёнка;
• предоставить информацию о функциях, которые выполняет игра в жизни ребёнка.
Форма проведения
• Сообщение ведущего
Материалы
• Не требуются
Содержание
Ведущий делает небольшое сообщение о значении и функциях игры для ребёнка.
Материалы для тренера