Инструкция к упражнению «Путешествие в прошлое»

Сядьте удобно, ноги поставьте на пол так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию, оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках и ногах. Поток времени уносит вас в детство, в то время, когда вы были маленькими.

Вы представляете себе картину из своего детства. Присмотритесь к себе повнимательнее: сколько вам лет, где вы находитесь, какие люди окружают вас? Постарайтесь как можно подробнее рассмотреть все вокруг и себя самого. Какие звуки вы слышите, какие запахи ощущаете? А теперь постарайтесь ответить на вопрос: какие чувства вы испытываете? Попробуйте понять, что вас тревожит, чего вы боитесь, что вас радует, чего вы ждете. У вас есть возможность поговорить с собой, с тем маленьким мальчиком или девочкой, которыми вы сейчас оказались.

А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату. Попрощайтесь с тем ребёнком, которого вы встретили. Вспомните, что вы находитесь на занятии школы приёмных родителей. Когда будете готовы, откройте глаза.

Когда все участники открыли глаза, ведущий приветствует всех и благодарит за выполнение упражнения. Затем ведущий предлагает желающим рассказать, удалось ли увидеть себя маленьким, с какими переживаниями столкнулись, какие чувства испытывают участники сейчас.

7. Дискуссия «Почему важны воспоминания» (15 мин.)

Цель

• способствовать пониманию важности воспоминаний ребёнка о его прошлом и необходимости бережного отношения к ним

Форма проведения

• Групповая дискуссия

Материалы

• Не требуются

Содержание

Ведущий предлагает участникам обсудить следующие вопросы:

• Почему для нас так важны воспоминания о нашем прошлом?

• Важны ли воспоминания о прошлом для ребёнка, который оказывается в новой семье?

• Что означает «бережное отношение к воспоминаниям ребёнка»?

Основная цель этой обсуждения – способствовать пониманию родителями важности воспоминаний для ребёнка о его прошлом, какое бы оно не было, и сохранения этих воспоминаний. Только ребёнок сам вправе решать, о чём он хочет помнить, а что – хочет забыть. Задача приёмных родителей – быть ему

помощником и поддерживать его выбор.

Методические рекомендации

В процессе обсуждения часто затрагиваются такие вопросы, как:

• Нужно ли говорить ребёнку о том, что он – приёмный? Не будет ли это травмой, ведь, возможно, он ничего не помнит? Если ребёнок был усыновлён в 6 месяцев (1 год, 2 года и т.д.) – помнит ли он, что когда-то был в доме ребёнка? Если говорить, то как и когда можно ему об этом сказать?

• Как разговаривать с ребёнком о его кровных родителях? Как быть, когда ребёнок продолжает общаться с кем-то из своих родственников? Как объяснять ребёнку, что у него две мамы?

• Что такое идентичность и почему это так важно для развития личности? Что

способствует здоровому формированию идентичность?

• Что делать, если ребёнок будет шантажировать и заявлять: «Ты мне не настоящая мама, я не буду тебя слушаться», «Я приёмный, поэтому ты заставляешь меня убирать»? Что делать, если ребёнок захочет найти своих кровных родителей?

• Нужно ли рассказывать о том, что ребёнок приёмный, воспитателям в детском саду, учителям в школе, соседям, дальним родственникам, друзьям, коллегам по работе и т.д.? Как быть, если кто-то из окружающих негативно реагирует на эту информацию?

Этим темам нужно уделить достаточно внимания, т.к. они волнуют будущих приёмных родителей, а также важны для полноценного развития ребёнка в приёмной семье.

8. Подведение итогов и обратная связь

Проводится по аналогии с предыдущими занятиями. Поскольку это занятие

затрагивает очень много эмоциональных тем, то важно в конце дать участникам возможность обозначить свои переживания и чувства.

Приложение 7

Занятие 5. Первая встреча с ребёнком.

Цели занятия:

• расширить представления участников об играх и занятиях, которые могут быть интересны детям;

• предоставить информацию о значении и функциях, которые выполняет игра в жизни ребёнка;

• подготовить слушателей к первой встрече с ребёнком;

• сформировать навыки установления контакта с ребёнком.

План занятия

1. Приветствие и разминка

2. Упражнение «Игры, в которые играют дети»

3. Мини-лекция «Значение игры в жизни ребёнка»

4. Упражнение «Интересы детей»

5. Упражнение «Первая встреча с ребёнком»

6. Работа с раздаточным материалом «При первой встрече с ребёнком»

7. Подведение итогов и обратная связь

1. Приветствие и разминка

Цель

• включить слушателей в работу;

• способствовать положительной групповой динамике.

Форма проведения

• Разминка

Материалы

• Не требуются

Содержание

Ведущий приветствует участников, и предлагает каждому участнику по очереди ответить на два вопроса: «Какого цвета Ваше настроение сейчас?» и «На сколько процентов можно оценить Вашу работоспособность в данный момент?». После того, как все участники сообщили свои ответы, ведущий может подвести итог, обозначив общее настроение группы (например, «жёлто-красно-сине-зелёное») и назвав средний процент работоспособности группы (приблизительно).

2. Упражнение «Игры, в которые играют дети»

Цель

• расширить представления участников об играх, в которые можно играть с детьми

Форма проведения

• Игра

Материалы

• Небольшие карточки жёлтого цвета, не менее 20 штук;

• чистые листы бумаги, маркер.

Содержание

Основная задача этого упражнения – вспомнить как можно больше детских игр. Ведущий предлагает участникам вспомнить игры, в которые можно играть с детьми. Это могут быть игры, в которые играли сами слушатели, когда были детьми, в которые играют сейчас со своими детьми, о которых они где-то читали и т.д. Далее, ведущий предлагает поиграть в «Марафон»: каждый по очереди (по кругу) должен называть какую-нибудь игру; называть надо быстро, нельзя повторяться. Если кто-то не может вспомнить игру, он «пропускает ход» и получает жёлтую карточку. По возможности, ведущий фиксирует на бумаге игры, которые называют участники. Марафон длиться до тех пор, пока не иссякнет запас игр. Побеждает тот, у кого будет меньше всего жёлтых карточек.

По окончании, победителя (или победителей) поздравляют и приветствуют аплодисментами. Можно вручить символический приз, например, конфету. Завершая упражнение, ведущий благодарит всех участников и хвалит за то, что они смогли вспомнить так много детских игр.

Методические рекомендации

При выполнении этого упражнения ведущим нужно распределить роли:

один из ведущих работает с группой (следит за очередностью, выдаёт жёлтые карточки), второй – фиксирует ответы на листе бумаги.

3. Мини-лекция «Значение игры в жизни ребёнка

Цели

• Сформировать представления о важности игры для развития ребёнка;

• предоставить информацию о функциях, которые выполняет игра в жизни ребёнка.

Форма проведения

• Сообщение ведущего

Материалы

• Не требуются

Содержание

Ведущий делает небольшое сообщение о значении и функциях игры для ребёнка.

Материалы для тренера

Наши рекомендации