Сообщение «Стадии переживания горя»

Каждый ребёнок, который нуждается в новой семье, испытал или испытывает чувство утраты. Поэтому будущим приёмным родителям необходимо знать о тех стадиях, которые проходит человек, переживающий горе.

Знание особенностей каждого периода поможет людям, находящимся рядом с ребёнком, смягчить его боль, создать условия для преодоления кризисной ситуации, для лучшей адаптации его в новых условиях.

Горе – это реакция на потерю близкого, любимого человека после невозвратимой разлуки с ним или его смерти. Горе также является и процессом, в течение которого человек учится сохранять память об ушедшем и в то же время жить в настоящем. Процесс переживания горя можно условно разделить на несколько стадий, которые считаются общими для перенесших утрату, хотя реакции людей индивидуальны, и каждый переживает горе по-своему. Реакции детей на утрату отличаются от реакций взрослых. Но в своих переживаниях ребёнок проходит те же стадии, что и взрослый человек. Процессу переживания свойствен циклический характер, то есть он состоит из множественных возвращений на ранние стадии. Несмотря на это, знание признаков, характерных для той или иной стадии переживания горя, и понимание их психологического смысла позволяют оказывать помощь страдающему человеку.

Начальная стадия горя – шок и оцепенение. Шок от перенесенной утраты и отказ поверить в реальность происшедшего могут длиться до нескольких недель, в среднем – семь-девять дней. Физическое состояние человека, переживающего горе, ухудшается: обычны утрата аппетита, мышечная слабость, замедленность реакций. Происходящее переживается как нереальное. Бывает и полная отрешенность от происходящего, бездеятельность. Чувства по поводу происшедшего почти не выражаются; человек в состоянии шока может казаться безразличным ко всему. Человек психологически остается в прошлом, отрицая реальность.

Часто на смену шоковой реакции приходит чувство злости. Злость возникает как реакция на помеху в удовлетворении потребности, в данном случае — потребности остаться в прошлом вместе с любимыми людьми. Любые внешние стимулы, возвращающие человека в настоящее, могут провоцировать это чувство. Иногда злость смешивается с отчаянием.

Следующая стадия горя – стадия поиска – характеризуется стремлением вернуть ушедшего и отрицанием безвозвратности утраты. На этом этапе сильна вера в чудо, не исчезает надежда каким-то образом вернуть ушедшего.

Третья стадия – стадия острого горя – длится до шести-семи недель с момента утраты. Сохраняются и поначалу могут усиливаться физические симптомы: затрудненное дыхание, мышечная слабость, повышенная истощаемость, снижение или необычное усиление аппетита, нарушения сна. В течение этого периода человек испытывает сильнейшую душевную боль. Характерны тягостные чувства и мысли: ощущение пустоты и бессмысленности, отчаяние, чувство «оставленности», одиночества, злости, вины, страха, тревоги и беспомощности. Человек, переживающий утрату, поглощен образом ушедшего, идеализирует его. Переживание горя составляет основное содержание всей его активности. Горе влияет на отношения с окружающими. Они раздражают скорбящего, он стремится уединиться.

Стадию острого горя считают критической в отношении дальнейшего переживания горя. Через три-четыре месяца начинается цикл «хороших и плохих дней». Может повышаться раздражительность, возможны проявления вербальной и физической агрессии, рост соматических проблем, особенно простудного и инфекционного характера из-за подавленности иммунной системы. В этот период может начаться депрессия.

Четвертая стадия горя – стадия восстановления – длится около года. В этот период восстанавливаются физиологические функции, коммуникативная деятельность. Человек постепенно примиряется с фактом утраты. Он по-прежнему переживает горе, но эти переживания уже приобретают характер отдельных приступов, вначале частых, потом более редких. Конечно, приступы горя могут быть очень болезненными. Человек уже живет нормальной жизнью и вдруг вновь возвращается в состояние тоски, скорби, испытывает ощущение бессмысленности своей жизни и т. д.

Приблизительно через год наступает последняя стадия переживания горя – завершающая. В этот период происходит «эмоциональное прощание» с ушедшим, осознание того, что нет необходимости наполнять болью утраты всю жизнь. Создать в памяти образ ушедшего, найти для него смысл и постоянное место в потоке жизни – вот основная цель на данной стадии. И тогда человек, понесший утрату, сможет любить тех, кто рядом с ним, создавая новые смыслы, не отвергая тех, что были связаны с ушедшим: они останутся в прошлом.

Было замечено, что такие же переживания и стадии человек испытывает не только в ответ на смерть близкого человека, но и на другие значимые потери. Например, на утрату дома вследствие пожара, на потерю работы, на смерть любимого домашнего животного, на развод или расставание с любимым человеком. Также, мы можем реагировать похожими чувствами на потерю любимых вещей. Конечно, сила и острота переживаний будет не такой интенсивной, но будут наблюдаться всё те же реакции отрицания потери, гнева, поиска и попыток вернуть утраченный объект (например, купить точно такой же кошелёк взамен потерянного), печали и грусти, и постепенно – приспособления к новой реальности и примирения с утратой.

5. Дискуссия «Как помочь ребёнку пережить горе?»

Цель

• сформировать представления о том, как можно взаимодействовать с ребёнком, переживающим горе

Форма проведения

• Работа в небольших группах

Материалы

• Чистые листы бумаги, маркеры (по количеству подгрупп)

Содержание

Участники делятся на две группы. Каждой команде даётся 20 минут, чтобы ответить на следующие вопросы:

• Что поможет ребёнку пережить горе?

• Что следует и чего не следует делать при оказании помощи ребёнку, переживающему горе?

• Как ваши чувства могут помочь понять переживания ребёнка?

После этого каждая группа представляет результаты своей работы. Подводя итоги обсуждения, ведущий выделяет наиболее удачные ответы родителей, а также даёт следующие рекомендации:

• Нужно позволить ребёнку говорить об утраченном объекте, вспоминать положительные эмоциональные эпизоды и события прошлого. Важно, чтобы ребёнок мог обсудить свои переживания. Пользуйтесь навыком отражения чувств, чтобы помочь ребёнку рассказать о своих переживаниях.

• Не следует останавливать ребёнка, когда он начинает плакать: слезы смягчают душевную боль.

• Следует помнить, что переживание утраты может сказываться на поведении,

поэтому родители должны быть особенно терпеливы и заботливы по отношению к ребёнку.

6. Упражнение «Путешествие в прошлое»

Цель

• способствовать лучшему пониманию слушателями переживаний и ценностей детей.

Форма проведения

• Индивидуальное упражнение

Материалы

• Не требуются

Содержание

Ведущий сообщает, что следующее упражнение будет являться небольшой медитацией, или путешествием в детство. Во время этого упражнения нужно соблюдать тишину, переговариваться и отвлекать других участников не разрешается. Когда участники готовы, ведущий зачитывает текст «Путешествие в прошлое». При чтении необходимо делать паузы, давая возможность участникам представить то, что звучит в инструкции.

Материалы для тренера

Наши рекомендации