Занятие 4. Внутренний мир ребёнка: как его сохранить?

Цели занятия:

• способствовать лучшему пониманию внутреннего мира ребёнка и его переживаний;

• предоставить знания об особенностях проживания горя, утраты и способствовать пониманию чувств, которые может испытывать ребёнок при утрате значимого объекта;

• способствовать пониманию важности воспоминаний ребёнка о его прошлом и необходимости бережного отношения к прошлому ребёнка.

План занятия

1. Приветствие и разминка «Ребёнок – это…»

2. Упражнение «Ворвись в круг»

3. Упражнение «Мои ценности»

4. Мини-лекция «Стадии переживания горя»

5. Дискуссия «Как помочь ребёнку пережить горе?»

6. Упражнение «Путешествие в прошлое»

7. Дискуссия «Почему важны воспоминания»

8. Подведение итогов и обратная связь

1. Приветствие и разминка «Ребёнок – это…»

Цель

• включить слушателей в работу;

• настроить на тему, посвящённую внутреннему миру ребёнка.

Форма проведения

• Разминка

Материалы

• Игрушка, изображающая ребёнка; если нет такой игрушки, это может быть какой-то предмет, который ассоциируется с ребёнком

Содержание

Ведущий приветствует участников, и, показывая всем игрушку, предлагает познакомиться с новым членом группы. Ведущий предлагает задание: нужно передавать игрушку по кругу, и каждый участник, когда игрушка окажется у него, должен закончить фразу: «Ребёнок – это…»

2. Упражнение «Ворвись в круг»

Цель

• Узнать, какие чувства может испытывать ребёнок при вхождении в новую семью.

Форма проведения

• Групповое упражнение, дискуссия

Материалы

• Не требуются

Содержание

Ведущий предлагает всем слушателям встать в круг. Из участников выбирается один доброволец, который выходит за пределы круга. Остальные должны встать как можно ближе друг к другу и крепко взяться за руки. Задача участника, который оказался за кругом – войти в круг и стать его частью. Он может использовать для этого различные вербальные и невербальные средства. Остальным участникам разговаривать не разрешается. Разъединять руки они могут только в том случае, если оба стоящих рядом участника согласны.

Упражнение можно проиграть несколько раз, предлагая разным участникам попробовать «ворваться в круг». Это позволит увидеть несколько стратегий поведения.

Обсуждение

После выполнения упражнения участники анализируют, легко ли было участнику войти в круг, какие средства воздействия повлияли на них больше всего, комфортно или дискомфортно они себя чувствовали. Участник, который пытался войти в круг, может поделиться своими переживаниями в процессе выполнения задания. Можно отметить варианты поведения, которые использовали участники, чтобы попасть в круг (это могут просьбы, шутки, улыбки, угрозы, шантаж, попытки ворваться силой, физическое воздействие и т. д.)

Подводя итоги, ведущий может провести аналогию между данным упражнением и ситуацией, когда ребёнок входит в новую семью. Внутренне ребёнок, вероятнее всего, будет ощущать, что новая семья – это закрытая для него система, и он будет использовать самые разные способы, чтобы войти в неё. Это могут не только конструктивные варианты поведения, но и такие средства, которые могут вызывать недоумение, раздражение и даже гнев у приёмных родителей.

3. Упражнение «Мои ценности»

Цель

• Получить представление о чувствах ребёнка, который расстаётся с чем-то важным для него;

• осознать, какие чувства могут испытать сами участники в ситуации расставания с чем-то важным.

Форма проведения

• Задание для индивидуальной работы, дискуссия

Материалы

• Бланк «Мои ценности» для каждого участника;

• плакат «Мои ценности»

Содержание

Ведущий раздаёт всем участникам бланк «Мои ценности» и показывает такой же плакат.

Бланк « Мои ценности»

Мои ценности Люди. Среди людей, важных для меня, наиболее значимы… Группы людей. Я считаю себя участником, членом следующей группы людей: … Религия и/или убеждения. Я верю… Места. Места, которые важны для меня, – это… Дела. Следующие дела, виды деятельности дают мне смысл и цель в жизни: … Удовольствия. Я получаю удовольствие от… Желания. Я хочу… Прошлое. События из моего прошлого, которые важны для меня: …

Участники должны закончить каждую фразу, написав на бланке то, что является для них наиболее важными ценностями в рамках предложенных категорий. Предупредите участников, что все ответы останутся в тайне: их не нужно будет зачитывать или кому-то показывать. Записывать ответы надо быстро, без долгих размышлений.

Когда все участники заполнили бланк, ведущий просит каждого вычеркнуть один из пунктов по их выбору. Слушатели могут представить, что кто-то очень могущественный вошел в их жизнь и решил, что они должны чего-то лишиться в своей жизни. Следующим этапом родители должны исключить из списка пункт, обозначенный словом «Удовольствия» (если пункт «Удовольствия» уже зачеркнут, то участник вычеркивает любой другой пункт). После этого ведущий просит тех, у кого карие глаза (длинные волосы, те, кто носит очки и т.п. – можно назвать любой внешний признак, но так, чтобы в группе было хотя бы два-три человека, соответствующие описанию) вычеркнуть ещё один пункт.

Обсуждение

Сначала нужно дать участникам возможность сказать о чувствах и эмоциях, которые они переживали в процессе упражнения или продолжают переживать сейчас. Задача ведущего на этом этапе – позволить родителям высказаться. Ведущий может отражать чувства участников в процессе этого обсуждения. Также, можно записывать чувства на бумаге (могут называться печаль, обида, недовольство, гнев, в том числе в адрес ведущего; особенно часто гнев и чувство несправедливости появляется на третьей стадии упражнения).

Затем ведущий говорит, что все эмоции и чувства являются нормальной и закономерной реакцией на утрату чего-то значимого и важного. Так реагируют большинство людей в подобных ситуациях. Ведущий обращает внимание участников, что именно это и происходит с ребёнком, которого отрывают от кровной семьи, или который меняет своё место жительства, своих друзей и т.д. Приход ребёнка в приёмную семью – это не только радость, но одновременно утрата важных для него ценностей: друзья в детском доме, любимая воспитательница, игрушки, привычные модели поведения, от которых нужно отказаться и т.д. Расставание со всем этим может вызвать у ребёнка негативные переживания, которые он будет каким-то способом проявлять.

4. Мини-лекция «Стадии переживания горя»

Цель

• предоставить информацию об особенностях эмоциональных переживаний в ответ на утрату значимых объектов

Форма проведения

• Сообщение ведущего

Материалы

• Не требуются

Содержание

• Ведущий делает сообщение о стадиях переживания ребёнком горя.

Материалы для тренера

Наши рекомендации