Сообщение «Особенности эмоциональной сферы детей, воспитывающихся вне семьи. Основные причины их эмоционального неблагополучия»

Все дети в процессе развития движутся от беспомощности к зрелой независимости. У детей есть физические потребности, без удовлетворения которых жизнь не может продолжаться, а также определенные психологические потребности, удовлетворение которых обеспечивает гармоничное формирование личности, ее эмоциональное благополучие.

Основные физические потребности: еда, сон, тепло, жилище, свежий воздух, солнечный свет, движение, отдых, предупреждение заболеваний и травм.

Основные психологические потребности:

• привязанность и любовь;

• непрерывность индивидуального ухода;

• ощущение психологической безопасности;

• новая информация;

• чувство самоуважения;

• возможность учиться на собственном опыте;

• реализация своих способностей;

• достижение независимости и самостоятельности.

В жизни ребёнка первостепенное значение имеет удовлетворение потребности в любви и привязанности. Привязанность – это способность и потребность людей создавать и сохранять прочные эмоциональные связи с другими людьми.

Привязанность имеет следующие характеристики:

1. Конкретность – отчетливое предпочтение одного или нескольких человек.

2. Продолжительность – чем сильнее привязанность, тем дольше она

длится.

3. Эмоциональная насыщенность – значимость и сила переживаний,

включение всего спектра чувств.

Глубокие эмоциональные связи со значимыми людьми служат основой и источником жизненных сил для ребёнка. Они закладывают базовое доверие к миру, создают условия для активного познания окружающего мира и полноценного общения.

У детей, воспитывающихся вне семьи, часто наблюдается апатичность, безынициативность, эмоциональное отчуждение, отсутствие сопереживания в сочетании с импульсивностью, нарушением образа «Я». Это обусловлено тем, что, во-первых, не удовлетворяются насущные потребности ребёнка (в любви, привязанности, безопасности и т.д.), а во-вторых, у большинства детей за плечами многочисленные психические и физические травмы. Многие из воспитанников приютов подвергались жестокому обращению.

Жестокое обращение с детьми – это любое действие или бездействие по отношению к ребёнку со стороны родителей, лиц, их заменяющих, а также других людей, учреждений или общества в целом, которые наносят вред физическому и психическому здоровью ребенка и его развитию, а также ущемляют его права и свободы.

Основные формы жестокого обращения с детьми:

• физическое насилие;

• сексуальное насилие;

• эмоциональное (психологическое) насилие;

• пренебрежение основными нуждами ребёнка.

Психологическое насилие часто сопровождает другие формы жестокого обращения с детьми. По мнению специалистов, его влияние более разрушительно для личности ребёнка по сравнению с физическим и даже сексуальным насилием.

Основные типы психологического насилия в отношении детей.

1. Игнорирование:

– неспособность или нежелание выражать любовь и заботу по отношению к ребёнку;

– лишение ребёнка необходимой поддержки, сочувствия;

– игнорирование его потребности в безопасном окружении.

2. Отвержение:

– открытое неприятие, постоянная критика, негативные сравнения;

– предъявление чрезмерных требований к ребёнку, не соответствующих его возрасту и возможностям;

– публичное унижение, демонстрация его отрицательных качеств.

3. Угрозы (или терроризирование):

– угрозы наказания, побоев или совершения насилия по отношению к ребёнку или к тому, кого он любит;

– оскорбление, унижение достоинства.

4. Изоляция:

– установление безосновательных ограничений на общение ребёнка со сверстниками, родственниками или другими взрослыми;

– запрет или ограничение без достаточных оснований на выход из дома.

5. Развращение:

– побуждение к развитию антисоциального поведения (воровство, проституция, порнография);

– вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков;

– поощрение саморазрушающего поведения.

Маленькие дети особенно уязвимы к жестокому обращению вообще и к психологическому насилию в частности, поскольку у них нет возможности избежать насилия и получить эмоциональное подкрепление вне семьи.

Дети, оказавшиеся в приюте или детском доме, испытывают двойную психологическую травму: с одной стороны, они страдали от жестокого обращения в своей семье, а с другой – тяжело переживают разрыв с ней.

Особенности эмоционального контакта с ближайшим окружением играют решающую роль, как в происхождении различных нарушений эмоционального развития, так и в их преодолении. Только воспитание в семье может обеспечить особо благоприятные условия для детей, перенесших тяжелые психологические травмы и имеющих проблемы в психическом развитии. Мы не в силах изменить прошлый опыт ребёнка, но мы в состоянии помочь ему в настоящем и тем самым повлиять на его будущее.

7. Обсуждение памятки замещающего родителя «Наиболее важные составляющие помощи ребёнку с эмоциональными проблемами»

Цель

• Сформировать представления о способах оказания помощи ребёнку, имеющему эмоциональные нарушения

Форма проведения

• Обсуждение и комментарии ведущего

Материалы

• Памятка замещающего родителя «Наиболее важные составляющие помощи ребёнку с эмоциональными проблемами» для каждого участника

Памятка замещающему родителю Наиболее важные составляющие помощи ребёнку с эмоциональными проблемами: • атмосфера тепла, безопасности и принятия; • возможность выражать все чувства; • формирование привязанности между ребенком и родителями; • новая модель отношений в семье (доверие, доброжелательность, уважение, эмоциональная поддержка, готовность обсудить возникшие проблемы); • разумные требования, ограничения и обязанности; • консультации психолога, при необходимости психоневролога; •длительное комплексное медико-социально-психологическое сопровождение замещающей семьи.

Содержание

Ведущий выдаёт всем участникам памятку замещающего родителя «Наиболее важные составляющие помощи ребёнку с эмоциональными проблемами», предлагает познакомиться с ней и обсудить в группе. Каждый участник может прокомментировать памятку или задать вопрос ведущему.

В процессе обсуждения необходимо подчеркнуть роль семьи в преодолении

эмоциональных нарушений у детей, важность принятия ребенка со всеми его бедами и переживаниями, готовность семьи обратиться за помощью к специалистам. Следует указать будущим приемным родителям на обязательность заботы о собственном здоровье и эмоциональном благополучии, гармонических взаимоотношениях между супругами.

В обсуждении подчеркнуть взаимосвязь интеллектуального и эмоционального развития. Безусловно, в развитии ребенка интеллект и эмоции тесно взаимосвязаны. Угнетенное состояние, высокая тревожность не позволяют ребенку сосредоточиться, блокируют продуктивную умственную работу, интеллектуальное развитие. С другой стороны, проблемы с учебой приводят к снижению самооценки, к появлению чувства несостоятельности или обиды и озлобленности. Многие приемные дети начинают лучше учиться, когда наконец-то почувствуют себя любимыми, «своими», потому что успехи в учебе зависят не только от способностей ребенка, но и от его душевного состояния.

8. Подведение итогов и обратная связь

Проводится по аналогии с предыдущими занятиями.

Приложение 6

Наши рекомендации