Сообщение «Особенности эмоциональной сферы детей, воспитывающихся вне семьи. Основные причины их эмоционального неблагополучия»
Все дети в процессе развития движутся от беспомощности к зрелой независимости. У детей есть физические потребности, без удовлетворения которых жизнь не может продолжаться, а также определенные психологические потребности, удовлетворение которых обеспечивает гармоничное формирование личности, ее эмоциональное благополучие.
Основные физические потребности: еда, сон, тепло, жилище, свежий воздух, солнечный свет, движение, отдых, предупреждение заболеваний и травм.
Основные психологические потребности:
• привязанность и любовь;
• непрерывность индивидуального ухода;
• ощущение психологической безопасности;
• новая информация;
• чувство самоуважения;
• возможность учиться на собственном опыте;
• реализация своих способностей;
• достижение независимости и самостоятельности.
В жизни ребёнка первостепенное значение имеет удовлетворение потребности в любви и привязанности. Привязанность – это способность и потребность людей создавать и сохранять прочные эмоциональные связи с другими людьми.
Привязанность имеет следующие характеристики:
1. Конкретность – отчетливое предпочтение одного или нескольких человек.
2. Продолжительность – чем сильнее привязанность, тем дольше она
длится.
3. Эмоциональная насыщенность – значимость и сила переживаний,
включение всего спектра чувств.
Глубокие эмоциональные связи со значимыми людьми служат основой и источником жизненных сил для ребёнка. Они закладывают базовое доверие к миру, создают условия для активного познания окружающего мира и полноценного общения.
У детей, воспитывающихся вне семьи, часто наблюдается апатичность, безынициативность, эмоциональное отчуждение, отсутствие сопереживания в сочетании с импульсивностью, нарушением образа «Я». Это обусловлено тем, что, во-первых, не удовлетворяются насущные потребности ребёнка (в любви, привязанности, безопасности и т.д.), а во-вторых, у большинства детей за плечами многочисленные психические и физические травмы. Многие из воспитанников приютов подвергались жестокому обращению.
Жестокое обращение с детьми – это любое действие или бездействие по отношению к ребёнку со стороны родителей, лиц, их заменяющих, а также других людей, учреждений или общества в целом, которые наносят вред физическому и психическому здоровью ребенка и его развитию, а также ущемляют его права и свободы.
Основные формы жестокого обращения с детьми:
• физическое насилие;
• сексуальное насилие;
• эмоциональное (психологическое) насилие;
• пренебрежение основными нуждами ребёнка.
Психологическое насилие часто сопровождает другие формы жестокого обращения с детьми. По мнению специалистов, его влияние более разрушительно для личности ребёнка по сравнению с физическим и даже сексуальным насилием.
Основные типы психологического насилия в отношении детей.
1. Игнорирование:
– неспособность или нежелание выражать любовь и заботу по отношению к ребёнку;
– лишение ребёнка необходимой поддержки, сочувствия;
– игнорирование его потребности в безопасном окружении.
2. Отвержение:
– открытое неприятие, постоянная критика, негативные сравнения;
– предъявление чрезмерных требований к ребёнку, не соответствующих его возрасту и возможностям;
– публичное унижение, демонстрация его отрицательных качеств.
3. Угрозы (или терроризирование):
– угрозы наказания, побоев или совершения насилия по отношению к ребёнку или к тому, кого он любит;
– оскорбление, унижение достоинства.
4. Изоляция:
– установление безосновательных ограничений на общение ребёнка со сверстниками, родственниками или другими взрослыми;
– запрет или ограничение без достаточных оснований на выход из дома.
5. Развращение:
– побуждение к развитию антисоциального поведения (воровство, проституция, порнография);
– вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков;
– поощрение саморазрушающего поведения.
Маленькие дети особенно уязвимы к жестокому обращению вообще и к психологическому насилию в частности, поскольку у них нет возможности избежать насилия и получить эмоциональное подкрепление вне семьи.
Дети, оказавшиеся в приюте или детском доме, испытывают двойную психологическую травму: с одной стороны, они страдали от жестокого обращения в своей семье, а с другой – тяжело переживают разрыв с ней.
Особенности эмоционального контакта с ближайшим окружением играют решающую роль, как в происхождении различных нарушений эмоционального развития, так и в их преодолении. Только воспитание в семье может обеспечить особо благоприятные условия для детей, перенесших тяжелые психологические травмы и имеющих проблемы в психическом развитии. Мы не в силах изменить прошлый опыт ребёнка, но мы в состоянии помочь ему в настоящем и тем самым повлиять на его будущее.
7. Обсуждение памятки замещающего родителя «Наиболее важные составляющие помощи ребёнку с эмоциональными проблемами»
Цель
• Сформировать представления о способах оказания помощи ребёнку, имеющему эмоциональные нарушения
Форма проведения
• Обсуждение и комментарии ведущего
Материалы
• Памятка замещающего родителя «Наиболее важные составляющие помощи ребёнку с эмоциональными проблемами» для каждого участника
Памятка замещающему родителю Наиболее важные составляющие помощи ребёнку с эмоциональными проблемами: • атмосфера тепла, безопасности и принятия; • возможность выражать все чувства; • формирование привязанности между ребенком и родителями; • новая модель отношений в семье (доверие, доброжелательность, уважение, эмоциональная поддержка, готовность обсудить возникшие проблемы); • разумные требования, ограничения и обязанности; • консультации психолога, при необходимости психоневролога; •длительное комплексное медико-социально-психологическое сопровождение замещающей семьи. |
Содержание
Ведущий выдаёт всем участникам памятку замещающего родителя «Наиболее важные составляющие помощи ребёнку с эмоциональными проблемами», предлагает познакомиться с ней и обсудить в группе. Каждый участник может прокомментировать памятку или задать вопрос ведущему.
В процессе обсуждения необходимо подчеркнуть роль семьи в преодолении
эмоциональных нарушений у детей, важность принятия ребенка со всеми его бедами и переживаниями, готовность семьи обратиться за помощью к специалистам. Следует указать будущим приемным родителям на обязательность заботы о собственном здоровье и эмоциональном благополучии, гармонических взаимоотношениях между супругами.
В обсуждении подчеркнуть взаимосвязь интеллектуального и эмоционального развития. Безусловно, в развитии ребенка интеллект и эмоции тесно взаимосвязаны. Угнетенное состояние, высокая тревожность не позволяют ребенку сосредоточиться, блокируют продуктивную умственную работу, интеллектуальное развитие. С другой стороны, проблемы с учебой приводят к снижению самооценки, к появлению чувства несостоятельности или обиды и озлобленности. Многие приемные дети начинают лучше учиться, когда наконец-то почувствуют себя любимыми, «своими», потому что успехи в учебе зависят не только от способностей ребенка, но и от его душевного состояния.
8. Подведение итогов и обратная связь
Проводится по аналогии с предыдущими занятиями.
Приложение 6