Секция психофизиология и нейротерапия

24.06.2017 9:00

Председатель секции: Павленко Владимир Борисович - доктор биол. наук, заведующий кафедрой общей психологии и психофизиологии Таврической академии Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского

«НЕЙРО- И ПСИХОФИЗОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ НЕЙРОТЕРАПИИИ»

Павленко В. Б. - доктор биол. наук, заведующий кафедрой общей психологии и психофизиологии Таврической академии Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского (г. Симферополь)

Нейронные механизмы воздействия тренингов биологической обратной связи по ЭЭГ (нейротерапии) изучены в опытах на бодрствующих животных. Выявлено, что важную роль в развитии эффектов нейротерапии играет перестройка ритмической активности аминергических нейронов мозга. Эти нейроны контролируют эмоциональное состояние животных и людей. У человека тренинги нейротерапии опираются на имплицитное обучение. Таким образом достигаются анксиолитические и ноотропные эффекты без применения фармакологических препаратов.

«ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА КАК ПРЕДМЕТ НЕЙРОФИЛОСОФИИ»

Махин С. А. - кандидат биол. наук, доцент кафедры общей психологии и психофизиологии Таврической академии Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского (г. Симферополь)

В докладе рассматриваются основные подходы к проблематике "квалиа" в нейрофилософии сознания.

«ФАКТОРНАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ: ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД»

Конарева И. Н. - кандидат биологических наук, доцент кафедры общей психологии и психофизиологии Таврической академии Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского (г. Симферополь).

Приводится анализ публикаций, связанных с выявлением факторной структуры личности. До настоящего времени нет точного ответа на вопрос: «Сколько измерений содержит личность?» Многие исследователи склоняются к наличию у личности одного общего фактора. Высказывается мнение, что даже модель личности «Большая пятерка» может быть сокращена до одного измерения – «генерального фактора личности». Для выделения черт как основной биологический механизм предлагается применять «arousability».

«ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ ПО ЭЭГ В РАЗВИТИИ КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ И ОПТИМИЗАЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ У ДЕТЕЙ 5-14 ЛЕТ»

Эйсмонт Е. В. - кандидат биологических наук, доцент кафедры физиологии человека и животных и биофизики Таврической академии Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского (г. Симферополь)

Оценивали эффективность тренингов обратной связи по ЭЭГ в развитии когнитивных функций и нормализации эмоционального состояния детей 5-14 лет. Применялись акустические и визуальные протоколы обратной связи; тренируемыми параметрами ЭЭГ являлись амплитуда альфа-ритма и отношение амплитуд альфа- и тета-ритмов. В результате прохождения курса тренингов наблюдалось увеличение тренируемых параметров ЭЭГ, улучшение показателей произвольного внимания и снижение тревожности, что указывает на эффективность данного метода и целесообразность его применения в работе с детьми.

«БИОЛОГИЧЕСКАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ В РАБОТЕ ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ»

Андриевская О. А - руководитель Психолого-педагогического центра «Развитие» г. Севастополь, клинический психолог, аспирантка Таврической академии Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского (г. Симферополь).

Научный руководитель — доктор психологических наук, зав. кафедрой глубинной психологии и психотерапии, профессор Калина Н.Ф.

В докладе обсуждается специфика работы психолога с не говорящими детьми, а также использование биологической обратной связи, как одного из методов стимуляции речевого развития.

«СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ «АРТЕКА» КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ПОДРОСТКА»

Руднева А. Е. - педагог-психолог психологической службы ФГБОУ «МДЦ «Артек»

Рефлекторные реакции организма подростка на внешние и внутренние раздражители, характеризующиеся субъективной окраской и включающие практически все виды чувствительности, особенно ярко проявляются в условиях насыщенной эмоциональными событиями программы детского лагеря. Исследование деятельности поперечно-полосатой мускулатуры и сердечно-сосудистой системы подростка, обеспечивающих эмоциональную выразительность переживаний подростка позволили нам выяснить модальность эмоциональных реакций по отношению к словам-символам, ассоциирующимся в сознании детей с представлением о Международном детском центре «Артек».

«ВЛИЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ «АРТЕКА» НА ПОДРОСТКА: ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

Голуб Т. Н. - педагог-психолог психологической службы ФГБОУ «МДЦ «Артек»;

Руднева А. Е., педагог-психолог психологической службы ФГБОУ «МДЦ «Артек».

Исследование посвящено изучению электрической активности мозга, деятельности поперечно-полосатой мускулатуры и кардио-ритмов у подростков во время соприкосновения с субкультурой ФГБОУ «МДЦ «Артек». Одни и те же физиологические сдвиги могут сопровождать разные эмоциональные переживания у подростков. В нашем исследовании мы определили эмоциональную окраску переживаний подростка возникающих под влиянием музыкальных произведений, являющихся частью артековской субкультуры.

«ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМЫ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ ДЛЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТРЕССОВЫХ АФФЕКТИВНЫХ СОСТОЯНИЙ У ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»

Чунихина Л.В. - руководитель психологической службы ФГБОУ «МДЦ «Артек».

Организация деятельности педагогических работников ФГБОУ «МДЦ «Артек» требует от них высокой работоспособности, адаптивности, стрессоустойчивости. Многим необходима помощь в регуляции деструктивных состояний и развитии способностей к саморегуляции. Особая роль отводится методу БОС. Данный метод коррекции и тренировки наиболее эффективен и целесообразен для специалистов, чья профессиональная деятельность связанна с большими психоэмоциональными нагрузками.

«СУЕВЕРНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ НЕЙРОНАУК»

Ткаченко Д. А. - аспирант кафедры общей психологии и психофизиологии Таврической академии Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского (г. Симферополь)

В докладе представлен обзор исследований, направленных на изучение нейронной основы суеверности и мистического опыта. Рассматриваются некоторые нейрофизиологические корреляты мистических состояний и веры в сверхъестественное. Анализируются когнитивные особенности формирования суеверных убеждений, а также нейро- и психофизиологические механизмы суеверного поведения.

«ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОРАЛЬНЫХ ОЦЕНОК У ДЕТЕЙ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ»

Орехова Л. С. - аспирант кафедры общей психологии и психофизиологии Таврической академии Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского (г. Симферополь).

Научный руководитель – канд.биол.наук, профессор Павленко В.Б.

В докладе рассматриваются особенности связи между моральными оценками детей раннего возраста (от 1 года до 3,5 лет) и уровнем развития их когнитивной сферы, а также паттернами электроэнцефалограммы. Моральные оценки детей раннего возраста изучались в процессе демонстрации им сценок кукольного театра с последующей оценкой морального поведения персонажей. Подсчитывался индекс моральных оценок. Нами была выявлена связь между индексом моральных оценок, уровнем когнитивного развития, а также относительной мощностью альфа- и тета-ритмов ЭЭГ.

«ВЛИЯНИЕ СИСТЕМ ПОДКРЕПЛЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА»

Игнатьева А. И. - студентка 1 курса магистратуры кафедры общей психологии и психофизиологии Таврической академии Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского

Научный руководитель – кандидат биол. наук, доцент Конарева И.Н.

Дается анализ воздействия на ребенка систем подкрепления поведения – поощрения и наказания. Эти системы играют основную роль в механизмах закрепления поведения и формирования личности. Чувствительность к подкреплению обусловлена функционированием структур нервной системы и имеет возрастные особенности.

«СПЕЦИФИКА УЧЕБНОГО СТРЕССА ШКОЛЬНИКОВ ВЫПУСКНОГО КЛАССА»

Мананкова А. В. - студентка 1 курса магистратуры кафедры общей психологии и психофизиологии Таврической академии Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского

Научный руководитель – кандидат биол. наук, доцент Конарева И.Н.

Анализируются особенности психоэмоционального стресса у школьников в период подготовки к выпускным экзаменам. В исследовании приняли участие школьники11-го класса. Выявлены основные причины учебного стресса, его психологические и физиологические признаки, а также наиболее популярные способы снятия психоэмоционального напряжения.

«ОСОБЕННОСТИ АКТУАЛЬНЫХ СТРАХОВ В ОНТОГЕНЕЗЕ»

Грановская М. В. - студентка 4 курса кафедры общей психологии и психофизиологии Таврической академии Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского

Научный руководитель – кандидат биол. наук, доцент Конарева И.Н.

Страх и тревожность, как проявление субъективного отношения человека к окружающей действительности и к самому себе, переживаются во всех возрастных периодах психического развития человека. Проанализирована выраженность актуальных страхов у детей и взрослых и ее взаимосвязь с различными видами тревожности.

«СПЕЦИФИКА АГРЕССИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ И МЕТОДЫ ЕЕ КОРРЕКЦИИ»

Круглова А. - студентка 4 курса кафедры общей психологии и психофизиологии Таврической академии Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского

Научный руководитель – кандидат биол. наук, доцент Конарева И.Н.

Агрессия имеет биологические и средовые детерминанты, поэтому ее проявления в подростковом возрасте специфичны. В докладе рассматриваются различные виды агрессии, выраженные у подростков. Описываются половые различия в агрессии. Приводятся различные методы, снижающие уровень агрессии.

«ОСОБЕННОСТИ КРЕАТИВНОСТИ ЛИЦ, ПУБЛИКУЮЩИХ ПРОЗУ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ»

Весенкова М. С. - студентка 3 курса кафедры общей психологии и психофизиологии Таврической академии Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского

Научный руководитель – кандидат биол. наук, доцент Конарева И.Н.

Анализируется специфика креативности лиц, занимающихся написанием и публикацией прозы в сети Интернет. Рассматривается ее взаимосвязь с эмоциональным интеллектом. С помощью сравнения с контрольной выборкой, составленной из респондентов, не занимающихся написанием прозы, выявлены особенности креативности писателей-любителей.

«ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ»

Велиева Е. А. - студентка 3 курса кафедры общей психологии и психофизиологии Таврической академии Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского

Научный руководитель – кандидат биол. наук, доцент Конарева И.Н.

Рассматриваются основные факторы учебной среды, которые влияют на проявление особенностей эмоциональной сферы младшего школьника. Эмоциональное состояние детей напрямую связано с их успеваемостью и адаптацией к школе. Затруднения, возникающие у детей в процессе обучения, отражаются в их эмоциональной сфере.

«ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ЦВЕТОВЫХ СТИМУЛОВ (ЦВЕТОВЫЕ ТАБЛИЦЫ МАДЯРА) НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА»

Ребик А. А. - студентка 4 курса кафедры физиологии человека и биофизики Таврической академии Крымского федерального университета им. В.И.Вернадского (г. Симферополь)

Научный руководитель – доктор биол. наук Павленко В. Б.

В докладе представлены сравнительные характеристики психологического состояния испытуемых до и после предъявления стимула на основе теста Дембо-Рубенштейна, как показателя эмоционального состояния, а также определены уровни депрессивности на основе адаптированного теста Балашовой Т.И. Для характеристики функционального состояния выбраны параметры электроэнцефалограммы и электрокардиограммы. Полученные результаты свидетельствуют о различном влиянии цветовых таблиц Мадяра на функциональное и психологическое состояния испытуемых.

«ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ МОРАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

Ромашенко Е. И. -студентка 3 курса кафедры общей психологии и психофизиологии Таврической академии Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского (г. Симферополь)

Научный руководитель – кандидат биол. наук, доцент Дягилева Ю.О.

С помощью разработанной экспериментальной ситуации для определения особенностей моральных установок у детей дошкольного возраста, которая проводилась с одновременной регистрацией ЭЭГ, выявлены психофизиологические особенности развития моральной сферы у детей с ЗПР.

«ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ НЕОСОЗНАННОГО ВОСПРИЯТИЯ ЭМОЦИЙ И ЛИЦЕВЫХ ЭКСПРЕССИЙ»

Курикша С.И. -студентка 3 курса кафедры общей психологии и психофизиологии Таврической академии Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского (г. Симферополь)

Научный руководитель – кандидат биол. наук, доцент Махин С.А.

С использованием психологического тестирования, регистрации движений глаз испытуемого с одновременной записью ЭЭГ выявлены особенности восприятия эмоций и лицевых экспрессий у взрослых испытуемых.

«ВЛИЯНИЕ ПРОСМОТРА МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ НА ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Мефаева Э.Р. -студентка 3 курса кафедры общей психологии и психофизиологии Таврической академии Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского (г. Симферополь)

Научный руководитель – кандидат биол. наук, доцент Дягилева Ю.О.

Разработана экспериментальная ситуация по предъявлению детям дошкольного возраста фрагментов мультфильмов, одни з которых содержали сцены агрессивного поведения, другие нейтральные сюжеты. Показано, что поведение детей изменяется в зависимости от типа просмотренного мультфильма.

«ДЕТЕКЦИЯ ЛЖИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИБОРА ДЛЯ РЕГИСТРАЦИИ ДВИЖЕНИЙ ГЛАЗ»

Биленко М.А. -студент 3 курса кафедры общей психологии и психофизиологии Таврической академии Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского (г. Симферополь)

Научный руководитель – кандидат биол. наук, доцент Дягилева Ю.О.

Разработан ряд вопросов, касающихся различных сфер жизни испытуемого. Согласно инструкции, испытуемый по своему усмотрению мог дать ложные ответы на некоторые вопросы. Вопросы предъявлялись с использованием прибора для регистрации движений глаз. Выявлены характеристики движений глаз испытуемого при «ложных» и «правдивых» ответах.

«ОСОБЕННОСТИ ДВИЖЕНИЙ ГЛАЗ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА ПРИ ВОСПРИЯТИИ СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ СТИМУЛОВ»

Дягилева Ю.О. - кандидат биол. наук, доцент

Котович А.С. - студентка 3 курса кафедры общей психологии и психофизиологии Таврической академии Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского (г. Симферополь)

Научный руководитель – кандидат биол. наук, доцент Дягилева

Разработан набор зрительных стимулов, каждый из которых содержал «социально-значимую» (лица и взаимодействия людей) и «нейтральную» (геометрический узор) части рисунка. Стимулы предъявлялись с использованием прибора для регистрации движений глаз. Выявлены особенности движений глаз у детей раннего возраста с расстройством аутистического спектра при восприятии социально-значимых стимулов по сравнению со здоровыми детьми этого же возраста.

«СВЯЗЬ УРОВНЯ КОГНИТИВНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА С ПАРАМЕТРАМИ ФОНОВОЙ ЭЭГ»

Чуб Л.А. - студентка 4 курса кафедры общей психологии и психофизиологии Таврической академии Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского (г. Симферополь)

Научный руководитель – кандидат биол. наук, доцент Дягилева

Когнитивное развитие ребенка определяли с помощью тест-системы Бейли, так же регистрировали фоновую ЭЭГ при открытых глазах. Выявлено, что уровень когнитивного развития связан с амплитудными характеристиками тета- и альфа- ритмов ЭЭГ ребенка.

«ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ЦВЕТОТЕРАПИИ»

Гусейнова С. Р. - студентка 3 курса кафедры общей психологии и психофизиологии Таврической академии Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского (г. Симферополь)

Научный руководитель – кандидат биол. наук, доцент Дягилева

В работе использовались цветовые таблицы художника С. Мадяра. Таблицы предъявлялись с использованием прибора для регистрации движений глаз и одновременной записью ЭЭГ. Так же проводилось психологическое тестирование до и после предъявления цветовых таблиц. Показано, что характеристики ЭЭГ и показатели психологических тестов изменялись после просмотра цветовых таблиц.

Наши рекомендации