Секция клинической психологии

24.06.2017 9:00

Председатель секции: Зябкина Ирина Валентиновна - канд. психол. наук, доцент кафедры социальной психологии Таврической академии Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского

«ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ ТЕАТР-СООБЩЕСТВО КАК НАПРАВЛЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО КЛИНИКО-ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ-ШКОЛЫ ТЕРАПИЯ ТВОРЧЕСКИМ САМОВЫРАЖЕНИЕМ М.БУРНО»

Калмыкова Инга Юрьевна -действительный член ОППЛ, психотерапевт единого европейского реестра, доцент кафедры психотерапии и сексологии Государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Российская медицинская академия последипломного образования Федерального агентства по Здравоохранению и социальному развитию Российской Федерации» (Москва)

«АНТИСУИЦИДАЛЬНЫЕ КОНТРАКТЫ В ПСИХОТЕРАПИИ»

Гамова Елена Александровна– клинический психолог, практик транзактного анализа, кандидат на CTA. Член Европейской ассоциации транзактного анализа. Действительный член ОППЛ. Крым, Севастополь.

Теория сценариев жизни, развиваемая в транзактном анализе, послужила основой уникальному психотерапевтическому подходу, позволяющему клиенту безопасно исследовать самые крайние варианты возможных сценарных исходов: суицид, убийство и сумасшествие.

В ходе терапии мы можем наблюдать проявления таких сценарных исходов. И не всегда знаем, что делать в таких случаях: как обезопасить клиента?

Очень важно уделить внимание безопасности клиента в момент выхода из сценария, когда клиенту могут быть доступны все три или один из перечисленных вариантов «решения» своего внутреннего конфликта.

«ВНУТРЕННЯЯ КАРТИНА ЗДОРОВЬЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СОМАТИЧЕСКИ БОЛЬНОГО»

Зябкина И.В. - канд. психол. наук, доцент кафедры социальной психологии Таврической академии Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского (г. Симферополь)

В качестве мишени психологической работы с соматически больным предлагается использовать не внутреннюю картину болезни, а внутреннюю картину здоровья. Поставленная проблема анализируется в рамках культурно-деятельностной парадигмы, психологии телесности. Внутренняя картина здоровья рассматривается как психосоматический феномен, как образ сознания. В условиях психологической коррекции внутренняя картина здоровья может опосредствовать деятельность, направленную на преодоление болезни.

«ИССЛЕДОВАНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ У БОЛЬНЫХ С ПОВРЕЖДЕННЫМ ПОЗВОНОЧНИКОМ»

Гутова Т.С. - канд. психол. наук, доцент кафедры социальной психологии Таврической академии Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского (г. Симферополь)

В докладе анализируется проблема качества жизни в современной психологии. Показана и описана специфика качества жизни у больных с различной степенью повреждения позвоночника.

«СМЕРТЕЛЬНО-ОПАСНЫЕ ИГРЫ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ: ПСИХОПРОФИЛАКТИКА ИЛИ ЛЕЧЕНИЕ?»

Латышева М.А. - канд. психол. наук, доцент кафедры социальной психологии Таврической академии,доцент кафедры психологии Гуманитарно-педагогической академии (филиал) в г. Ялте ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

В докладе обсуждаются полифакторность возникновения, клинико-психологические проявления суицидального поведения у современных подростков и алгоритм оказания психологической помощи.

«ОПЫТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ВНУТРЕННЕЙ КАРТИНЫ БОЛЕЗНИ (НА ПРИМЕРЕ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ)»

Козачун В.Л. - ассистент кафедры глубинной психологии и психотерапии Таврической академии Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского (г. Симферополь).

Рассматривается проблема возможности психологической коррекции внутренней картины болезни при соматическом заболевании. Описывается опыт коррекции внутренней картины болезни у детей с бронхиальной астмой. Внутренняя картина болезни рассматривается как феномен психосоматического онтогенеза, феномен телесности, образ сознания. Показано, что коррекция внутренней картины болезни как образа сознания возможна через изменение личностного смысла болезни. Личностный смысл болезни понимается как результат соотношения обстоятельств болезни с актуальными мотивами деятельности. Рассматриваются все варианты личностного смысла болезни; предлагается представление о наиболее «адекватном», оптимальном варианте личностного смысла болезни, возможностях формирования «адекватного личностного смысла» болезни.

«ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ БОЛЕЗНИ И ЕГО МЕСТО В СМЫСЛОВОЙ СФЕРЕ РЕБЕНКА С ХРОНИЧЕСКИМ СОМАТИЧЕСКИМ ЗАБОЛЕВАНИЕМ»

Романова В.В. - ассистент кафедры социальной психологии Таврической академии Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского (г. Симферополь).

Смысловое опосредствование телесности, в структуре внутренней картины болезни, необходимо рассматривать как важнейший фактор, через который возможно влияние на интрацептивные ощущения и регуляцию физического состояния. Теоретический анализ этой проблемы ставит перед исследователем несколько вопросов, которые на наш взгляд недостаточно полно разработаны. Это формирование, функционирование и трансформация системы личностных смыслов ребенка, находящегося в ситуации хронического соматического заболевания, значение личностного смысла болезни и его роль в смысловой сфере в детском возрасте.

«ДИНАМИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ»

Метелица М.В. - методист психологической службы ФГБОУ «МДЦ «Артек»

Особенности проявления, сила и глубина эмоций подростков в течение лагерной смены имеют различные характеристики, и зависит от большого количества переменных. Одной из таких переменных являются особенности состояния здоровья подростков, которые приезжают в детский лагерь. Данное исследование описывает особенности эмоционального состояния подростков с нарушением зрения в различные периоды смены. Сформулированы рекомендации по предупреждению и преодолению негативных эмоциональных реакций в данной группе детей.

«ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ БОЛЕЗНИ У БОЛЬНЫХ ХИРУРГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ПРИ ПЛАНОВЫХ ОПЕРАЦИЯХ»

Отрадина В. А.- магистр кафедры социальной психологии Таврической академии Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского

Научный руководитель – канд. психол. наук, доцент Зябкина И.В.

Проведено экспериментальное исследование личностного смысла болезни у пациентов в ситуации плановой хирургии. Если операция запланирована заранее, у больного есть время для формирования внутренней картины болезни, формирования личностного смысла. У некоторых пациентов, после проведения плановой операции, наблюдается негативный смысл болезни. Они воспринимают свою болезнь как страдание и преграду в реализации жизненных планов. В то же время у большинства пациентов наблюдается конфликтный личностный смысл болезни: помимо неприятностей они находят и выгоду в послеоперационной ситуации.

«АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СПОСОБ КОРРЕКЦИИ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

Павельчук Э. В. - магистр кафедры социальной психологии Таврической академии Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского

Научный руководитель – канд. психол. наук Гутова Т.С.

В докладе рассматриваются результаты работы детей младшего школьного возраста с ЗПР в технике «арт-терапия», а также раскрываются особенности самой программы, направленной на коррекцию самооценки учащихся. Кроме того, качественно и количественно определяется, происходит ли углубление предметного понимания детьми с ЗПР различий между тем, как они оценивают себя сами, и как, по их мнению, их оценивают другие люди в результате пройденной коррекционной программы.

«ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ К БОЛЕЗНИ У БОЛЬНЫХ С РАЗЛИЧНОЙ СОМАТИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИЕЙ»

Голикова К.В. - студентка 4 курса кафедры социальной психологии Таврической академии Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского

Научный руководитель – кандидат психологических наук Гутова Т.С.

В докладе рассматриваются факторы, влияющие на формирование внутренней картины болезни у соматических больных. Представлены результаты исследования отношения к болезни у сердечно-сосудистых больных и больных с желудочно-кишечным заболеванием. Проанализирована взаимосвязь между типами отношения к болезни, состоянием фрустрации и удовлетворённостью жизнью у больных с различной соматической патологией.

«ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»

Долгополова В.А. - студентка 4 курса кафедры социальной психологии Таврической академии Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского

Научный руководитель – канд. психол. наук, доцент Зябкина И.В.

В работе исследованы особенности готовности к школе детей с ЗПР и, на основе полученных данных, разработана и проведена коррекционная программа, оценена ее эффективность.

Коррекционная программа строилась с учетом особенностей и отставаний в развитии детей с ЗПР, в частности, ряд заданий подбирались индивидуально, с учетом полученных в эксперименте данных. В коррекционной программе используется, как основной метод -метод обучающих игр, т.к. в этом возрасте ведущим видом деятельности является игровая деятельность. Мотивационная составляющая обеспечивается не только включением детей в игровую деятельность, но и опорой на эмоционально-непосредственный контакт с детьми: похвала, подчеркивание успехов.

Программа охватывает все составляющие готовности к школе: интеллектуальную готовность, определенный уровень развития мотивационной сферы и готовность ребенка принять позицию школьника.

«ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОГО ПРОФИЛЯ ДЕВУШЕК С ИНТЕРНЕТ-АДДИКТИВНОЙ ФОРМОЙ ПОВЕДЕНИЯ»

Козлова Т.И. - студентка 4 курса кафедры психологии Гуманитарно-педагогической академии (филиал)в г. Ялте ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»

Научный руководитель – канд. психол. наук, доцент Латышева М.А.

В докладе проводится сравнительный анализ личностных особенностей девушек с интернет-аддиктивной формой поведения и их сверстниц. Выявлено, что девушки с таким видом аддикции тревожные, эгоцентричные, эмоционально незрелые, с низким уровнем коммуникативности и неразвитыми эстетическими интересами, настойчивые, склонные к ревности и проявлениям агрессивных реакций.

«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ»

Швыркова Ю.И. - студентка 4 курса кафедры психология Гуманитарно-педагогической академии (филиал) в г. Ялте ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»

Научный руководитель – канд. психол. наук, доцент Латышева М.А.

В докладе представлены к обсуждению морально-этическая ответственность как один из важных аспектов профессиональной деятельности медицинских работников. Показано, что уровень развития морально-этической ответственности личности медицинских работников среднего звена тесно взаимосвязан со стажем их профессиональной деятельности.

«ОСОБЕННОСТИ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕВУШКАМИ, ПРЕДРАСПОЛОЖЕННЫМИ К НАРУШЕНИЯМ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ»

Шишкина В.В. - студентка 5 курса кафедры психология Гуманитарно-педагогической академии (филиал) в г. Ялте ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»

Научный руководитель – канд. психол. наук, доцент Латышева М.А.

В докладе обсуждаются особенности личности девушек, предрасположенных к нарушениям пищевого поведения, и специфика психокоррекционной работы с этой категорией. Предложена психологическая коррекция нарушений пищевого поведения с помощью методов арт-терапии.

«ВЛИЯНИЕ ОБРАЗА ОТЦА НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ МОЛОДЫХ ДЕВУШЕК»

Омельченко О. А. - студентка 3 курса кафедры социальной психологии Таврической академии ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»

Научный руководитель – канд. психол. наук, доцент Латышева М.А.

В докладе обсуждаются особенности типов образа отца, представленного в сознании молодых девушек, выросших в полной и в неполной семье. Показано, что при негативном или амбивалентном образе отца у молодых девушек, выросших в неполной семье, чаще всего сниженный фон настроения.

«ОБРАЗ ЗДОРОВЬЯ У ЛЮДЕЙ С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РИСКА»

Сахно А.И. - студентка 3 курса кафедры социальной психологии Таврической академии Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского.

Научный руководитель – канд. психол. наук, доцент Зябкина И. В.

В докладе представлены результаты исследования образа здоровья у сотрудников МЧС (спасатели, работающие во время пожаров) и людей, которые в своей профессиональной деятельности не подвержены риску, связанному со здоровьем. У людей с высоким уровнем профессионального риска, связанного со здоровьем, образ здоровья четче сформирован, лучше развернут в сознании, чем у людей других профессий.

«ОБРАЗ ЗДОРОВЬЯ У ПОДРОСТКОВ»

Синицкая Ю.Е. - студентка 3 курса кафедры социальной психологии Таврической академии Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского

Научный руководитель – канд. психол. наук, доцент Зябкина И.В.

Проведено эмпирическое исследование образа здоровья у подростков. Образ здоровья рассматривается как образ сознания, включающий чувственную ткань, означение I уровня, означение II уровня (миф здоровья), личностный смысл. Модель образа сознания заимствована из работ А.Ш. Тхостова. У подростков образ здоровья еще не сформирован, при этом в меньшей степени проработан миф здоровья, несколько лучше представлен личностный смысл здоровья. Необычность полученных результатов: 11,5% подростков соотносят здоровье с возможностью пользоваться электронными гаджетами (“я здоров, когда у меня в руках мой телефон”)

«О ПРАКТИЧЕСКОМ ОПЫТЕ ПРОВЕДЕННОЙ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ С МЕДИЦИНСКИМ ПЕРСОНАЛОМ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»

Сивачева Анна Евгеньевна –действительныйчлен ОППЛ, заведующий отделением ГБУ ПНИ № 30, клинический психолог.

Поделиться опытом, показать, как работают различные методы психотерапии (арт терапия, психотерапия) получат знания о работе с персоналом

Наши рекомендации