Конференция «психология. зона ближайшего развития»
СЕКЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
24.06.2017 9:00
Председатель секции Лучинкина Анжелика Ильинишна -д. психол. н., доцент, зав. кафедрой психологии ГБОУ ВО РК "Крымский инженерно-педагогический университет"(г. Симферополь)
«ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ»
Андреев Александр Сергеевич,д. психол. наук, доцент кафедры психологии ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет» (г. Симферополь)
Перспективы развития социальной психологии рассматриваются в контексте современных тенденций развития современной психологической науки и практики. Анализируются тенденции развития современной психологии и психотерапии, степени исследованности различных аспектов психики и психических явлений, проблемы психологии личности и социологии, имеющие прямое отношение к социальной психологии. Основой анализа является авторский интегративный системно-процессуальный подход.
«КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ ОБСЕССИВНО-КОМПУЛЬСИВНОГО РАССТРОЙСТВА»
Ганзин И.В. -д. мед. н., доцент, доцент кафедры психологии ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет» (г. Симферополь)
Клинико-феноменологические особенности обсессивно-компульсивного расстройства предполагают значительные сложности в осуществлении психотерапевтических интервенций. Когнитивно- поведенческий подход признан наиболее перспективным в терапии данных пациентов. В работе представлены исследования, базирующиеся на детальном изучении иррациональных суждений и когнитивных ошибок пациентов, авторской терапевтической программе.
«ГРАНИЦЫ ЛИЧНОСТИ В ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ»
Черный Евгений Владимирович -д.психол.н., доцент, зав. кафедрой социальной психологии Таврическая академия (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «КФУ имени В.И.Вернадского»
Общение в социальных сетях зачастую приводит к размыванию границ личности. Какие-то сугубо интимные составляющие личности, которые в реальном, непосредственном взаимодействии являются предметом сокрытия, в виртуальном пространстве доступны многим людям. Все, что попало в интернет может стать достоянием гласности и принести неожиданные результаты. Как помочь людям, большей частью молодым, научиться улавливать границы приватности? Особенно если они этого не хотят…
«РОЛЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»
Адал Елена Валерьевна – практический психолог, психолог-консультант Региональной общественной приемной председателя политической партии в г. Москве, помощник депутата ГД ФС РФ по работе в г. Москве; журналист; действительный член ОППЛ. Россия, Москва.
В докладе рассматриваются особенности политической психологии, которая стала сегодня особенно популярна и в связи с ростом социальной активности граждан, и по причине ее использования в политическом консультировании, в процессе предвыборных, избирательных кампаний. Дается определение понятию политической психологии. Обсуждается место и роль политической психологии на современном этапе развития общества: с одной стороны, как политологической дисциплины, с другой, как самостоятельной академической и фундаментальной науки.
«ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЖИЗНЕННЫХ ПЕРСПЕКТИВАХ У ПОДРОСТКОВ-СИРОТ»
Данилова М.А. -к. психол. наук, старший преподаватель кафедры психологии ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет» (г. Симферополь)
Описаны особенности субъективных представлений подростков о жизненных перспективах в условиях семейной депривации. Рассматривается феноменология и содержание понятия «жизненной перспективы», специфика социализации подростков-сирот. Осуществлен анализ субъективных представлений подростков-сирот, воспитывающихся в условиях интерната и замещающей семьи. Основой анализа являются результаты эмпирического исследования.
«ПОЛОРОЛЕВЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ: СВЯТООТЕЧЕСКИЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ»
Данилова Т.Н. - к. психол. наук, доцент кафедры психологии ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический институт» (г. Симферополь)
Осуществляется анализ особенностей полоролевых взаимоотношений в современной семье в контексте Святоотеческого подхода в психотерапии. Описывается специфика и типология семейных психологических проблем, обусловленных искаженными представлениями супругов относительно собственных полоролевых функций.
«ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА КАК ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ ПСИХОЛОГА»
Кузьмина Р.И. -д. б. н, профессор кафедры психологии ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет» (г.Симферополь)
Представлена классификация информационного пространства по масштабам, подсистемам и объектам. Показано четыре творческие группы, отличающиеся количеством участников и каждая раскрывающая свое задание: «Эмоциональный интеллект» (о пользе распознавания эмоций); «Воображение в художественном творчестве» (воображение как часть функциональной системы); «Левша и правша» (особенности левшей); «Воспитание малыша до года» (творческая группа: мама с ребенком). Особенностью творчества в информационном пространстве психолога явилось развитие замысла по ходу процесса создания произведения.
«СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ФАКТОР ТОЛЕРАНТНОСТИ»
Хаирова С.И. -к. психол. н, доцент кафедры психологии ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»
Социальная компетентность рассматривается как фактор, оказывающий влияние на различные формы толерантности: педагогической, социальной, межэтнической. Выдвигается гипотеза, что построение субъектом различных моделей социальных взаимоотношений обусловлено степенью ориентации субъекта в окружающем социальном пространстве. Обсуждаются результаты эмпирических исследований в разных возрастных группах.
«МОДЕЛЬ РЕФЛЕКСИИ ВОЛЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Петров И.К. -к. психол. н, доцент кафедры психологии ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»
Предлагается модель рефлексивного знания, которая описывает включенность рефлексии разной модальности в когнитивные и исполнительные блоки волевой регуляции двигательной активности у подростков 12-17 лет; предполагается, что включение рефлексии определенной модальности обусловлено режимом двигательной активности.
«ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ПСИХОЛОГИИ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЦЕЛЯХ»
Каленская В.П. -к. п.н., доценткафедры психологии ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»
С точки зрения психологии технологии обучения хотя и имеют много общего в структуре процесса, различаются, главным образом, результатом, т. е. содержанием тех новообразований, которые происходят в развитии личности студента под влиянием обучения.
В статье выявляются проблемы и трудности использования экспериментальной программы в частности по педагогической психологии, направленной на формирование системного мышления студентов. Предлагаются пути их преодоления в практике обучения.
«МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ПРОБЛЕМА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ»
Король О.Ф. -канд. психол. наук, доцент кафедры психологии ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет» (г. Симферополь)
Анализируется проблема формирования социокультурной идентичности в условиях межкультурного взаимодействия, трансформации социокультурной реальности в контексте процессов ускорения социокультурной динамики, быстрой смены культурных образцов, детрадиционализации.. В условиях формирования наднациональных черт и стирания этнокультурных различий необходимо использовать преимущества таких трансформаций для обеспечения устойчивого развития и достижения гармонии в межкультурном взаимодействии различных этнических и социальных групп, объединенных единой системой ценностей.
«НАРРАТИВНЫЙ ПОДХОД В ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ»
Капидинова С.Б. - к. психол. наук преподаватель кафедры психологии ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет» (г. Симферополь)
Социальный контекст, в котором замечены культурные установки, стереотипы, действующие в обществе и ролевые социальные отношения, окрашенные в национальный колорит, мы предлагаем исследовать при помощи нарративного подхода. В крымскотатарском фольклоре, литературных произведениях, песнях явно имплицитно и эксплицитно представлен дискурс крымскотатарского национального единства, уважительного отношения к предкам.
«УСТАНОВКА НА ОСВОЕНИЕ ПСИХОТЕХНИК: ТИПИЧНОЕ ИСКАЖЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ»
Тимощук И.Г. -канд. психол. наук, доцент кафедры психологии ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет» (г. Симферополь)
Рассматривается феномен «психотехнической завороженности» распространенный в современной психотерапевтической культуре России. Осуществляется анализ причин и особенностей формирования установки на культивирование техник и методов психотерапии у студентов и преподавателей практической психологии. Описывается специфика типичных искажения представлений о психологической помощи, являющихся глубинной основой ее формирования
«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИВЯЗАННОСТИ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНОЙ ВИКТИМНОСТЬЮ»
Жихарева Л.В. -к. психол. наук, преподаватель кафедры психологии ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет» (г. Симферополь)
Описаны психологические особенности девиантной виктимности в подростковом возрасте. Девиантная виктимность рассматривается как социально-психологическое явление. Анализируется проблема девиантной виктимности во взаимосвязи со спецификой социальной ситуации развития подростка, в частности типом привязанности подростка к обоим родителям и друзьям. Основой анализа являются результаты эмпирического исследования.
«САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ И СОВРЕМЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА»
Григорова И.Р. -ст. преподаватель кафедры психологиикафедры психологии ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет» (г. Симферополь)
Самореализация личности рассматривается как процесс развёртывания личностных способностей и потенций с целью претворения их в деятельности. Так как данный процесс протекает в рамках социальных механизмов, локализованных в конкретном культурном пространстве, то с учётом расширения жизненного пространства личности за счёт взаимодействия с информационными источниками, ресурсами и сетями, проникающими во все сферы жизнедеятельности, можем говорить, как о возникновении новых возможностей для личности, так и возникновении препятствий и опасностей.
«РОДИТЕЛЬСКИЕ ДИРЕКТИВЫ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВЛИЯНИЯ НА РЕБЕНКА»
Ушакова В.Р. -к. психол. наук, преподаватель кафедры психологии ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет» (г. Симферополь)
Ребенок развивается под воздействием, как семьи, так и социума. На становление и развитие ребенка существенно влияет то информационно-психологическое пространство, которое окружает ребенка. Послания могут быть явными либо скрытыми. В дальнейшей жизни эти информационные директивы для ребенка могут иметь как конструктивный, так и деструктивный характер. В связи с чем важным является сформировать у ребенка информационно-психологический иммунитет.
«ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ КАК КОЛЛЕКТИВНЫЙ ФАНТАЗМ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ»
Алимова А.А. -преподаватель кафедры психологии ГБОУ ВО РК "Крымский инженерно-педагогический университет" (г.Симферополь)
Интернет-пространство на современном этапе является частью нашей жизни. Механизм и условия интернет-среды обеспечивают создание в виртуальной реальности коллективного фантазма. Массовый бессознательный сценарий коллективной идеи может подвергнуть не только одну личность, но и группу людей к различным негативным последствиям. Поэтому данная проблема пребывания коллектива людей в неосознанном фантазматическом состоянии в виртуальном мире носит широкий масштабный характер. Данный социально-психологический аспект состояния и поведения может контролировать и изменять, только сам субъект, с помощью своих личностно-индивидуальных особенностей личности.
«КОНСТРУКТИВНЫЕ И ДЕСТРУКТИВНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ СВОЙСТВ В СТРУКТУРЕ ВИРТУАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ»
Зекерьяев Р.И.- преподаватель кафедры психологии ГБОУ ВО РК "Крымский инженерно-педагогический университет" (г. Симферополь)
Проблема структуры виртуальной личности анализируется в рамках постнеклассической парадигмы. Структура виртуальной личности представлена в виде комбинации свойств нормативности, гендерной специфики и агрессивности, каждая составляющая которых может проявляться в конструктивной и деструктивной форме.
«СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
Турмасова А. А. -студентка 4 курса факультета психологии и педагогического образования ГБОУ ВО РК "Крымский инженерно-педагогический университет" (г. Симферополь)
Научный руководитель: доктор психологических наук Лучинкина А.И.
Проведено исследование психологических особенностей гражданского общества Республики Крым. В социально-психологическом подходе гражданское общество рассматривается с двух уровней: личностного и группового. Гражданское общество на сегодняшний день может выступать, как институт социализации личности. Процесс социализации, в котором не задан жесткими требования и происходит с низким риском десоциализации. Одной из важных особенностей гражданского общества, является возможность удовлетворения базовых потребностей индивида, в особенности социальных потребностей.
«ВЛИЯНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО»
Попова В.А -студентка кафедры психологии ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»
Научный руководитель: доктор психологических наук Лучинкина Анжелика Ильинична
Результаты проведенного исследования этнокультурных особенностей показали, что оценки своей и иной этнической группы по многим параметрам имеют существенные различия. Можно предполагать, что любое противопоставление этнических групп ведет к усилению этнической идентичности внутри каждой из них и увеличению численности, осознающих свою идентичность с этнической группой. Возникает вопрос о соотношении общегражданской идентичности с идентичностью этнической. Этническая идентичность в многонациональном обществе не снимает необходимость формирования общенациональной (гражданской) идентичности. В интересах более глубокого научного познания проблемы гражданской и этнической идентичностей, а также проведения здравой национальной политики представляется актуальной разработка вопроса о реальных и мнимых маркерах оказывающих влияние на построение гражданского общества в рамках отдельных этнических групп, что имеет существенное значение и для организации образования и воспитания.
«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТРАНСЛЯЦИИ МОДЕЛИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В МЕДИЙНОМ ПРОСТРАНСТВЕ КРЫМА»
Сабий Л. В. -студентка 4 курса факультета психологии и педагогического образования ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет» (г. Симферополь)
Научный руководитель: доктор психологических наук Лучинкина А. И.
Проведено исследование специфических (психологических) особенностей представленности гражданского общества в медийном пространстве Крыма. Информационное пространство СМИ Крыма насыщено текстами, отражающими международную напряженность, беспорядок в стране, разгул преступности, что безусловно сказывается на формировании психологических черт личности читателя. В медийном пространстве Крыма практически отсутствуют позитивные образы, примеры, которым хотелось бы подражать. Как следствие – возрастание необоснованной критичности читателей.Большая часть отрицательных комментариев не является троллингом, а вызвана непониманием сути проблемы читателем.
«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЖЕРТВЫ КИБЕРБУЛЛИНГА»
Усмонова Р.Н. -студентка 3 курса, факультета психологии и педагогического образования ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно- педагогический университет».
Научный руководитель: доктор психологических наук Лучинкина А.И.
Прогресс усугубил явление буллинга и перенес его в виртуальное пространство, превратившись в кибербуллинг и другие вариации.
Феномен кибербуллинга, в частности проблема жертв интернет- травли, является важной и серьезной проблемой межличностного процесса коммуникации в интернет пространстве.
Нами проведено исследование, по результатам которого выявлены и такие особенности жертв интернет-травли, как: неадекватная заниженная самооценка, специфичные мотивы в интернет-пространстве, а так же девиантная направленность личности.
«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТРОЛЛИНГА В СОВРЕМЕННОМ ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ»
Бадраклы Б.Д. -студент 3 курса факультета психологии и педагогического образования ГБОУ ВО РК "Крымский инженерно-педагогический университет".
Научный руководитель: доктор психологических наук Лучинкина А.И.
Проведено исследование целью которого было установление психологических особенностей тролля в социальных сетях. Изучена личностная агрессивность и конфликтность троллей в социальных сетях, а также проведен контент-анализ их страниц. По результатам контент-анализа страниц пользователей были выявлены общие визуальные и содержательные черты характерные для страниц троллей в социальных сетях.
««ГРУППЫ СМЕРТИ» В СОВРЕМЕННОМ ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ КАК ФАКТОР РАЗРУШЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА»
Середа М.И. -педагог-психолог МБОУ «Гимназия» (г. Бахчисарай), магистрант факультета психологии и педагогического образования ГБОУ ВО РК "Крымский инженерно-педагогический университет".
Научный руководитель: доктор психологических наук Лучинкина А.И.
Рассмотрена тема вербовки подростков к суициду посредством тематических Интернет-сообществ и пабликов, проведен контент-анализ медиагрупп. Исследование проходило в два этапа. Первый этап включал в себя детальный контент-анализ интернет-сообществ, которые посещают современные подростки. Среди них посредством экспертных оценок были отобраны те, которые действительно являются вербующими и имеют возможность воздействовать на психику подростков. Вторым этапом было внедрение в процесс коммуникации в «группах риска» с целью прослеживании тенденции вербовки и процесса взаимодействия участников данных интернет-сообществ. Было определено, что обесценивание жизни подростка происходит посредством нарушения его гражданской идентичности.
«МЕХАНИЗМЫ ВЕРБОВКИ В ЭКСТРЕМИСТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЛИГИОЗНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»
Нефёдова Е.В. -магистрант факультета психологии и педагогического образования ГБОУ ВО РК "Крымский инженерно-педагогический университет" (г. Симферополь)
Научный руководитель: доктор психологических наук Лучинкина А.И.
Проведён теоретический анализ основных механизмов вербовки личностей в виртуальном пространстве, выведены особенности этих механизмов, а так же их воздействие на различные возрастные группы пользователей сети Интернет.
«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ»
Веджатова Л.Н. -студентка 4 курса, факультета психологии и педагогического образования ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно- педагогический университет».
Научный руководитель: доктор психологических наук Лучинкина А.И.
В условиях современной социальной жизни наиболее актуальным выступает проблема, определение особенностей информационной социализации личности. В нее включаем традиционную библиотечно-библиографическую, читательскую, компьютерную социализацию и культуру восприятия любых знаковых систем. Нами проведено исследование, результаты которого выявили: поступающая информация сталкивается с фильтрами психики человека, которые в свою очередь отсеивают и перебирают информационный поток, образуя информационно-психологический иммунитет психологические фильтры, функция которых – выделение фигуры и фона в информационном потоке. На фильтры восприятия информации могут оказывать влияние социальные факторы, культура, история, время, образуя социальные, этнические, религиозные и гендерные фильтры информации.
«ЦЕННОСТНЫЕ И СМЫСЛОВЫЕ УСТАНОВКИ В СТРУКТУРЕ АДАПТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ»
Зекова Н.Н. -студент факультета психологии и педагогического образования ГБОУ ВО РК "Крымский инженерно-педагогический университет" (г. Симферополь)
Научный руководитель: кандидат психологических наук, доцент Хаирова С.И.
Дается краткий анализ психологических исследований по проблеме ценностных и смысловых установок в структуре адаптивного поведения. Обсуждаются результаты эмпирического исследования ценностно-смысловой сферы подростков во взаимосвязи с различными моделями социально адаптивного поведения.
«СИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ ПЕДАГОГОВ»
Вакуленко М.В. -магистрант факультета психологии и педагогического образования ГБОУ ВО РК "Крымский инженерно-педагогический университет" (г. Симферополь)
Научный руководитель: кандидат психологических наук, доцент Хаирова С.И.
Обсуждаются психологические особенности трудовой деятельности педагогов, различные типы профессиональных деформаций и особенности их проявления у педагогических работников во взаимосвязи с социальными установками и трудовой мотивацией.
«ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ У ДЕТЕЙ. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ И ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ»
Циткина А.А. -студент факультета психологии и педагогического образования ГБОУ ВО РК "Крымский инженерно-педагогический университет" (г. Симферополь)
Научный руководитель: кандидат психологических наук, доцент Хаирова С.И.
Анализируются особенности этнического самосознания как феномена и особой формы социальной идентичности. Рассматриваются возрастные особенности становления этнической идентичности. Обсуждаются результаты эмпирического исследования проявлений этнической идентичности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ В СТРУКТУРЕ ГОТОВНОСТИ МОЛОДЕЖИ К БРАКУ»
Мамутов А.А. -магистрант факультета психологии и педагогического образования ГБОУ ВО РК "Крымский инженерно-педагогический университет" (г. Симферополь)
Научный руководитель: кандидат психологических наук, доцент Хаирова С.И.
Стремительная динамика современного развития общества неизбежно приводит к изменениям традиционных представлений о семье и отношения молодежи к браку. Встает вопрос о роли и значении семьи в жизни современной молодежи репродуктивного возраста. Обсуждаются результаты эмпирического исследования образа семьи у современной молодежи, а также профессиональные и социальные ценности, определяющие готовность молодых людей к браку.
«О СОЦИАЛЬНЫХ АТТИТЮДАХ МОЛОДЕЖИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ»
Кобелева А.С. -магистрант факультета психологии и педагогического образования ГБОУ ВО РК "Крымский инженерно-педагогический университет"(г.Симферополь)
Научный руководитель: кандидат психологических наук, доцент Хаирова С.И.
Проведено исследование социальных аттитюдов молодежи как фактора, обусловливающего построение моделей социального поведения в поликультурном обществе. Предлагается к рассмотрению модель исследования социальных аттитюдов молодежи. Обсуждаются результаты сравнительных исследований социальных аттитюдов различных групп молодежи.
«ИГРОВОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ»
Милютина Екатерина Леонидовна. -д.психол. н., профессор
Раскрывается проблематика конструирования моделирующих игр. Проводится сравнительный анализ моделирующих игр Г.П. Щедровицкого и Г.Хорна. Представлена технология разработки игру-моделей коммуникации, развития социальной системы, экономического процесса и т.п. Предложены принципы построения и опыт применения авторских моделирующих игр «Цивилизация», «Фронтир», «Принцесса – рыцарь – дракон» и др.
"О ПРОБЛЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА У СОТРУДНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ"
Мурзина Татьяна Феоктистовна -действительный член ППЛ, Доктор медицинских наук, профессор, Заведующая кафедрой медико-социальной и психологической помощи Федерального государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей-экспертов» Министерства труда и социальной защиты РФ.