Роль Сеченова, Павлова, Боткина, Мечникова, Захарьина в разработке вопросов теории и практики медицины
Разработанный Павловым совместно с С.П. Боткиным принцип нервизма сыграл свою роль в развитии теории и практики отечественной медицины.
Сеченов распространил рефлекторный принцип на деятельность головного мозга. Выдвинул идею о рефлекторной основе психической деятельности и впервые предложил подойти к изучению психических процессов с помощью физиологических методов. Сформулировал « концепцию о единстве организма и внешней среды»
Павлов Иван Петрович создатель учения о высшей нервной деятельности. Выявил условный и безусловной рефлекс.
Мечников разработал фагоцитарную теорию иммунитета - невосприимчивости организма к заразным болезням. Ему принадлежит идея использования антагонистических отношений между м/о, что легло в основу современного учения об антибиотиках; с ним связано развитие микробиологии в России; он организовал первую в России бактериологическую лабораторию.
Захарьин описал клиническую картину сифилиса сердца и легких, в частности сифилитическую пневмонию, клинику легочного туберкулеза, дал классификацию туберкулеза. Г. А. Захарьиным были выдвинуты оригинальные теории о роли эндокринных нарушений в этиологии хлороза, об ангионевротической природе геморроя. Г. А. Захарьиным были впервые описаны зоны кожной гиперестезии при заболеваниях внутренних органов (так называемые зоны Захарьина — Геда).
С.П. Боткин– придавал особое значение эксперименту на животных, разрабатывал вопросы фармакологии, физиологии, в его клинике были изучены горицвет, ландыш, кофеин, наперстянка и внедрены в практику.
· Дал детальное описание крупозной пневмонии
· Описал сосудистый коллапс
· Определил различия между дилятацией и гипертрофией
· Описал митральный стеноз
· Построил больницу для бедных
· Описал много инфекционных заболеваний
· Особое внимание уделял опросу (по 2-3- часа)
· Применение минеральных вод, гидротерапия, климатотерапия
· Описал сифилис сердца и легких
· Туберкулез легких, кумысолечение
20.Медицина в России в период развития капитализма. Развитие клинических дисциплин , гигиены (терапия , хирургия , инфекционные и детские болезни , общая гигиена)
Развитие хирургии во второй половине XIX в. шло под знаменем идей Н.И.Пирогова. Его трудами были заложены естественнонаучные основы хирургии и преодолен господствовавший до того времени эмпиризм. Н.И.Пироговым были созданы топографическая анатомия, военно-полевая хирургия, внесен ценный вклад в патологическую анатомию. Им успешно разрабатывались такие проблемы, как общее обезболивание, шок, борьба с осложнениями ран и др.
Во второй половине XIX в., наряду с распространением в хирургической практике эфирного и хлороформного наркоза, были выявлены местноанестезирующие свойства кокаина
В 1903 году был введен гедоналовый внутривенный наркоз, а с 1905 года вместо токсического кокаина стал применяться новокаин.
Другой важнейшей проблемой хирургии была борьба с раневой инфекцией
Развитие антисептики, а затем и асептики (1881) обусловило тщательную подготовку хирурга к операции, стерилизацию перевязочных и шовных материалов. Эти и другие открытия позволили сделать крупные оперативные вмешательства на органах брюшной, и позднее на органах грудной полости. Возникли новые разделы хирургии: урология, нейрохирургия, хирургия отдельных органов и систем (желудка, желчных путей, легких). На этой основе стала успешно развиваться неотложная хирургия и скорая помощь.
Н.В.Склифосовский (1836-1904) сыграл большую роль в деле внедрения в хирургию асептики и антисептики и в развитии полостной хирургии, хирургии челюстно-лицевой области, военно-полевой. Он, в качестве обеззараживающего средства, предложил вместо раствора карболовой кислоты раствор сулемы и йодоформ.
С расширением сферы хирургического вмешательства менялся и его характер: параллельно с методами удаления или выключения больного органа развивалась восстановительная хирургия. В хирургии конца XIX и начала XX века усложнение и обогащение оперативных методов, применение сложных инструментов и приборов повысили эффективность хирургического вмешательства. Увеличение объема знаний, методов лечения приводит к дифференциации медицинских дисциплин.
Историю развития научной гигиены в России условно можно разделить на два периода.
1)Первый период охватывает время от ее зарождения до шестидесятых годов XIX века, когда гигиена, как наука, имела преимущественно описательный характер.
2) С 60 годов начинается второй период развития гигиены – это период превращения ее из описательной в экспериментальную научную дисциплину, базирующуюся на достижениях естествознания и социально-экономических наук. Бурное развитие гигиены в этот период связано с повышением ее общественной значимости, социальной направленности.
Успехи естествознания и, в частности, химии, физики, биологии и физиологии позволили во второй половине XIX века экспериментальными методами изучать внешнюю среду, окружающую человека, а также разрабатывать гигиенические нормативы. Накопившиеся данные, привели к необходимости выделения гигиены в самостоятельную научную дисциплину и в самостоятельный предмет преподавания на медицинских факультетах.
До 1865 года гигиена преподавалась в курсах других дисциплин. В 1865 году в России, раньше чем в западных странах, были учреждены самостоятельные кафедры гигиены.
В 1868 году Министерством просвещения было дано разрешение на открытие при всех университетах кафедр гигиены и формирование медицинской полиции.
В 1871 году известные гигиенисты: А.П.Доброславин в медико-хирургической академии, А.В.Субботин в Киевском университете организовали и возглавили первые кафедры гигиены. В Московском университете кафедра гигиены начала функционировать с 1876 года, когда к началу лабораторных занятий со студентами приступил доцент П.И.Медведев. Вскоре кафедры гигиены были организованы и в других университетах.
Гигиена стала больше, чем прежде, проникать в содержание клинических дисциплин и обогащать их своими данными.