Врачевание в рабовладельческом обществе. Зубоврачевание этого периода.
Характерное для рабовладельческого строя развитие жреческой, храмовой медицины нашло выражение в странах древнего Востока — Египте, Месопотамии (Вавилоне, Ассирии), Индии, Иране, Китае. В папирусах, относящихся к периоду Древнего царства (около 3 тыс. лет до н. э.), преобладают практические указания — описания травм и операций, советы по родовспоможению, по применению различных лекарств. В папирусах Среднего царства (21—18 вв. до н. э.) встречаются наряду с практическими советами молитвословия, обращения к богам. В папирусах Нового царства (16—11 вв. до н. э.) религиозные моменты преобладают над светскими.
Сильную сторону индийской медицины составляла гигиена. Гигиенические предписания в своде законов Ману относились в первую очередь к привилегированным кастам. Наряду с личной гигиеной существовали и элементы общественной гигиены. При раскопках в Мохенджо-Даро (провинция Синд) обнаружены следы благоустройства крупного древнеиндийского города — бассейны при отдельных домах, водопровод, канализация с трубами.
Одним из источников, характеризующих состояние медицинского дела в Вавилоне, является свод законов царя Хаммурапи (18 веке до н. э.), высеченный на большом базальтовом столбе. Статьи, касающиеся медицинского дела, отображают общественные отношения при рабовладельческом строе и положение врача — вознаграждение за излечение и кару в случае неудачного лечения. За повреждение глаза у «человека» врачу отрезали пальцы. За повреждение глаза у раба врач обязывался возместить владельцу раба половину его стоимости, а в случае смерти раба врач должен был возместить потерю равноценным рабом.
Медицина в древнем Китае характеризовалась наряду с вниманием к лечебному делу проведением мероприятий по предупреждению заболеваний: оспопрививание в виде вариоляции (прививки натуральной оспы), некоторое благоустройство населенных мест, внимание к личной гигиене и др.
Наибольшего развития медицина рабовладельческого общества достигла в период античности — от 2 тысячелетия до н. э. по 5 веке н. э. в древней Греции и Риме. Большое внимание уделялось в Греции физическим упражнениям, закаливанию, личной гигиене.
Зубоврачевание в Вавилонии и Ассирии.Искусством, врачевания занимались врачеватели-эмпирики (асу). Представители другого направления назывались ашипу (заклинающий). Обе традиции сохранились почти без изменений до второй половины I тысячелетия до н.э., когда в связи с укреплением религиозных верований слились в одну, более близкую к ашипуту. Врачеватель-асу чаще связывал возникновение болезней с естественными причинами, заклинатель - ашипу, напротив, прежде всего со сверхъестественными силами: "рукой" конкретного бога, демона или призрака, злыми чарами.
В древних месопотамских текстах нет упоминаний об удалении или пломбировании зубов. Сообщается лишь о применении обезболивающих паст (содержащих белену) и лечебных мастик (с растительными компонентами), которыми заполняли дупло больного.
Неудачный исход врачевания ашипу объяснял вмешательством сверхъестественных сил: "такова воля бога" или "болезнь не ушла, потому что больной не точно выполнил предписанный ритуал приема лекарств" и т.п. Таким образом, престиж ашипу всегда оставался высоким. Репутация эмпирика - асу была более уязвима; его неудачи относились не столько на счет богов, сколько па счет самого врачевателя. В результате, асу постепенно утрачивали свои позиции.
Зубоврачевание в древнем Египте.В древнем Египте издавна существовала профессия врачевателя зубов - "он, который заботится о зубах". Болезни зубов и десен описаны в папирусах Среднего и Нового царства. Зубную боль и разрушение зуба египтяне объясняли наличие "червя, который растет в зубе". Лечение зубов было консервативным. Оно заключалось в прикладывании к больному зубу или деснам лечебных паст и растворов.
Древняя Греция.В "Гиппократовом сборнике" были приведены описания заболеваний зубов и десен (от пульпита до альвеолярного абсцесса и некроза кости) и полости рта (гингивит, стоматит, болезни языка).
При зубных болях применяли как общие (кровопускания, слабительные и рвотные средства, строгая диета), так и местные средства (наркотики, полоскания настоями трав, припарки из чечевичного отвара, вяжущие средства). К удалению прибегали только тогда, когда зуб был расшатан. В тоже время при лечении; вывиха и перелома челюсти древние греки достигли большого совершенства: они устанавливали кость на место и связывали зубы золотой проволокой. В "Гиппократовом сборнике" описаны и состояния, связанные с прорезыванием зубов (лихорадка, понос, судороги, кашель) приведены рекомендации по устранению дурного запаха изо рта.