Взаимодействие ума с тонким элементом земли

Взаимодействие ума с тонким элементом земли зависит от нашей связи с планетой Меркурий и даёт уму следующие качества;

• Способность запоминать

• Стабильность

• Сдержанность

Способность запоминать

Взаимодействие ума с тонким элементом земли наделяет ум способностью запоминать. Память — это одна из самых главных функций психики человека. Достигшие совершенства люди способны помнить даже свои прошлые жизни. Несомненно, что все они имеют память в благости.

Человек в благости хорошо запоминает то что нужно для его духовного прогресса

Человек в страсти хорошо запоминает то, что ему нужно для материального счастья.

В невежестве память настроена только на пошлости, насилие, обман и всевозможные неприятности.

Память — это самая глубокая функция ума, которая также является функцией разума. Таким образом, память связывает ум и разум вместе. В зависимости от наклонностей разума, настраивается и ум. Память обладает огромным влиянием на тонкое тело, и, в зависимости от того. о чем мы думаем, таким человеком мы постепенно и становимся. Природа памяти зависит от наших прошлых поступков. О чём человек думает в момент смерти, того он незамедлительно и достигает в следующей жизни. Перед смертью все наши впечатления суммируются, и память настраивается на то, о чём мы больше всего думали. Понимая всю серьёзность памятования, разумный человек старается контролировать этот процесс и перестать думать о своём отрицательном опыте. Памятование о святом человеке освобождает от грехов, памятование же о грешнике заставляет перенимать его грехи. Если в уме появляется негативная память о ком-то, то, несомненно, было совершено какое-то оскорбление по отношению к этому человеку. В этой ситуации надо немедленно раскаяться в уме и затем попросить прощение. Если же Вы сами чувствуете себя оскорблёнными, то нужно пытаться понять, что подобные страдания всегда приходят и уходят в соответствии с судьбой человека. Осознав это, достаточно легко смириться с ними и подумать о чём-то позитивном. Проще всего это сделать человеку, привыкшему практиковать повторение Святых Имён Бога, которые приучают настраивать память на духовное. Память фиксирует всю информацию о наших хороших и плохих поступках. Ведическая мудрость говорит, что, в зависимости от наших поступков, мы в момент смерти вспоминаем о том, чем больше всего интересовались в течение жизни. Интересно знать, что в соответствии с нашим желанием, возникшим в момент смерти, в следующей жизни мы получаем тот или иной тип тела. Это объясняется в "Бхагавад Гите":

«О каком состоянии бытия человек помнит, оставляя тело, о сын Кунти, того состояния он, безусловно достигнет в следующей жизни»

("Бхагавад Гита" 8.6)

Человек, находящийся в ненависти в момент смерти, отправляется на низшие планеты материального мира Тот, кто Находится в страсти, вновь рождается на средних планетах, типа Земли. Человек всю жизнь совершавший благочестивые поступки, рождается на высших планетах. Тот же, кто покидает этот мир с повторением Святого Имени Бога на устах, отправляется в духовный мир, где получает бессмертное духовное тело. В счастье и горе такой святой ищет прибежища у духовной энергии и в момент смерти, памятуя о Боге, достигает Его духовной природы.

Запоминание в благости

Веды утверждают, что память в благости — это бесценный дар, который делает человека счастливым, Такую память может иметь только целомудренный человек. Тем, кто развивает в себе способность увеличивать память о позитивном. Веды рекомендуют избегать излишних половых контактов, которые сильно расходуют энергию ума. Так как половые отношения предназначены для зачатия детей, тонкое тело отдаёт на этот процесс много энергии… Затем, соответственно, все силы тратятся на восстановление. Психическая энергия при этом спускается вниз и способность запоминать снижается. Концентрируясь на духовной энергии и постоянно помня о ней, человек испытывает бесконечное блаженство и больше не нуждается в излишних сексуальных наслаждениях. Каждый разумный человек должен ежедневно уделять какое-то время размышлениям о духовном. Если специально не практиковать концентрацию внимания на божественном, вряд ли кто-либо может похвастаться тем, что у него это получается совершенным образом. Вокруг нас существует много объектов, которые обычно не дают сосредоточиться на чём-то важном. Таким образом, памятование в благости — это бесценный дар, который постепенно очищает тонкое тело и формирует счастливую судьбу. Тот счастливчик, кто всю жизнь постоянно с любовью и преданностью думал о Боге, в момент смерти настраивается на Его природу. Затем душа, освобождаясь от грубого и тонкого тела, приобретает чистоту своего духовного тела и устремляется в духовный мир. Так человек навсегда избавляется от проблем, связанных с материальным существованием. Просто удивительно, каково могущество процесса духовного памятования.

Запоминание в страсти

В отличие от духовной, память в страсти не нуждается в особой тренировке. Человек в страсти сразу запоминает, сколько стоит его любимая вещь. В поисках материальных наслаждений он читает всевозможную рекламу, где к тому же хорошо поставлен процесс запихивания в нашу память всякой чепухи. В природе предусмотрен удивительный феномен. Память имеет способность достигать любой цели, которую бы мы не поставили, но с одним только условием. Сначала мы должны отработать все свои совершённые ошибки; а затем получить всё то, что хотели до этого Только затем придёт желанное. Каждый разумный человек, понимая это могущество памяти, должен перестать идти на поводу у своих желаний, иначе затем придётся раскаиваться. Особенно опасно иметь греховные желания, которые затем, воплощаясь в жизнь, даже без нашего желания, делают её просто невыносимой.

Запоминание в невежестве

Память человека в невежестве постоянно подчинена низменным инстинктам. Он памятует только о сексе, еде, комфорте, о том, как он перехитрил кого-то и т. д. Соответственно, сильно концентрируясь на всём этом в момент смерти, память такого человека приведёт его в животное тело. Оказывается, живое существо получает животное тело только для того, чтобы полностью удовлетворить все низменные желания в сексе, излишнем сне, длительной и обильной еде, а также более глубоком ощущении комфорта В человеческом теле всё это сведено к минимуму, так как разумное существование предназначено только для самоосознания.

Стабильность

Взаимодействуя с тонким элементом земли, ум приобретает стабильность. Качество стабильности даёт возможность достигнуть своей цели. Однако цели бывают разные, и только цели в благости взращивают, а не истощают это замечательное качество ума.

• Стабильность в благости — это способность соблюдать режим еды, труда, отдыха и возложенные на себя обеты.

• Стабильность в страсти — это способность регулярно выполнять какую-то работу для достижения своих материальных целей.

• Стабильность в невежестве — это годами иметь одни и те же дурные привычки.

Стабильность в благости

Если человек способен соблюдать правильный режим сна, труда и употребления пищи, он легко достигает состояния идеального здоровья, радости и успеха в самоосознании. Делая так, он подчиняет себя законам движения планет. В результате, окружающие нас планеты сами заботятся об отдыхе и бодрости, а также переваривании пищи, высвобождая психическую энергию для самоосознания. Вся вселенная готова способствовать нашему прогрессу, но мы не всегда это осознаём. Солнце днём даёт нам огонь пищеварения и силу действовать. Луна ночью приносит умиротворение и отдых. Венера даёт нам удовлетворение чувств, например, во время еды. Марс несёт в себе силу, предназначенную для преодоления трудностей. Сатурн даёт нам энергию необходимую для жизнедеятельности. Меркурий несёт энергию, способствующую рассуждениям. Юпитер даёт способность развить целеустремлённость и веру. Если мы хотим наслаждать только себя. то Венера не будет с нами сотрудничать, это приводит к скорби и гормональным расстройствам. Агрессивность, а также болезни бронхов, желудка и половых органов возникают из-за корыстного использования нашей волевой потенции, — так нас наказывает Марс. Лень и безделье, или деятельность с сильной жадностью приводят к снижению психической и физической активности, а также болезням кишечника, позвоночника и суставов, так учит нас Сатурн. Лживость ведет к тому, что человек впадает в немилость Меркурия и лишается рассудительности, а также он приобретает аритмию, гормональные нарушения и многочисленные. лис функциональные расстройства в организме- Если кто-то не имеет высшей цели и хочет жить только для себя, он лишается силы разума и приобретает снижение иммунитета и хронические заболевания, это связано с отрицательным влиянием на него Юпитера, Тот, кто не несёт своим поведением покой окружающим людям, нарушает свою гармонию с Луной, в результате он не может нормально отдыхать и пребывает в постоянном напряжении, что, в конечном счёте, вызывает психические расстройства. Не подчиняясь режиму дня, мы лишаемся радости и сил, вся энергия уходит на переваривание пищи, так наказывает Солнце. Например, если обедать строго с 10.00 до 14.00, то пищеварение автоматически будет очень сильным, так как огонь пищеварения напрямую зависит от высоты стояния Солнца. Приём зерновой пищи до 10.00 вызывает сильное перевозбуждение желудочно-кишечного тракта, так постепенно нарушается процесс пищеварения. Кроме того, желудочно-кишечный тракт становится подвержен многочисленным воспалительным процессам. Если принимать зерновые продукты после 14.00, когда Солнце садится за горизонт, то пищеварение сильно замедляется, и от этого страдают умственные процессы, сон, а также обмен веществ в организме. Выполняя режим дня, мы сильно облегчаем себе жизнь. Это касается не только еды. Например, те люди, которые поднимаются с постели позже 6 утра, всегда будут испытывать сниженный тонус, вялость, пессимизм. Если же человек ложится спать после 22.00, то он не сможет во время сна глубоко отдохнуть и будет обречён на истощение нервной системы, что, в конечном счёте, приведёт к нервным срывам.

Постоянно выполняя режим еды, труда и отдыха, а также возложенные на себя обеты, человек становится стойким к тяжёлым испытаниям. Так он приобретает силы добиться любой поставленной цели. Кроме того, стабильность в благости укрепляет разум. Стабильное повторение Святого Имени Бога очищает от всех грехов. Стабильность также выражается в целомудрии и верности своим близким людям, Этот вид стабильности улучшает семейную карму и восстанавливает даже самые плохие отношения между близкими людьми.

Стабильность в страсти

Стабильность в страсти — это далеко не значит, что человек имеет стабильный ум. Скорее, он имеет очень крепкую привязанность чувств к материальному объекту. Совершая добровольные лишения (аскезы) в благости, человек достигает психической стабильности. Однако, аскезы в страсти приводят к одной лишь усталости. Поэтому, о стабильности ума как таковой здесь не может быть и речи. В "Бхагавад Гите"(1 ,18) по этому поводу говорится:

"Аскеза, совершаемая из гордости, ради завоевания уважения, чести, поклонения считается находящейся в страсти. Она не может быть ни твердой ни постоянной"

Безрадостный, изнуряющий труд за многие годы не увеличивает у человека стабильности, а наоборот изматывает его. Подрывая психическую стабильность, такой труд ведёт к нарушению иммунных функций организма. А если этот труд сопряжён с различными психическими потрясениями, то также нарушаются сосудистая система и нервная система. Выход один — нейтрализовать такую безрадостную деятельность стабильностью в благости.

Стабильность в невежестве

Длительная и стойкая привязанность к невежественным наслаждениям и сильному желанию удовлетворять свои животные потребности в еде, сне, сексе и комфорте приводит к стабильности в невежестве. Она выражается в тупости сознания, в котором, несмотря на многочисленные страдания, не появляется ни малейшего желания измениться. Стабильность в невежестве вызывает всевозможные вредные привычки, которые длятся годами и, в основном, приводят к тяжёлым хроническим заболеваниям и опухолевым процессам. Однако, самая большая неприятность, заключается в том, что от невежественной жизни страдают глубокие психические функции человека. Это всегда приводит к деградации сознания. Есть только один способ избавиться от вредных привычек — нужно изменить своё общение с невежественного на благостное. Так можно начать укреплять силу своего разума.

Сдержанность

Взаимодействуя с тонким элементом земли, ум получает способность быть сдержанным. Тонкий элемент земли несёт в себе потенцию стабильности. Поэтому каждый человек, в зависимости от своих прошлых поступков, с рождения получает тот или иной потенциал сдержанности. Его можно постепенно развить, культивируя в себе сдержанность в благости.

• Сдержанность в благости — это способность контролировать позывы языка, желудка и гениталий.

• Сдержанность в страсти — способность ограничивать себя во всём ради приобретения какого-то материального блага. • Сдержанность в невежестве — это способность постоянно хранить в себе ненависть, злобу и зависть.

Сдержанность в благости

Человек, который способен контролировать язык (не разговаривать попусту и не стремиться к излишне роскошной пище), желудок (не переедать) и гениталии (не растрачивать попусту свою половую энергию), способен достичь высот в самоосознании и стать наставником. Согласно Ведам, такой человек, получив духовное знание от истинного духовного учителя (того, кто находится в цепи ученической преемственности, указанной Ведами), имеет квалификацию обучить духовному знанию всех, кто будет выполнять его наставления.

• Беседуя на духовные темы и приобретая к этому вкус, а также вкушая, только освящённую пищу, человек развивает в себе силу воли, дающую ему возможность контролировать позывы языка.

Соблюдение режима в труде, еде, отдыхе и занятиях духовной практикой, несут потенциал решимости, дающий вдохновение контролировать позывы желудка.

• Повторяя Святые Имена Бога и развивая в себе любовь к Богу, человек достигает способности контролировать позывы гениталий.

Самоконтроль начинается с контроля языка, и постепенно человек обретает твёрдость разума, достаточную для того, чтобы контролировать гениталии. Развив в себе эти три способности, человек становится невозмутимым мудрецом.

Сдержанность в страсти

Часто можно видеть, как для приобретения, например, всё той же машины, человек способен держать себя и всю свою семью впроголодь несколько лет. Однако, таким путём он не увеличивает сдержанность в себе и членах своей семьи, а наоборот, уменьшает её. Чувства всех родственников тоже ждут удовлетворения. Поэтому, когда покупается эта долгожданная машина, вдруг неожиданно начинаются ссоры. Каждый в семье имеет свои индивидуальные потребности. Когда семья живёт в состоянии страсти, то все потребности направлены на какие-то материальные приобретения. Так как покупка машины не решает проблему неудовлетворённых чувств для всех родственников, то в семье неминуемо портятся отношения.

Поэтому следует знать, что нужно желать только те вещи, приобретение которых не требует чрезмерных усилий. Другими словами, все покупки должны быть в строгом соответствии с бюджетом семьи. Если в семье культивируется одно лишь стремление к материальным приобретениям, то всегда будет возникать желание покупать как можно больше вещей. В результате придется заниматься бесполезными ограничениями, приводящими к ссорам. Если же в семье культивируются духовные интересы, то подобных проблем никогда не возникает. Сдержанность в страсти приводит к нервному истощению и конфликтам.

Сдержанность в невежестве

Способность копить гнев, ненависть и зависть — это сдержанность в невежестве. Удивительно, что каждый человек, злящийся на кого-то другого, всегда считает, что имеет на это основания. Однако, в действительности всё наоборот. Когда мы копим гнев, ненависть и зависть то постепенно становимся похожими на змею, которая копит свой яд.

ВОПРОС: Если я правильно понял, выходит, что не нужно злиться даже на того, кто очень плохо себя ведёт и портит жизнь' окружающим его людям?

ОТВЕТ: Да, действительно, я это и имел ввиду, С первого взгляда кажется, что нужно наказать обидчика. Это справедливо, но нужно разобраться, что будет для него являться наказанием.

В гневе мы часто не понимаем, что судьба всегда сама его накажет. Однако, культивируя в себе злобу, мы наказываем прежде всего самих себя. Кроме того, если долгое время испытывать ненависть по отношению к какому-то человеку, то он, как ни странно, всё больше и больше убеждается в необходимости продолжать поступать плохо. В результате отношения постепенно портятся и часто становятся просто невыносимыми, С другой стороны, опыт показывает, что если набраться сил и простить, то постепенно виновник начинает понимать, что он был неправ. Кроме того, подумайте пожалуйста об интересном парадоксе. Мы, испытывая ненависть к другому человеку, считаем, что поступаем справедливо. Однако, именно его плохое отношение к нам и послужило причиной наших отрицательных эмоций Таким образом, ненавидя, мы ведём себя точно также, но при этом считая себя во всём абсолютно правыми. Почему бы нашему обидчику в какой-то момент также не начать считать себя правым, Так обычно с ним и бывает. Согласитесь, что, культивируя в себе ненависть, мы, по отношению к нему, тоже ведём себя не очень хорошо? Оказывается, что большинство войн на Земле происходят по причине отсутствия правильного понимания, как реагировать на чужую жестокость.

Итак, необходимо научиться понимать разницу между злобой и наказанием. Если мы имеем полномочия кого-то наказать, то в случае его вины надо это сделать, но только с целью помочь человеку. При таком подходе, даже наказывая кого-то, в сердце остаётся доброе отношение к нему. Итак, доброта — это критерий правильного поведения. Если же появилась ненависть, то судьба возьмётся уже не только за обидчика, но и за нас- Ненависть, злость, зависть и обида — все они являются камнем преткновения для счастливой жизни. Не пытаясь осознать этого, мы подвергаем себя величайшей опасности, так как подобные эмоции ведут к деградации сознания и плохой судьбе. В результате, мы портим отношения не только с нашим обидчиком, но также со всем своим окружением. Кроме того, в результате такого поведения появляется сильная предрасположенность к онкологическим заболеваниям и аутоиммунным процессам в организме.

Точно также, как плавающий ледяной айсберг обречён затонуть, человек, который в глубине души долгое время злится, обижается и завидует, независимо от того считает он себя правым или нет, он неминуемо разрушает все свои хорошие качества характера. Изучение законов кармы, природы тонкого тела и души помогает освободиться от этой привычки, но только в том случае, если это знание будет применяться на практике.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УМА

Деятельность ума сильно связана с функциями:

• чувств

• праны

• нервной системы

• физиологическими процессами в организме

а также с активностью:

• разума

• ложного эго

Однако без присутствия

• души

• Сверхдуши

функционирование, а тем более существование тонкого тела ума вообще невозможно На всех этих уровнях нашего сознания деятельность ума имеет важное значение. Недаром Веды утверждают, что мы живём в своём уме. Действительно:

• Мы воспринимаем окружающий мир через чувства познания (слух, осязание, зрение, обоняние и вкус), которые являются атрибутами ума.

• Мы действуем в окружающем нас мире с помощью органа речи, рук, ног, ануса и гениталий, активность которых также зависит от ума.

• За внутреннее восприятие, например, нашего организма, отвечает сам ум, работая в этом случае как шестое (и главное) чувство.

Таким образом, мы живем исключительно внутри своего ума. Поэтому, если мы совершаем плохие поступки, то вследствие осквернённости ума восприятие мира сильно меняется. Так для очищения себя от грехов поневоле приходится окунаться в пучину страданий.

Например, разберём, как взаимодействие между умом и праной связано с нашими поступками.

Тонкое тело ума распределяет прану по нашему организму не всегда одинаково. Это зависит от образа жизни и мировоззрения человека. Так, например, в зависимости от мировоззрения человека бывает преобладание концентрации праны в верхних психических центрах, средних или в нижних,

• Если прана, под влиянием возникающих в уме желаний, в основном концентрируется в голове и в области сердца, то такого человека называют благостным.

• Если прана, под влиянием возникающих в уме желаний, сильно сосредоточена в области живота, то человек склонен к страсти.

• И если прана, под влиянием возникающих в уме желаний, сконцентрирована в основном в нижних центрах, то человек имеет грязный ум, грязные помыслы и находится в невежестве.

Также существуют люди, которые, полностью очистив от грехов все свои чувства, направляют ум на постижение своей духовной природы- Когда человек достиг совершенства, его ум полностью успокаивается и становится похожим на чистое. прозрачное, тихое озеро. В таком состоянии вся деятельность ума такого человека становится духовной, и внешне она не видна. Со стороны он может выглядеть как обычный человек, хотя в глубине своего существа он в сотни и тысячи раз более активен, чем многие из нас. Такое состояние называется трансом. В состоянии транса йог, достигший совершенства, направляет все чувства внутрь себя, сосредотачивает прану в области макушки, ум же концентрирует в области сердца. Так он погружается в самадхи или полный транс. Это описано в

"Бхагавад Гите" (8.12):

"Йог должен прекратить всякую чувственную деятельность. Закрыв врата чувств и сосредоточив ум на Сверхдушу в сердце, а жизненный воздух — в верхней части головы, он погружается в состояние транса"

Чистому от грехов преданному Господа совсем не нужно думать о пране, просто повторяя Святые Имена Бога, он достигает высшего духовного блаженства или, другими словами, состояния самадхи. В момент смерти йог сознательно направляет прану в межбровье, а ум концентрирует на Господе, Сосредоточившись таким образом он после смерти достигает духовного мира. Это описано в "Бхагавад Гите " (8.10):

"Toт, кто в момент смерти сосредотачивает жизненный воздух в межбровьи и опираясь на ум окрепший в занятиях йогой, с любовью и преданностью думает о Верховном Господе, непременно достигнет Верховной Личности Бога".

Тех же самых вершин в наш век деградации, или, языком Вед, Кали-Югу легче всего достигнуть регулярным повторением с любовью и преданностью Святых Имён Господа. При этом все процессы движения праны, приводящие человека к освобождению от материального существования, происходят автоматически. Теперь подробнее остановимся на разных видах деятельности ума. Существует три вида деятельности ума:

— мышление

— эмоции

— желания

Мышление

Мышление — это сложный процесс, в котором участвуют

— ум

— разум

— ложное эго

— чувства

— желания

— память

Главная роль в управлении процессом мышления принадлежит;

• душе

• Сверхдуше,

Большое влияние на наше мышление оказывают силы:

• Благости

• страсти

• невежества

Преобладание влияния на наш ум сил благости, страсти или невежества зависит от наших прошлых поступков и желаний, а также от той цели, к которой мы стремимся. Если человек выбирает духовную цель, то отрицательные силы, влияющие на его ум, через вспыхивающие желания, идущие от прошлых поступков, начинают постепенно ослабевать. Так, у человека занятого духовным самоосознанием, несмотря на его прошлые прегрешения, жизнь постепенно становится все счастливее и счастливее.

Четыре типа мышления

Мышление происходит в уме. Существует четыре типа мышления:

Духовное мышление

Мышление в благости

Мышление в страсти

Мышление в невежестве

Духовное мышление

Очистив полностью свой ум и разум от эгоизма (ложного эго), человек приобретает бескорыстное, истинное эго и становится способным посвятить свои мысли служению Верховной Личности Бога на благо всем живым существам. Разум такого человека всегда чист от грехов и подчинён Сверхдуше. Соответственно, его мысли никогда не выходят за рамки духовной сферы. Таким образом, этот безгрешный святой находится вне влияния сил благости, страсти и невежества. На него оказывают влияние только духовные энергии, поэтому практически нет никакой вероятности, что он попадёт под чьё-то хорошее или дурное влияние. Поступки такого святого находятся за пределами материальной сферы и имеют духовную природу. Вся его деятельность находится исключительно в духовной сфере, где отсутствует влияние кармы. В результате, такая святая личность, даже находясь на Земле, считается жителем духовного мира. Всегда думая о любовном сужении Верховной Личности Бога, он постоянно находится в духовном трансе и испытывает безграничное счастье, недоступное обычным людям. Не имея даже тени корысти, такой человек живёт во имя всеобщего блага, и просто своим присутствием он способен очистить от грехов сотни тысяч человек.

Мышление в благости

Возникает, если достаточно стойкий, благостный разум. подчиняясь Сверхдуше, способен направить ум и мысль, возникающую в нем, под свой контроль. В таком состоянии человек 'способен жить честно и выполнять все правила священных писаний, культивируя в себе хорошие качества характера. Постепенно он очищается и наполняется идеей служения Верховной Личности Бога и всем живым существам. Разум в благости способен полностью контролировать мышление человека. Всё это происходит несмотря на позывы чувств, ложного эго и отрицательного влияния прошлых поступков, вызывающих ненужные желания и возбуждающих страсть и невежество- Мысли такого человека всегда направлены на изучение священных писаний, на осознание своей духовной природы и деятельность во имя блага всех живых существ.

Мышление в страсти

Ложное эго, воздействуя на чувства и желания человека, преследующего материальные цели, способно подчинить разум какой-то корыстной идее. Находясь в таком состоянии, разум приобретает качества страсти и не способен чисто и непристрастно воспринимать истину В результате отсутствия достаточной чистоты и силы разума, ум, попадая под это влияние, тоже мыслит в страсти. Чувства такого человека, оскверняясь страстью, контролируются умом и разумом только в рамках личного интереса. Если на чувства воздействует объект, который находится вне интересов человека, то эгоистически настроенные чувства принуждают разум и ум отвергнуть его. Это происходит независимо оттого; принесёт желаемый объект какое-то благо или нет. Находящийся под влиянием эгоистической цели, разум ослаблен страстью, и, плохо слыша голос Сверхдуши, не способен контролировать чувства. Таким образом, чувства человека, находящегося в состоянии страсти, в какой-то степени становятся бесконтрольными. Разум корыстного человека перестаёт быть способным выбрать что-то более благоприятное, но лежащее вне его личных интересов. Поэтому мысли такого человека всегда направлены на своё материальное процветание и не заботятся ни о чём другом.

Мышление в невежестве

Ещё больше оскверняясь корыстью, теряя рамки приличия, не заботясь о благе других и даже о своём благе, разум в невежестве не способен контролировать чувства и, соответственно, ум. Это происходит потому, что человек оскверняет свой разум, преследуя невежественные цели. Мышление такого человека полностью подчинено силе невежества, корыстным чувствам и памяти, осквернённой дурными поступками в прошлом. Мысль такого человека лишена всякого здравого смысла.

Две функции мышления

Мышление имеет две, функции по отношению к воспринимаемому объекту:

• Приятие

• Неприятие

Чувства всегда выбирают, нравится им наблюдаемый объект или нет. Соответственно, ум начинает размышлять об этом и выбирать. Процесс мышления всегда зависит от выбранной в жизни цели и влияния желаний, идущих от поступков в прошлом:

• Мышление человека, разум и ум которого, чисты от материальной скверны, принимает только то, что связано с Личностью Бога и его преданными слугами, отвергая всё остальное.

• Мышление в благости автоматически принимает всё. что подтверждается духовным учителем, священными писаниями и святыми людьми.

• Мысль в страсти принимает всё то, что выгодно и отвергает всё то, что невыгодно, тем не менее, считаясь с законами и рамками приличия.

• Мысль в невежестве полностью подчинена эгоизму и чувствам, и принимает то, что хочется, не считаясь ни с писаниями, ни с законами, ни с приличием.

Наши рекомендации