Классификация болезней в соответствии со строением тонкого тела
Болезни к нам приходят через чувства и имеют свою классификацию в соответствии с тонким строением человека:
Болезни тела
Например, воспалительные процессы в различных органах:
Гепатит (воспаление печени), холецистит (воспаление в желчном пузыре), панкреатит (воспаление в поджелудочной железе) и т. д.
Болезни праны
Например, астма, гипотония, гипертония и т. д.
Болезни ума
Например, эпилепсия, шизофрения, психопатия, истерия.
Болезни разума
Например, депрессия, апатия, неправильное понимание смысла жизни, ложная устремленность, вера в несуществующие вещи и т. д.
Природа ума
Йога-сутра возвышенного мудреца, достигшего совершенства, Патанджали, — описывает природу ума. Чистый ум по своей природе очень спокоен и подобен глубокому озеру. Однако вряд ли кому в жизни выпало счастье хотя бы раз воспринять. этот бездонный покой ума. Это связано с тем, что существуют два вида причин, которые постоянно беспокоят наш ум, как ветер беспокоит открытый водоём внешние причины и внутренние:
Внешние причины беспокойства ума
Внешние причины возбуждения ума это его взаимодействие с объектами чувств. Чувства, связывают ум с окружающим миром подобно ветру который рябит гладь озера ума. Озеро, возмущается, и по нему проносится ветер соприкосновения чувств с объектами вдруг возникших желаний. Окружающий мир возбуждает чувства, в результате ум приходит в, беспокойство.
Внутренние причины беспокойства ума
Возникают в результате деятельности памяти. Память содержит в себе желания, которые еще не успели осуществиться и ждали своего часа. Например, нам чего-то сильно захотелось и как часто бывает «не все коту масленица». Желание, имея тонкую материальную природу, отпечатывается в памяти и ждет своего часа, чтобы вспыхнуть при благоприятном стечении обстоятельств вновь. Таким образом, желания хранятся в нашем подсознании как результат памяти наших прошлых наслаждений, которые закладывают семя будущих желаний, и это семя, находясь внутри ума, периодически его возбуждает. Если внешний объект нашего внимания похож на хранящееся внутри нас желание, то между этим объектом и внутренним желанием возникает связь. Нитью, связывающей желание, хранящееся в памяти, и внешний объект, являются наши чувства восприятия. Таким образом, желание насладится давно забытым объектом в какой-то момент времени вспыхивает с новой силой.
Внешние причины беспокойства ума сильно связаны с внутренними, подсознательными. Таким образом, сотни различных раздражителей воздействуют на ум, возбуждая в нем нереализованные желания. В зависимости от размеров и глубины озера ума, то есть в зависимости от индивидуальных особенностей личности он или легче, или быстрее приходит в возбуждение. Внешне человека ещё можно оградить от беспокойства, но внутреннюю причину возбуждения ума очень трудно устранить. Таким образом, ум горит как огонь, хотя его естественное, более приятное состояние — быть абсолютно умиротворённым. Пока в памяти хранятся многочисленные желания, успокоить ум тяжелее, чем укротить ветер.
Поэтому, если человек уединяется от мирской деятельности, но не очистил свой ум, такого отшельника нужно считать притворщиком, потому что в уме он постоянно думает о своих несбывшихся мечтах. Для очищения ума на первых этапах человек должен заниматься позитивной деятельностью на всеобщее благо, делая это по божественным законам с целью удовлетворения Личности Бога — так провозглашает ведическое знание. В этом случае он избавляется от всех ненужных внешних и внутренних желаний. Этот процесс называется очищением кармы или очищением сознания. Когда человек наконец очистил свой ум, он должен отречься от мирской деятельности и посвятить себя исключительно самоосознанию.
Ум по своей природе очень изменчив
Ум копирует то, на что он настроен. Находясь в грубом теле, он колирует его форму. Если мы о чём-то думаем, ум настраивается на этот объект и также имитирует его природу. Таким образом, куда мы погружаем свой ум — такова будет наша жизнь. Если мы думаем о счастье, то жизнь будет счастливой, Если думаем о горе, то жизнь будет горькой. Если думаем о Боге, то жизнь будет божественной.