Основы тибетской медицины. Канон тибетской медицины “Чжуд-ши”.

Тибет – обширная область в Центральной Азии, расположенная на горном плато. Тибетская медицина сформирована на базе традиционной индийской медицины. Распространение в Тибете буддизма сопровождалось проникновением в Тибет индийской медицины. Канон тибетской медицины – Чжуд-ши. Согласно преданию, автором этого канона является индийский врач Дживака. Чжуд-ши записан в стихотворной форме. Состоит из 4-х частей: первая часть – Исходная основа – раскрывает сущность тибетской медицины, вторая часть – объяснительная основа – содержит теоретические представления о строении и жизнедеятельности организма, третья часть – Основа направлений – практические руководства по лечению внутренних болезней, четвёртая часть – Дополнительная основа – диагностика.

№16 Медицина в западной Европе в периоды раннего и развитого средневековья (5-15 вв.)

16.1 Истоки западноевропейской культуры. Начало Средних веков в Западной Европе – 476 год. Народы этой части Европы находились на стадии родоплеменных отношений, а земли были покрыты дремучими лесами и болотами. В первые века н.э. началось великое переселение народов с севера на юг и с востока на запад. Западная Европа долго уступала Византии и странам Средиземноморья в экономике и культуре. Западноевропейский феодализм-это синтез римских и германских традиций =>была создана средневековая христианская цивилизация Запада, которая заложила основы дальнейшего развития народов Европы.

16.2 Христианские госпитали. Первые христианские госпитали появились на рубеже 5-6 вв.при кафедральных соборах и монастырях. Это были богодельни и приюты.

Затем появлялись городские госпитали, где главным было –забота о духовном здоровье. Больные размещались в общих палатах (мужчины и женщины вместе) и давали обет воздержания и послушания начальству.

В эпоху крестовых походов появились духовно-рыцарские ордена и братства, кот. оказывали помощь больным и бедным за пределами церкви,что способствовало выходу госпиталей от церкви.

16.3 Школьное образование. Первые высшие школы. Образование было доступно меньшинству населения, особенно духовенству. Школами назывались различные центры обучения: монастырские ,кафедральные, приходские и т.д. сообщества учеников одного учителя. Обучение состояло из «семи свободных искусств», разделенных на тривум (грамматика, риторика, диалектика) и квадриум (математика, геометрия, астрономия, музыка). Школы были двух типов: элементарные (чтение и письмо на латинском; с 7 лет; выпускник – бакалавр грамматики) и грамматические (лингвистический анализ, риторика и диалектика ; с 12 лет; выпускник – магистр грамматики).

16.4 Становление университетов. Университет как высшая школа сформировался в 12в. После получения папской хартии. Они незаваисимы от светских и црковных властей, имеют свои органы управления , суд и свои привелегии. 1158 г. Император Ф.Барбаросса взял под свою защиту юрид. школу в Болонье. К концу 15 в. в Европе 86 университктов. Их основной язык - латынь. Книги были большой редкостью. В каждом у. по 3 фак-та: богословский, медицинский, юридический + подготовительный. Сроки обучения и возраст студентов не ограничивались.

16. 5 Схоластика и медицина. Роджер Бэкон. Схоластика – тип религиозной философии, Основа – метод философскго и теологического поиска истины путем формальной логики и рассуждения. 3 основных положения : все знания в трудах авторитетных авторов, признанных церквью; наука сводится к умению выводить низшее из высшего путем формальной логики; преподавание – исключительно теоретический процесс. Роджер Бэкон – магистр Оксфордского университета. Был противником схоластики и проповедовал опытный метод. Был обвинен в общении с нечистой силой и осужден инквизицией на 24 года.

16.6 Первый учебник анатомии. 1316 г. Мондино де Луцци – магистр Болонского университета. Знания на основе вскрытия всего 2х трупов. Следовательно, все далеко от действительности. Многое заимствовано из трактата Галена. Издан в печатном виде в 1478 г. 200 лет был основным учебником анатомии во всем мире.

16.7 эпидемия повальных болезней. Особенности соц.-эконом. , политического и культурного развития феодальных государств способствовали распространению массовых заразных болезней. Города были похожи на свалку или непроходимые болота, где трудно было дышать => чума , холера, натур. оспа. Распространение проказы во время крестовых походов. Прокаженный человек изгонялся из общества , его отпевали и он считался мертвым, и носил специальную одежду. 17.Медицина позднего средневековья. Медицина в Западной Европе в эпоху возрождения.

Характеристика эпохи.

Период среднего и позднего Средневековья, включая возрождение, знаменит деятельностью великих врачей, внесших значимые открытия в анатомию и физиологию человека, посмевших найти более 200 ошибок у Галена

Идейным содержанием культуры возрождения стала философия гуманизма. В центре мировоззрения гуманистов были человек и реальный земной мир. Культура и науки становились более самостоятельными и независимыми от церкви.

Основные черты естествознания эпохи Возрождения:

1)гуманистическое мировоззрение

2)утверждение опытного метода в науке

3)развитие математики и механики

4) метафизическое мышление

Наши рекомендации