История медицины как часть истории и культуры человечества.
История медицины как часть истории и культуры человечества.
1.1История медицины–самостоятельный предмет, который изучается в высших медицинских учебных заведениях. Ее преподавание позволяет обогатить духовный мир студентов, познакомить их с историей будущей профессии, раскрывает развитие врачевания, выявляет достижения в медицине, воспитывает чувство профессиональной врачебной этики.
1.2.. Врачевать
1) Заниматься
2). Исцелять, облегчать душевные страдания, приносить освобождение от
чего-л. неприятного, тяжелого и т.п.
Медицина (лат. «medico» - лечу, исцеляю) – система научных знаний и
практическая деятельность, направленные на сохранение и укрепление здоровья людей,
1.3. Письменные источники - это рукописный или печатный документ, выполненный на папирусе, керамике, бумаге, камне, глине, дереве, коре и др. Они могут быть подлинными или копиями.
Вещественные (материальные) источники, основную часть которых составляют археологические памятники, включают и антропологический материал (ископаемые останки человека
Этнографические источники характеризуют явления культурной и общественной жизни, К ним относятся суеверия, обряды, верования, обычаи, поверия и т.д.
Устные (фольклорные) источники - это созданные народом и характеризующиеся устной формой передачи образов реальной действительности.
Лингвистические источники - отображение в речевой форме реальной исторической действительности.
Фонодокументыотображают звуковую сторону исторического 2 . Врачевание в первобытном обществе.
Периоды развития первобытного общества , хронологические рамки.
Выделяют 3 этапа:
1)становление первобытного общества(2млн лет тому назад -. 40 тыс.лет назад
2)расцвет первобытного общества( 40 тыс. лет до н.э. - 10 тыс до н.э.);
3)разложение первобытного общества(с 10-5 тысячелетий до н.э.)
Источники изучения медицины в первобытном обществе.
ДАННЫЕ АРХЕОЛОГИИ
Орудия труда,остатки первобытных построек, святилища , погребения, останки человека...
Особенности врачевания в период становления первобытного общества. Зарождение коллективного врачевания.
Древнейшие люди проявляли заботу о больных.Пользовались травами , минералами , частями животных.
.Производили первые захоронения. использование целебных растений.
Особенности врачевания в период зрелости и разложения первобытного общества.
В период расцвета
Врачевание было коллективным занятием.Так , аборигены Австралии применяли для лечения нарушения пищеварения касторовое масло эвкалиптовую смолу и луковицы орхидей ; Возникновение недугов порой понималось как результат вселения в тело заболевшего человека духа умершего предка.(Изгнание осуществлялось : кормили больного горькой пищей шаманство ; трепанация черепа)..Применение природных опьяняющих и наркотических средств- обезболивающие.
В период разложения.
Расширение круга лекарственных средств и приемов.. Ампутация конечностей. Инструменты из метала(медь, бронза , железо). Кесарево сечение. Появились знахари.. Знания передавались от родителя к сыну , и хранились в секрете.
Представление о здоровье, болезнях и их лечении в ПО. Трепанация черепа
В эпоху ранней родовой общины врачевание было коллективным занятием широкого круга общинников.
Первобытные врачеватели обрабатывали раны лекарствами, приготовленными из растений, минералов и частей животных; накладывали «шины» при переломах; знали опьяняющее и наркотическое действие некоторых природных средств и использовали их для обезболивания;
Трепанация черепа
Трепанация черепа — хирургическая операция образования отверстия в костной ткани черепа с целью доступа к подлежащей полости. Как правило операция применяется для обеспечения доступа к внутричерепным образованиям, с целью их последующего удаления.
Первый древний трепанированный череп был описан Брока в 1867 году. На этом черепе, имелось четырёхугольное прободение, произведенное четырьмя линейными надрезами
Древнегреческая мифология
Боги в древней Греции мыслились антропоморфными: их представляли в образе людей и наделяли всеми человеческими качествами и страстями, как хорошими, так и плохими. Культ Асклепия как бога-целителя сложился в Элладе к VII в. до н. э. По всей вероятности, прообразом этого мифологического героя был реально существовавший легендарный врачеватель времен Троянской войны (XII в. до н. э.) — царь Фессалии и глава семейной врачебной школы — Асклепий.
Наиболее известными детьми Асклепия считаются: Гигиея — богиня здоровья, всеисцеляющая Панакея — покровительница лекарственного врачевания, Махаон, ставший знаменитым военным хирургом, и Подалирии, прославившийся врачеванием внутренних болезней. Среди богов олимпийского пантеона Так, Гера, супруга верховного бога Зевса, считалась богиней брака и земного плодородия. Артемида — сестра-близнец. Аполлона, покровительница охоты и владычица
8.5. Храмовое врачевание в древней Греции развивалось на фоне эмпирического врачевания(которое существовало издавна). Самым величественным считалось святилище Асклепия в Эпидавре Его центральным сооружением был храм Асклепия (IV в. до н. э.). На территории святилища располагались также храмы в честь Гигиеи, Артемиды, Афродиты, Фемиды и Аполлона, большой жертвенник для приношений и круглый храм Фолос — выдающееся произведение древнего зодчества, воздвигнутый в V в. до н. э.
На территории святилища в Эпидавре были также баня, библиотека, гимнасий, стадион (для занятий спортом) и театр, построенный также Поликлетом.
Таким образом, святилища Асклепия в древней Греции не были больницами в нашем понимании.
Врачевание в асклепейонах сочетало эмпирические и магические приемы. Основными средствами лечения были: лекарственное врачевание, водолечение, гимнастические упражнения.
8.6 Становление греческой натурфилософииКосская врачебная школа — главная медицинская школа древней Греции классического периода. Следуя натурфилософским воззрениям, врачеватели косской школы воспринимали человека, его здоровье и болезни в тесной связи с окружающим миром, стремились поддерживать имеющиеся в организме природные целительные силы (его physis). Болезнь в их понимании— не наказание богов, а результат влияний всего окружающего и нарушений питания. Врачеватели косской школы активно развивали учение о четырех телесных соках и четырех темпераментах;! разрабатывали принципы наблюдения и лечения у постели больного (впоследствии эти идеи легли в основу клинического направления в медицине), развивали основы врачебной этики.\
Жизнь и деятельность
известно, что Гиппократ родился на о. Кос. Будучи странствующим врачевателем, Гиппократ много путешествовал. Слава о его врачебном искусстве распространилась во многих государствах. Последние годы жизни он провел в Лариссе (Фессалия), где и умер в один год с Демокритом, по одним источникам на 83-м, а по другим — на 104-м году жизни. Местные жители долгое время чтили его могилу и еще во II в. н. э. показывали ее путешественникам.
Большинство исследователей считает, что Гиппократу принадлежат самые выдающиеся работы сборника: «Афоризмы», «Прогностика», «Эпидемии», «О воздухах, водах, местностях», «О переломах», «О ранах головы», «О древней медицине», а возможно, и некоторые другие.«
Сочинения по хирургии (греч. cheirurgia от cheir — рука и ergon— действие; лат. chirurgia) «О переломах», «О ранах головы», «О вправлении суставов» и т. д.
8.8«Гиппократов сборник» содержит пять сочинений, посвященных врачебной этике и правилам врачебного быта в древней Греции. Это «Клятва», «Закон», «О враче», «О благоприличном поведении» и «Наставления». В процессе обучения будущий врачеватель должен был воспитывать в себе и постоянно совершенствовать «презрение к деньгам, совестливость, скромность ... решительность, опрятность, изобилие мыслей, знание всего того, что полезно и необходимо для жизни, отвращение к пороку, отрицание суеверного страха пред богами, божественное превосходство... Ведь врач-философ равен богу» («О благоприличном поведении»).
8.10 Герофил и ЭразистратОснователем описательной анатомии в александрийской школе считается Герофил из живший при Птолемее I Сотере (323—282 гг. до н. э.). Он признается первым греком, начавшим вскрывать человеческие трупы (рис. 48).. Преемником Герофила был Эразистрат (греч. Erasistratos, ок. 300 —■ ок. 240 гг. до н. э.). Согласно Плинию родился он на о. Кеос, медицине обучался у Хризиппа и Метрадора^—известных врачевателей книдской лы, а затем на о. Кос у последователей Праксагора. Долгое время Эразистрат был придворным врачевателем правителя Сирийского царства Селев-ка I Никатора (323—281 гг. до н. э.), а во времена Птолемея II Филадель-фа жил и работал в Александрии.
Эразистрат хорошо изучил строение мозга, описал его желудочки и мозговые оболочки, впервые разделил нервы на чувствительные и двигательные (полагая, что по ним движется душевная пневма, которая обитает в мозге) и показал, что все они исходят из мозга. Мозговые желудочки и мозжечок он определил как вместилище душевной пневмы, а сердце — центром жизненной пневмы. Впоследствии эти представления закрепились в трудах Галена.
Великие врачеватели халиф.
Выдающимся философом, врачом и химиком раннего средневековья был Абу Бакр Мухаммад ибн Закарийа Ар-Рази (850— 923).он изучал действие солей ртути на организм обезьяны. С именем Ар-Рази связано изобретение инструмента для извлечения инородных тел из гортани и применение ваты в медицине.
Самым выдающимся хирургом средневекового Аз-Захрави блестяще оперировал
К его приоритетам относятся: применение кетгута в абдоминальной хирургии и для подкожных швов, шов с литкой и двумя иглами, первое применение лежачего положения при операциях на малом тазе (ставшее потом классическим); он описал то, что сегодня называется туберкулезным поражением «остей и ввел в глазную хирургию
Характеристика эпохи.
Период среднего и позднего Средневековья, включая возрождение, знаменит деятельностью великих врачей, внесших значимые открытия в анатомию и физиологию человека, посмевших найти более 200 ошибок у Галена
Идейным содержанием культуры возрождения стала философия гуманизма. В центре мировоззрения гуманистов были человек и реальный земной мир. Культура и науки становились более самостоятельными и независимыми от церкви.
Основные черты естествознания эпохи Возрождения:
1)гуманистическое мировоззрение
2)утверждение опытного метода в науке
3)развитие математики и механики
4) метафизическое мышление
Ятрохимия Ятрофизика
Ятрохимия – направление в медицине, связанное с развитием химии.
Одним из основоположников ятро-химии является выдающийся врач и химик раннего Возрождения Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гоген-гейм, известный в истории под псевдонимом Парацельс.
Во времена Парацельса хирургия в Европе не считалась областью медицины и в университетах не преподавалась, и Парацельс настаивал на объединении хирургии и медицины в одну науку. Сам он с гордостью называл себя «доктором обеих медицин». Его книги «Малая хирургия», «Большая хирургия» и другие пользовались большой популярностью.
С Парацельса начинается кардинальная перестройка химии в ее приложении к медицине: от поисков путей получения золота —к приготовлению лекарств. Согласно Парацельсу, здоровье связано с нормальным содержанием в организме человека трех начал: серы, ртути и соли; нарушение их правильных соотношений приводит к болезни.
Вертограды
Развитие медицинской химии в эпоху Возрождения привело к расширению аптекарского дела.
Начиная с XV в. с особым старанием культивировались аптекарские ботанические сады; их называли также садами здоровья. От этого латинского названия произошло русское — вертоград (т. е. сад, цветник). В XVI—XVII вв. вертограды широко распространились на Руси. В качестве лекарственного сырья использовались также минеральные вещества и части животных. Большое значение имели заморские путешествия, из которых привозились иноземные лекарственные средства.
. В середине XVI в. начали появляться первые фармакопеи, в которых перечислялись используемые в данном городе или государстве лекарства, их состав, применение и стоимость.
Эпидемии. Учение о контагии
История эпидемий в эпоху Возрождения характеризуется двумя факторами: с одной стороны, намечается некоторое ослабление «старых» болезней — проказы и чумы, а с другой — появляются новые болезни.
В конце XV — начале XVI в. всю Европу охватила эпидемия сифилиса.
В то же время в Америку в процессе конкисты были завезены новые, не известные там ранее болезни. Соеди них — оспа.Первая научно обоснованная концепция распространения заразных болезней была выдвинута Джироламо Фракасторо (1478—1553) —итальянским ученым.Дж. Фракасторо написал свой основополагающий труд «О контагии, контагиозных болезнях и лечении» (1546) в трех книгах.
В своем труде Дж. Фракасторо изложил основы учения о «контагии» — живом размножающемся заразном начале, выделяемом больным организмом
Характеристика эпохи
Майя (исп. mayas) — самая древняя среди великих цивилизаций континента —майя создали иероглифическую письменность — единственную на континенте к началу конкисты; она включала около 400 знаков. Майя пришли к принципу нуля в математике, изобрели календарь, охвативший миллионы лет и породивший необычайно сложную философию.
Ацтеки государство которых существовало немногим более ста лет, восприняли и обобщили достижения многих покоренных ими народов. Достигнув долины Мехико в 1325 г., ацтеки основали там поселение Инки1— коренные жители Южной Америки, появились в долине Куско в начале XII в.
Развитие медицинских знаний
. Инки знали химические методы сохранения трупов, которые использовались при мумификации умерших правителей и знатных людей. Техника вскрытия у инков напоминает древнеегипетскую. После извлечения внутренностей и мозга (часто через большое затылочное отверстие) тело обрабатывалось бальзамом толу,. В него входили: перуанский бальзам, древесная смола, соли, алкалоиды, ментол, таннин, многие другие местные природные вещества.
Знахари.Лечением болезней занимались народные врачеватели — знахари. принадлежали к жреческому сословию и сохраняли тайну своего искусства внутри рода
18.4)Родовспоможение.Принимали роды женщины, которые уже рожали. Они пользовались всеобщим уважением и приглашались в семью сразу же после заключения брака, чтобы дать необходимые советы по гигиене и правилам поведения во время предстоящей беременности. Рожали в положении на корточках. Как правило, роженице помогали две женщины: одна поддерживала ее сзади, а другая принимала новорожденного ребенка .
18.5)Организация медицинского делаВ Государстве ацтеков существовал специальный орган, который занимался регулированием деятельности врачевателей. Создавались военные госпитали, а также специальные помещения для изоляции уродов, альбиносов, больных неизлечимыми и неизвестными болезнями. Во время массовых заболеваний предпринимались эффективные меры по ограничению очага опасной болезни, а семьи правителя и знати срочно покидали район бедствия. 19. Медицина в Московском государстве
Характеристика эпохи
После изгнания Золотой Орды Московское княжество стало крупным и могущественным государством Европы. Были проведены реформы: созван Земский собор (1549), Судебник (1550), постановили создавать училища для наставления детей грамоте, а также обустраивать в городах богадельни для больных, престарелых, увечных.
Народная медицина
В Московском княжестве основным средством поддержания здоровья оставалось народное врачевание. Значительное место в лечебниках отводилось хирургии.. Проводились операции черепосверления, чревосечения, ампутации. Усыпляли больного при помощи мака или вина. Инструменты проводили через огонь. Раны обрабатывали березовой водой, вином и золой, а зашивали волокнами льна, конопли или тонкими нитями кишок животных. Для извлечения металлических осколков применяли магнитный железняк.
Эпидемии повальных болезней
Заморская торговля имела обратную сторону, она открывала путь страшным эпидемиям, которые легко возникали и приносили огромную смертность. умерших погребали в тех же дворах, и в той одежде, в которых кто умрет. Когда эпидемия охватывала весь город на дорогах, ведущих к нему, организовывали заставы. Для уничтожения заразы в домах применяли вымораживание, сжигание и окуривание дымом, проветривание ,мытье.
Царские указы были направлены на изоляцию зараженных мест. Медицина того вреени была еще бессильна перед эпидемиями и карантины имели большое значение.
Подготовка лекарей в Московском государстве
Подготовка русских лекарей в то время носила ремесленный характер: ученик в течение ряда лет обучался у одного или нескольких лекарей, затем несколько лет служил в полку в качестве лекарского помощника..Первая государственная Лекарская школа в России была открыта в 1654 г. при Аптекарском приказе на средства государственной казны. Принимали в нее детей стрельцов, духовенства и служилых людей. Обучение включало сбор трав, работу в аптеке и практику в полку. Кроме того, ученики изучали анатомию, фармацию, латинский язык, диагностику болезней и способы их лечения. В качестве учебников служили .народные травники и лечебники, а также «докторские сказки» (истории болезней).
Общая биология и генетика.
Термин "Биология" - 18в, Ж.Б Ламарк. Тесная связь биологии с формированием эволюционных взглядов,
Лейбниц - предсказал существование переходных форм между растениями и животными
Ш.Бонне -1745г. "Лестница существ"
Л.Л. Бюффон - 1749г. Разделил естественную историю Земли на 7 периодов.
К. Линней - бинарная номенклатура,труд "Система природы"
Ж.Б Ламарк - первая внятная теория эволюционного развития, теория упражнения неупражнения органов
Ч.Дарвин - "Происхождение видов путем ЕО" 1859г.
Г. Мендель основоположник генетики, открытие законов наследования признаков (опыты с горохом).
20.2.1
Карл Линней (1707-1778). "Система природы" -классификация трех царств природы:растений, животных, минералов.
Каждое из царств он разделил на классы, отряды, роды и виды; для всех органических видов ввел обязательную бинарную (двойную) номенклатуру. Линней впервые отнес человека к классу млекопитающих (отряду приматов), что в то время требовало от ученого большой гражданской смелости.
Ж.Б.Ламарк (1744 - 1829) теория эволюции. Труд "Философия зоологии",где он вывел основные положения своей
теории, занимаясь сравнительной анатомией беспозвоночных (первым ввел эти понятия и разделил жив-х на 2 группы)
Ч.Дарвин (1809-1882) - основоположник эволюционного учения, собрал воедино наработки предшественников,
и, используя так же свои наблюдения, сделанные во время путешествия на корабле Бигл вывел основные положения
своей теории эволюции.
Термометрия
Первый надежный спиртовой (1709), а затем и ртутный (1714) термометр со шкалой от 0 до 600° предожил один из выдающихся ученых своего времени В 1730 г. французский естествоиспытатель Рене Антуан-Фершо Реомюр.изобрел спиртовой термометр со шкалой от 0 до 80° (0° соответствовал температуре замерзания воды).
Однако последнее слово в вопросе градуирования шкалы принадлежит шведскому астроному и физику "НДерсу Цельсию В 1742 г. он предложил стоградусную шкалу, в которой 0° соответствовал температуре кипения воды, а — точке таяния льда. В России успешное внедрение термометрии в клинику (1860) тесно связана° С именем С- п- Боткина.
Перкуссия
Важная роль в развитии методов физического обследования принадлежит венскому врачу Л Ауэнбруггеру . В течение семи лет Ауэнбруггер тщательно изучал звуки, издаваемые при простукивании грудной клетки в здоровом и больном организме. Несмотря на очевидную сегодня важность нового метода, перкуссия разделила участь многих.великих изобретений: ее встретили насмешливо, даже враждебно. Более того, учитель Ауэнбруггера также не принял нового метода. Жан Николя Корвизар де Маре —-основоположник клинической медицины во Франции. В течение 20 лет Корвизар и его _ многочисленные ученики тщательно изучали перкуторный звук как новое средство диагностики., Корвизар стал выстукивать ладонью. Такой способ позволил ему с большим искусством распознавать заболевания легких, наличие жидкости в плевральной полости и околосердечной сумке, а также аневризму сердца, изучение . которой принесло Корвизару большую славу
21,2,3Разваитие медицины и медицинского образования в России в 19 еке
К началу XIX в. в России было два высших медицинских учебных заведения: медицинский факультет Московского университета и Петербургская медико-хирургическая академия — два центра медицинской науки и формирования научных медицинских школ
. К 60-м годам XIX в. в России было уже восемь университетов, в составе которых открывались и медицинские факультеты: в Дерпте (Юрьеве ныне —Тарту, 1802), Вильно (1803); Казани (1804), Харькове (1805), Киеве (1841). Согласно Университетскому уставу 1804 г., университеты пользовались правом автономии (выборность ректора, деканов, профессоров и т. п.).
Вторая половина XIX в. стала временем расцвета российских медицинских цшол. В области терапии особое место занимали две научные клинические школы: школа С. П. Боткина, положившая начало экспериментальному направлению в отечественной клинической медицине (в Военно-медицинской академии), и школа Г. А. Захарьина, олицетворявшая искусство клинической практики (в Московском университете).
Учеником С. П. Боткина был Василий Парменович Образцов (1851— 1920)—профессор Киевского университета, основатель киевской терапевтической школы. В. П. Образцов внес значительный вклад в развитие методов клинических исследований и изучение болезней сердечно-сосудистой и пищеварительной систем.
В 1886 г. он разработал глубокую методическую скользящую пальпацию органов брюшной полости 21.3 Инфекционные болезни и эпидемиология.
Эпидемиология – наука о причинах и законах массового распространения инфекционных болезней, методах их профилактики и ликвидации.
Становление эпидемиологии – Джироламо Фракасторо (1478-1553 гг) – заложил основы учения о «контагии» - живом заразном начале, выделяемом больным организмом.
На протяжении истории Нового времени везде продолжали свирепствовать эпидемии – массовые инфекционные заболевания в масштабах города, страны, региона и пандемии – необычайно сильные эпидемии, охватывающие несколько стран и континентов. Особо опасные инфекции (чума, оспа, холера, желтая лихорадка) - быстрота распространения и высокая смертность.
крупных эпидемий гриппа 4 приняли характер пандемий..
В России появилась холера в первой трети XIXв (8 эпидемий и погибло более 2 млн.человек). Были эпидемии–желтой лихорадки и сыпного тифа,столбняка и малярии, дизентерии и гельминтозы.
Открытие возбудителей инфекционных заболеваний. Р.Росс, А.Лаверан, Р.Кох, А.Йерсен и др.
Нобелевская премия Р.Россу и А.Лаверану за работы по изучению роли простейших как возбудителей заболеваний (в т.ч. за открытие возбудителя малярии).
Нобелевская премия Р.Коху за исследования и открытия в области туберкулеза (в. Т. за открытие возбудителя туберкулеза).
А.Йерсен - открытие возбудителя чумы.
Открытие антибиотиков, сульфаниламидов.З.В.Ермольева, А.Флеминг, С.Я.Ваксман.
Алекса́ндр Фле́минг получил пенициллин и изучил его терапевтический эффект при лечении различных заболеваний (нобелевский лауреат).
Ваксман Соломон Яковлевич открыл стрептомицин – первый эффективный противотуберкулезный антибиотик (нобелевский лауреат).
Зинаида Виссарионовна Ермольева - выдающийся советский ученый-микробиолог и эпидемиолог, создатель антибиотиков, действительный член АМН СССР (1963)
Акушерство и Гинекология
Акушерство – учение о беременности, родах и послеродовом периоде.
Гинекология – в широком смысле – учение о женщине, в узком – о женских болезнях.
Оба эти направления являются древнейшими и до 19 века не разделялись, - учение о женских болезнях было составной частью учения о родовспоможении.
Становление акушерского образования в 50-х гг.18 в. в России было связано с созданием в Москве и Петербурге бабичьих школ, которые готовили «присяжных бабок» (образованных повивальных бабок, акушерок). В первые годы обучения первоначально преподавали иностранцы: один доктор (профессор бабичьего дела) и один лекарь (акушер). Обучение было теоретическим, малоэффективным. Имелись трудности при наборе учениц в повивальные бабки, набор учащихся был ограниченным.
В 1784 г. в Петербургской бабичьей школе начал преподавать Нестер Максимович Максимович – Амбодик (1744 – 1812) – первый российский профессор повивального искусства (1782 В России организовал преподавание бабичьего дела на высоком уровне.
Н.М.Максимович-Амбодик впервые начал преподавание акушерства на русском языке. Одним из первых в России применил акушерские щипцы.
Первая модель акушерских щипцов была разработана в Англии в 1569 г врачом Гильомом Чемберленом (1540-1559 гг) и усовершенствована его старшим сыном Петером Чемберленом. Однако это изобретение оставалось секретом династии Чемберленов на протяжении нескольких поколений.
В клиническую практику акушерские щипцы начали входить с 1723 г. Нидерландский анатом и хирург Дж. Палфин (Jean Palfyn, 1650-1730 гг) представил для испытания в Парижскую академию наук несколько образцов акушерских щипцов собственного изобретения
Французский акушер Андре Левре (1703-1780) придал своим длинным щипцам тазовую кривизну, усовершенствовал замок, загнул концы тонких рукояток крючком кнаружи, установил показания и способы применения своей модели.
Щипцы английского акушера Уильяма Смели были короткими и имели совершенный замок, ставший типичным для всех последующих английских систем.
. Начало хирургическому направлению в российской гинекологии положил Александр Александрович Китер (1813-1879) – талантливый ученик Н.И.Пирогова. В течение 10 лет А.А.Китер руководил кафедрой акушерства с учением о женских и детских болезнях в Петербургской Медико-хирургической академии; он написал первый в России учебник по гинекологии «Руководство к изучению женских болезней» (1858) и провел первую в стране успешную чрезвлагалищную операцию удаления матки, пораженной раком (1842).
Большой вклад в развитие оперативной гинекологии и оперативного акушерства внес ученик А.А.Китера Антон Яковлевич Крассовский (1821-1898). Он первым в России выполнил успешные операции овариотомии (овариэктомии) и удаления матки
Асептика и антисептика
Асептика - это совокупность методов и приемов работы, направленных на предупреждение попадания инфекции в рану, в организм больного,. Антисептика - система мероприятий, направленных на уничтожение микроорганизмов в ране, патологическом очаге, в органах и тканях, а также в организме больного в целом
Земмельвайс предположил, что инфекцию приносят из инфекционного и патологоанатомического отделений больницы.Земмельвайс обязал персонал больницы перед манипуляциями с беременными и роженицами обеззараживать руки окунанием их в раствор хлорной извести. Благодаря этому смертность среди женщин и новорожденных упала более чем в 7 раз — с 18 до 2,5 %.труд Джо́зефЛи́стер крупнейший английский хирург и учёный, создател хирургической антисептики.
БЕРГМАН один из крупнейших хирургов 19 в., основоположник асептики (разработал методы стерилизации хирургич. инструментов, шовного и перевязочного материалов).
ШИММЕЛЬБУШ немецкий хирург, один из основоположников асептики. Ученик Э. Бергмана.Впервые произвёл тотальную ринопластику названную его именем. Предложил методы стерилизации хирургич. инструментов и перевязочного материала, маску для наркоза. Фундам. руководство по асептич. лечению ран
Стоматология.
Стоматология учение о болезнях органов полости рта Как клиническая дисциплина она имеет несколько направлений: терапевтическая стоматология, хирургическая стоматология, ортопедическая стоматология, стоматология детского возраста и др.
Как самостоятельная область медицины зубоврачевание выделилось лишь в конце XVII — начале XVIII в. В значительной степени этому способствовала деятельность французского хирурга Пьера Фошара, он описал около 130 заболеваний зубов и болезней ротовой полости, изучал причины их возникновения и особенности течения В первой половине XIX в. на русском языке стали издаваться переводные и оригинальные работы по стоматологии и челюстно-лицевой хирургии.
В середине XIX в. в обучении зубоврачеванию произошли существенные перемены. На смену широко распространенной практике подготовки дантистов путем ученичества пришла система обучения в специальных зубоврачебных школах.
В 1892 в С.-Петербурге была организована первая в России самостоятельная кафедра одонтологии; ее основатель А. К. Лимберг начал читать самостоятельный курс лекций, по одонтологии.
Экспериментальная медицина
Основоположник- немецкий врач Макс Петтенкофер .Он разработал объективные методики гигиенической оценки воздуха, одежды и почвы, занимался гигиеной водоснабжения, установил гигиенические нормы питания. Придавал особое значение гигиене почвы, благодаря его работам заболеваемость кишечными инфекциями значительно снизилась.
В России становление научной гигиены проходило во второй половине XIX в. Одним из ее основоположников был Доброславин.Он возглавил первую в России кафедру гигиены.При кафедре по его инициативе была создана экспериментальная лаборатория для научных исследований и практических занятий со слушателями академии. Вторая в России кафедра гигиены была создана в 1882 г. в Московском университете. Ее возглавил Эрисман—■ выдающийся российский гигиенист ,один из основоположников экспериментальной гигиены в России, Ф. Ф. Эрисман был избран профессором Московского университета, а в 1882 г. возглавил первую в Москве (вторую в России) кафедру гигиеныФ. Ф. Эрисман создал научную школу российских ученых-гигиенистов
Одним из его учеников был выдающийся советский гигиенист Хлопин. Основные труды по проблемам водоснабжения и канализации, очистки населённых мест, жилищного строительства, питания, школьной и профессиональной гигиены, военно-санитарного дела, гигиены умственного труда Вопрос 22
Принципы советской медицины
1. Государственный характер — основной принцип здравоохранения в СССР в период его становления.централизация управления, государственное финансирование и государственное планирование программ здравоохранения. Государственное здравоохранение предусматривает бесплатную и общедоступную медицинскую помощь всему населению страны.
2. Профилактическое направление— принцип здравоохранения, который последовательно реализуется в СССР с первых лет советской власти. Об этом свидетельствуют первые декреты: о мероприятиях по борьбе с сыпным тифом, о мерах борьбы с эпидемиями, об обязательном оспопрививании, о снабжении бактериологических институтов и лабораторий необходимыми для их работы материалами и инвентарем
3) Участие населения в здравоохранении Много медицинских работников погибло на фронтах во время военных действий или в тылу от голода и болезней. Многие гибли в борьбе с эпидемиями. В те годы задача сохранения жизни и здоровья трудящихся была провозглашена в числе важнейших в государственной политике страны, но в условиях дефицита медицинских кадров ее можно было осуществить, только привлекая к медико-санитарной работе широкие массы трудящихся (рабочих, крестьян, интеллигенцию).После гражданской войны появились новые, порожденные временем формы медико-санитарной работы: комиссии по оздоровлению труда и быта; санитарные суды; массовые инсценировки и спортивные мероприятия, пропагандирующие здоровый образ жизни.Одновременно разворачивалась работа по подготовке квалифицированных кадров врачей в медицинских вузах, число которых постоянно увеличивалось. К 1922 г. в дополнение к уже существовавшим 13 медицинским факультетам было открыто 16 новых.
4. Единство медицинской науки и практики здравоохранения -принцип здравоохранения, непосредственно связанный с его государственным характером.
.
История медицины как часть истории и культуры человечества.
1.1История медицины–самостоятельный предмет, который изучается в высших медицинских учебных заведениях. Ее преподавание позволяет обогатить духовный мир студентов, познакомить их с историей будущей профессии, раскрывает развитие врачевания, выявляет достижения в медицине, воспитывает чувство профессиональной врачебной этики.
1.2.. Врачевать
1) Заниматься
2). Исцелять, облегчать душевные страдания, приносить освобождение от
чего-л. неприятного, тяжелого и т.п.
Медицина (лат. «medico» - лечу, исцеляю) – система научных знаний и
практическая деятельность, направленные на сохранение и укрепление здоровья людей,
1.3. Письменные источники - это рукописный или печатный документ, выполненный на папирусе, керамике, бумаге, камне, глине, дереве, коре и др. Они могут быть подлинными или копиями.
Вещественные (материальные) источники, основную часть которых составляют археологические памятники, включают и антропологический материал (ископаемые останки человека
Этнографические источники характеризуют явления культурной и общественной жизни, К ним относятся суеверия, обряды, верования, обычаи, поверия и т.д.
Устные (фольклорные) источники - это созданные народом и характеризующиеся устной формой передачи образов реальной действительности.
Лингвистические источники - отображение в речевой форме реальной исторической действительности.
Фонодокументыотображают звуковую сторону исторического 2 . Врачевание в первобытном обществе.