Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в процессе изобразительной деятельности
Посельникова Э.А.
студентка магистратуры, 2 курс ППО
научный руководитель: к.п.н., доцентТ.В. Бондарева
ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет
имени И.С. Тургенева», г. Орёл
Работа с детьми – это бесценный, трудоемкий, ответственный и интересный труд. Ведь дети – это наше будущее, наша гордость, наша опора. И именно с раннего возраста происходит самый главный процесс - становление личности. Древнегреческий философ Демокрит писал: «Могут быть умные юноши и глупые старики. Ибо научает мыслить не время, но раннее воспитание и природа». Даже в те, древние, времена люди осознавали, что воспитание и обучение должно осуществляться уже с рождения малыша, с первого года жизни.
Сейчас, в век широкого развития сферы услуг, детский сад несет на себе обязанность не просто присмотра за детьми, а и воспитания, обучения и развития ребенка во всех образовательных областях – «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие» и «физическое развитие»[1]. Конечно, успешно развиваться ребенок будет при условии полноценного освоения всех пяти образовательных областей, но главная задача дошкольных образовательных организаций сейчас - это воспитание творческих детей, чтобы они не просто имели практические навыки выполнения различных заданий, а придумывали сами, создавали, творили.
Поэтому такую важную роль играет художественно-эстетическое развитие ребенка, а также его психолого-педагогическое сопровождение. Это длительный и многогранный процесс, в течение которого организуются занятия и игры для детей с целью максимально задействовать все органы чувств ребенка. Для этого нам нужна качественно продуманная и созданная развивающая предметно-пространственная среда, обеспечивающая максимальную реализацию образовательного потенциала педагогического процесса.
Основной задачей педагога-психолога является пробуждение у малыша интереса к развитию. Принудительные педагогические воздействия, как правило, не дают положительного результата. Необходимым условием успешного освоения ребенком определенных навыков является, прежде всего, его желание. Побуждая детей действовать самостоятельно, взрослый лишь направляет его в определенных моментах образовательной деятельности. Для современного воспитателя очень важно быть не только наставником, но и помощником, организатором, соучастником совместной деятельности. Это позволит малышу занимать ключевое место в игре, занятии, прогулке и будет способствовать его свободному развитию в соответствии с его потребностями.
Необходимо учитывать, что ребенок развивается в деятельности. Основной вид деятельности малыша – игра. То есть основной функцией специалиста социальной сферы, участвующего в жизни ребенка, становится совместная игра. Именно в игре ребенок должен, может и развивает необходимые навыки и получает знания об окружающем мире.
Если у ребенка уже в раннем возрасте появился интерес к совместной деятельности с взрослым, то он очень скоро приобретает навык не только совместной игры, и у него появляется желание действовать самостоятельно. Это и есть наивысшая результативность педагогических воздействий со стороны взрослого.
Использование системно-действенного подхода к организации воспитательно-образовательного процесса в группах раннего возрастапозволяет подготовить малыша к дальнейшему развитию у него самостоятельности и поможет полноценно и эффективно подготовить его к школе.
С принятием Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования стало возможным отчетливо проследить этапы развития ребенка, представить целостность и значение единого образовательного пространства -воспитателей, ребенка и родителей. Это очень важная взаимосвязь, нужно четко понимать задачи образовательной организации, а также задачи родителей в процессе воспитания и развития детей. Необходим отлаженный, прозрачный и продуктивный процесс взаимодействия двух сфер пребывания малыша – детская образовательная организация и семья, также, как и процесс посменной работы двух педагогов в группе – это позволит решить проблему преемственности, согласования и интеграции педагогических технологий и методик дошкольного воспитания.
Важным фактором при обучении малыша является психолого-педагогическое сопровождение его деятельности. Сюда входят и организация предметно-пространственной среды, и комплексный анализ, и мониторинг развития малыша. Для успешной реализации психолого-педагогического сопровождения ребенка в процессе изобразительной деятельности необходимо, чтобы она отвечала основным принципам. Рассмотрим их подробнее.
· Целенаправленность – восприятие в основном того объекта, что послужит основой для изображения;
· Эмоциональность, неравнодушие восприятия – необходимо вызвать чувства у малыша, они побуждают к проявлению себя в изобразительной деятельности;
· Осмысленность наблюдения – важно понимание ребенком тех или иных признаков объекта, например, что трава – это растение, она растет на земле, ее много, она зеленая;
· Активность детей – необходимо во время занятия вызвать эмоциональную, мыслительную, речевую, двигательную активность детей;
· Повторность наблюдения – необходимо, чтобы ребенок понял изменения, которые происходят с объектом в той или иной ситуации, например, трава в дождь прижимается к земле;
· Учет возрастных особенностей детей – с малышами необходимо наблюдать явления, предметы в естественной для них обстановке, простые по форме и по возможности яркие по цвету (на занятиях, в основном, выделяют цвет и ритм или форму)[2].
Воспитатель сам выделяет признаки, т.к. малышам еще сложно самим разобраться. Например, если продолжить тему с травой, то необходимо детям дать возможность побегать по газону, где выросла зеленая травка, чтобы он понял, что ее много, она растёт везде на земле, земля коричневая. Это поможет малышу освоить лист бумаги как пространство земли и нарисовать на нем травку. Необходимо показать детям жестом, что они и тут, и там, обратить внимание детей на цвет травы, показать образец эмоционального отношения к природе, дать возможность детям ее потрогать. Также необходимо включить в наблюдение игры, стихи и песни.
После этого уже можно непосредственно приступать к изобразительной деятельности. Во время занятия следует использовать различные техники, инновационные методы, интерактивные технологии. Но нельзя забывать, что важен сам процесс взаимоотношений «педагог-воспитанник», а также его составляющие – общение, взаимодействие, положительно-эмоциональная связь. Необходимо правильно понимать суть интерактивности в образовании, что это не просто электронные инновации, а любое игровое оборудование, подразумевающее психологическую взаимосвязь с ребенком и обратную его реакцию.
Использование реальных предметов с практической точки зрения полезней, поскольку ребенок еще не способен на такой быстрый процесс, чтобы соответствовать возможностям и потенциалу компьютерного разума. Педагог-психолог, воспитатель должны создать условия для того, чтобы ребенок самостоятельно мог осуществить задуманное своими руками, будь то лепка, рисование, письмо или счет. Нужно не только научить его базовым функциям, но и научить думать; объяснить такие понятия как уважение, любовь, нравственность; стать для ребенка дополнительным источником знаний, опорой и примером.
Использованные источники
1. Веракса Т.С. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 336 с.
2. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 1999. – 344 с.