Медико-социальная реабилитация детей-инвалидов

Кравцова С.Ю.

студентка магистратуры, 2 курс СР

научный руководитель: к.п.н., доцентТ.В. Бондарева

ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет

имени И.С. Тургенева», г. Орёл

Медико-социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями - одна из наиболее важных и трудных задач современных систем социальной помощи и социального обслуживания. Неуклонный рост числа инвалидов, с одной стороны, увеличение внимания к каждому из них - независимо от его физических, психических и интеллектуальных способностей, с другой стороны, представление о повышении ценности личности и необходимости защищать ее права, характерное для демократического, гражданского общества, с третьей стороны - все это предопределяет важность социально-реабилитационной деятельности. Главным результатом медико-социальной реабилитации как направления социальной работы является достижение такого состояния ребенка-инвалида, когда он способен к выполнению социальных функций, свойственных здоровым детям [2].

Существуют различные подходы к пониманию термина «медико-социальная реабилитация». Л.П. Кузнецова считает что это восстановление или формирование у человека новых навыков полноценной жизни и помощь по организации быта и ведения домашнего хозяйства, также включает в себя восстановительную и реконструктивную терапию [5].

По мнению Е.И. Холостовой медико-социальная реабилитация заключается в профилактике инвалидности в течение лечения заболевания и помощь больным в достижении физического, психического, профессионального, социальной и экономической полноценности, на которую они способны в рамках существующего заболевания [6].

Особенно важной в реабилитационном процессе становится роль специалиста по социальной работе, который должен не только помогать семье преодолевать ежедневные трудности, но и обучать членов семьи способам самопомощи и взаимопомощи, помогать им строить свой жизненный сценарий в соответствии с максимально высоким уровнем качества жизни.

Понятие инвалидности как важной социальной проблемы выявляет причины инвалидности, а также нуждаемость лица в социальной защите, классификации групп инвалидов по разным основаниям (возрасту, степени трудоспособности, причинам происхождения).

В современной науке существует значительное количество подходов к теоретическому осмыслению проблем медико-социальной реабилитации и адаптации детей-инвалидов. При этом, основной акцент при решении проблем детей-инвалидов и инвалидности смещается именно в сторону реабилитации, опирающейся, прежде всего, на социальные механизмы компенсации и адаптации. Поэтому, на наш взгляд, смысл реабилитации заключается в комплексном многоуровневом подходе к восстановлению способностей ребенка к бытовой, общественной и профессиональной деятельности на уровне, который соответствует его физическому, психологическому и социальному потенциалу с учетом особенностей микро- и макросоциального окружения.

Медико-социальная реабилитация включает в себя следующие ее виды: медицинскую, профессиональную, социальную, социально-средовую, профессионально-трудовую реабилитацию. Остановимся на перечисленных видах подробнее.

Медицинская реабилитация, состоит из восстановительной терапии, реконструктивной хирургии, и включает в себя физические методы реабилитации (электролечение, электростимуляция, лазеротерапия, баротерапия, бальнеотерапия), механические методы реабилитации (механотерапия, кинезотерапия), массаж, традиционные методы лечения (акупунктура, фитотерапия, мануальная терапия, трудотерапия), психотерапия, логопедическая помощь, лечебная физкультура, протезно-ортопедическая помощь (протезирование, ортезирование, сложная ортопедическая обувь), санаторно-курортное лечение, технические средства реабилитации, информирование и консультирование по вопросам медицинской реабилитации [1,с. 31].

Профессиональная реабилитация инвалидов состоит из профессиональной ориентации, профессионального образования, профессионально-производственной адаптации, трудоустройства и включает в себя профориентацию (профессиональное информирование, профессиональное консультирование), психологическую коррекцию, обучение (переобучение), создание специального рабочего места инвалида, профессионально-производственную адаптацию.

Социальная реабилитация инвалидов состоит из социально-средовой ориентации и социально-бытовой адаптации. Включает информирование и консультирование по вопросам социально-бытовой реабилитации пациента и членов его семьи, бучение пациента самообслуживанию, адаптационное обучение семьи пациента, обучение больного и инвалида пользованию техническими средствами реабилитации, организация жизни пациента в быту (адаптация жилого помещения к потребностям больного и инвалида), обеспечение техническими средствами реабилитации (в программе указываются необходимые мероприятия для создания бытовой независимости пациента), технические средства реабилитации.

Социально-средовая реабилитация подразумевает проведение социально-психологической и психологической реабилитации (психотерапия, психокоррекция, психологическое консультирование). Осуществление психологической помощи семье (обучение жизненным навыкам, персональной безопасности, социальному общению, социальной независимости), содействие в решении личных проблем, консультирование по правовым вопросам, обучение навыкам проведения досуга и отдыха.

Профессионально-трудовая реабилитация. Этот вид реабилитации дополняет медицинскую и физическую, является важной составной частью индивидуальной программы реабилитации и призван улучшить качество жизни и адаптировать к трудовой деятельности путем остаточной трудоспособности [3,с. 66].

Исходя из определения видов реабилитации, определяются основные этапы индивидуальной реабилитационной программы:

1. Проведение реабилитационно - экспертной диагностики;

2. Определение реабилитационного прогноза;

3. Определение мероприятий, технических средств реабилитации и услуг.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида – это разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями, медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Это означает, что в индивидуальную программу реабилитации должны быть включены все мероприятия, технические и иные средства реабилитации и реабилитационные услуги, необходимые инвалиду для ведения полноценной независимой жизни [4].

Специфика медико-социальной реабилитации рассматривалась нами на примере учреждения здравоохранения, а именно БУЗ Орловской области «Краснозоренской ЦРБ».

Изучение опыта работы рассматриваемого учреждения позволило выявить алгоритм формирования индивидуальной программы реабилитации, который состоит из следующих ступеней:

I ступень - определение реабилитационного потенциала с учетом особенностей патологии, патофизиологических особенностей ребенка-инвалида, значимых в реабилитационном процессе; возраста, мотивации семьи, материальных условий (высокий, удовлетворительный, низкий);

II ступень - определение реабилитационного прогноза с учетом течения и тяжести патологии, клинического прогноза (благоприятный, относительно благоприятный, сомнительный - неопределенный, неблагоприятный);

III ступень - прогнозирование предполагаемого эффекта: достижение ребенком социально значимого уровня, овладение новыми навыками и умениями в соответствии с реабилитационным потенциалом и биологическим возрастом (школьными; познавательными; навыками письма и чтения; опрятности и ухода за собой; игровыми; предметно-манипулятивными и т.д.), или возможно только улучшение качества жизни ребенка, улучшение качества жизни семьи;

IV ступень - определение направления реабилитации с учетом нуждаемости и доступности (акцент на медицинскую составляющую, психолого-педагогическую, социально-бытовую адаптацию), определение участников и координатора реабилитационного процесса (реабилитационный центр, профильное отделение, дневной стационар, центр социальной помощи, отдельные процедуры или занятия со специалистами - логопедом или дефектологом, психологом или педагогом и т.д ); роль семьи в процессе реабилитации (осуществить доставку ребенка, выработать привычку, сформировать хорошие манеры или элементарные навыки путем подражания, повторения);

V ступень - определение сроков ожидаемого эффекта;

VI ступень - оценка полученного результата по степени сформированных социально значимых навыков.

На наш взгляд, сформированная индивидуальная программа реабилитации – это один из наиболее важных механизмов решения проблем, связанных с инвалидностью в целом и инвалидностью детей, в частности.

Таким образом, реабилитация детей-инвалидов – это сложный многоуровневый процесс, направленный на их социализацию в общество и адаптацию к постоянно меняющимся условиям жизни, требующий сплоченной работы специалистов медицинских учреждений, педагогов и специалистов социальной сферы - социальных работников в частности. От правильно организованной работы данного процесса, взаимодействия с ребенком-инвалидом и членами его семьи зависит качество реабилитации и ее значимость в жизни ребенка.

Использованные источники

1. Баранов, А.А Изучение качества жизни детей важнейшая задача современной педиатрии / A.A. Баранов, В.Ю.Альбицкий, С.А. Валиуллина // Российский педиатрический журнал. - 2005. - № 5. - С. 30-34.

2. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2: Вопросы общей психологии/ Гл. ред. А. В. Запорожец. — М.: Педагогика, 1982

3. Захаренков, В.В. Организация медико-социальной реабилитации детей-инвалидов трудоспособного возраста / В.В. Захаренков // Проблемы управления здравоохранением. 2003.- № 2. - С. 65-67.

4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 04.08.2008 N 379н (ред. от 16.03.2009) "Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации"

5. Кузнецова Л. П. Основы технологии социальной работы: учебное пособие. — Владивосток, 2002

6. Социальная работа: теория и практика: Учеб. Пособие / Отв. ред. Д.и.н., проф. Е. И. Холостова, д.и.н., проф. А. С. Сорвина. — М.: ИНФРА-М, 2001. — 427с.


Наши рекомендации