Глава 30. Особые случаи судебно-медицинского исследования трупов.

Исследование расчлененного трупа. Объектом судебно-медицинской экспертизы может служить не только целый труп, но и отдельные его части, как результат естественного, случайного или умышленного расчлене­ния. Расчленение может носить некриминальный харак­тер или же быть связанным с преступлением.

Некриминальное расчленение может иметь место в результате гнилостного распада трупа, растаскивания отдельных его частей животными. У трупов, находящих­ся в воде и увлекаемых стремительным течением, иногда отделяются те или иные части тела (особенно при зна­чительной гнилости). Плавающие трупы могут расчле­няться винтами судов или при попадании в турбины гид­ростанций, на мельничные колеса, ковши землечерпалок и т. п. Значительное расчленение наблюдается при повреждениях рельсовым транспортом, при взрывах, при авиационных катастрофах.

Криминальное расчленение трупа в редких случаях производится убийцей как выражение крайнего озлоб­ления, мщения или по психопатическим мотивам. В по­следнем случае иногда наблюдается вырезание только половых частей или внутренних органов.

Чаще всего расчленение производят в целях сокры­тия следов преступления, чтобы затруднить опознание трупа и установление причины смерти. Расчлененные части разбрасывают в разных местах, зарывают в зем­лю, выбрасывают в водоемы, выгребные ямы, спускают в канализацию, подкидывают в поезда, отправляют ба­гажом и т. д.

Для расчленения используют рубящие и режущие орудия, реже — пилу.

В ходе экспертизы расчлененного трупа надо тща­тельно описывать размеры и особенности доставленных частей, наличие особых примет (родимых пятен, рубцов и т. п.), трупные явления, имеющиеся повреждения, вы­ясняя их прижизненное или посмертное происхождение. Обращают внимание на места отделения расчлененных частей. Это необходимо в целях идентификации приме­ненного орудия, а также для сопоставления отдельных частей, которые будут поступать в дальнейшем (части расчлененного трупа обычно обнаруживаются не одно­временно).

Поступившие части сопоставляют и фотографируют по отдельности и в собранном виде. Кусочки их обяза­тельно направляют в лабораторию для определения группы крови или тканей (порядок направления изложен в гл. 34). Тщательно осматривают и фотографируют упа­ковку, в которой находились расчлененные части.

При экспертизе расчлененного трупа обычно прихо­дится разрешать вопросы о принадлежности представ­ленных частей человеку (в неясных случаях устанавли­вается серологическим и морфологическим лаборатор­ным исследованием), поле, возрасте, и особых приметах умершего, принадлежности присланных частей одному или разным трупам, времени наступления смерти, при­чине смерти, времени и способах расчленения (о приме­ненных орудиях).

После производства экспертизы части трупа сохра­няют в морге для последующего сопоставления. Сохра­няют и упаковку.

Исследование неопознанного трупа производят по общим правилам (см. гл. 28), имея, однако, в виду воз­можность опознания умершего в дальнейшем. Это опре­деляет те требования, которые предъявляются при ис­следовании трупа неизвестного лица.

Перед исследованием труп фотографируют в одежде, а также раздетым, чтобы запечатлеть характерные приз­наки его внешнего облика (черты лица, прическа, характер стрижки волос, особые приметы и др.). Лицо (го­лову) фотографируют в фас, левый и правый профили, 3/4 поворота головы вправо и влево. Особо характерный идентификационные признаки фиксируют на обзорном, узловом и детальном снимках.

Подробно описывают одежду, ее фасон, вид, цвет, рисунок и свойства материала, отделку, количество и свойства пуговиц, застежек; обозначение размера, клей­ма; фирменные знаки, метки прачечной, химчистки, из­ношенность, загрязненность, повреждения, следы ремон­та, наличие паразитов. Состояние одежды описывают по правилам, изложенным в гл. 27 (застегнута, расстегнута и т. п.). При описании обуви обращают внимание на метки сапожно-ремонтных мастерских.

Измеряют длину трупа, окружность груди и головы, размер стоп и кистей. Измеряют и описывают татуиров­ки, родинки, бородавки, рубцы, в необходимых случаях вырезая их (если труп уже не будет предъявляться для опознания) и сохраняя в 3 — 5%-ном растворе формали­на. Обращают внимание на деформации костей, атро­фии мышц, опухоли, уродства, профессиональные осо­бенности: мозоли, трещины, прокрашивание кожи и ног­тей. Описывают следы косметических воздействий — окраску волос, завивку, маникюр, педикюр.

Голову описывают по методу словесного портрета и после туалета фотографируют по правилам сигналетической съемки — в фас, в 3/4, в правый и левый про­фили.

Возраст определяют по совокупности признаков, описанных в гл. 22, Снимают дактилоскопические от­тиски. В случае надобности делают слепки с зубов, со­ставляют формулы зубов. Кровь из трупа направляют в лабораторию для определения групповой и типовой принадлежности.

Предъявляя труп для опознания, следует иметь в виду возможность ошибок со стороны даже близких родственников, обусловленную посмертным изменением черт лица (при отсутствии гниения).

Поэтому большую идентификационную ценность имеет одежда и предметы личного пользования, обнаружен­ные на трупе.

Наши рекомендации