Глава 26. Поздние трупные изменения.

К поздним трупным изменениям относятся аутолиз (самопереваривание), гниение, различные виды есте­ственного консервирования, а также изменения и раз­рушения, причиняемые так называемыми «работника­ми смерти» — растениями, насекомыми, животными и птицами.

Аутолиз проявляется главным образом во внутрен­них органах. Сущность его заключается в том, что под действием имеющихся в трупе ферментов целые ком­плексы клеток и более крупные участки органа подвер­гаются как бы расплавлению. В результате орган ста­новится дряблым, отдельные участки в толще его при­обретают вид небольших полостей, заполненных бесфор­менной полужидкой массой. В первую очередь аутолизу и очаговому расплавлению подвергаются поджелудочная железа (иногда уже в течение первых суток после смер­ти), центральная часть надпочечников, зобная железа (у детей). Головной мозг тоже довольно быстро утра­чивает свою первоначальную консистенцию и становит­ся более дряблым, что особенно заметно на трупах де­тей раннего возраста. Очаги аутолиза макроскопически иногда похожи на гнойники, и это может привести к ошибочным заключениям.

В желудке явления трупного переваривания, вызы­ваемого кислым пищеварительным соком, сопровож­даются набуханием слизистой, помутнением, а иногда и отторжением значительных участков ее с обнажением подслизистого слоя. Аналогичные явления могут наблю­даться в пищеводе и в дыхательных путях, если в них (в агональном периоде при рвоте или посмертно) попа­дает содержимое желудка. Такие изменения ошибочно можно расценить как признак отравления едкими ве­ществами либо как проявление воспалительного или яз­венного процесса.

Время возникновения и степень выраженности аутолитических изменений подвержены значительным коле­баниям, зависят от свойств самого трупа, причины смер­ти, внешней среды.

Гниение трупа непосредственно следует за аутолитическими процессами. Оно является результатом деятель­ности микроорганизмов, как находящихся в теле чело­века при жизни, так и попадающих в труп извне. Эти микроорганизмы быстро размножаются в трупе, прони­кают во все его части и, используя ткани и органы как питательную среду, вызывают их разрушение.

Внешне гниение проявляется рядом характерных изменений.

К числу первых его проявлений относится образова­ние так называемой трупной зелени вследствие химиче­ского взаимодействия кровяного пигмента с сернисты­ми соединениями, выделяющимися при гнилостном рас­паде белков. Трупная зелень в виде разлитого яркого окрашивания обычно появляется сначала на боковых поверхностях живота, а в дальнейшем распространяется по всем кожным покровам и внутренним органам, при­нимая грязно-серый, красноватый или буроватый отте­нок. Вследствие проникновения кровяного пигмента в ткани вокруг сосудов последние как бы «просвечивают» через кожу, образуя так называемую гнилостную веноз­ную сеть.

В дальнейшем наблюдается отслойка поверхностного слоя кожи (эпидермиса) с образованием пузырей снача­ла на боковых поверхностях туловища, а потом и по всему телу. Эти пузыри достигают иногда больших раз­меров, стенка их тонкая, легко рвется, полость запол­нена мутной желтоватой или грязно-красной жид­костью.

При вскрытии трупа отмечается просачивание кра­сноватой гнилостной жидкости в серозные полости — плевральные, в брюшную и сердечную сорочку.

Характерным признаком гниения является образо­вание газов, например сероводорода. Скапливаясь в мягких тканях в виде массы мелких, но хорошо замет­ных пузырьков, они приводят к развитию так называе­мой трупной эмфиземы. Подкожная клетчатка, прони­занная ею, вздувается, издает характерный треск при надавливании и разрезании; внутренние органы — печень, селезенка — приобретают ячеистый «пенистый» вид; под серозной оболочкой, покрывающей внутренние органы, образуются пузыри, наполненные газом. Мозг превращается в полужидкую, бесформенную маркую грязно-зеленую массу. Вытекающая из естественных от­верстий кровянистая жидкость и выделяющаяся при раз­резах кровь также пенятся. Отмечаются большие скоп­ления газа, расслаивающие подкожную клетчатку там, где она особенно рыхлая (например, в области наруж­ных половых органов у мужчин, молочных желез у женщин), а также в полых органах (желудок, кишеч­ник) и серозных полостях. При проколе или разрезе в таких местах газы с шумом вырываются наружу.

В результате развития газов труп и особенно от­дельные его части (живот, мошонка) вздуваются до ги­гантских размеров. Вследствие вздутия тканей шеи и лица границы их исчезают и голова кажется как бы по­саженной на плечи (рис. 35). Резкое вздутие век не дает возможности раскрыть глазную щель. Иногда же, наоборот, под действием гнилостных газов глазные ябло­ки резко выпячиваются из орбит, губы резко вздуваются, рот раскрывается, язык выдавливается наружу как при удавлении. Давление газов внутри трупа вызывает вы­деление кала из заднепроходного отверстия и гнилост­ной жидкости (или молока) из сосков у женщин. Не­редко наблюдается выворот и выпадение слизистой прямой кишки и влагалища. Иногда у беременных вы­давливается плод из матки наружу (так называемые «трупные роды»). Это может дать повод думать, что женщина была похоронена живой. В результате взду­тия подкожной клетчатки на коже образуются глубо­кие складки; на конечностях они могут быть приняты за следы связывания, а на шее — за признак удавле­ния. Следствием развития трупной эмфиземы является изменение первоначальной позы трупа — руки оказы­ваются раскинутыми в стороны, бедра — разведенными. При такой позе трупа женщины может возникнуть по­дозрение в изнасиловании.

Вздутие трупа обычно приводит к тому, что кожа в отдельных местах лопается, образуя дефекты, напоминающие ушибленные, рваные и резаные раны, что может повести к ошибочным подозрениям.

На данной стадии гниения кожа бывает влажной, темно-земной, бурой или черной, поверхностный слой ее легко сходит при дотрагивании, при потягивании за волосы они легко выпадают. Зубы становятся подвиж­ными в ячейках и легко могут быть удалены. Так же легко отделяются и ногти.

Глава 26. Поздние трупные изменения. - student2.ru

Рис. 35. Гниение. Лицо вздуто, почернело, шея неразличима. Молочные железы и живот вздуты. Видны гнилостные пузыри, наполненные жидкостью. На правой голени — гнилостная сеть. На левой молочной железе, на месте лопнувших пузырей, кожа подсохла и потемнела (Prokop).

По мере гнилостного расплавления мягких тканей образующаяся жидкость стекает из трупа, газы также выходят через разрушенные покровы и наблюдается спа­дение трупа. Внутренние органы представляются смор­щенными, резко уменьшенными в объеме; они приобретают однородный черноватый цвет, структура их стано­вится неразличимой, ткань легко рвется.

Конечной стадией гниения является полное разруше­ние почти всех мягких тканей, за исключением некото­рых, наиболее плотных. От трупа остается лишь скелет с небольшими сохранившимися сухими участками кожи, связок, хрящей и сухожилий.

Гнилостные изменения в различных внутренних орга­нах развиваются не одновременно. В первую очередь загнивает головной мозг, затем — печень, селезенка и желудочно-кишечный тракт, потом легкие, сердце и почки. Наиболее резистентными оказывается у мужчин предстательная железа, а у женщин — матка. Это мож­но использовать для определения пола разложившегося трупа в тех случаях, когда наружные половые органы подверглись разрушению.

Степень развития гнилостных процессов иногда ис­пользуется для суждения о давности наступления смерти. Принято считать, что явные признаки гниения появляются не раньше чем на третьи сутки после смерти. Обычно гнилостные изменения при пребывании трупа в течение недели на воздухе будут такие же, как через две недели в воде и через восемь недель в земле (правило Каспера). Пребывание трупа взрослого чело­века в земле приводит к исчезновению почти всех мяг­ких тканей через 2-3 года; хрящи, связки и сухожилия полностью разрушаются через 4-5 и более лет; кости обезжириваются в земле через 5-10 лет, после чего иногда сохраняются неопределенно долгое время, ста­новясь обычно очень хрупкими. Однако это ориентировочная схема и применять ее можно лишь с большой осторожностью. Отметим, что все признаки гниения и время их появления подвержены значительным коле­баниям. Так, наличие на трупе повреждений, а также инфекционные заболевания (особенно заражение крови) способствуют более быстрому гниению. Способству­ющими моментами являются повышенная влажность окружающей среды и ее высокая температура. При нахождении трупа в земле гниение идет медленнее, если он захоронен в гробу или имеет плотную одежду. Трупы младенцев разрушаются быстрее, трупы истощен­ных людей обычно гниют не так быстро, как те, у ко­торых имеется обильное отложение жира. Имеет значение и характер почвы, в которой похоронен -труп.

К поздним трупным изменениям относится естествен­ное консервирование, т. е. такие изменения трупа, кото­рые препятствуют его разрушению, вызывая замедление или прекращение гниения. Различают три вида естествен­ного консервирования: мумификацию, жировоск и тор­фяное дубление.

Мумификация представляет собой как бы «вяление» трупа. При этом мягкие ткани обезвоживаются, высы­хают, приобретают однородный бурый цвет и плотную кожистую консистенцию, оказываются плотно присох­шими к костям. Кожные покровы сморщиваются, струк­тура подкожных тканей становится неразличимой. Внут­ренние органы представляются в виде темных, плотных, ссохшихся, почти бесструктурных комков или листков. Труп делается очень легким вследствие потери влаги, издает нерезкий характерный запах. Мумифицируются трупы, находящиеся в очень сухой и теплой среде, чаще в такой, которая продувается горячим воздухом. Од­нако возможна мумификация и в почве, например в су­хом горячем песке. Трупы младенцев легче подвергают­ся мумификации, чем трупы взрослых.

Для полной мумификации трупа взрослого человека обычно требуется 6-12 месяцев, однако известны случаи наступления мумификации в течение даже одного ме­сяца после смерти. Мумификация может начаться как сразу, так и при более или менее далеко зашедшем гние­нии; в этом случае труп оказывается частично разрушен­ным.

Мумифицированный труп при надлежащих усло­виях может сохраняться неопределенно долгое время.

Судебно-медицинское значение мумификации заклю­чается в том, что на мумифицированном трупе могут хо­рошо сохраняться некоторые особенности, и в частности повреждения.

Жировоск, представляет собой постепенное превра­щение мягких тканей в беловато-серую, крупнозерни­стую маркую массу, напоминающую мыло и издающую запах прогорклого сала. При высыхании жировоск уп­лотняется, становится хрупким, крошится, по виду напо­минает гипс (рис. 36).

Глава 26. Поздние трупные изменения. - student2.ru

Рис. 36. Жировоск. Труп находился в воде два года (Weimann)

Превращению в жировоск подвергается в первую очередь кожа и подкожная клетчатка, в дальнейшем процесс может захватывать и мышцы. Поскольку во внутренних органах жировоск, как правило, не обра­зуется, они подвергаются разрушению. Обычно в жиро­воск превращается не весь труп, а отдельные его части.

Жировоск образуется во влажной теплой среде (в воде, в сырой почве). Холодная среда задерживает его образование. Образованию жировоска способствует на­личие у трупа развитой жировой клетчатки.

Жировоск начинает образовываться через два-четыре месяца после смерти, полное превращение какой-либо отдельной конечности трупа взрослого человека проис­ходит через три-шесть месяцев, всего трупа — не ранее чем через год. Приведенные сроки подвержены значи­тельным колебаниям.

Трупы, превратившиеся в жировоск, очень подвер­жены механическим повреждениям, в остальном при благоприятных условиях они могут сохраняться неопре­деленно долгое время.

Жировоск иногда фиксирует на себе первоначально имевшиеся на трупе особенности, представляющие су­щественный судебно-медицинский интерес, — раны, странгуляционную борозду, кровоизлияния, некоторые патоло­гические процессы и др.

Торфяное дубление — это особое изменение трупа, по­груженного на длительное время в торфяное болото. Мягкие ткани при этом приобретают буровато-черный цвет и плотность, напоминающую дубленую кожу. Тру­пы, подвергшиеся торфяному дублению, могут сохра­няться очень долго.

Помимо аутолитических и гнилостных процессов тру­пы разрушаются также живыми организмами.

Чаще всего и наиболее полно и быстро труп разру­шается насекомыми и, в частности, личинками мух. При благоприятных климатических и сезонных условиях мухи откладывают яйца на труп сразу же после смерти (ино­гда кладка яиц происходит даже при жизни в агональном периоде). Излюбленными местами для откладыва­ния яиц служат углы глазной щели и рта, отверстия носа, ротовая полость (при открытом рте), область задне­проходного отверстия и влагалища, а также имеющиеся на трупе наружные повреждения. Через 10 — 24 часа из яиц вылупляются личинки (некоторые мухи сразу откла­дывают живые личинки). Последние устремляются глу­бже в естественные отверстия трупа, проникают во вну­тренние органы, а также через слизистую оболочку в подкожную клетчатку. Пищеварительными соками они быстро разрушают ткани и прокладывают в них бесчи­сленные ходы. Первое время личинки находятся под ко­жей, а в дальнейшем проделывают в ней отверстия и по­являются в огромном количестве на поверхности трупа. Через 10 — 14 дней личинки окукливаются, после чего вы­летают взрослые мухи. В теплое время года при благо-приятных условиях мухи и их личинки уже спустя корот­кое время после смерти могут превратить труп в скелет, на котором сохранятся лишь сухожилия, связки и от­дельные участки высохшей кожи.

Мухи откладывают яйца не только на трупы, лежа­щие открыто, но и могут проникать через рыхлую почву к захороненным трупам. Кроме того, к погребенному трупу иногда проникают личинки, вылупившиеся из яичек, отложенных мухой на поверхности почвы. Воз­можно также появление личинок (а в дальнейшем и взрослых насекомых) на захороненном трупе в случае, если в момент погребения на нем имелись яйца мух.

Некоторые жуки (так называемые могильщики) и их личинки также появляются на трупе и поедают мягкие ткани. В отдельных случаях на коже трупа наблюдались множественные правильные круглые отверстия, прогры­зенные жуками. Эти отверстия напоминали ранения дробью; сходство усиливалось вследствие наличия во­круг отверстия красного ободка, напоминающего поя­сок осаднения, свойственный входным огнестрельным ранам.

Сухие остатки кожи, сухожилий и связок тоже могут уничтожаться жуками, а также личинками моли. По­следние иногда уничтожают и волосы трупа.

Муравьи нередко быстро уничтожают все мягкие ткани, особенно если труп лежит возле муравейника. При объедании кожи муравьи оставляют на ней бурова­тые, неправильной формы поверхностные дефекты перга­ментной консистенции, которые ошибочно можно при­нять за следы прижизненного действия едких ве­ществ.

Тараканы иногда объедают поверхностные слои кожи на небольших участках, преимущественно на лице, при­чиняя буровато-красные, подсохшие мелкие поврежде­ния неправильной формы.

Мягкие ткани трупа могут быть повреждены и. дру­гими насекомыми — клещами, сороконожками, уховерт­ками и др. Насекомые (моль, жуки) иногда повреж­дают и мумифицированный труп. Делать какие-либо категорически точные выводы о давности смерти или времени нахождения трупа в том или ином месте по на­личию насекомых, степени их развития и объему причи­ненных повреждений затруднительно. Более достоверно на основании этих данных можно заключить о сезонно­сти смерти. Однако и в этом случае рекомендуется про­консультироваться со специалистом-энтомологом.

В разрушении трупа нередко участвуют и различные животные.

Так, трупы часто объедают крысы и мыши. Объеда­нию подвергаются прежде всего мягкие ткани лица, главным образом в выступающих его частях (нос, губы, ушные раковины). Более крупные животные — лисицы, волки — могут частично или почти полностью уничто­жить труп. При этом иногда наблюдается растаскивание частей трупа на расстояние.

Наблюдались случаи повреждения трупов собаками, причем не только бродячими, но и домашними. Кошки объедают трупы очень редко и лишь под влиянием голода (например, при длительном нахож­дении вместе с трупом в закрытом помещении). При­чиняемые кошками повреждения довольно характерны: в окружности их отмечаются параллельные цара­пины, вызванные скольжением по коже заострен­ных зубов животного. Объедаются преимущественно ткани лица.

Птицы, особенно крупные, расклевывают мягкие тка­ни трупа, причиняя повреждения, напоминающие коло­тые раны. Вороны нередко выклевывают у трупа глаз­ные яблоки.

Судебно-медицинское значение разрушения трупа «работниками смерти» заключается, с одной стороны, в том, что при этом уничтожаются весьма важные при­знаки — прижизненные повреждения, особые приметы, по которым можно опознать умершего, и т. д., с дру­гой — причиняемые посмертные повреждения могут быть приняты за прижизненные. В таких случаях правильной диагностике может помочь обнаруживаемое при гисто­логическом исследовании отсутствие прижизненной ре­акции тканей в окружности повреждения.

Из растений, разрушающих труп, следует упомянуть плесень. Она является неизменным спутником трупов, находящихся в почве, а также в условиях достаточной сырости. Бурно развиваясь, плесень окутывает сначала лицо, а потом и другие части трупа густым беловатым покровом. Рост плесени вызывает значительное обезво­живание тканей и способствует развитию характерных явлений высыхания.

После исчезновения мягких тканей через лежащий на земле скелет могут прорастать травы и многолетние рас­тения. Известен случай, когда при содействии специали­ста-ботаника, определившего возраст проросшего через скелет кустарника, удалось приблизительно установить давность скелетирования трупа.

Наши рекомендации