Отдел VII. Судебно-медицинская экспертиза трупа.
Глава 24. Учение о смерти.
Всякая смерть, независимо от ее причины, сводится к прекращению деятельности трех важнейших систем организма — дыхательной, сердечно-сосудистой и центральной нервной. Конечным результатом выключения этих систем является умирание клеток тела в основном вследствие прекращения доступа к ним кислорода. Так, при отсутствии дыхательных движений прекращается «вентиляция» крови — насыщение ее кислородом и освобождение от углекислоты, накопившейся в результате тканевого обмена. Остановка сердца влечет остановку всего кровотока, прекращение доставки кислорода к тканям и органам и удаления из них вредных продуктов обмена. И наконец, выпадение деятельности центральной нервной системы приводит к полному расстройству регулирования и взаимосвязи всех систем организма.
Быстрота наступления смерти колеблется в широких пределах. Оно может носить постепенный характер, например, при заболеваниях (туберкулез, болезни крови, злокачественные опухоли и др.), истощении, хронических отравлениях. В таких случаях наступлению смерти обычно предшествует пограничное состояние между жизнью и смертью, так называемый азональный период различной продолжительности — от нескольких минут до нескольких часов. В течение агонии происходит постепенное угасание жизни: дыхание становится прерывистым, поверхностным, иногда клокочущим, перемежающимся длительными паузами, сердечные тоны — очень глухими, резко нарушается ритм сердцебиения, нередко наблюдаются судороги, непроизвольное выделение мочи и кала. Резко изменяется внешний вид умирающего: лицо бледнеет, черты его заостряются вследствие расслабления мимических мышц и изменения напряжения мягких тканей в результате нарушения равновесия кислот, щелочей и солей, глазные яблоки западают, опускаются углы рта, а иногда и вся нижняя челюсть.
Смерть может наступить и очень быстро, внезапно при инфаркте миокарда, закупорке крупных кровеносных сосудов, питающих жизненно важные органы, тяжелых травмах, некоторых отравлениях (например, цианистым калием), поражении электрическим током и т. д.
Различают клиническую и биологическую смерть. Первая характеризуется отсутствием видимых проявлений жизни — дыхания, рефлексов, а иногда и сердцебиения. Однако это состояние является обратимым — в некоторых случаях своевременные медицинские меры (искусственное дыхание, массаж сердца, переливание крови, введение лекарственных средств) могут вернуть человека к жизни.
Состояние клинической смерти продолжается недолго, после чего наступает необратимая биологическая смерть, сопровождающаяся умиранием жизненно важных тканей, в первую очередь центральной нервной системы, которая весьма чувствительна к недостатку кислорода. Некоторые ткани способны к длительному переживанию после наступления биологической смерти, так, например, волосы и ногти растут еще в течение нескольких дней.
Классификация причин смерти.Причины смерти разделяются на естественные и насильственные.
К. естественным причинам смерти относятся болезни и старческая дряхлость. Естественной считается и смерть младенца в утробе матери (без вмешательства извне) либо после рождения вследствие недоношенности, нежизнеспособности или дефекта развития (уродства).
Насильственной смертью называется такая, которая вызвана внешними воздействиями: механическими повреждениями (нанесенными тупым, острым или огнестрельным оружием, транспортными средствами, при падении с высоты и т. д.), задушением (например, сдавлениях шеи, закрытием дыхательных отверстий какими-либо предметами, утоплением), отравлением, действием высокой или низкой температуры, электричества (промышленного и атмосферного) и т. д. Сюда же при наличии определенных условий можно отнести и смерть от голодания, от аборта и др.
Насильственная смерть подразделяется еще по роду ее. Различают смерть как следствие убийства, самоубийства и несчастного случая.
В компетенцию судебно-медицинского эксперта не входит разрешение чисто юридического вопроса — о правомерности или противоправности действия лица, причинившего смерть, о наличии или отсутствии умысла, о мотивах или обстоятельствах, побудивших его к тем или иным действиям, о возможности или обязанности предвидеть последствия этих действий (за исключением медицинских профессиональных правонарушений, где вопрос о предвидении нередко специально ставится на разрешение судебно-медицинской экспертизы). Не давая юридической квалификации события, судебно-медицинский эксперт должен дать оценку только чисто медицинским данным (повреждениям, позе трупа, данным вскрытия и т. п.), исходя лишь из своих специальных познаний. В частности, он должен проанализировать и учесть имеющиеся в деле данные и на основе их высказать свое мнение о механизме происшествия и о возможности или невозможности причинения смерти действиями самого умершего. В зависимости от этого он может высказать свое мнение о наличии, например, убийства или самоубийства. Права и обязанности судебно-медицинского эксперта в вопросе об определении рода смерти, пределы его компетенции изложены в письме № 306 от 29 февраля 1956 г. Главного судебно-медицинского эксперта Министерства здравоохранения СССР и в методическом письме Прокуратуры СССР от 8 августа 1958 г.
Одним из принципиальных отличий судебно-медицинской экспертизы от патологоанатомического вскрытия является ее конечная цель. Патологоанатом, производя вскрытие, определяет причину смерти с точки зрения клинической, он оценивает только те обнаруженные при вскрытии болезненные изменения, которые имеют значение в смысле расстройства здоровья, нарушения функции органов и жизнедеятельности организма. Судебно-медицинский эксперт, помимо установления причины смерти на основе своих специальных познаний и полученных при исследовании трупа данных, стремится помочь возможно полнее реконструировать события, приведшие к смерти. Для этого он должен уметь подметить и правильно оценить многие (несущественные с точки зрения патологоанатомической диагностики) особенности на трупе, мелкие ссадины, царапины, состояние одежды, обстановку места происшествия и т. п., учитывая их значение, как возможных следов внешних воздействий, приведших к смерти. Таким образом, судебно-медицинская диагностика причины смерти отвечает одновременно медицинским и юридическим требованиям. Чисто медицинская ее часть, как и при патологоанатомическом вскрытии отражает те процессы, которые произошли в организме и привели к прекращению его функций, т. е. к смерти. С помощью специальной судебно-медицинской диагностики причины смерти устанавливают те внешние воздействия, которым подвергся умерший при жизни (а иногда и его труп).
Судебно-медицинская диагностика использует не только данные, полученные при исследовании трупа, но и в большинстве случаев некоторые материалы проведенного расследования, относящиеся к предмету экспертизы, объясняя их с медицинской точки зрения. Вопрос о медицинском объяснении добытых по делу данных (например, показаний об обстоятельствах смерти) нередко ставится следователем перед экспертизой.
Так, в конечном итоге на основе синтеза всех судебно-медицинских данных и выводов у следователя создается основа для криминалистической реконструкции события и его юридической квалификации.
И наконец, в связи с тем, что юристы иногда не совсем правильно понимают термин «насильственная смерть», следует иметь в виду, что к насильственным причинам смерти относится, в частности, любое отравление, в том числе отравление алкоголем, его суррогатами (антипятноль и пр.),суррогатами — заменителями спиртных напитков (политура, одеколон, денатурат и т. п.), наркотиками (при наркоманиях). Такие отравления должны классифицироваться как несчастный случай.