Глава 2. Организация судебно-медицинской экспертизы в СССР.

Судебно-медицинская экспертиза в Советском Союзе является государственной и входит в систему органов здравоохранения.

В 1939 году Совет Народных Комиссаров СССР при­нял постановление «О мерах укрепления и развития судебно-медицинской экспертизы», которым были преду­смотрены конкретные мероприятия по улучшению судебно-медицинской экспертизы, установлена ее структура, ведомственная подчиненность органам здравоохране­ния.

В 1951 году была осуществлена реорганизация служ­бы судебно-медицинской экспертизы, на базе которой соз­даны бюро судебно-медицинской экспертизы, действую­щие и в настоящее время.

Бюро судебно-медицинской экспертизы призвано ока­зывать помощь органам дознания, прокуратуры и суда при разрешении вопросов, требующих специальных судебно-медицинских познаний. Вместе с тем советская судебная медицина помогает органам здравоохранения повышать качество лечебной помощи населению и про­водить профилактические мероприятия. Судебно-медицинские эксперты обсуждают с лечащими врачами судебно-медицинские случаи на совместных врачебных конферен­циях; доводят до сведения органов здравоохранения об имеющихся недостатках лечебной помощи и диагности­ки; извещают о выявленных случаях острозаразных заболеваний; анализируют материалы скоропостижной смерти, транспортной травмы, промышленных и бытовых отравлений; научно разрабатывают конкретные пробле­мы патологии человека и специальные судебно-медицинские вопросы.

Бюро судебно-медицинской экспертизы имеют сле­дующую структуру (рис. 1):

1) при министерствах здравоохранения союзных и автономных республик, краевых и областных отделах здравоохранения функционируют республиканские, крае­вые и областные бюро судебно-медицинской экспертизы;

2) при городских отделах здравоохранения Москвы и Ленинграда — городские бюро судебно-медицинской экспертизы.

Во главе бюро судебно-медицинской экспертизы стоит начальник бюро, являющийся одновременно старшим городским (Москва, Ленинград), областным, краевым судебно-медицинским экспертом, республиканским судебно-медицинским экспертом министерства здравоохране­ния автономной республики или главным судебно-меди­цинским экспертом министерства здравоохранения союз­ной республики.

Начальник бюро судебно-медицинской экспертизы: го­родского (Москва, Ленинград), областного, краевого от­делов здравоохранения и министерства здравоохранения автономной республики назначается и смещается руко­водителем соответствующего органа здравоохранения по согласованию с главным судебно-медицинским экспертом министерства здравоохранения союзной республики.

Начальник бюро судебно-медицинской экспертизы ми­нистерства здравоохранения союзной республики назна­чается и смещается министром здравоохранения союз­ной республики по согласованию с Министерством здра­воохранения СССР.

При Министерстве здравоохранения СССР состоит Главный судебно-медицинский эксперт Союза, который на­значается и смещается министром здравоохранения СССР.

В составе бюро судебно-медицинской экспертизы име­ются три отдела: судебно-медицинского освидетельство­вания живых лиц (амбулатория); судебно-медицинского исследования трупов с судебно-гистологическим отделе­нием (морг); судебно-медицинского исследования веще­ственных доказательств (судебно-медицинская лабора­тория).

Глава 2. Организация судебно-медицинской экспертизы в СССР. - student2.ru

Рис. 1. Схема организации судебно-медицинской экспертизы в СССР.

Районные, межрайонные и городские судебно-медицинские эксперты, работающие как в сельской местности, так в поселках и городах, в том числе в республиканских, краевых и областных центрах, а также судебно-медицинские эксперты и судебные химики судебно-медицинской лаборатории входят в штаты бюро судебно-медицинской экспертизы.

Межрайонные судебно-медицинские эксперты обслу­живают два-три района, но по усмотрению органов здравоохранения, в зависимости от местных условий, мо­гут устанавливаться штаты районных судебно-медицинских экспертов из расчета одной должности на один сель­ский район. В городах республиканского, краевого и областного подчинения введена одна должность эксперта на ПО тыс. населения. Количество экспертов лаборатории зависит от объема работы, и в каждом отделении лабо­ратории установлены для экспертов нормы. С целью ши­рокого внедрения в практику дополнительных методов исследования установлены должности эксперта-гистоло­га при морге и эксперта физико-технического отделения лаборатории.

Бюро судебно-медицинской экспертизы состоят в ве­дении органов здравоохранения и в лице своего началь­ника подчинены в административно-хозяйственном отно­шении: бюро судебно-медицинской экспертизы союзной республики — министерству здравоохранения союзной республики; бюро судебно-медицинской экспертизы авто­номной республики — министру здравоохранения АССР или заместителю министра; бюро областной, краевой судебно-медицинской экспертизы — заведующему обла­стным, краевым отделом здравоохранения; бюро город­ской (Москва, Ленинград) судебно-медицинской экспер­тизы — заведующему городским отделом здравоохра­нения.

Помимо административно-хозяйственного подчинения существует еще организационно-методическое подчине­ние: старшие городские судебно-медицинские эксперты в Москве и Ленинграде, областные, краевые судебно-меди­цинские эксперты и республиканские судебно-медицин­ские эксперты министерств здравоохранения автономных республик подчинены главному судебно-медицинскому эксперту министерства здравоохранения союзной респуб­лики; главные судебно-медицинские эксперты министерств здравоохранения союзных республик подчинены главно­му судебно-медицинскому эксперту Министерства здра­воохранения СССР.

Районные, межрайонные, городские судебно-медицин­ские эксперты и эксперты судебно-медицинских лабора­торий подчиняются как в административно-хозяйствен­ном, так и организационно-методическом отношении: старшему городскому (Москва, Ленинград), областному, краевому судебно-медицинскому эксперту и республиканскому судебно-медицинскому эксперту министерства здравоохранения автономной республики, а в республи­ках, не имеющих областного деления, — главному судебно-медицинскому эксперту министерства здравоохране­ния союзной республики, т. е. начальнику соответствую­щего бюро судебно-медицинской экспертизы.

Такая структура судебно-медицинской службы Со­ветского Союза позволяет контролировать деятельность судебно-медицинских экспертов и оказывать им помощь, что способствует повышению качества экспертиз и об­щему улучшению состояния работы.

Судебно-медицинские эксперты вполне самостоятель­ны в своей деятельности и должны давать заключение только в соответствии с результатами произведенной экспертизы, за которую несут личную ответственность. Если руководитель судебно-медицинского эксперта, про­веряя в порядке контроля заключение, найдет, что оно не логично, не вытекает из исследовательской части акта или противоречит ей, он обязан довести об этом до све­дения соответствующих судебно-следственных органов, обратив их внимание на то, что выводы эксперта недо­стоверны.

Инструкция о производстве судебно-медицинской экс­пертизы в СССР. Судебно-медицинская экспертиза в СССР осуществляется на основании Инструкции, издан­ной в 1952 году по согласованию с Прокуратурой СССР и бывшими Министерством юстиции СССР и Министер­ством государственной безопасности СССР.

Инструкция определяет цели и задачи, стоящие перед судебно-медицинскими экспертами. Она подчеркивает, что Судебно-медицинская экспертиза во всех случаях произ­водится только по предложению следственных и судеб­ных органов, на основе уголовного и гражданского, уго­ловно-процессуального и гражданского процессуального законодательства, постановлений и распоряжений пра­вительства, а также положений, правил, приказов и ин­струкций, издаваемых Министерством здравоохранения СССР.

В Инструкции сказано, что органы прокуратуры при­нимают активное участие в деле организации и улуч­шения работы бюро судебно-медицинской экспертизы, оказывая содействие в обеспечении условий для правиль­ного их функционирования. Органы следствия – при вызове судебно-медицинского эксперта для производства судебно-медицинской экспертизы должны предоставлять ему транспортные средства в случае невозможности вос­пользоваться для проезда транспортом общего пользова­ния (железная дорога, автобус и т. п.),

Инструкция категорически запрещает подменять заключение эксперта (акт судебно-медицинской экспер­тизы) какими-либо краткими справками, выписками или иными документами и употреблять бланки анкетного ти­па. Заключение эксперта должно быть передано лицу, назначившему экспертизу, не позднее трех дней после ее производства. Этот срок может быть удлинен экспертом при наличии уважительных причин, к которым, в частно­сти, относится необходимость получения результатов до­полнительных исследований (судебно-химического, судебно-гистологического и др.). В Инструкции рассматри­ваются вопросы, связанные с исполнением обязанностей судебно-медицинских экспертов.

Права, обязанности и ответственность судебно-меди­цинских экспертов и их взаимоотношения с следственны­ми и судебными органами в процессе проведения судебно-медицинской экспертизы определяются и регулируются соответствующим законодательством, а также приказа­ми, правилами и инструкциями Министерства здраво­охранения СССР.

Судебно-медицинский эксперт, являясь должностным лицом, несет за служебные проступки дисциплинарную, административную и судебную ответственность.

Инструкция обязывает судебно-медицинских экспер­тов консультировать работников органов дознания, про­куратуры и суда по вопросам судебно-медицинской экс­пертизы.

Наши рекомендации