X. Методика составления и проведения общеразвивающих упражнений (ОРУ).

Общеразвивающие упражнения (ОРУ) - доступное и эффективное средство физического развития детей. Не требующие дорогостоящего оборудования и специальных мест для занятий, они легко осваиваются детьми и воздействуют на весь организм занимающихся. Однако надо помнить, что положительный эффект будет в том случае, если физкультурные упражнения выполняются технически правильно, соблюдается необходимая нагрузка с учетом анатомо-физиологических особенностей детей.

Общеразвивающие упражнения занимают значительное место в общей системе физического воспитания детей младшего школьного возраста и необходимы для своевременного развития организма, сознательного управления движениями, являются средством для укрепления и развития организма. Общеразвивающие упражнения используются на физкультурных занятиях, в утренней гимнастике, во время физкультминуток, в сочетании с закаливающими процедурами, на детских праздниках. Правильное выполнение упражнений влияет на физическое развитие детей.

Общеразвивающие упражнения – специально разработанные движения для рук, ног, туловища, шеи и других частей тела, которые могут выполняться с разным мышечным напряжением, разной скоростью, амплитудой, в разном ритме и темпе.

Общеразвивающие упражнения развивают двигательные, психические качества ребенка, подготавливают его к овладению сложными действиями, развивают силу мышц, быстроту мышечных сокращений, подвижность суставов, формируют правильную осанку. Общеразвивающие упражнения имеют ряд особенностей: они точно дозируются, могут применяться в разнообразных вариантах и комбинациях. Это обеспечивает избирательный характер воздействия на отдельные группы мышц и на определенные системы организма. Большинство упражнений просты по своей структуре, они состоят из элементов, которые могут быть выполнены отдельно. В результате систематического повторения общеразвивающих упражнений создается своеобразный фонд двигательного опыта, двигательных качеств и способностей, необходимых как в жизненной практике, так и для формирования сложных гимнастических навыков. Наряду с влиянием на формирование опорно-двигательного аппарата, общеразвивающие упражнения являются прекрасным средством для развития органов дыхания, т.к. в каждый комплекс входят упражнения, укрепляющие диафрагму – основную дыхательную мышцу, мышцы брюшного пресса, содействующие более глубокому дыханию.

Активное дыхание, т.е. обмен газов в легких, имеет особое значение для организма ребенка. Интенсивность окислительных процессов в тканях ребенка выше, поэтому ему необходимо большее количество кислорода. При общеразвивающих упражнениях тренируются диафрагма, межреберные мышцы. В результате у детей улучшается экскурсия грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких, дыхание становится реже и глубже.

Четкий ритм, строгая дозировка, периодическое увеличение и снижение нагрузки в общеразвивающих упражнениях способствуют укреплению сердечной мышцы, увеличивают ударный объем сердца, улучшают ритмичность сокращений.

Упражнения оказывают большое влияние на развитие нервной системы. Быстрота реакции, координация, осознанное владение движениями имеют значение и для умственного развития детей. Как правило, общеразвивающие упражнения выполняются в коллективе, что способствует развитию у детей организованности, дисциплины.

Движения становятся более совершенными, когда выполняются в сопровождении музыки. Музыка воздействует на эмоции детей, создает у них определенное настроение, влияет на выразительность детских движений. Музыка может содействовать большей амплитуде движений или, наоборот, вызывать их сдержанность, четкость в исполнении. Такое разнообразие исполнения движений в зависимости от характера музыкального произведения влияет на их совершенствование. Движения становятся непринужденными, координированными, ритмичными, правильно отражающими характер музыкального произведения.

Основная характеристика общеразвивающих упражнений (в соответствии с их воздействием на отдельные части тела) проводится по анатомическому признаку: упражнения для рук и плечевого пояса, упражнения для туловища и шеи, упражнения для ног.

Упражнения указанных групп могут быть направлены:

- на развитие отдельных двигательных качеств и способностей – силы, гибкости, ловкости, быстроты, координации, равновесия, ритмичности, пластичности, грациозности и т.д.;

- на развитие свойств психики – внимания, сообразительности, ориентировки в пространстве, во времени и пр.;

- на повышение функционального уровня систем организма – упражнения для тренировки дыхательной, сердечно – сосудистой системы, активизации обменных процессов.

Все общеразвивающие упражнения могут проводиться без предметов или с использованием различных предметов и снарядов (упражнения с палками, мячами, обручами, флажками, скакалками, на гимнастической скамейке, у гимнастической стенки, стульев и пр.)

Упражнения для туловища и шеи влияют на развитие гибкости, подвижности позвоночника, ног, т.к. способствуют растягиванию связок, а это определяет анатомическую подвижность суставов. Упражнения с наклонами вперед и в стороны позволяют добиться нормального поясничного изгиба. Особенно полезны упражнения из исходного положения лежа на спине и животе, т.к. позвоночник освобожден от тяжести тела и может избирательно укреплять мышцы. В упражнениях с наклонами при сгибании и выпрямлении туловища из исходного положения лежа на спине укрепляются мышцы брюшного пресса, что положительно влияет на процесс пищеварения. У детей эти мышцы слабы, поэтому эти упражнения очень полезны. Упражнения для туловища и шеи выполняются в различных пространственных соотношениях, поэтому они оказывают воздействие на развитие координации, пространственных ориентировок. Повороты, вращения, необычные положения частей тела по отношению к его центру тяжести активизируют работу вестибулярного аппарата, что улучшает функцию равновесия. Как правило, велика нагрузка на мышцы в упражнениях туловища и шеи. Работу выполняют все части тела, все крупные мышцы. Это значительно повышает обменные процессы, развивает силу мышц.

Особое внимание целесообразно уделить упражнениям на мышцы плечевого пояса и вращениям головой. Эти движения способствуют увеличению мозгового кровообращения, что, в свою очередь, повышает тонус нервной системы, а также умственную и физическую работоспособность организма. Вращения головой (повороты, наклоны, круговые движения) нужно выполнять плавно, в невысоком темпе.

Упражнения для ног укрепляют связки и мелкие мышцы стопы, развивают ее гибкость. Особенно полезны различные движения стопой, любые движения ног с оттянутыми носками, приседания. Поднимания, махи ногами, приседания влияют на развитие подвижности суставов, укрепление, растягивание крупных мышц и связок ног и таким образом на развитие силы и гибкости ног. Многие упражнения для ног, в особенности дозированные приседания и прыжки, укрепляют сердечно - сосудистую систему, повышают физиологическую нагрузку, улучшают процессы обмена.

Положения тела, рук, ног перед началом выполнения упражнения называются исходными (и.п.). Они имеют существенное значение для выполнения упражнения, от них зависит устойчивость тела, нагрузка на отдельные группы мышц, амплитуда движения, его четкость. Изменение исходного положения ведет к перестройке структуры движения. В общеразвивающих упражнениях для младших школьников используются исходные положения для туловища – стоя, сидя, лежа на спине, на животе, на боку, стоя на одном, двух коленях, на четвереньках, в приседе и разнообразные исходные положения для рук и ног.

Особенно интересны упражнения, имитирующие движения животных, птиц. Каждый ребенок индивидуально, по-своему имитирует движение какого-либо животного или птицы.

Имитация ходьбы великана – спина прямая, руки на поясе, ходьба большими шагами (впередистоящая нога согнута в коленном суставе, сзади стоящая нога – прямая).

Имитация ходьбы гнома – спина прямая, ходьба частыми мелкими шагами.

Имитация движений птиц (петуха, страуса, цапли). При выполнении упражнения бедро выносимой вперед ноги должно быть высоко поднято, спина прямая, плечи развернуты, смотреть вперед-вверх.

Имитация движений гуся. Выполнять упражнение из и.п. в приседе, руки на поясе, спина прямая.

Имитация движения полета птиц. Учащиеся выполняют движения руками вверх и вниз (взмах крыльев птиц) в беге.

Имитация прыжков лягушки. Прыжки – из полного приседа. И.п.: ноги врозь, спина прямая, отталкивание выполнять двумя ногами одновременно, выпрыгивать вверх из полного приседа.

Нормальное функционирование важнейших органов и систем организма во многом определяет правильная осанка. В детском возрасте она неустойчива, легко могут появляться изменения положительного и отрицательного свойства. Многие общеразвивающие упражнения, в особенности те, в которых укрепляются крупные мышцы плечевого пояса и спины, способствуют формированию правильной осанки.

Сердце – тренируемый орган. Оно быстро реагирует на малейшие изменения в физической работе. Систематическое применение общеразвивающих упражнений положительно сказывается на функции сердца, т.к. нагрузка увеличивается постепенно, четко дозируется. В результате сердечная мышца становится сильной, осуществляется перестройка работы в связи с меняющейся нагрузкой. Общеразвивающие упражнения укрепляют сердечно-сосудистую систему. Наиболее специфическое влияние в этом плане оказывают ритмичные многократно повторяющиеся движения с высокой физиологической нагрузкой. Важно, чтобы эти упражнения входили в каждый комплекс, регулярно повторялись.

Упражнения, направленные на укрепление дыхательной системы, формирование навыков рационального дыхания, называются дыхательными. Сила дыхательных мышц влияет на подвижность грудной клетки, активно развивает легочную ткань и способствует глубокому полноценному дыханию. У ребенка дыхательные мышцы силой не отличаются, их надо развивать. В настоящее время в связи со значительным количеством респираторных заболеваний, аллергией дыхательных путей эта работа приобретает особую значимость и как профилактическая мера, и как средство полноценного развития детей, перенесших легочные заболевания. Сила дыхательных мышц возрастает в упражнениях, где имеется фиксированный, длительный выдох с преодолением преграды (с полузакрытыми губами, сжатыми зубами и т.д.). Чтобы научиться правильно дышать, нужно уметь управлять дыхательными мышцами, развивать их, укреплять.

Общеразвивающие упражнения направлены на развитие координационных способностей, гибкости и подвижности в суставах, укрепление отдельных мышц или их групп, недостаточное развитие которых мешает овладению совершенной техникой бега. В подготовительной части тренировочного занятия ОРУ применяются для разогревания мышц и подготовки организма к предстоящей работе. А в основной части при повторном или интервальном методах тренировки, когда нагрузка выполняется сериями,— служат средством активного отдыха. В заключительной части — способствуют лучшему восстановлению после проделанной работы и локально применяются для укрепления и развития отдельных мышц.

При составлении комплекса ОРУ необходимо придерживаться следующих требований:

1.упражнения должны быть доступными, последовательно переходить от простого к сложному;

2.нагрузка должна постепенно увеличиваться;

3.упражнения должны воздействовать на все группы мышц;

4.упражнения должны чередоваться для различных мышечных групп;

5.включать упражнения на дыхание и упражнения для осанки.

Построение при проведении ОРУ может быть разнообразным: в кругу, в шеренге, в колонне по одному, по два и т.д., в движении и на месте, с различными предметами (палками, мячами, скакалками, обручами, флажками).

Упражнения в комплексе располагаются в следующем порядке:

1. Специальные дыхательные упражнения.

2. Упражнения для мышц шеи.

3. Упражнения для рук и плечевого пояса (круговые вращения, рывки, махи, поднимание, опускание плеч и т.д.).

4. Упражнения для мышц туловища (повороты, наклоны, круговые движения).

5. Упражнения для мышц ног (приседы, махи, выпады).

6. Подскоки и прыжки.

7. Упражнения на дыхание.

Чёткий ритм, строгая дозировка, постепенное увеличение нагрузки в ОРУ способствуют совершенствованию координации движений и воспитанию двигательных навыков. Движения становятся более совершенными, когда ОРУ выполняются в сопровождении музыки.

Каждое упражнение начинается с исходного положения.

Для ног: основная стойка, стойка ноги врозь, широкая стойка, стойка ноги скрестно.

Для рук: руки к плечам, руки перед грудью, руки на поясе, руки вперёд, в стороны, вверх, руки за головой.

Кроме этих исходных положений используются: полуприседы, приседы, с положением коленей вместе или врозь, на носках или на всей ступне; упоры присев, стойка на одном или на двух коленях, положение сидя, лёжа.

ОРУ должны соответствовать цели, которую учитель ставит перед собой при проведении мероприятия.

При выполнении упражнений дыхание может регулироваться произнесением коротких слов или звуков в момент естественного сжатия грудной клетки — во время наклона дети говорят: «Вниз».

При проведении упражнений на воздухе необходимо целенаправленно обучать детей правильному дыханию. Поднятие рук вверх, разведение их в стороны, выпрямление туловища сопровождаются вдохом. Наклоны, повороты туловища, сведение рук, приседания и др. должны сопровождаться выдохом, который усиливается этими движениями. Учитель должен обращать внимание не только на качественное выполнение самих движений, но и на правильное дыхание.

На протяжении занятий дети выполняют большой объем физической работы, которая требует усиленного притока кислорода к мышцам и органам. Поэтому для улучшения вентиляции легких во время занятий необходимо выполнять дыхательные упражнения. Они способствуют развитию дыхательной мускулатуры, особенно мышц, обеспечивающих глубокий выдох. Особенность этих упражнений заключается в том, что дыхание осуществляется через рот. Это позволяет не только быстро ликвидировать образовавшуюся в результате интенсивной деятельности кислородную недостаточность, но и закаливать организм. На занятиях используются следующие 3 упражнения, которые чередуются между собой (по Б. С. Толкачеву):

1) Исходное положение (и. п.) - ноги на ширине плеч, руки в стороны и максимально отведены назад, ладони вперед, пальцы врозь. 1 - руки скрестить на груди, кистями хлопнуть по разноименным лопаткам, одновременно сделать громкий выдох; 2 - плавно развести руки в стороны и принять и. п. (дети как бы «обнимают» себя или «греются на морозе»).

2) И- п.- ноги на ширине плеч, на носках, руки вверх — в стороны. 1 - опускаясь на ступню, наклониться вперед, руки через стороны скрестить перед грудью с громким выдохом максимальной глубины; 2-3 - остаться в наклоне, плавно скрещивая и разводя руки, усилием мышц закончить выдох; 4 — плавно выпрямиться, делая спокойный вдох, и принять и. п. (дети как бы сдувают пыль или снег с обуви).

3) И. п.- ноги на ширине плеч, на носках, руки за голову, кисти сцеплены. 1 - опускаясь на ступню, сделать глубокий наклон вперед, руки опустить между ног с резким глубоким выдохом; 2 - принять с вдохом и. п. (дети как бы рубят дрова).

Во вводной части занятия после медленного бега по площадке дети выполняют во время ходьбы первое упражнение 3-4 раза. В заключительной части занятия во время ходьбы или стоя на месте дети выполняют одно из упражнений 6-8 раз подряд, после чего идут в помещение.

Вопросы

1. Какова оздоровительная направленность общеразвивающих упражнений?

2. В какой последовательности выполняются общеразвивающие упражнения?

3. В чём заключается роль дыхательных упражнений?

Много труда надо вложить в маленького человека, чтобы он вырос здоровым и красивым, сильным и умным. Красота, здоровье, развитие интеллекта, формирование характера, расцвет индивидуальности ребенка - вот серьезные проблемы, встающие перед родителями. Ведь правильное, гармоничное развитие детей - залог здоровья будущих поколений. Наша повседневная забота о детях, в конечном счете - забота о ближайшем и отдаленном будущем человечества.

Дети стремятся стать такими же ловкими, быстрыми, сильными, какими они видят на соревнованиях, в кино или по телевизору прославленных мастеров спорта. И в этом нет ничего удивительного: естественно желание детей, подражая взрослым, быть похожими на них. Это желание взрослые должны всячески поддерживать. Эмоциональные особенности младших школьников надо использовать, чтобы в раннем возрасте привить интерес к ежедневным физическим упражнениям. Сама природа наградила детей естественной потребностью в движении. Она обусловлена не зависящими от их сознания возрастными особенностями. Поэтому взрослые должны считаться с этим и активно помогать разумной организации двигательной деятельности.

Приложение № 1

Варианты физкультурных минуток для младших школьников

Вариант 1.

1.Растереть ладонь о ладонь до появления тепла. Помассировать пальцы. Согретыми ладонями растереть ушные раковины. Затем более тщательно пальцами промассироватъ их миллиметр за миллиметром. После этого указательные пальцы вставить в ушные отверстия и повибрировать ими, как бы освобождая от воды.

2. Написать в воздухе носом и подбородком цифры от 1 до10 или буквы. Делать это с максимальными поворотами головы (цифры или буквы должны получаться высокими и широкими). Можно рисовать в воздухе предметы, фигуры животных, «писать» добрые слова.

3. Божественная поза. Сидя или стоя, руки опущены. Заведя руки за спину, соединить их ладонями вместе. Затем, вывернув сложенные руки пальцами вверх, расположить кисти как можно выше, так, чтобы мизинцы по всей длине касались позвоночника. Удерживать 20-30 секунд. Затем медленно вернуться в исходное положение.

4. Принять удобную позу и выполнить дыхательное упражнение, удлиняя выдох с помощью звука «у-У-У»- Сделать энергичный выдох. Повторить 3-4 раза.

5. Расскажите стихи руками. «Две мартышки» (см. ниже)

Вариант 2.

1.Массаж лица «Летели утки…».

Летели утки над лесной опушкой,

(слегка касаясь пальцами, провести по лбу 6 раз).

Задели ели самую верхушку,

(слегка касаясь пальцами, провести по щекам 6 раз).

И долго елка ветками качала…

(слегка помассировать уши).

Отдохнули и начали сначала.

(то же в такт речевки).

2.Дыхательные упражнения:

повороты головы налево и направо; на каждый поворот – шумный короткий вдох носом;

повороты туловища налево и направо, при каждом повороте «яростно» нюхать воздух.

3.Наклоны головы к плечам: энергично наклонять голову то к правому, то к левому плечу, стараясь коснуться плеча ухом (10-12 раз).

4. «Наказалка». Перешагивая на месте с ноги на ногу, делать резкие махи расслабленной ногой назад, сгибая ногу в колене. Стараться выполнить хлесткие удары по ягодице (6 раз).

5.Гимнастика для глаз.

Закрыть глаза согнутыми ладонями и в этом «темном домике» делать движения глазными яблоками вверх-вниз, влево-вправо, круговые движения.

Вариант 3. (сидя за столами)

1.Божественная поза (см. вариант 1).

2. Потанцевать (сплясать), не вставая, вальс, русский перепляс, «Ламбаду», «Барыню», танго.

3. Упражнения, направленные на профилактику плоскостопия: поочередное поднимание носков и пяток (8 раз); поочередное разведение носков и пяток (8 раз); движения, напоминающие захват пальцами ног песка на пляже.

Вариант 4.

1. Быстро потереть друг о друга пальцами ладони – 5 секунд.

2. Быстро потереть разогретыми теплыми пальцами щеки вверх-вниз – 5 секунд.

3. Расскажи стихи руками «Пять малышей».

4. Перекручивание рук: вытянуть руки перед собой, перекрестить, повернув ладони навстречу друг другу, и переплести пальцы рук. Переплетенные руки перекинуть, не разжимая пальцев, от себя вниз к полу. Поменять местами положение рук и повторить (4 раза).

5. «Восточный танец». Переплести руки над головой. Сохраняя вертикальное положение головы, перемещать голову влево - вправо в плоскости плечевого пояса (6-8 раз). Варианты: по 2 раза в каждую сторону, по 3 раза в каждую сторону.

Вариант 5.

Оздоровительный массаж всего тела:

Чтобы не зевать от скуки,

Встали и потерли руки,

А затем ладошкой в лоб –

Хлоп-хлоп-хлоп.

Щеки заскучали тоже?

Мы и их похлопать можем.

Ну-ка, дружно, не зевать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Вот и шея. Ну-ка, живо

Переходим на загривок.

А теперь уже, гляди.

Добрались и до груди.

Постучим по ней на славу:

Сверху, снизу, слева, справа.

Постучим и тут и там,

И немного по бокам.

Не скучать и не лениться!

Перешли на поясницу,

Чуть нагнулись, ровно дышим,

Хлопаем как можно выше. (Выполняются быстрые частые хлопки на соответствующие слова.)

Вариант 6.

  1. Выполнение упражнений для глаз по схеме:

вверх-вниз (2-3 раза);

влево - вправо (2-3 раза);

по большому овалу (по часовой стрелке) – 2 раза;

по внутреннему (против часовой стрелки) – 2 раза;

по кругам (упражнение «восьмерка») – 2 раза.

Для удержания интереса у детей можно применить указку, на конце которой крепится небольшая игрушка (бабочка, самолет, птички и т. п.).

2. Педагог произносит слова, дети выполняют упражнения, задания:

Подул сильный ветер (дети размахивают поднятыми вверх руками).

Сверкнула молния (резко выбрасывают кулаки вверх и разжимают пальцы).

Грянул гром (хлопают в ладоши, топают ногами).

Пошел крупный дождь (часто-часто громко стучат пальцами по столу).

Дождь затихал, затихал и затих (реже стучат пальцами по столу).

Выглянуло солнце (показывают руками большое круглое солнце).

Дети улыбаются.

Солнцу рада детвора (бодро маршируют на месте).

В добрый час – физкультура!

Вариант 7.

«Молоточек».

Катя играет с одним молотком.

С одним молотком, с одним молотком.

(Ударять кулаком правой руки по столу).

Катя играет с двумя молотками,

С двумя молотками, с двумя молотками.

(Ударять двумя руками).

Катя играет с тремя молотками,

С тремя молотками, с тремя молотками.

(Ударять двумя кулаками и топать одной ногой).

Катя играет с четырьмя молотками.

С четырьмя молотками, с четырьмя молотками.

(Ударять двумя кулаками и топать двумя ногами).

Катя играет с пятью молотками,

С пятью молотками, с пятью молотками.

(Ударять двумя кулаками, топатьдвумя ногами и кивать головой).

Упражнения для составления разнообразных комплексов

1. Сжимание и разжимание пальцев (по 10-20 раз). Возможны различные варианты выполнения задания: руки держать ладонями вверх, вниз, сжимать одновременно обе руки, правую и левую поочередно.

2. Вращение кистью правой руки в разные стороны (вправо и влево), повторить то же левой рукой, вращать одновременно обе кисти вовнутрь и наружу.

3. Выгибание и прогибание кистей рук. Упражнение выполняется одновременно обеими кистями или поочередно правой и левой рукой.

4. «Ножницы». Развести пальцы правой руки в стороны, свести вместе, проделать то же левой рукой, затем двумя руками одновременно (10 раз).

5. «Замок». Соединить ладони вместе, пальцы переплетены.

6. Солнечные лучики. Руки в «замке» подняты вверх, ладони крепко прижаты друг к другу. С силой сжимать и разжимать пальцы (5-10 раз).

7. «Фонарики». Вращение кистями рук (10-20 раз).

8. «Игра на фортепиано».

9. «Футболисты». Забивать шарики одним, двумя или несколькими пальцами.

10. «Бегуны». Указательным и средним пальцами правой руки «бегать» по столу вперед и назад. Проделать то же левой рукой, двумя руками одновременно.

11. Поочередное прикосновение большим пальцем ко второму, третьему, четвертому и пятому пальцам правой руки в обычном и максимальном темпе.

12. Выполнение аналогичного задания пальцами левой руки.

13. Выполнение двух предыдущих заданий одновременно

двумя руками в обычном и максимальном темпе.

14. Пальцами правой (левой) руки «здороваются» по очереди с пальцами левой (правой) руки (похлопывание подушечками пальцев, начиная с большого).

15. «Пальчики здороваются». Поочередно, начиная с большого пальца, движения-касания всех пальцев обеих рук.

16. Поочередное сгибание пальцев правой (левой) руки, начиная с мизинца.

17. Одновременно согнуть пальцы правой (левой) руки, начиная с большого пальца.

18. Одновременно согнуть пальцы правой (левой) руки в кулак, поочередное их выпрямление, начиная с большого пальца.

19. Согнуть пальцы правой (левой) руки в кулак, поочередное их выпрямление, начиная с мизинца.

20. Положить кисть правой (левой) руки перед собой (в положении игры на рояле), выполнить последовательно движения первым и вторым, первым и пятым пальцами и т. Д.

21. Непрерывное ведение линии по нарисованному лабиринту карандашом, взятым в правую (левую) руку, не поворачивая бумагу, на которой нарисован лабиринт.

22. Скатать пальцами правой (левой) руки лист папиросной бумаги в компактный шарик, не помогая при этом другой рукой.

23. Нанизать бусы на нить и завязать ее концы бантиком.

24. Укладывание спичек в коробку одновременно обеими руками (большим и указательными пальцами обеих рук одновременно брать лежащие на столе спички и одновременно складывать их в спичечную коробку).

25. Взять в правую и левую руки по карандашу и одновременно постукивать ими по бумаге, не ставя последующие точки на предыдущее место постукивания (порядок расстановки точек произвольный).

26. Одновременное изменение положений кистей рук (одна сжата в кулак, другая с распрямленными пальцами).

27. Одновременное выбрасывание вперед кистей рук, пальцы одной из которых сжаты в кулак, другой – соединены кольцом.

28. Пальцы горизонтально вытянутых рук описывают в воздухе

круги правильной формы, любого размера, но одинаковые для обеих рук. Правой рукой круги описывать по направлению часовой стрелки, левой – в обратном направлении.

29. Отбивать (в удобном темпе) по одному такту правой (левой) рукой, одновременно с тактом, отбиваемым правой (левой) рукой, ударять по столу указательным пальцем левой (правой) руки.

30. Отбивать (в удобном темпе) по одному такту правой (левой) рукой, одновременно с этим горизонтально вытянутым пальцем правой (левой) руки описывать в воздухе небольшой круг.

Упражнения сидя за столами

Поднять ноги, согнутые в коленях, держать, опускать (4 раза).

«Веселые ножки» – выставить одну ногу вперед на пятку, на носок, убрать под стул; другой ногой… (4 раза).

Гимнастика для глаз:

медленно вращать глазами по кругу слева направо и обратно (3-5 раз); смотреть вверх-вниз, влево - вправо; закрыть глаза, открыв, часто-часто поморгать.

Массаж ушей:

Загнуть уши вперед (4 раза); прижать ушные раковины к голове, затемотпустить; потянуть мочки ушей в стороны, вверх, вниз, отпустить (4 раза);

указательным пальцем освободить слуховые отвороты «от воды».

Пальчиковые игры для развития мелкой моторики рук

Среди разнообразных двигательно-оздоровительных моментов, организуемых на занятиях, особое место принадлежит тем из них, которые связаны с развитием мелкой моторики руки. Оно имеет непреходящее значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства.

1. «Птичка»

Это упражнение служит для развития мышц кисти. Дети соединяют большой и средний палец, а сверху кладут указательный, словно держат ручку. Во время выполнения упражнения работает только кисть. Дети движением кисти «вверх-вниз», «влево - вправо» отвечают на вопрос:

- Птичка хочет есть? (Да).

- Птичка хочет пить? (Да).

- Птичка хочет спать? (Нет).

- Птичка хочет играть? (Нет).

2. «Лесная история»

Дети рассказывают историю, которая случилась в лесу, показывая все движения на пальцах:

- Выбежали зайки на полянку. Прыг-скок, прыг-скок. (Отрывистыми движениями дети барабанят пальцами по парте, изображая зайчиков.)

- Пришла лиса. Она шла очень тихо и осторожно. (Дети мягко нажимают на подушечки пальцев, касаясь парты.)

- Лиса шла не только тихо, но еще и незаметно. Своим хвостом она заметала следы. (Дети имитируют движение хвоста, покачивая кисть то в одну, то в другую сторону.)

- Зайцы увидели ее и бросились врассыпную. (Ударом всех пальцев одной руки имитируют движение заячьих прыжков.)

3. «Ребро, ладонь, кулак»

Поочередно на стол кладется ребро ладони, открытая ладонь, пальцы, сжатые в кулак.

  1. «Семья»

Пальцы обоих рук сжаты в кулак. Локти на столе. Одновременно, начиная с мизинца дети раскрывают кулачок на обеих руках, поднимая по одному пальчику.

Этот пальчик – бабушка.

Этот пальчик – дедушка.

Этот пальчик – мама.

Этот пальчик – папа.

Этот пальчик – я. Вот и вся моя семья.

5. «Домик»

- Раз, два, три, четыре, пять.

(Разжимаем пальцы из кулака по одному, начиная с большого)

Вышли пальчики гулять.

(Ритмично разжимаем все пальцы вместе.)

- Раз, два, три, четыре, пять.

(Сжимаем поочередно широко расставленные пальцы в кулак, начиная с мизинца.)

- В домик спрятались опять.

(Возвращаемся в исходное положение.)

6. «Замок»

- На двери висит замок.

- Кто его открыть бы смог?

(Быстрое соединение пальцев в замок.)

- Потянули.

(Пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны.)

- Покрутили.

(Выполняются волнообразные движения кистями рук.)

- Постучали.

(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладошками друз о дружку.)

- И открыли! (Пальцы расцепились.)

7. «Засолка капусты»

- Мы капусту рубим.

(Ребром ладони дети показывают движение, как они рубят капусту.)

- Мы капусту трем.

(Кулачком правой руки дети трут о раскрытую ладонь левой руки.)

- Мы капусту солим.

(Движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки.)

- Мы капусту жмем.

(Интенсивно сжимаем пальцы обеих рук в кулаки.)

  1. «Мы шьем»

Нитку вдеть – для пальца – непосильный труд,

Но зато два пальца платьице сошьют.

Три в тетради нашей

Пишут хоть куда.

Десять поле пашут, строят города.

9. «Сестрички». Две сестрички, две руки.

Рубят, строят, роют,

Рвут на грядке сорняки

И друг дружку моют.

Месят тесто две руки –

Левая и правая,

Воду моря и реки

Загребают, плавая.

Упражнения для лица, языка

1. «Мячик». Набрать ртом воздух, сомкнуть губы, передвигать комок воздуха из правой щеки в левую, из-под верхней губы под нижнюю. В конце каждого движения делать задержку на несколько секунд. Повторить 5-10 раз.

2. «Прятки». Спрятать губы, втянуть их в рот, зажмите. Удерживать это положение несколько секунд. Повторить 3-5 раз. Можно языком несколько раз провести по губам, когда они спрятаны. Это упражнение поможет девочкам сохранить естественный цвет губ.

3. «Хоботок». Сомкнутые губы вытянуть вперед, удержать на 10-15 секунд, расслабить. Повторить 5-10 раз.

4. «Улыбка». Сомкнутые губы растянуть в улыбке, как можно сильнее. Удерживать улыбку 5-10 секунд, расслабиться и повторить упражнение 5-10 раз.

5. Последовательно вытягивать верхнюю и нижнюю губы на зубной ряд. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд. Повторить несколько раз.

6. Сомкнутые губы переместить вправо, влево. В конце каждого движения делать задержку на несколько секунд. Повторить несколько раз.

7. «Барабан». Плотно сомкнуть губы, надуть щеки. Кулаками аккуратно ударять по надутым щекам, пока не выйдет весь воздух. Повторить несколько раз.

8. Погримасничайте. Сделайте мимические упражнения перед зеркалом. Не забывайте, это полезно только для укрепления мышц лица.

9. Согнутыми пальцами обеих рук похлопать по лицу в направлении от подбородка вверх, от носа в стороны. Это упражнение хорошо укрепляет мышцы лица.

10. «Отбойный молоток». Произносить звук «д. д, д, д». усиленно прижимая кончик языка к передним зубам. Выполняйте сначала в течение 30 секунд, постепенно доводить до 2 минут.

11. «Красим потолок». Представить, что язык – это кисть, а верхнее небо – потолок, который вы «красите». Выполнять упражнение тщательно, с усердием. Две-три минуты пролетят незаметно.

12. «Перекличка зубов». Кончиком языка коснуться каждого зуба в верхнем ряду, затем – в нижнем.

13. Массаж десен. Кончиком языка массировать десны верхней челюсти, затем нижней. Движения выполнять в разных направлениях.

14. Массаж внутренней части губ. Кончиком языка провести вдоль верхней губы, затем (в другом направлении) – вдоль нижней.

Речёвки для проведения физкультминуток

1. «Азбука»

Зайка азбуку учил. Зайка буквы позабыл. Тут заплакал наш зайчонок, подошел к нему котенок, говорит: «Не плачь, зайчонок, буквы выучим с тобой».

2. «Витамины – наши друзья»

Пейте все томатный сок, кушайте морковку! Все, ребята, будете сильными и ловкими. Грипп, ангину, скарлатину – все прогонят витамины!

3. «Лежебока»

Раз, два, три, четыре, пять, любим числа мы считать. Про ленивого кота всем хотим вам рассказать. Лежебока рыжий кот отлежал себе живот. Кушать хочется, лень ворочаться. Вот и ждет ленивый кот, может, миска подползет!

4. «Важные правила» (для письменных уроков)

Сяду ровно, не согнусь. За работу я возьмусь. Я тетрадь свою раскрою, уголочком положу. И от вас друзья, не скрою, ручку правильно держу.

5. «Друзья»

Никогда и ни в чем мы друзей не подведем. Нашу радость и успех делим поровну на всех. Мир и счастье всей планете! Пусть не будет войн на свете!

6. «Первоклассники»

Время тратим не напрасно. Чтоб всегда все было ясно, знаем азбуку на пять! Любим строить, рисовать. Книги, ручки и тетрадки держим мы всегда в порядке.

7. «Отличники»

По бульвару, напевая, наш Данилка – прыг да скок! Три пятерки на уроках заработал паренек! Стоп! Красный свет – дороги нет! На желтый – подожди. Когда горит зеленый свет – счастливого пути!

  1. «Зарядка»

Одолела нас дремота,

Шевельнуться не охота?

Ну-ка, делайте со мною

Упражнение такое:

Вверх, вниз, потянись,

Окончательно проснись.

Руки вытянуть пошире,

Раз, два, три, четыре.

Наклониться – три, четыре. И на месте поскакать. На носок, потом на пятку. Все мы делаем зарядку.

9. «Буратино»

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Три – нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

10. «Мое тело»

Головушка – соловушка (гладят голову),

лобик – бобик (выставляют вперед свой лобик, как бычки),

носик – абрикосик (закрывают глазки и попадают пальчиком в кончик своего носа),

щечки – комочки (мнут пальчиками щечки, трут их тихонько ладошками),

губки – голубки (вытягивают губки в трубочку),

зубочки – дубочки (стучат тихонько крепкими зубами),

бородушка – молодушка (гладят подбородок),

глазки – краски (раскрывают пошире глазки)

Наши рекомендации