Обращенность к объекту и самообращенность

Когда вы начинаете действовать, опираясь все больше и больше на собственные внутренние ощущения, ваше само восприятие неизбежно становится все менее и менее зависимым от мнения окружающих. В Аюрведе это называется переходом от состояний "обращенности к 4 объекту" к состоянию "самообращенности".
Обращенность к объекту означает жертвование своим уникальным внутренним тождеством ради искусственно создаваемого внешнего имиджа. Обращаться к объекту, значит отождествлять себя с мнением окружающих людей. При таком подходе все, что вы делаете, должно быть тщательно продумано, вся ваша энергия направляется вовне, на какой-нибудь внешний объект или лицо, а это очень утомительно. В Аюрведе такое поведение называется прагьяпарадх, ошибка интеллекта. Ошибка эта состоит в том, что вы признаете зависимость истинной природы своего сознания от объектов, лежащих вне его.
В противоположность этому, самообращенность означает открытие своего истинного тождества и жизненного предназначения внутри самого себя, При таком подходе отсутствует импульс намеренно просчитывать свои действия - они проявляются интуитивно и непроизвольно и поэтому всегда верны. На безмолвном уровне сознания, на глубочайшем уровне вашей внутренней природы существует гораздо более надежная вычислительная машина, нежели любое сознательное планирование или сознательный мыслительный процесс. Получая доступ к внутренней природной вычислительной системе, работающей естественно и без усилий, вы высвобождаете тем самым огромное количество энергии и творческой созидательности. И тогда усталость становится пережитком прошлого.

ОСОЗНАНИЕ НАСТОЯЩЕГО МОМЕНТА

Осознание самообращенности есть осознание настоящего момента. Жизнь упорядочивается сама собой, когда вы живете настоящим, а не сожалеете о прошлом или беспокоитесь о будущем. В основе же осознания обращенности к объекту лежит страх и беспокойство. Это объясняется тем, что объект, на который направляется ваше внимание, все время меняется - действительно, Кто может предсказать, о чем могут думать окружающие люди и тем более, как будут развиваться внешние события? Обращенность к объекту - это такой образ жизни, в основе которого неизменно лежит страх, а ничто так не рассеивает энергию, как чувство страха.
В нашем следующем основном принципе энергии кратко изложены идеи, которые мы обсуждали в этой главе. Пожалуйста, запишите его:
ОПЭ 22. Целью роста и развития каждого человека является достижение цельности жизни. Цельность - это в первую очередь обращенность к самому себе, а не к объектам внешнего мира, она сфокусирована в осознании настоящего момента и характеризуется внутренней свободой, творческой созндательноетыо, непосредственностью и безграничной природной энергией.

ДХАРМА

В Аюрведе есть важное понятие, касающееся развития человеческой индивидуальности. Это понятие дхармы. Слово "дхарма" можно перевести как естественный путь человека, его естественное поведение или естественный долг. В этом понятии заключена мысль о том, что каждому человеку предначертана линия поведения, которая является наиболее правильной и благотворной для него; эта линия есть путь, ведущий к абсолютному счастью и скорейшему развитию.
Существуют два аспекта дхармы: универсальный и индивидуальный. У каждого из нас есть универсальная дхарма, которая заключается в достижении цельности жизни. Эта дхарма встроена в разум и тело и записана в нашей ДНК. Каждое последующее поколение наследует от предыдущего импульс к развитию. Все мы наделены этим стремлением к полному раскрытию своего внутреннего потенциала, как умственного, так и физического. В физическом смысле это значит достижение совершенного здоровья. На эмоциональном и психологическом уровнях это означает достижение такого состояния устойчивости, творческого подъема и блаженства, которые мы называем самоактуализацией, или самореализацией, а Аюрведа - просветлением.
Наряду с универсальной существует индивидуальная дхарма. Это линия поведения, которая максимально соответствует индивидуальности каждого человека и помогает ему как можно скорее достичь цельности жизни. Так, одному человеку реальную возможность для полного индивидуального развития может обеспечить профессия летчика или военного. Другому, чтобы полностью раскрыть себя, возможно, потребуете стать строителем или учителем. Но в любом случае, если линия действия соответствует дхарме, она является правильной, естественной и ведущей к счастью;
С течением времени индивидуальная дхарма может меняться. Например, мы не создаем семью, когда ходим в школу и подрастаем, т. е. наше поведение соответствует дхарме, однако затем для большинства из нас дхармой становится семейная жизнь. Так же на протяжении жизни по мере того, как человек переходит из одной фазы дхармы в другую, могут меняться его профессиональные интересы и даже жизненные ориентиры.
Дхарма - это прежде всего инструмент достижения счастья, цельности и здоровья. Если совершаемое действие является правильным и естественным, если оно находится в русле развития, тогда разум и тело будут испытывать чувство комфорта, удовлетворения и даже блаженства. Если же действие становится преградой на пути развития, это будет проявляться физическим или эмоциональным дискомфортом, который весьма часто принимает форму хронической усталости.
Как вам следует искать свою дхарму? Для начала очень важно понять, что универсальная и индивидуальная дхармы питают и поддерживают друг друга. Если у вас есть сомнения относительно того, какой может быть ваша индивидуальная дхарма, вам следует направить внимание на развитие своей универсальной дхармы - на развитие самообращенности и цельности. Все процедуру и приемы, описанные в этой книге, помогут вам "восстановить равновесие в своем сознании и теле. Они приведут вас в более тесное соприкосновение с вашими собственными внутренними источниками созидательности и интеллекта. Обретя эту более широкую перспективу и повышенную творческую активность, вы естественным образом начнете находить большее удовлетворение в своей жизни. В каждой ситуации вы будете видеть наиболее перспективные и созидательные возможности и научитесь максимально их использовать. В процессе индивидуального развития вы, возможно, придете к заключению, что вам необходимо кое-что изменить, например, в Своей работе или во взаимоотношениях с людьми. До теперь эта перемена будет происходить естественным путем, поскольку вы научились оценивать свою ситуацию с точки зрения более широкой перспективы и более высокого уровня творческой созидательное™. Ваши действия будут все больше и больше гармонировать с вашей внутренней природой и вашей индивидуальной дхармой.

МИР РАДОСТИ И ВЕСЕЛЬЯ

Наряду с работой и повседневными обязанностями, дхарма каждого человека предполагает развлечения и отдых. В сущности, мы живем в мире радости и веселья. Просто оглянитесь вокруг и вы увидите, что это так: по утрам заливаются щебетом птицы, резвятся в морских волнах дельфины и повсюду в природе царит веселье. Отдых является неотъемлемой стороной цельности бытия, и, чтобы достичь этой цельности, важно уделять ему достаточно времени.
Многие из приведенных в этой книге приемов я бы назвал восстанавливающими, в том числе медитацию, упражнение Приветствие Солнцу, а также упражнения нервно-мышечной и нейро-респираторной интеграции. "Восстанавливать" означает воссоздавать, т. е. буквально "вновь создавать": освежать, оживлять, обновлять ресурсы организма и пополнять запасы жизненной энергии.
В качестве важного аспекта сбалансированной жизни Аюрведа рекомендует выделять в каждой неделе по крайней мере по одному полному дню отдыха. Этот день должен быть всецело посвящен отдыху и восстановлению сил.
В нашем последнем основном принципе энергии отражены моменты, касающиеся дхармы. Пожалуйста, запишите его:
ОПЭ 23. Дхарма означает линию действий, являющуюся наиболее правильной, эволюционной и благоприятной для вашей уникальной внутренней природы. Дхарма имеет универсальный аспект, чем является импульс к развитию и до-o стижению цельности жизни, а также индивидуальный аспект, который включает специфические действия, более других соответствующие и способствующие развитию вашей индивидуальности.

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ РАСАЯНЫ

Аюрведа считает, что определенные поступки по своей природе благоприятны для человеческого тела и духа. Такие поступки называются "поведенческими расаянами". Они укрепляют организм и способствуют пополнению запасов энергии. Объясняется это тем, что позитивное, духовно возвышающее поведение порождает такие нейрохимические изменения, которые оказывают благоприятное влияние на весь ваш организм.
Когда вы, например, проецируете свое поведение яа другого человека, результаты этого поведения воздействуют и на вас самих, будь это положительное поведение или отрицательное. В Аюрведе это традиционно называется законом кармы. Этот закон имеет также и нейрофизиологическое обоснование. Последствия всех ваших поступков в самом буквальном смысле отражаются на вашем собственном здоровье.
Поведенческие расаяны - это такие поступки, в которых отражаются ваше уважение, участие, сострадание, терпимость и любовь к ближнему. Уважение к старшим или учителям, поддержка человека, оказавшегося в нужде, беседы с учеными людьми - вот некоторые из поведенческих расаян. Лично я считаю, что суть всего этого понятия можно кратко выразить так: В каждой ситуации ищите положительные стороны и не обращайте внимания на отрицательные.
Я уверяю вас, что если вы начнете применять этот принцип в своей повседневной жизни, первым, кто извлечет пользу из этой практики, будете вы сами. Лучше всего использовать этот принцип в тот момент, когда вы ощущаете некоторый физический или эмоциональный дискомфорт, например хроническую усталость, и чувствуете, что ваши поступки по отношению к ближнему могут способствовать указанным ощущениям. В этом случае сразу же посмотрите, можно ли найти что-нибудь позитивное в сложившейся ситуации, на что вы бы могли переключить свое внимание. И помните о том, что всякая вещь, на которую вы обращаете свое внимание, получает импульс к росту. Вы будете удивлены тем, как быстро можно обратить большинство негативных ситуаций в положительные путем переключения внимания на ее положительные моменты, и поразитесь тому, какая радость будет сопутствовать этому.
Вторая часть упомянутого принципа гласит: "не обращайте внимания на отрицательные стороны". Обращать внимание я считаю здесь ключевым моментом. Никто не в силах полностью избежать отрицательных сторон жизни, но нет также необходимости обращать на них внимание. Если, например, к вам в дом приходит без приглашения человек, который вам не нравится, вы не обязаны создавать этому человеку комфортную обстановку. Итерируйте его присутствие, и он вскоре уйдет. Аналогичным образом, вас никто и ничто не принуждает предаваться пессимистическим мыслям или мрачным настроениям. Лучшей позицией, которую вы можете принять, является безразличие в сочетании с переключением внимания на положительные стороны ситуации, С течением времени вам будет все легче и легче не замечать отрицательные моменты. Повторю еще раз, медитация является тем естественным и не требующим усилий способом, который способен оказать вам огромную помощь в приобретении привычки думать о положительных сторонах жизни.
Все принципы и приемы, с которыми вы познакомились в этой книге, призваны помочь вам достичь состояния равновесия, которое ускорит ваше продвижение по пути, ведущему к полному самовыражению. Вырваться за пределы само ограничивающих и основанных на страхе привычек и установок и войти в область чистой радости, которая сопутствует самообращенности и цельности бытия, - это значит на себе ощутить безграничную энергию природы. Это значит навсегда избавиться от усталости и зарядиться энергией. Добившись этого, вы сделаете важный шаг на пути к достижению наивысшей цельности жизни, что является конечным ориентиром вашего эволюционного развития как человеческого существа.

Литература

Bell Davis S. Curing Fatigue. Emmaus, Penn.: Rodale Press, 1993.
Frawley David, Lad Vasant. The Yoga of Herbs. Twin Lakes, Wis.: Lotus Press, 1986.
Hoffman Ronald. Tired All the Time. New York: Poseidon Press, 1993.
Kapoor L. D. Handbook ofAyurveda Medicinal Plants. Boca Raton, FL: CRC Press, 1990.
Rosenbaum Michael, Siisser Murray. Solving the Problem of Chronic Fatigue Syndrome. Tacoma, Wash.: Life Science Press "1992.

Спокойный сон
Комплексная программа
Психофизиологической - регуляции
организма по преодолению бессонницы

1
Сон и квантово-механическое тело

Сон, как и хорошее здоровье, люди принимают само собой разумеющимся. У человека, который засыпает быстро, попросту нет причин думать о нем. Однако для многих нормальный ночной сон - явление редкое и причина этого, как вы увидите в дальнейшем, гораздо более сложная, чем можно бьло бы предположить.
Действительно ди бессонница овладела нашим обществом настолько, что миллионы таких как вы, лежат ночь напролет в тревожном ожидании сна, а в голове -o цифры из чековой книжки или воспоминания о спорах и ссорах, и так до тех пор, пока вам не остается ничего другого, как встать и включить телевизор?
Сегодня мы определенно представляем собой нацию людей с потревоженным сном. Судя по объему серийно производимых снотворных средств, а также по количеству выписываемых на них рецептов, бессонница, быть может, является нашей самой распространенной медицинской проблемой. Периодически бессонницей мучаются все. У каждого третьего взрослого время от времени возникают расстройства сна. Ежегодно по меньшей мере 10 млн американцев обращаются к врачу по этому поводу и примерно ноловине из них врачи прописывают снотворное. Опрос, проведенный Национальным институтом здоровья в 1970 г., показалt что от бессонницы серьезно страдает 17% всего населения страны. Среди взрослых показатель был еще выше: каждый четвертый опрошенный старше 60 лет заявил, что испытывает серьезные затруднения со сном. А когда возникают подобные расстройства, эта основная деятельность человеческого организма, которая еще недавно казалась нам столь обычной, превращается в источник всевозможных тревог.
Вполне вероятно, что как раз в эту минуту вас окружают не выспавшиеся люди. Их можно встретить повсюду. Многие находятся за рулем или же сидят у пульта управления. По-видимому, эти люди не способны к нормальному ночному сну, а если даже спят хорошо, все равно убеждены, что спят плохо, так что эффект одинаков в обоих случаях, по крайней мере в психологическом плане. Среди недосыпающих много людей пожилого возраста, но и молодые составляют значительный процент. Считается, что к старости потребность в сне снижается и бессонницу у пожилых людей следует рассматривать как естественное явление. Однако бессонница не является нормальным состоянием, просто среди пожилых она наиболее распространена. Таким образом и студентов можно было бы отнести к категории не обремененных заботами людей, которым просто нравится засиживаться по ночам. На самом же деле между 17 и 25 годами биологическая потребность в сне выше, чем в каком-либо другом возрасте, в том числе и грудном. Так что, если молодой человек мало спит, в этом наверняка виноваты общественные или учебные занятия.
Алкоголем злоупотребляют как молодые, так и люди пожилого возраста. Исследователи" работающие в области изучения сна, установили, что когда человек страдающий хронической бессонницей, принимает алкоголь, неблагоприятный эффект усиливается, при этом одна банка пива может иметь такие же пагубные последствия, как и целая упаковка из шести банок.
Я не знаю ни одного человека, который хотя бы периодически не мучился бессонницей, и у меня были пациенты, страдавшие тяжелейшими расстройствами сна. При этом с удовольствием сообщаю, что не знаю также ни одного человека, который не получил бы огромного положительного эффекта от использования тех приемов, которые представлены в этой книге. Некоторые из них почерпнуты из Аюрведы, традиционной индийской медицины, а другие являются результатом западных научных исследований. Самое важное заключается в том, что, выполняя предлагаемую программу, вы вправе ожидать немедленного улучшения даже в том случае, если нормальный ночной сон не приходил к вам в течение уже многих лет.
Прежде чем мы начнем знакомиться с упомянутыми приемами, я бы хотел рассказать историю одной женщины, которая мучилась хронической бессонницей. Полагаю, эта история будет полезна не только сточки зрения конкретных практических уроков, но и потому, что в ней заключена одна из основных идей, проходящая красной нитью через всю эту книгу, - то, что происходит с вами ночью, когда вы пытаетесь уснуть, является отражением того, что вы делали днем, когда находились в состоянии бодрствования.
В течение многих лет моя пациентка ночами не смыкала глаз, безуспешно пытаясь уснуть. И однажды вдруг она осознала причину своей бессонницы в ее бодрствовании остались незавершенные дела, и это подсознательно мешало ей уснуть. Поездки, отправка писем, встреча со старыми друзьями представляли собой такие действия, которые она не могла произвести сию минуту, просто встав с постели. Они требовали длительной перестройки всего образа жизни. И как только она начала это делать, сон ее улучшился, потому что улучшилось ее состояние бодрствования. Цель этой книги как раз в том, чтобы помочь вам выполнить в своей жизни оба эти условия, т. е. найти причину своей бессонницы и способ ее устранения.

Наши рекомендации