Лексико-грамматический строй
· Лексический строй (словарь)
Словарный запас:
Достаточный, соответствует возрастной норме (N)
В пределах обихода
Беден
Резко ограничен
· Грамматический строй
Сформирован (N)
Сформирован недостаточно
Не сформирован
· Связная речь
(Работает самостоятельно; нуждается в незначительной помощи о стороны педагога; требует серьезной помощи /использование подсказок, наводящих вопросов, акцентирование внимания на элементах сюжета и т.п./; составить связный рассказ не может даже вместе с педагогом)
Описание сюжетной картинки:
- простой сюжет
- сложный сюжет
Составление рассказа по серии сюжетных картин
Пересказ текста
Творческий рассказ
· Слоговая структура слов
Не нарушена (N)
Нарушения слоговой структуры слов:
парафазии (замены звуков, слогов);
элизии (пропуски звуков, слогов);
итерации (повторения звуков, слогов);
контаминации (часть одного слова соединяется с частью другого);
персеверации (отсроченное повторение);
перестановки звуков, слогов;
антиципации (замены предшествующих звуков последующими)
Состояние фонематических процессов
· Фонематическое восприятие(сохранено (N); нарушено)
Способность различать и опознавать на слух фонемы
Слухо-произносительная дифференциация звуков речи,
- не смешиваемых в произношении
- смешиваемых в произношении
Слуховая дифференциация правильно и искаженно произнесенных звуков
· Фонематический анализ(сформирован; недостаточен; не сформирован)
- определение места ударного гласного в слове (в начале, в середине, в конце)
- выделение ударного гласного в начале слова
- определение места заданного согласного звука в слове (в начале, в середине: между гласными или в стечении согласных, в конце)
- определение согласного звука по месту в слове (в начале: перед гласными или в стечении согласных; в середине: между гласными или в стечении согласных; в конце: после гласных или в стечении согласных)
- определение места звука в слове по отношению к другим звукам
· Фонематический синтез(сформирован; недостаточен; не сформирован)
составление слов из последовательно предъявляемых звуков
· Фонематические представления(сформированы; недостаточны; не сформированы)
- нахождение картинки или предмета, в названии которых есть заданный звук
- подбор слов с заданным звуком
- составление предложения, все слова которого начинаются на заданный звук
- определение звука, преобладающего в словах предъявляемой фразы (предложения, текста)
Состояние фонетического строя речи
· Фонетический строй речи
Фонема | Изолированное произне сение | В слогах | В словах | Во фразах | Общая характеристика дефекта | ||||
В начале | В середине | В конце | В стечении согласных | ||||||
А | |||||||||
О | |||||||||
У | |||||||||
Ы | |||||||||
И | |||||||||
Э | |||||||||
К | |||||||||
К’ | |||||||||
Г | |||||||||
Г’ | |||||||||
Х | |||||||||
Х’ | |||||||||
Й | |||||||||
М | |||||||||
М’ | |||||||||
П | |||||||||
П’ | |||||||||
Б | |||||||||
Б’ | |||||||||
Ф | |||||||||
Ф’ | |||||||||
В | |||||||||
В’ | |||||||||
Т | |||||||||
Т’ | |||||||||
Д | |||||||||
Д’ | |||||||||
Н | |||||||||
Н’ | |||||||||
С | |||||||||
С’ | |||||||||
З | |||||||||
З’ | |||||||||
Ц | |||||||||
Ш | |||||||||
Ж | |||||||||
Ч | |||||||||
Щ | |||||||||
Р | |||||||||
Р’ | |||||||||
Л | |||||||||
Л’ | |||||||||
· Общая характеристика состояния звукопроизношения
Фонетический строй сформирован достаточно (N)
Изолированно произносит все звуки правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи
Фонетические (антропофонические) дефекты звукопроизношения — искажения:
- усредненность гласных
- недостаток произношения свистящих
- недостаток произношения шипящих
- недостаток произношения сонорных
- недостаток произношения губно-губных
- недостаток произношения губно-зубных
- недостаток произношения средненёбных
- недостаток произношения заднеязычных
- недостаток произношения твердых согласных
- недостаток произношения звонких согласных
Фонологические дефекты (нарушения дифференциации звуков):
Замены
Смешения
· Степень разборчивости речи
Разборчивость речи не нарушена (N)
Разборчивость речи несколько снижена, речь нечеткая
Речь невнятная, смазанная, малопонятная для окружающих
Дыхание
· Тип физиологического дыхания
Носовое /N/;
Ротовое;
Смешенное
· Вид физиологического дыхания
Ключичное/верхнегрудное
Диафрагмальное
Брюшное/нижнереберное
Смешенное
· Нарушения дыхания
Отсутствуют, дыхание свободное (N)
Затрудненное
Поверхностное
Неровное, неритмичное
· Дифференциация ротового и носового выдоха
Сохранна (N)
Нарушена
Ротовой выдох укорочен, вдох неглубокий
· Речевое дыхание
Объем речевого выдоха (нормальный; недостаточный)
Длительность и интенсивность (норма; недостаточная)
Ритмичность (сохранна; нарушена)
Синхронность (сохранна; нарушена)
Плавность (сохранна; нарушена)
Голос
· Основные голосовые характеристики
Голос сильный, звонкий (N)
Способность модулировать голос по высоте и силе
Сохранена (N)
Нарушена
Нарушения силы голоса:
чрезмерно громкий
тихий
слабый
истощающийся
Нарушения тембра голоса:
глухой
сдавленный
хриплый
резкий
фальцет на фоне грудного регистра
назализованный
напряженный
дрожащий
· Синхронность дыхания, голосообразования и артикуляции
Сохранена (N)
Нарушена
Просодическая организация звукового потока (просодика)
· Мелодико-интонационная сторона речи
Не нарушена (N)
Слабая выраженность голосовых модуляций (голос монотонный, маломодулированный)
Отсутствие голосовых модуляций (голос не модулированный)
Нарушение интонационного оформления речи
· Темп речи
Нормальный (N)
Ускоренный /тахилалия/
Замедленный /брадилалия/
Запинки
Заикание
· Ритм речи
Нормальный (N)
Дисритмия:
- растянутый
- скандированный
- зависит от проявления гиперкинезов
· Паузация /правильность расстановки пауз в речевом потоке/
Сохранна (N)
Нарушена
· Выразительность
- тембр /эмоциональная окраска высказывания/
- интонирование /способность употреблять основные виды интонации: повествовательную, восклицательную, вопросительную/
- употребление ударения (словесного, логического).
Логопедическое заключение:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
[1] С.С. Ляпидевский Логопедия и смежные науки. // В сб. «Очерки по патологии речи и голоса.»/ Под ред. С.С. Ляпидевского. – Вып. 3 – М., «Просвещение», 1967. – С. 9-10.
2 Мы не рассматриваем расщелины неба и губы, которые, на наш взгляд, следует отнести к категории тяжелых дефектов анатомического строения органов артикуляции.
[3] Под тяжелыми дефектами строения артикуляционного аппарата речи мы подразумеваем расщелины губы и неба (в соответствии с исследованием Г.В. Чиркиной, 1969).
[4] Органическая (или механическая) дислалия – нарушения звукопроизношения, обусловленные анатомическими дефектами органов артикуляции и наблюдающиеся при сохранном слухе и сохранной иннервации периферического аппарата речи.
[5] Пискунов М.А. Анатомо-физиологические основы и терапия косноязычия. – М., МЕДГИЗ, 1962. – С. 80-81.
[6] Гриншпун Б.М. Дислалия //В кн. « Логопедия: Учеб. для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов.» /Л.С. Волкова, Е.М. Мастюкова и др.; Под ред. Л.С. Волковой. – 2-е изд. – В 2-х кн. Кн.1. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – С.77
[7] Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии. – М.: Просвещение, 1989. – С.38.
[8] Мелихова Л.В. Дифференциация дислалий. // В сб. «Очерки по патологии речи и голоса.»/ Под ред. С.С. Ляпидевского. – Вып.3. – М.: Просвещение, 1967. – С.77-97.
[9] В дальнейшем в нашей работе мы будем употреблять этот термин, синонимичный понятию «стертая форма дизартрии».
[10] Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
[11] Григоренко Н.Ю., Синяева М.Л. Логопедический и медицинский аспекты органической дислалии и способы ее коррекции. – ж. «Дефектология», 2000г., № 4. – С. 22-31.
[12] К тяжелым органическим патологиям строения органов артикуляции мы относим расщелины губы и неба (в соответствии с исследованиями Г.В. Чиркиной,)
[13] Хватцев М.Е. Логопедия. Работа с дошкольниками. – М.: Аквариум, СПб.: Дельта, 1996. – С. 85-86.
[14] При выявление патологических изменений носоглотки, ротовой полости и глотки логопед в своем заключении основывается прежде всего на данных обследования отоларинголога. Поэтому, если при поверхностном осмотре такие патологии отмечаются, логопед должен рекомендовать родителям обратиться за консультацией к отоларингологу.
[15] Образцы проб приведены в схеме диагностического обследования (См. Приложение).
[16] К грубым дефектам зубочелюстной системы, ротовой полости и носоглотки мы относим расщелины губы и неба.
[17] Содержание проб приведено в «Схеме клинико-педагогического обследования детей с нарушениями звукопроизношения, осложненными анатомическими деформациями органов артикуляци» (См. Приложение)
[18] Содержание проб приведено в «Схеме клинико-педагогического обследования детей с нарушениями звукопроизношения, осложненными анатомическими деформациями органов артикуляци» (См. Приложение)
[19] Гриншпун Б.М. Дислалия. // В кн. «Логопедия» / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; Под ред. Л.С. Волковой – 2-е изд. – В 2-х кн. Книга 1. М.: Просещение: Владос, 1995. – С.77
[20] Проявления дизартрических расстройств, которые мы встречали на практике при обследовании детей, имеющих дефекты звукопроизносительной стороны речи и деформации строения органов артикуляции, подробно описаны И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько «Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата» - М.: Издат. центр «Академия», 2001. – С. 57.
[21] В таблице не рассматриваются расщелины губы и неба.
[22] В таблице не рассматриваются расщелины губы и неба.