Лексико-грамматический строй

· Лексический строй (словарь)

Словарный запас:

Достаточный, соответствует возрастной норме (N)

В пределах обихода

Беден

Резко ограничен

· Грамматический строй

Сформирован (N)

Сформирован недостаточно

Не сформирован

· Связная речь

(Работает самостоятельно; нуждается в незначительной помощи о стороны педагога; требует серьезной помощи /использование подсказок, наводящих вопросов, акцентирование внимания на элементах сюжета и т.п./; составить связный рассказ не может даже вместе с педагогом)

Описание сюжетной картинки:

- простой сюжет

- сложный сюжет

Составление рассказа по серии сюжет­ных картин

Пересказ текста

Творческий рассказ

· Слоговая структура слов

Не нарушена (N)

Нарушения слоговой структуры слов:

парафазии (замены звуков, слогов);

элизии (пропуски звуков, слогов);

итерации (повторения звуков, слогов);

контаминации (часть одного слова соединяется с частью другого);

персеверации (отсроченное повторе­ние);

перестановки звуков, слогов;

антиципации (замены предшествующих звуков последующими)

Состояние фонематических процессов

· Фонематическое восприятие(сохранено (N); нарушено)

Способность различать и опознавать на слух фонемы

Слухо-произносительная дифференциация звуков речи,

- не смешиваемых в произношении

- смешиваемых в произношении

Слуховая дифференциация правильно и искаженно произнесенных звуков

· Фонематический анализ(сформирован; недостаточен; не сформирован)

- определение места ударного гласного в слове (в начале, в середине, в конце)

- выделение ударного гласного в начале слова

- определение места заданного согласного звука в слове (в начале, в середине: между гласными или в стечении согласных, в конце)

- определение согласного звука по месту в слове (в начале: перед гласными или в стечении согласных; в середине: между гласными или в стечении согласных; в конце: после гласных или в стечении согласных)

- определение места звука в слове по отношению к другим звукам

· Фонематический синтез(сформирован; недостаточен; не сформирован)

составление слов из последовательно предъявляемых звуков

· Фонематические представления(сформированы; недостаточны; не сформированы)

- нахождение картинки или предмета, в названии которых есть заданный звук

- подбор слов с заданным звуком

- составление предложения, все слова которого начинаются на заданный звук

- определение звука, преобладающего в словах предъявляемой фразы (предложения, текста)

Состояние фонетического строя речи

· Фонетический строй речи

Фонема Изолированное произне сение В слогах В словах Во фразах Общая характеристика дефекта
В начале В середине В конце В стечении согласных
А
О
У
Ы
И
Э
К
К’
Г
Г’
Х
Х’
Й
М
М’
П
П’
Б
Б’
Ф
Ф’
В
В’
Т
Т’
Д
Д’
Н
Н’
С
С’
З
З’
Ц
Ш
Ж
Ч
Щ
Р
Р’
Л
Л’
                   

· Общая характеристика состояния звукопроизношения

Фонетический строй сформирован достаточно (N)

Изолированно произносит все звуки правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи

Фонетические (антропофонические) дефекты звукопроизношения — иска­жения:

- усредненность гласных

- недостаток произношения свистящих

- недостаток произношения шипящих

- недостаток произношения сонорных

- недостаток произношения губно-губных

- недостаток произношения губно-зубных

- недостаток произношения средне­нёбных

- недостаток произношения заднеязыч­ных

- недостаток произношения твердых согласных

- недостаток произношения звонких согласных

Фонологические дефекты (нарушения дифференциации звуков):

Замены

Смешения

· Степень разборчивости речи

Разборчивость речи не нарушена (N)

Разборчивость речи несколько снижена, речь нечеткая

Речь невнятная, смазанная, малопонят­ная для окружающих

Дыхание

· Тип физиологического дыхания

Носовое /N/;

Ротовое;

Смешенное

· Вид физиологического дыхания

Ключичное/верхнегрудное

Диафрагмальное

Брюшное/нижнереберное

Смешенное

· Нарушения дыхания

Отсутствуют, дыхание свободное (N)

Затрудненное

Поверхностное

Неровное, неритмичное

· Дифференциация ротового и носового выдоха

Сохранна (N)

Нарушена

Ротовой выдох укорочен, вдох неглубокий

· Речевое дыхание

Объем речевого выдоха (нормальный; недостаточный)

Длительность и интенсивность (норма; недостаточная)

Ритмичность (сохранна; нарушена)

Синхронность (сохранна; нарушена)

Плавность (сохранна; нарушена)

Голос

· Основные голосовые характеристики

Голос сильный, звонкий (N)

Способность модулировать голос по высоте и силе

Сохранена (N)

Нарушена

Нарушения силы голоса:

чрезмерно громкий

тихий

слабый

истощающийся

Нарушения тембра голоса:

глухой

сдавленный

хриплый

резкий

фальцет на фоне грудного регистра

назализованный

напряженный

дрожащий

· Синхронность дыхания, голосообразования и артикуляции

Сохранена (N)

Нарушена

Просодическая организация звукового потока (просодика)

· Мелодико-интонационная сторона речи

Не нарушена (N)

Слабая выраженность голосовых модуляций (голос монотонный, маломодулированный)

Отсутствие голосовых модуляций (голос не модулированный)

Нарушение интонационного оформления речи

· Темп речи

Нормальный (N)

Ускоренный /тахилалия/

Замедленный /брадилалия/

Запинки

Заикание

· Ритм речи

Нормальный (N)

Дисритмия:

- растянутый

- скандированный

- зависит от проявления гиперкинезов

· Паузация /правильность расстановки пауз в речевом потоке/

Сохранна (N)

Нарушена

· Выразительность

- тембр /эмоциональная окраска высказывания/

- интонирование /способность употреблять основные виды интонации: повествовательную, восклицательную, вопросительную/

- употребление ударения (словесного, логического).

Логопедическое заключение:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

[1] С.С. Ляпидевский Логопедия и смежные науки. // В сб. «Очерки по патологии речи и голоса.»/ Под ред. С.С. Ляпидевского. – Вып. 3 – М., «Просвещение», 1967. – С. 9-10.

2 Мы не рассматриваем расщелины неба и губы, которые, на наш взгляд, следует отнести к категории тяжелых дефектов анатомического строения органов артикуляции.

[3] Под тяжелыми дефектами строения артикуляционного аппарата речи мы подразумеваем расщелины губы и неба (в соответствии с исследованием Г.В. Чиркиной, 1969).

[4] Органическая (или механическая) дислалия – нарушения звукопроизношения, обусловленные анатомическими дефектами органов артикуляции и наблюдающиеся при сохранном слухе и сохранной иннервации периферического аппарата речи.

[5] Пискунов М.А. Анатомо-физиологические основы и терапия косноязычия. – М., МЕДГИЗ, 1962. – С. 80-81.

[6] Гриншпун Б.М. Дислалия //В кн. « Логопедия: Учеб. для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов.» /Л.С. Волкова, Е.М. Мастюкова и др.; Под ред. Л.С. Волковой. – 2-е изд. – В 2-х кн. Кн.1. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – С.77

[7] Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии. – М.: Просвещение, 1989. – С.38.

[8] Мелихова Л.В. Дифференциация дислалий. // В сб. «Очерки по патологии речи и голоса.»/ Под ред. С.С. Ляпидевского. – Вып.3. – М.: Просвещение, 1967. – С.77-97.

[9] В дальнейшем в нашей работе мы будем употреблять этот термин, синонимичный понятию «стертая форма дизартрии».

[10] Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

[11] Григоренко Н.Ю., Синяева М.Л. Логопедический и медицинский аспекты органической дислалии и способы ее коррекции. – ж. «Дефектология», 2000г., № 4. – С. 22-31.

[12] К тяжелым органическим патологиям строения органов артикуляции мы относим расщелины губы и неба (в соответствии с исследованиями Г.В. Чиркиной,)

[13] Хватцев М.Е. Логопедия. Работа с дошкольниками. – М.: Аквариум, СПб.: Дельта, 1996. – С. 85-86.

[14] При выявление патологических изменений носоглотки, ротовой полости и глотки логопед в своем заключении основывается прежде всего на данных обследования отоларинголога. Поэтому, если при поверхностном осмотре такие патологии отмечаются, логопед должен рекомендовать родителям обратиться за консультацией к отоларингологу.

[15] Образцы проб приведены в схеме диагностического обследования (См. Приложение).

[16] К грубым дефектам зубочелюстной системы, ротовой полости и носоглотки мы относим расщелины губы и неба.

[17] Содержание проб приведено в «Схеме клинико-педагогического обследования детей с нарушениями звукопроизношения, осложненными анатомическими деформациями органов артикуляци» (См. Приложение)

[18] Содержание проб приведено в «Схеме клинико-педагогического обследования детей с нарушениями звукопроизношения, осложненными анатомическими деформациями органов артикуляци» (См. Приложение)

[19] Гриншпун Б.М. Дислалия. // В кн. «Логопедия» / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; Под ред. Л.С. Волковой – 2-е изд. – В 2-х кн. Книга 1. М.: Просещение: Владос, 1995. – С.77

[20] Проявления дизартрических расстройств, которые мы встречали на практике при обследовании детей, имеющих дефекты звукопроизносительной стороны речи и деформации строения органов артикуляции, подробно описаны И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько «Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата» - М.: Издат. центр «Академия», 2001. – С. 57.

[21] В таблице не рассматриваются расщелины губы и неба.

[22] В таблице не рассматриваются расщелины губы и неба.

Наши рекомендации