Одухотворенность душепопечителя
Занимаясь пастырским служением, Ричард Эксли помогает многим людям, попавшим в критические ситуации. «Нет ничего в жизни более значительного, чем трудиться вместе с Богом над восстановлением разрушенной жизни, — писал он. — Кто–то называет это дело душепопечением. Я называю это служением, и это служение совершается всегда усилиями бригады — Бога, подопечного и меня самого»[2067].
Подходов к душепопечению может быть множество, но большинство из нас, душепопечителей, наверное, согласятся с высказыванием Эксли о людях, попавших в критическую ситуацию.
Если бы можно было жить долго–долго, тогда можно было бы воочию убедиться в том, как по–разному ведут себя люди, оказавшиеся в бедственном положении. Одна и та же трагическая ситуация может сделать одного человека добрым, а другого злым. В чем разница между тем и другим? Во внутреннем содержании. В духовных силах, которые развивались (или не развивались) на протяжении всей жизни посредством упражнения в благочестии. Если человек не поклонялся Богу в лучшие дни жизни, то, по всей видимости, не станет поклоняться и в худшие. Если человек не был близок Ему в обычной жизни, то маловероятно, что он обратится к Нему, когда в жизни наступит черная полоса. К тому же, если человек поклонялся Богу часто и регулярно, то, несомненно, он будет поклоняться от души и в час величайших испытаний[2068].
Многие душепопечители «выгорают», поскольку иссякают духовно. Час за часом, день за днем, нас просят изливать наши чувства, слова, сострадание, целебные навыки — делиться духовными силами. Мы понимаем нужды своих подопечных и сочувствуем в их страданиях. Мы хотим исцелять и стремимся помочь. Итак, мы делимся своими духовными силами не раз, и не два, а постоянно, причем из самых благородных побуждений… пока не иссякнем. Иногда это происходит внезапно, почти без предвестников; мы вдруг находим, что дать уже нечего. Христианский душепопечитель, когда–то исполненный христианским состраданием, обнаруживает, что он внутренне опустошен. Духовных ресурсов больше нет.
Между тем нуждающиеся неустанно просят о помощи. Как написано, «нищих всегда имеете с собою»[2069], так и бывает — несть числа скорбящим, нуждающимся и стремящимся к покою. Большинство из нас желают помочь им. Вот почему мы занимаемся душепопечением и выделили массу времени на работу с такими книгами, как эта.
Однако как не бывает человека, способного делать все, так не бывает и человека, способного давать бесконечно. Любые попытки сделать это приводят к физическому «выгоранию» и духовной опустошенности. Чтобы предупредить это или помочь себе, когда запросы ближних лишают нас духовных сил и опустошают внутренние ресурсы, нужно восстановить силы и пополнить резервы. Пополнить духовные ресурсы можно из нескольких источников.
1) Уединение. Несколько лет тому назад один известный кардиолог пользовался большой популярностью как лектор. Он путешествовал по всей стране, выступал с лекционной пропагандой на тему здорового образа жизни и профилактики сердечно–сосудистых заболеваний. Однажды вечером, уставший телом и душой, он не выдержал и во время очередной лекции на полуслове скончался. От сердечного приступа.
Как легко давать советы ближним и не слушать собственных советов! Как легко осуждать лицемерие в жизни некоторых христианских руководителей и не замечать собственной жизни с двойным дном. Как легко толковать ближним о необходимости отдыхать, заниматься физической культурой, не переедать и не перетруждаться — однако, вопреки собственным благим пожеланиям, не следовать программам редукции психофизиологического перенапряжения, а потом задаваться вопросом, отчего мы гибнем.
Хенри Дж. М. Ноувен — священник, профессор и душепопечитель, книги его исполнены мудрых и проницательных высказываний. В книге под названием «Программа Дженези»*[2070]Ноувен описывает, как в самой гуще преподавательских, писательских и душепопечительских забот он решил удалиться на несколько месяцев в один траппистский монастырь. Служение Богу переутомило его. Попав в зависимость от пожеланий разных людей, он впал в депрессию и далеко ушел от внутренней свободы и спокойствия духа, о которых писал в свих книгах. Вот почему Ноувен решил «выйти из боя».
Уединиться было непросто. «Мне надо было вести столько учебных часов, читать столько лекций, готовить к публикации столько статей, встречаться с такой массой людей, вести столько бесед по телефону, отвечать на столько писем, что я почти поверил в свою незаменимость», — писал Ноувен. «Журчит ли еще за всей этой мишурой ручей души? — спрашивал себя Ноувен. — Есть ли еще укромная гавань, где моя душа стоит на якоре; гавань, из которой я могу проповедовать с надеждой, мужеством и доверием?»[2071]Ноувен удалился от исполнения напряженного плана работ и получил возможность осмыслить эти вопросы и восстановить более близкое общение с Богом.
В гуще земного служения Иисус находил возможность уединяться на время[2072]. «Выходя из боя», Он молился Отцу; иногда, наверное, разговаривал с друзьями; а иногда, возможно, просто отдыхал. Народ же искал Его, ведь многие стремились исцелиться, однако Он находил время для восстановления физических сил и духовных ресурсов.
2) Приоритеты. Симон и бывшие с ним товарищи, найдя Иисуса, воскликнули: «Все ищут Тебя!» Ответ Господа, должно быть, поразил их. «Пойдем в ближние селения и города, чтобы Мне и там проповедывать, ибо Я для того пришел», — сказал Иисус[2073]. Он не был равнодушен к людям, искавшим Его, но тщательно обдумывал приоритеты. Он пришел, чтобы проповедовать в разных местах, и волен был отказывать одним и идти навстречу другим[2074].
Установить приоритеты бывает нелегко. Для этого нам нужно научиться иногда отказывать; пусть в результате мы и станем чувствовать себя виноватыми, особенно если наши братья по вере, предполагаемые подопечные, благодетели и другие нас к тому вынуждают. И снова Эксли делится с нами здравым соображением.
Следует жить, помышляя о Боге, обращаясь к Нему и не прикипая душой к нуждам. Сострадание, которое порождается душевной симпатией к страждущему человечеству, опасно крайностями фанатизма и «выгорания». В целебном же сострадании должны соединяться любовь и водительство Творца с подлинной заботой о несчастных в этом мире. Если мы станем действовать единственно из нужды, то проблема поглотит нас и мы сами превратимся скорее в часть этой проблемы, чем станем частью ее решения. У нас есть единственная надежда — довериться Богу в определении сферы своей ответственности, а потом душой и телом пребывать в рамках этой сферы. Сделать это непросто, однако только в этом и состоит наша единственная надежда. Другой у нас нет. Сжигающий фанатизм или эгоцентрическую апатию считать альтернативами нельзя[2075].
Спасает признание, что не бывает человека, способного делать все, и Бог не требует ни от кого удовлетворения всех нужд человечества. На мониторе моего компьютера есть наклейка с такими словами: «Бог отпустил мне довольно времени, чтобы исполнить все, что Он требует от меня». Не знаю, кто автор этого афоризма; но он нередко напоминает мне о необходимости подвергать свой труд переоценке. В установлении приоритетов каждому следует искать водительства Святого Духа. Чтобы осмыслить, что мы можем и не можем, следует пользоваться дарованными Богом умственными способностями. Нередко это значит обращаться за советом и руководством к другим преданным Богу собратьям, которые хорошо знают нас.
3) Народ. Душепопечители, работающие с людьми, под конец дня нередко хотят удалиться от них. Удалиться, конечно, неплохо, однако мы иногда ошибочно удаляемся от тех, кто желает и может восстановить наши истощающиеся ресурсы. Члены семьи, близкие друзья, коллеги, члены церкви — все эти люди могут в этом смысле оказаться весьма полезными, особенно в том случае, когда позволяют нам оставаться собой, не ожидая получить от нас сверхурочной консультации. Некоторые специалисты пользуются всякой возможностью, чтобы преподавать студентам не потому, что это выгодно материально, а потому, что при этом появляется возможность отдохнуть душой и набраться сил от общения с учащимися.
Ближние могут помочь нам и в смысле ответственности. Христианская одухотворенность, личная честность и душевный покой редко (если вообще такое бывает) появляются в изоляции. Священное Писание призывают жить в мире с ближними, поощряя друг друга «к любви и добрым делам». Несомненно, мы должны ободрять друг друга[2076], но также и отвечать друг перед другом за свои дела, образ жизни и нравственность. Церковь переполняют тысячи и тысячи бывших христианских руководителей (в том числе и большое число бывших душепопечителей), которые отчитывались только перед собой и в результате стали совершать безнравственные, беззаконные, аморальные и безумные поступки. «Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть»[2077].
Иногда вам надо будет найти душепопечителя лично для себя. Однако такого человека найти бывает нелегко. Тяжело признать, что «я, душепопечитель, нуждаюсь в душепопечении». Вам могут быть знакомы все душепопечители в округе, так что выбрать одного, с кем можно было бы поговорить о самом себе, бывает нелегко. Некоторые специалисты ищут душепопечителя, которого они не знают близко; однако можно обсудить и это решение с уважаемым коллегой из своего региона. Больше десяти лет тому назад Луи Макберни написал книгу с умным названием «Всякому пастору нужен пастор». Разве нельзя сказать того же о душепопечителе?
4) Сила и власть. Наставив двенадцать и отослав их на «стажировку», Иисус «дал им силу и власть над всеми бесами, и врачевать от болезней»[2078]. Ученики не должны были служить от себя, пользуясь собственной силой и властью. Они обрели силу и власть от Самого Бога.
Научных данных, подтверждающих следующее заключение, не имеется, однако, по всей видимости, многие душепопечители, называющие себя христианскими, стараются отыскать большую силу и власть в психологических теориях и методах. Личная молитва и осмысление Священного Писания в их списке приоритетов занимают последнее место. Общественное богослужение для них не слишком важно, и остается мало времени для спокойной, непрестанной исповеди и общения с Богом. Надо ли удивляться тому, что такие душепопечители мало чем могут поделиться.
Через несколько лет после своего временного пребывания в монастыре на Дженези, Ноувен размышлял о месте молитвенного служения в жизни душепопечителя:
Нельзя считать себя свидетелем Божьим, если душа твоя засорена мыслями о земном, чрево переполнено, а дух озабочен, что делать со всем этим… В нашей прагматической цивилизации, где все одержимы желанием делать что–то практическое, полезное и пригодное, а также внести свою лепту, чтобы ощутить свою ценность, тихая молитва… кажется совершенно бесполезной и непрактической тратой времени для Бога. Это пробивает брешь в нашем деле, напоминая нам и нашим ближним, что только Бог — не мы! — Творец и Промыслитель мира сего…
Если же воистину познавать Его в молитвенном служении, тогда можно существовать в этом мире, не цепляясь за других для самоутверждения, и сделать изобильную любовь Божью источником всего служения[2079].
Непрестанная молитва и повседневные размышления над Словом Божьим прибавляют в познании Бога, повиновении Ему и служении. Душепопечитель постоянно черпает из того, чему был наставлен в прошлом, и из собственного опыта. Мы употребляем разные методы и техники в душепопечении и помощи людям, стараясь достичь поставленных целей. Чтобы христианское душепопечение было наиболее действенным, мы обязаны служить силой и властью Божьей при водительстве Святым Духом и укрепляться каждодневно посредством постижения Священного Писания и настойчивых, непрестанных молитв.
Образ жизни душепопечителя
Послание Иакова весьма конкретно, но иногда оно сильно смущает: «Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие» (Иак. 1:26). «Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира»[2080]. По обсуждаемой теме для душепопечителей, по всей вероятности, лучшего библейского отрывка не найти. Воистину, наш образ жизни должны характеризовать оказание помощи ближним и святая жизнь. Мы обязаны проявлять заботу о ближних и уподобляться Христу.
Программы подготовки душепопечителей предусматривают, прежде всего, привитие практических навыков по оказанию помощи и заботы. Часто упоминают о необходимости душевной теплоты, искренности и сочувствия — трех основных характеристиках душепопечителя. Однако почти не слышно упоминаний о значении личной святости и сохранения себя от осквернения миром.
Но возможно ли такое в действительности? Иисус не молил Отца взять Своих последователей из мира[2081], и пока мы живем на этой оскверненной планете, наши умственные способности и поступки, по всей видимости, не могут остаться неповрежденными. Христиане, называющие себя безгрешными, лишь обманывают себя. Нам вменяется постоянно исповедовать свои прегрешения и познавать на опыте прощение Божье[2082].
Ничто из этого не снижает Божьих стандартов. «Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости». Наш образ жизни и типичное поведение должны быть образцом для ближних и, по всей видимости, вызывать уважительное отношение. Мы обязаны стараться «иметь мир со всеми и святость»[2083]. Однако как достичь этого? Для этого необходимо стремиться к смирению и послушанию. Мы живем свято, думая и действуя согласно нравственным предписаниям Библии, в противоположность греховным мирским путям[2084]. Чтобы повысить действенность наших трудов в области душепопечения и нейтрализовать критику со стороны недоброжелателей, следует стремиться к святости, стараясь сохранить контроль над собственным образом жизни и помыслами.