Душепопечение душепопечителей
Идеалистически настроенный молодой человек, исполненный энтузиазма, решил однажды создать перечень жизненных благ. Получился длинный и внушительный список. Здоровье, любовь, красота, талант, богатство, слава — там было все такое, а также нечто менее очевидное, которое, по всей видимости, должно было обеспечивать полноту жизни. Когда с составлением этого перечня было покончено, его составитель с гордостью показал этот документ своему старшему другу и духовному наставнику. «Я пытался изумить его своей мудростью и широтой интересов», — писал позднее молодой составитель. Однако давний друг развеселился; от уголков его глаз разбежались паутинки.
«Превосходный перечень, — сказал он, прочитав его тщательно, не спеша. — В плане содержания изложено сжато и систематично. Однако, мой молодой друг, вы, по всей видимости, упустили важнейший элемент среди всего прочего». Не хватало только одного компонента. Без него, по мнению старшего товарища, весь перечень оставался бессмысленным и невыносимым бременем.
Затем молодой человек наблюдал следующую сценку. Его старший товарищ взял огрызок карандаша и перечеркнул весь лист. И подписал внизу два слова: спокойствие духа.
«Таков дар, который Бог предназначает для Своих определенных протеже*[2058], — сказал он. — У многих есть красота, талант, богатство и даже слава. Но большинство людей надеются — часто напрасно, иногда всю жизнь — постичь глубокий смысл душевного покоя»[2059].
Говоря с учениками до распятия на кресте, Иисус не сказал, что Его последователи обретут богатство, красоту, экономическую безопасность и общественную известность. Он никогда не обещал избавить их от страданий, гонений, болезней, уныния, сумбура с призванием или денежных затруднений, зато Он обещал им мир: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается»[2060].
Несколько лет спустя в одной темнице Павел говорил о своей удовлетворенности, несмотря на неблагоприятные обстоятельства: «Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке»[2061]. В обстановке, которая могла возбудить сильнейшую тревогу, уныние и жалость к себе, апостол поощряет своих братьев по вере радоваться и ощущать мир Божий: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь. Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко. Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, — и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе»[2062].
Может быть, это и так, может быть, действительно нет ничего в жизни более ценного, более желанного и часто упускаемого, нежели даруемое Богом душевное равновесие. Многие из наших подопечных, давшие заманить себя в ловушку суетных конфликтов и неотложных проблем, не имеют и понятия о душевном покое. Всего же трагичнее то, что многие из душепопечителей и сами далеко не лучше.
Перед христианским душепопечением может стоять множество целей, но в центре всего должны быть усилия, направленные на помощь людям в обретении мира с Богом, ближними и с собой. Этот мир приближается, когда люди признают наличие своих проблем и делятся своими чувствами, приобретают лучшие межличностные и коммуникативные навыки, изменяют свои установки и устанавливают контроль над вредным образом мыслей, глубже постигают собственные поступки и познают, как изменить свое поведение. «Душевный мир искать не просто: с одной стороны, не нужен душевный покой, приобретенный любой ценой; с другой, спокойствие духа не должно означать компромисса с неправдой и несправедливостью из желания поддержать приличия»[2063]. Иногда мы обязаны смело идти на столкновение с тем, что блокирует или нарушает наш мир.
Окончательный мир, для подопечных и для душепопечителей, проистекает от Бога. Он является тем, кто все заботы свои возлагает на Господа; тем, кто в молитве и прошении открывает свои желания пред Богом; тем, кто соблюдает сердца и помышления во Христе Иисусе; тем, кто трезвится, бодрствует и противостоит бесовским влияниям; и тем, кто живет так, чтобы угодить Христу[2064]. Вечный мир проистекает от Святого Духа, Утешителя[2065]. Подобно всему, что присуще благочестию, мир приобретается подвизающимися в духе и вразумлении — «размышляющими над Словом Божьим и применяющими его под водительством Святого Духа, нашего Наставника»[2066].