Душепопечение лиц с физическими недостатками
Как вы станете работать с глухими людьми или слабослышащими? Общение с ними может быть весьма трудным, особенно в том случае, если ваши подопечные используют кинетическую речь*[2000], а вы не знаете их языка. Присутствие «переводчика» может помочь, но при этом будет нарушаться принцип конфиденциальности; это не даст вашему подопечному возможности раскрыться полностью, чтобы поделиться тревогами, интимными или неловкими подробностями. Чтение по губам, контакт один на один, а также визуальная связь здесь более важны, чем в иных типах душепопечения. Однако есть и одно «но»: сможете ли вы использовать привычный стиль душепопечения и верно проводить оценочные тесты? У людей со сниженным слухом нередко отмечаются проблемы депрессии, одиночества и нарушенных отношений; вместе с тем данные проблемы трудно обсуждать с ними из–за нарушений слуха. К этим людям в обществе обычно относятся предвзято; такое отношение не исключается даже со стороны душепопечителей, чутких и проницательных с обычными подопечными. Несколько лет тому назад был издан учебник по психиатрии, в котором говорилось, что распространенность психических нарушений среди глухих людей выше, чем в среднем у тех, кто хорошо слышит; особенно это относилось к паранойе; но, согласно последним данным, эта точка зрения подвергается справедливой критике. Когда люди с нарушениями слуха переспрашивают о том, что говорят окружающие, это нормально; иногда, правда, эти люди недослышат и делают неправильные заключения, которые невнимательный и нечуткий душепопечитель принимает за бредовые (параноидные) высказывания[2001].
Нарушения слуха — это только один из примеров многочисленных неспособностей. Данное понятие относится к любому умственному, физическому или эмоциональному дефекту, неспособности или бессилию, которые не дают человеку возможности нормально функционировать. Люди, чьи неспособности[2002]мешают им оптимально приспособиться к обычной жизни, называются инвалидами. Недостатки бывают различными: от незначительных проблем, которые не привлекают почти никакого внимания, до проблем, которые не оставляют человеку ни малейшей возможности действовать адекватно. Эти недостатки могут быть физическими, умственными или комбинированными (физическими и умственными одновременно). Они могут быть временными (например, ограничение подвижности после хирургической операции) или постоянными. Эти препятствия могут быть врожденными, полученными в период родов, в раннем детстве, а также приобретенными в результате потери тех или иных способностей.
Люди, которых можно назвать полными инвалидами, встречаются очень редко. Хотя имеются определенные вещи, которых человек–инвалид делать не может, но есть много и того, что он делать может. Медицинское лечение направлено на оказание наибольшей физической помощи человеку–инвалиду, так что цель реабилитационых мероприятий заключается в том, чтобы помочь человеку жить с инвалидностью, достигая наибольшей эффективности.
1) Помощь семьям. Родители весьма тяжело переживают тот факт, что их дети — инвалиды, то есть имеют определенные недостатки, дефекты, увечья. Обычно они испытывают чувство вины, отверженность, критику со стороны врачей или учителей, нетерпимое отношение к другим членам семьи, нереалистические ожидания, чувства смущения, замешательства, смятения и гнев, направленный против Бога. Во многих семьих, где есть дети–инвалиды, отмечается повышенный уровень тревоги, депрессии и фрустрации на фоне пониженного уровня самооценки, супружеской и личной неудовлетворенности[2003].
Эти семьи нуждаются в понимании, поддержке, а иногда и практической помощи (например, по уходу за детьми или по хозяйству), когда они не справляются в исключительных ситуациях. Им следует помочь и научить вести полноценный образ жизни, несмотря на все ограничения, накладываемые проживанием с человеком–инвалидом. Родные братья и сестры должны иметь возможность выражать фрустрации и чувство отверженности, а также научиться практическому поведению*[2004]. Нередко бывает полезно познакомить подобные семьи с другими, где тоже есть дети–инвалиды. Группы взаимопомощи способны оказать поддержку, помощь и практическое руководство в процессе адаптации[2005].
2) Помощь инвалидам. Дети с врожденными недостатками, дефектами или увечьями учатся принимать этот факт в процессе адаптации. Если же инвалидами становятся позднее, адаптация к этому факту обычно происходит гораздо труднее. «У меня парализованы ноги, и я не могу ходить, — говорит один человек, получивший в автомобильной аварии перелом позвоночника. — У меня моченедержание; я не могу жить нормальной половой жизнью, как прежде. Я не могу кататься на мотоцикле, играть в футбол; теперь я лишен свободы, которая была раньше».
Утратив конечность, зрение, слух или контроль над той или иной частью тела, человек страдает; он испытывает боль, горе и скорбь. Нередко при этом отмечается потрясение, реакция отрицания, гнев, иногда нереалистические надежды и часто — депрессия. Люди задаются вопросом почему, и иногда ожидают, что Бог совершит чудо и все заживет. Когда исцеления не происходит, люди реагируют отчаянием, мыслями о самоубийстве; каждый из них может скорбеть о себе, ставшем отныне бременем для других, и страдать от безысходности[2006].
Как избежать подобной эмоциональной западни? На это потребуется определенное время. Однако нередко это происходит быстрее, если инвалиду помогают выразить свои чувства и осмыслить предстоящую жизнь, чтобы суметь реализовать (или развить) все потенциальные возможности. Иногда для этого бывает необходимо научиться жить с физическими ограничениями, решать практические вопросы передвижения, преодолевать общественные стереотипы в отношении инвалидов, созидать положительный образ «я», переквалифицироваться (найти подходящее занятие, профессию или призвание)[2007]и приготовиться принимать помощь там, где без помощи не обойтись.
История жизни Джони Эрексон Тада многим известна. В результате несчастного случая она оказалась парализованной. Джони прошла длительные периоды депрессии и курсы реабилитации и в конечном счете научилась жить со своими ограничениями, вышла замуж и занялась важным служением по оказанию помощи другим людям–инвалидам[2008]. Менее известен, наверное, пример психолога Бэрреса Фредерика Скиннера, которому пришлось бороться со старческой немощью. Он не стал хандрить и смертельно тосковать о прошедшем. Он научился жить с нарушениями памяти и физическими ограничениями и написал целую книгу, чтобы помочь людям справляться со старческой немощью, заранее планируя и приспосабливаясь к предстоящим потерям[2009].
Помогая людям справляться и адаптироваться к своим потерям, душепопечитель вряд ли станет работать в традиционном ключе «один на один». Здесь нередко потребуется помощь физиотерапевта, педагога, врача и специалистов других профилей. Может, придется привлечь к работе и друзей подопечного, а иногда придется проводить сеансы душепопечения со всей семьей.
Время от времени, может быть, вам придется пересматривать кое–какие собственные установки. Если вы склонны принимать скоропалительные решения в отношении людей–инвалидов, чувствуете дискомфорт в работе с такими подопечными, имеете предубеждения относительно их предполагаемых капризов, вы вряд ли принесете много пользы в роли душепопечителя[2010]. Независимо от собственных установок, вы обязаны учиться у своих подопечных–инвалидов, и тогда ваш труд принесет богатые плоды.
Иисус проявлял много заботы об инвалидах — хромых, слепых, глухих, эпилептиках и калеках. Он принимал их и восполнял их нужды. Христианский душепопечитель должен поступать так же. Труд душепопечителя требует творческого отношения; и для этого надо будет оставить ряд привычных любимых методов и привлечь помощников. Подобный труд может оказаться благодарным занятием, особенно когда душепопечитель увидит, как личность с недостатками, дефектами, увечьями приобретает новые навыки, стойкость и возрастает в духе.