Душепопечение и духовные проблемы
Методические пособия и курс любого душепопечения в значительной степени обусловлены характером проблем подопечных. Например, душепопечение человека, поднимающего религиозные вопросы, по всей видимости, будет отличаться от душепопечения человека дерзкого и нераскаявшегося, вовлеченного в преднамеренный грех. Если подопечный искренне встревожен своей духовной летаргией, наш подход, несомненно, будет отличен оттого, что мы используем в случае с человеком ожесточенным и рассерженным на Бога. Вот почему, как при любом типе душепопечения, душепопечители обязаны слушать своих подопечных самым внимательным образом, проявлять к ним уважение и сочувствие, пытаясь определить природу и причины их действительной проблемы. Ваше душепопечение, по всей видимости, будет состоять из следующих моментов.
1. Молитва. Прежде, в течение, а также после душепопечения вы должны искать водительства Бога. Духовное душепопечение (больше всякого иного) может вовлечь нас в столкновение с бесовскими силами. Вот в чем состоит одна из основных причин, почему христианским душепопечителям надлежит молиться, чтобы Господь наделил их особой силой, мудростью и водительством свыше. Иногда вам захочется помолиться со своим подопечным; молитесь, но всегда находите время для уединенной молитвы о каждом из своих подопечных.
Оказывает ли молитва какое–то психологическое воздействие на людей, которые обращаются к вам за помощью? Согласно утверждениям некоторых исследователей, такое предположение имеет под собой определенное основание. Например, молитва в сочетании с размышлением, похоже, обусловливает рост психологического благополучия и снижение уровня тревожности. Хотя исследователи сталкиваются с проблемами в измерении уровня одухотворенности, тем не менее имеются определенные эмпирические доказательства, что молитва повышает этот уровень и вносит свою лепту в эффективность психотерапии[1965].
2. Моделирование * [1966]. Люди подражают другим людям и следуют за ними. На этом эмпирическом факте строится теория обучения социальным нормам и закон, нашедший отражение в Новом Завете[1967]. Иисус был примером для подражания Своим ученикам. Павел призывал верующих: «Будьте подражателями мне, как я Христу». Петр убеждал руководителей церкви не господствовать над наследием Божьим, а подавать пример[1968]. Хотим мы того или не хотим, но христиане, включая христианских душепопечителей, являются образцами христианского образа жизни. От душепопечителя, который не стремится подражать Христу или возрастать в христианском духе, не приходится ждать эффективности в сфере духовного душепопечения. Душепопечитель, желающий быть мудрым и оказывать действенную помощь людям, у которых есть духовные проблемы, обязан признать, что именно он и является образцом (моделью), которому станут следовать его подопечные (а иногда действовать и вопреки этому).
3. Увещевание. Это слово, встречающееся в Библии, не означает проповедования кому–либо, употребления язвительных, резких слов или требования послушания. Увещевание означает употребление дарованной Богом способности укреплять духовно ослабевших, поддерживать колеблющихся в вере, успокаивать столкнувшихся с неблагоприятными обстоятельствами и ободрять неуверенных и беззащитных. Время от времени душепопечитель будет вынужден указывать на грех, мягко показывать подопечному его истинные помыслы и решения, убеждать своего подопечного измениться, а после принятых им решений вести его и поддерживать, пока новая позиция претворяется в жизнь и подвергается оценке.
4. Наставление. Начинающие душепопечители (а иногда и опытные) стараются давать своим подопечным советы. Иногда за этим стоит тревога самих душепопечителей, желающих найти немедленное решение, способное ослабить их собственный дискомфорт и в короткий срок избавить подопечного от страданий. Однако слишком часто подобная консультация ставит душепопечителей в «исключительное положение всезнайки. И очень скоро некоторые из них начнут находить удовольствие в таком положении, а затем появится ложное убеждение, что они могут решить все проблемы»[1969].
Подопечных редко учат решать свои проблемы на основании советов ближних. Процесс духовного возрастания и обновления — это очень медленный процесс попечения о душе. Нередко подопечному приходится проходить период поиска пути в трудных обстоятельствах и в духовной тьме под чутким руководством мудрого руководителя[1970].
Духовное душепопечение представляет собой форму чуткого, мирного руководства и тихого, спокойного наставления, и часто один на один. Это наставление может включать информирование, ответы на вопросы, обсуждение различных мнений, стимуляцию работы мысли, указание на ошибки, а также иногда — консультирование; причем советы, высказанные при этом, можно обсуждать вместе. Наставлять можно по самым различным проблемам, в том числе и таким:
1) Познание Бога и любовь к Нему. Смущение и духовные проблемы часто возникают у тех, кто познал и осмыслил один или два Божьих атрибута, но упустил или не понял остальных. Обращать внимание на гнев Божий и не видеть Его милосердия — значит ввергать себя в отчаяние и печаль. Подчеркивать Его милосердие и любовь, не обращая внимания на Его святость и правосудие, — значит внушать себе ложное ощущение защищенности и перестать беспокоиться о духовных проблемах и ответственности.
Бог хочет, чтобы мы познавали Его[1971]. Во–первых, это постоянная, вечная задача, которая будет стоять перед человеческим умом всегда. Это процесс, который начинается с того момента, когда человек слушает и слышит Слово Божье и старается понять его и применить в своей жизни при содействии и руководстве Святого Духа. Во–вторых, мы познаем Бога, когда размышляем о Его характере, открывающемся в Библии и природе, и благодарим Его за любовь и общение[1972]. В–третьих, мы познаем Бога, когда повинуемся Его заповедям[1973]. Наконец, мы познаем Бога, когда являемся составной частью Его Тела и служим Церкви.
В духовном консультировании перед душепопечителем стоит задача содействовать подопечным в познании и любви к Богу. Этого нельзя достичь, читая лекции или выступая с облегченной версией проповедей. Вместо этого подопечный должен увидеть Бога в образе жизни, речах, установках душепопечителя и его периодических ссылках на Священное Писание. Подобное наставление возлагает на душепопечителя значительную ответственность. Нельзя наставлять других в познании Бога, если мы сами не возрастаем в подобном познании и одухотворенности. Вот почему содействие подопечному в познании Бога требует проницательности и духовной глубины, которые не почерпнешь из учебников по душепопечению и психотерапии.
2) Христианская любовь. Любовь, описанная в 13–й главе Первого послания к Коринфянам, любовь жертвенная, безусловная, подобная любви Христа, названа «несравненным и величайшим психотерапевтическим средством; ничего подобного профессиональная психиатрия сама по себе не может ни породить, ни собрать, ни выдать»[1974]. Любовь — это атрибут Бога; именно любовь побудила Его послать на землю Своего Сына, чтобы мы лично познали Бога — творца вселенной[1975]. Подопечные должны услышать о любви Божьей. Более того, им следует испытывать и видеть эту любовь, исходящую от Бога, в посвященном душепопечителе (и других христианах), а также в душах самих подопечных, которые чувствуют, что не пользуются любовью, не приняты ближними, смущены и духовно обнищали, чувствуют себя виновными.
3) Преступление и прощение. Библия ни в коем случае не покрывает греха, не отрицает его разрушительной силы. Бог ненавидит грех и в конечном счете наказывает нераскаявшихся грешников. Напротив, те, кто пребывает в Христе Иисусе, осуждению не подлежат. Сын Божий, Иисус Христос, пришел на землю, чтобы оплатить наши грехи. Вот почему, будучи грешными, мы можем надеяться на полное помилование. «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды». Это может стать искупительным постижением. Бог не хочет наших жертв и не желает наказывать нас. Он ожидает от нас покаяния в преступлениях и желания (готовности) обратиться. Услышав покаяние в преступлениях, Он прощает нас и предает наши грехи полному забвению[1976].
Библия также учит признавать свои преступления друг перед другом. Однако для обретения прощения свыше этого мало. Бог прощает, только когда мы исповедуем свои преступления перед Ним. Тем не менее исповедь в грехах перед ближними может оказаться чрезвычайно полезным терапевтическим средством. Нередко она побуждает наших ближних простить нас, а иногда помогает и нам простить себя. Покаяния перед ближними можно добиться также с помощью исцеляющей силы молитвы[1977].
Душепопечитель должен говорить о библейском взгляде на преступление и прощение. Время от времени вам придется указывать своим подопечным на их преступления (грехи). При этом душепопечитель должен проявлять милость и не осуждать подопечного. Нельзя говорить о прощении и не проявлять его[1978].
4) Роль Святого Духа. Христианским душепопечителям трудно переоценить роль Святого Духа в душепопечении. Нередко именно Он дарует душепопечителям проницательность и мудрость и помогает подготовиться и приобрести опыт, чтобы приносить наибольшую пользу. Согласно мнению одного христианского душепопечителя, Святой Дух «предлагает неисчислимые средства исцеления», когда ведет подопечных к исповеданию греха, учит их о прощении, ободряет и обитает в них[1979].
Библия призывает христиан «исполняться Духом» (Еф. 5:18). В этот процесс входят:
• Интроспекция, или самоанаолиз (Деян. 20:28, 1 Кор. 11:28).
• Исповедание всех известных преступлений (1 Ин. 1:9).
• Полное послушание Богу (Рим. 6:11–13).
• Молитва об исполнении Святым Духом (Лк.11:13).
• Убежденность в том, что мы исполнимся Духом, и благодарность Богу за это (1 Фес. 5:18).
Исполнение Духом не бывает событием «раз и навсегда». Это ежедневный процесс «выдоха» посредством покаяния и «вдоха» полноты Святого Духа. Такой процесс не всегда сопровождается эмоциональным взлетом или экстатическим переживанием (хотя это и наблюдается время от времени), однако именно это ведет к радостной благодарности, повиновению друг другу и появлению таких плодов Духа, как любовь, мир, долготерпение, воздержание и других[1980].
Многие из духовных проблем, обсужденных в этой главе, возникают и сохраняются потому, что верующие своими силами пытаются разрешать их и возрастать в духе без Духа Святого. Однако только Святой Дух учит, укрепляет и придает нам силы, чтобы встретить лицом к лицу и преодолеть духовные проблемы. Подопечные должны принимать эту истину как основополагающую.
5) Ученичество. Великое поручение Иисуса вменяет верующим воспитывать учеников. Воспитание учеников (наставничество) представляет собой процесс, который состоит из проповеди Евангелия (с целью привести к обращению и спасению во Христе) и христианского образования[1981]. Время от времени душепопечителю следует благовествовать, хотя при этом ему нельзя забывать о необходимости соблюдать этику, и не пытаться заставлять подопечных принять религиозное учение, если они противятся этому или хотят работать над другими проблемами. Душепопечитель и подопечный также могут обсудить роль и значение исследования Библии, молитвы, упования на Бога, размышлений, духовной дисциплины и проповеди ближним.
Однажды Павел в двух предложениях изложил конечную цель своей жизни: «…[Христа] мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе; для чего я и тружусь и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно»[1982]. А вы смогли бы в двух–трех фразах суммировать конечную цель своей работы? Это может стать ценным и полезным упражнением. Цель многих христианских душепопечителей может быть такой же, как у Павла, — проповедовать Христа, наставляя и обучая ближних, чтобы они стремились к духовному совершенству и зрелости.
Иногда душепопечители с благими намерениями, но лишенные проницательности, проявляют излишнюю поспешность, представляя Евангелие или убеждая подопечных обратиться к Христу. Нам хотелось бы видеть своих подопечных возрастающими в духе, но рост этот нередко бывает замедленным, а духовные проблемы временами возникают слишком неожиданно, а решение их воспринимается слишком восторженно.
Искать водительства Святого Духа — вот какой должна быть постоянная цель христианских душепопечителей. Под руководством Святого Духа мудрый и проницательный душепопечитель переходит к обсуждению духовных вопросов спокойно, так как знает, что только Святой Дух (в свое время и на своих путях) убедит подопечных раскаяться в грехах и обеспечит их духовное возрастание как учеников. Мы обязаны покориться Господу и сделаться Его орудиями в ходе этого процесса.
6) Уравновешенность. Подопечных с духовными проблемами следует предупреждать о важной роли таких недуховных факторов, как сбалансированная диета, отдых и физические упражнения. Помогите своим подопечным сформировать сбалансированный образ жизни, исключив при этом фарисейство и самонадеянность; научите их справляться с гордыней и душевными скорбями (с помощью дискуссий и молитвы); помогайте им пересматривать ценности, цели и приоритеты; устранять религиозные недоразумения; а также избавляться от двусторонней проблемы — духовного недоедания и переедания[1983].
7) Тело. Христианское вероучение, как было заявлено выше, не является «самодельной» религией. Бог сотворил нас общественными существами и объявил: «Не хорошо быть человеку одному»[1984]. Библия четко представляет Церковь как организм, Тело, состоящее из многих членов.
Всякий человек в этом Теле важен. Каждый наделен одним или двумя особыми дарами (например: увещевание, душепопечение, странноприимство и благовестие). Каждому следует развивать эти дарования, чтобы служить друг другу и заботиться о других[1985], созидая Церковь так, чтобы «во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа», Которому принадлежит «слава и держава во веки веков»[1986].
Эффективность христианского душепопечения будет ослаблена, если его проводить вне Тела Христова — Церкви. Верующие должны помогать друг другу и нести бремена друг друга. Подопечные, которым оказывают поддержку, гораздо эффективнее работают с душепопечителем над разрешением духовных и других проблем.
5. Экзорцизм. Время от времени сатана добивается большего внимания, чем заслуживает (и даже в некоторых христианских кругах). Его обвиняют во всех проблемах и неприятностях. При разрешении проблем нередко предпочитают использовать методы обличения и изгнания нечистой силы (в некоторых церквах это единственные методы), а для сострадания, понимания и проницательного христианского душепопечения места почти не остается.
Чрезмерно реагируя на столь извращенное учение, нетрудно запамятовать, что христиане пребывают в постоянной духовной борьбе и каждый из нас должен быть всегда готов отразить бесовское влияние в собственной жизни и в жизни своих подопечных. В 6–й главе Послания к Ефесянам говорится, что мы пребываем в брани, которая ведется «не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных». Здесь не говорится, что мы должны бороться против этих сил чрезвычайно эффектным методом изгнания нечистой силы и конфронтации. Вместо этого нам сказано: «Укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его; облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских… <…> …Приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолевши, устоять. <…> …А паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого… всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых…»[1987]Мы обязаны противостать сатане и бороться с ним, полагаясь не на свою силу, а на могущественную власть Христа.
Должен ли участвовать христианский душепопечитель в изгнании нечистой силы? Ответ на этот вопрос неоднозначен, частично потому, что весьма трудно отделить психопатологию от демонологии, а также трудно провести грань между необходимостью психотерапии и духовной брани[1988]. Однако в последние годы мы наблюдаем повальное увлечение оккультизмом и, по всей видимости, усиление интереса к спиритизму, восточной мистике, левитации, гаданию, колдовству, черной магии и даже поклонению сатане. Многие профессиональные душепопечители и богословы согласны с утверждением, что причастность к делам тьмы весьма опасна[1989]. Подобное участие дает возможность злым духовным силам (которые способны иногда порождать нечто, напоминающее психопатологические симптомы, но нередко и без этого) управлять человеком. Традиционными методами душепопечения с подобными духовными силами справиться невозможно.
В связи с этим, при определенных обстоятельствах христианский душепопечитель может прийти к выводу, что процессу душепопечения противостоят мощные бесовские силы, которые оказывают влияние на душу подопечного. Будьте здесь крайне осторожны, чтобы не употребить этого вывода в оправдание либо собственной некомпетентности и недостатка навыков, либо нежелания вашего подопечного идти на сотрудничество. Если вы приходите к решению (предпочтительно после консультации с одним из коллег), что в том или ином случае, вероятно, имеет место бесовское влияние, то разумнее всего рассмотреть вопрос о необходимости экзорцизма (изгнания нечистой силы) именем Иисуса Христа, повелевая бесовской силе оставить душу и впредь никогда не возвращаться. Известно несколько методов изгнания нечистой силы; частично различия между ними объясняются особенностями богословских воззрений[1990]. Обращаться с бесовскими силами, причем крайне осторожно, должны только духовно зрелые христиане[1991], а также те, кому дано Духом «различение духов»[1992].
Создается впечатление, что некоторые восторженные, но плохо информированные люди, не имеющие никакого представления о причинах и лечении аномалий, приписывают все духовные (психопатологические) проблемы бесовским влияниям и прибегают к изгнанию нечистой силы, чтобы уклониться от душепопечения или непреднамеренно скрыть собственное невежество в отношении человеческого поведения. Все это может создавать гораздо больше проблем, чем разрешать. Иногда подопечные извращают комментарии о влиянии сатанинских сил, в результате начинают испытывать бредовый страх перед бесами; и нередко их проблемы только усложняются, когда они слышат, что одержимы бесами. Психопатологические проблемы усложняются, если изгнание нечистой силы не приносит никаких перемен, причем подопечному теперь приходится бороться как с первоначальной проблемой, так и с убеждением в том, что он одержим бесовской силой.
Вот почему душепопечители обязаны упоминать имя сатаны, лишь как следует подумав, и быть всегда начеку в отношении ложных (параноидных, бредовых) представлений о сатане. Пределы его воздействия и власти следует четко понимать, всегда помнить о возможности сатанинской активности и решительно, твердо противостоять ей силой Святого Духа. Подопечные из числа христианин всегда поймут как возможность бесовских влияний, так и потрясающую истину слов Божьих: «Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире»[1993].