Профилактика ошибочных профессиональных решений

Есть так называемая «поганая работа, которую никто не любит». Никто не знает, как справиться с ней; никто не знает, как облегчить ее; никто не знает, кому такая работа нужна. Всякий, признающий, что работать надо, тянет и тянет с такой работой, а иногда просто забывает о ней. Но надо помнить, что при этом оценивают твой труд и работоспособность[1894]. Легко хвалить работника, а принимать похвалу еще легче; трудно выложить работнику правду о его непригодности и трудно переварить такую оценку.

Чтобы этого не произошло, нужно попробовать помочь людям избежать подобных ошибок. За профилактикой ошибочных профессиональных решений почти всегда стоит специальная профессиональная подготовка. Материал, изложенный в данной главе, можно изучать в церкви, в малых группах, на отдыхе в конце недели, в христианских колледжах и других местах. Подобная профессиональная подготовка должна проводиться с людьми всех возрастов по следующей программе:

• Библейское учение о труде.

• Причины верных и неверных профессиональных решений.

• Поиски Божьего водительства (желать, ожидать, искать и проявлять выдержку).

• Поиски справочной информации о профессиях.

• Самопознание (включая знание о том, где можно пройти психодиагностическое тестирование).

Обучая, обращайте внимание своих подопечных на то, что выбор профессии не одномоментное решение, «раз и навсегда». Большинство взрослых (включая домохозяек и других лиц, которые не считаются потенциальной рабочей силой) время от времени страдают из–за несложившейся профессиональной карьеры, и это следует признать как факт. Призывайте людей постоянно заниматься профессиональной подготовкой и подвергать периодической переоценке свои приоритеты, цели жизни и степень удовлетворенности работой (см. рис. 35.1). Обращайте внимание своих подопечных на следующую закономерность: чем старше человек, тем труднее и опаснее ему менять профессию. И все же кое–что предпринять можно и в этом случае — наняться на работу к другому работодателю или изменить профессию (наиболее опасная альтернатива); сменить рабочее место в той же фирме и в рамках той же профессии; научиться справляться с профессиональным стрессом[1895]и/или изменять свои трудовые установки. Хотя рассчитывать на существенные позитивные изменения в работе не приходится, человеку иногда все же следует остаться на своем рабочем месте (веря в то, что Бог желает этого и/или обусловит необходимые перемены, когда сочтет нужным) и служить «с усердием, как Господу, а не как человекам»[1896], не жалуясь. С возрастом, можно будет найти много возможностей служить Богу на досуге; причем, чем старше человек, тем больше, по всей видимости, у него будет времени для подобной деятельности.

Заключительные замечания

Как проводить профессиональное душепопечение с людьми физически и умственно неполноценными, эмоционально неустойчивыми, смертельно больными, малообразованными, старыми или неспособными говорить по–русски? О таких людях в литературе, посвященной профессиональной ориентации и профессиональной консультации, почти ничего не говорится, хотя им могла бы помочь трудовая деятельность в меру их физических и умственных сил. Если христианский душепопечитель не может помочь в подобных ситуациях, ему следует направить своих подопечных на консультацию в соответствующие федеральные или частные учреждения.

Выбор профессии (как и планирование профессиональной карьеры вообще) является одним из важнейших решений в жизни. Помощь, которую душепопечитель оказывает людям в принятии мудрых, профессионально важных решений, неоценима. Профессиональное душепопечение является одним из самых благодарных для христианского душепопечителя.

Библиография

Baldwin, Stanley С. Take This Job and Love It, Downers Grove, 111.: InterVarsity, 1988♦.

Bernbaum, John A., and Simon M. Steer. Why Work? Careers and Employment in Biblical Perspective. Grand Rapids, Mich.: Baker, 1986♦.

Bolles, R. N. What Color Is Your Parachute? A Practice Manual for Job–Hunters and Career–Changers. Rev. ed. Berkeley, Calif.: Ten Speed Press, 1986♦.

Brown, Keith, and John Hoover. Its Never Too Late to Say Yes! Eleven Inspiring Accounts of People Who Made Mid–Life Ministry Commitments, Ventura, Calif.: Regal, 1987♦.

Dillard, John Milton. Lifelong Career Planning. Columbus, Ohio: Charles E. Merrill, 1985♦.

Farnsworth, Kirk E., and Wendell H. Lawhead. Life Planning: A Christian Approach to Careers. Downers Grove, 111.: InterVarsity, 1981♦.

Laughlin, Rodney S. The Job Hunters Handbook: A Christian Guide. Waco, Tex.: Word, 1985♦.

Mattson, Ralph, and Arthur Miller. Finding a Job You Can Love. Nashville: Thomas Nelson, 1982♦.

Osherson, Samuel D. Holding On or Letting Go: Men and Career Change at Midlife, New York: Free Press, 1980.

White, Jerry, and Mary White. On the Job: Survivalor Satisfaction? 'Colorado Springs: NavPress, 1988♦.

Yost, Elizabeth В., and М. Anne Corbishley. Career: A Psychological Approach. San Francisco: Jossey–Bass, 1987.

Zunker, V. G. Career Counseling: Applied Concepts of Life Planning. 2d ed. Monterey, Calif.: Brooks/Cole, 1985.

♦ Книги, отмеченные ромбом, рекомендуются для чтения подопечным.

Часть 8.

Заключительные вопросы

Глава 36.

Духовные проблемы

Мэрилин исполнилось двадцать три; она младшая из детей одних весьма религиозных родителей, которые познакомились друг с другом еще в библейской школе. Господь даровал им четырех детей, так что одного из них они всегда надеялись увидеть в числе принявших духовный сан или служащих–миссионеров. Однако до сих пор дети огорчали и продолжают огорчать их. Дети так быстро растут, и вот уже один из них торгует обувью, и никаких возвышенных устремлений и интереса к церкви у него нет; другая замужем за фабричным рабочим, который неплохо обеспечивает семью, однако безразличен к духовным ценностям; третий уже развелся и сейчас выбивается из сил, пытаясь закончить колледж. Мэрилин считается христианкой; некогда она принимала активное участие в работе группы церковной молодежи, но теперь сожительствует с одним неверующим адвокатом среднего возраста, хотя того, по всей видимости, интересует больше секс, а не благочестие.

Тем временем родители бьются в тисках духовных проблем. Они не могут понять, почему никто из их собственных детей не ходит в церковь и отчего они безразличны к духовным ценностям. Родители систематически молятся о детях и с дерзновением свидетельствуют о вере во вседержавного Бога. И все же их не оставляет вопрос, почему Бог допускает такие переживания. Они старались «учить детей пути, по которому им идти», и теперь им непонятно, почему Бог не сохранил их детей в вере.

Родители переживают за Мэрилин, которая осуждает лицемерие в церкви, но иногда они приходят к мысли, что их дочь, быть может, и права. Когда их сын проходил мучительный бракоразводный процесс, прихожане их церкви осуждали его, и мало кто сострадал ему. Да и церковные руководители могли бы предложить большую помощь; однако, по всей видимости, их интересовали в основном только люди, духовно «живые», активно участвующие в программах церкви или щедрые в финансовом отношении.

С некоторых пор родители Мэрилин стали реже посещать церковь, что вызвало критику со стороны других членов церкви. Иногда они сомневаются в самих себе. Подобно некоторым из своих детей, родители духовно озадачены, и впервые в жизни каждый из них в глубине душе начал сомневаться в собственной вере.

Нуждаются ли они в душепопечении? Они не считают необходимым платить профессиональному душепопечителю, пока их дела не так уж плохи. Они сомневаются, что нехристианский душепопечитель способен понять их переживания. Одно они знают в точности — сам пастор не понял бы их. На сеансах душепопечения он стал бы проповедовать им о грехе, как проповедует с кафедры, осуждая людей.

Вот почему родители Мэрилин бьются со своими проблемами в одиночку. Время от времени и сама Мэрилин беспокоится о том греховном образе жизни, который она ведет. Каждый из родных братьев и сестер в этой семье бьется над решением духовных проблем, но втайне; вот почему нет никого, кто мог бы предложить им помощь.

***

Профессиональные психологи–консультанты чаще всего не берутся за разрешение религиозных проблем. Религиозная терминология большинству из них незнакома; лишь единицы из них имеют минимальную подготовку в оказании помощи людям, бьющимся над решением духовных проблем; многим неведом образ мышления верующих людей; а некоторые из психологов–консультантов все еще разделяют нередко цитируемое представление Зигмунда Фрейда о том, что религия вредна и является по сути дела невротическим симптомокомплексом[1897]. Светские душепопечители предпочитают уклоняться от религиозных проблем, дают им материалистическое толкование, иногда направляя своих подопечных из числа верующих к душепопечителям, придерживающимся тех же взглядов[1898].

Иногда по ходу религиозного консультирования в тупик попадают и сами христианские душепопечители. Помогать людям в духовной борьбе не всегда легко. Иногда подопечные хотят понять религиозные вопросы, на которые нет ясных ответов.

Эти вопросы еще больше осложняются тем обстоятельством, что верующие склонны употреблять терминологию, которая иногда сбивает с толку. Например, мы откровенно говорим о любви и согласны с тем, что любовь действительно является отличительной чертой христианина[1899], однако мы не всегда действуем по–доброму, исходя из любви; более того, мы даже не пришли к единому мнению о том, что означает это слово. Иногда, по всей видимости, мы просто забываем, что любовь, лежащая в основе христианского вероучения, не имеет никакого отношения к тому временному, эгоцентрически экзальтированному чувству, которое составляет основу многих современных песен о любви или незаконных любовных связей. Христианская любовь жертвует, терпеливо сносит обиды, занимается проблемами ближних, прославляет Христа, приходит как дар Божий; подобная любовь яснее всего видна в жизни Иисуса, и о такой любви говорится повсюду на страницах Священного Писания[1900].

Весьма прискорбно, но многие христиане не имеют большой любви; и вышеописанной любви не найти ни в их словах, ни в их поступках. Многие верующие признают, что отступили перед грехом, внутренними конфликтами и жизненными затруднениями. Одни расстраиваются, оттого что их духовный рост кажется слишком медленным. Других беспокоят безрадостные, серые будни, ощущение духовной «засухи» и отсутствие в их жизни Божьей искры. Они читают Слово Божье, однако библейские слова представляются им скучными, устаревшими. Они молятся, больше по привычке, а молитвы их, по всей видимости, остаются без ответа. Они хотят творить добро и любить, однако их поступки не свидетельствуют о большой любви, и кажется, что их совесть дремлет. Они хотят, чтобы их дети с возрастом превратились в благочестивых людей, но слишком много молодых людей оставляют церковь, отрекаются от веры и обращаются к образу жизни, который позволяет им «иметь временное греховное наслаждение».

Не того желает Бог, но таков, по–видимому, обычный жизненный опыт и таковы переживания даже у самих душепопечителей или потенциальных душепопечителей, которые в данный момент читают эти строки. Душепопечение лиц, бьющихся над разрешением духовных проблем, представлялось необходимым всегда, однако душепопечение проблем, подобных вышеописанным, было занятием одним из самых трудных. Уолтер Тробиш писал однажды: «Никогда не знаешь, какой в действительности бывает духовная летаргия», пока не столкнешься с другой душой, которая жаждет помощи, а ты не знаешь, как ей помочь, поскольку эта душа чувствует себя внутренне «совершенно мертвой» и духовно выжженной[1901]. В отличие от большинства предыдущих глав, в этой говорится о потребностях как душепопечителей, так и подопечных.

Библия и духовные проблемы

В век современной технологии с компьютеризацией и высокоэффективными средствами связи, когда людям хочется быть впереди, знать компьютер и добиваться своего быстро и эффективно, многим из нас трудно понять, что Бог, познания Которого превосходят все информационные базы мира, никогда не спешит. Бог желает, чтобы каждый верующий возрастал, уподобляясь Христу, однако Он знает, что никому из нас на этом свете совершенства не достичь. Он желает, чтобы мы были святы во всех поступках и следовали примеру Христа, однако Ему ведомо, что никто этого не сделает полностью[1902]. Господь желает, чтобы мы «облеклись во всеоружие Божие», чтобы нам можно было «стать против козней диавольских», однако Он понимает, что нам не по силам бороться за свои убеждения в одиночку[1903].

Всевышний желает, чтобы мы представили Ему свои тела «в жертву живую, святую, благоугодную»[1904], однако Он знает, что мы не сможем исполнять это последовательно или совершенно бескорыстно. Он хочет, чтобы мы перестали грешить и «убегали юношеских похотей», однако Он понимает, что мы обманываемся, если говорим, что не имеем греха. Вот почему Он вменяет нам, согрешив, исповедовать свои грехи и ожидать очищения[1905]. Бог установил высокий стандарт нашего поведения, так как Он Сам свят и праведен, однако Он же даровал и Спасителя, чтобы восполнить наши грехи и падения, так как Он Бог любящий и милосердный[1906]. Господь признал нас Своими детьми и требует, чтобы мы «действовали справедливо, любили дела милосердия» и смиренномудренно ходили пред Богом, однако Он сострадателен, милостив и преисполнен любви, поскольку «знает состав наш, помнит, что мы — персть», покуда мы остаемся в этом мире[1907].

Несомненно, Божьи стандарты высоки. И все же, ожидать от людей меньшего совершенства значило бы понизить Божьи стандарты и сделать их недостойными Бога. Вместе с тем, в дополнение к Своей святости, совершенству и величию, Бог выказывает и божественные признаки любви, милосердия и сострадания. Бог смотрит на жизнь без иллюзий. Зная, что мы слабы, Он не оставляет нас без помощи. Из великой любви Он послал Своего Сына, чтобы оплатить наши грехи; и Святого Духа, чтобы, обитая в нас, Он вел, укреплял и учил нас[1908]. Иногда нам может казаться, что Бог пребывает где–то вдалеке от нас, однако Он ближе к нам и более привязан, чем брат[1909].

Цель христианской жизни — возрастать в духе, уподобляясь Христу в поклонении, характере и служении. Согласно Ветхому Завету, поклонение включало совершение обряда жертвоприношения в искупление греха. Ныне, когда Христос величайшим и любящим самопожертвованием «однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных»[1910], чтобы привести нас к Богу, мы обязаны представлять свои тела «в жертву живую, святую, благоугодную Богу». Это непрестанное приношение своего «я» в жертву Богу, наряду с жертвой хвалы — плодом уст, прославляющих Его, и преданным послушанием, — и составляет то, что должно стать нашим поклонением[1911].

Однако в понятие «поклонение» входит также непрестанное преображение характера. Мы не должны соответствовать мирским стандартам. Вместо этого мы должны преображаться умственно и в наших поступках. Мы должны свергнуть с себя всякий грех, быть святыми, поскольку Он свят, уподобляться Христу, брать пример с Него и дать Святому Духу возможность формировать в нас личность, для которой характерны такие качества, как любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость и воздержание[1912].

Христианин, однако, не должен быть сосредоточен лишь на Боге и на себе. Он должен помимо того служить ближним. Мы угождаем Богу, когда «не забываем также благотворения и общительности»[1913]. В действительности библейская точка зрения на успех коренным образом отличается от той, что исповедует мир, в котором нам выпало жить. «А кто хочет между вами быть большим, — говорит Иисус, — да будет вам слугою». Нам вменяется не бороться друг с другом по зависти и сварливости; более того, мы обязаны творить добро, смиряться и верить, что в назначенное время Бог вознесет нас к тому, что провозглашается необходимым для нас[1914].

Поклоняться, подобно Христу, иметь характер, подобный Христу, и служить, подобно Христу, — таковы цели христианской жизни. В определенном смысле мы стремимся достичь этих целей, подобно бегуну, напрягающему все силы, чтобы достичь финишной черты. В другом отношении, мы возрастаем не усилием, а полностью предаваясь власти и водительству Бога. Уподобление Христу «является плодом Духа, поскольку Он работает в нас, и результатом наших личных усилий. Мы полностью зависимы от Его работы в нас и полностью ответственны за формирование своего характера. Это кажется очевидным противоречием для человеческого образа мышления по типу „или–или", однако именно эта истина повторяется много раз в Священном Писании»[1915].

За многие века были написаны, возможно, тысячи и тысячи книг, посвященных христианскому возрастанию, духовной зрелости и духовным борениям верующих. То, что в религиозных затруднениях необходимы и водительство, и помощь, нет ничего нового. Еще со времени Христа (и до Него) верующие пытались преодолеть духовную летаргию, периоды застоя и нуждались в помощи, чтобы идти дальше за Богом. Можно доказать, что вся Библия учит нас о Боге, атрибутах и Его власти сделать из всякого верующего «сосуд в чести, освященный и благопотребный Владыке, годный на всякое доброе дело»[1916].

Происхождение, последствия, душепопечение и предупреждение духовных проблем — все это обсуждается в Библии. Нет ничего иного, что имело бы столь великое библейское основание и одновременно было бы столь слабо освещено психологией, нежели вопросы духовного роста и разрешения духовных проблем. Христианский душепопечитель лучшего всего приготовлен в деле помощи людям с подобными проблемами, поскольку только верующий имеет ум Христов, который дает нам возможность понять (и ближним передать) то, что приходит от Духа Божьего[1917].

Наши рекомендации