Профессиональное душепопечение
Биллу исполнилось пятьдесят два, когда он лишился работы. «Нельзя сказать, что мы недовольны вашей работой», — заявил его босс отчужденно, видимо, чувствуя неловкость оттого, что он вынужден уволить давнишнего и преданного служащего. Слияние компании, в которой трудился Билл, с другой фирмой привело к избытку управленческих мест среднего звена, так что Билл оказался одним из тех, чьи рабочие места следовало сократить.
Психологический эффект был ужасающим. Билл чувствовал себя никчемным, лишним, неудачником. Каждое утро, когда его жена и двое взрослых детей отправлялись на работу, Билл убирался на кухне, просматривал утреннюю газету и без особого желания возвращался к подготовке резюме*[1820], пытаясь подыскать другую работу, где может понадобиться его организаторский опыт, а заработки бы не очень отличались от тех, какие были у него на прежней работе. Иногда, сидя в одиночестве, размышляя о своем горестном положении и понимая, что теперь его жена и дети вынуждены подрабатывать, чтобы платить по счетам, Билл, бывало, плакал и все задавался вопросом, удастся ли ему когда–нибудь найти работу, чтобы снова обеспечивать семью.
Билл узнал, что несколько человек из его общины также лишились хорошо оплачиваемой работы, и тоже в середине жизни. Некоторые из них организовали группу взаимной поддержки и стали собираться раз в неделю по утрам за завтраком для совместной молитвы. Билл понимал, что позволить себе завтраки он не может, и ему было стыдно признаться в этом кому бы то ни было.
У этой история оказался счастливый конец; Билл устроился в фирму, бывшую конкурентом его старой компании. Но он не забыл тех печальных дней временной безработицы и теперь проявляет повышенную активность в группе поддержки безработных. Чтобы облегчить работу в группе, приняли решение сделать завтраки бесплатными для каждого посетителя; завтра ки теперь оплачиваются из небольшого фонда, который Билл учредил с двумя друзьями, также бывшими безработными, ныне нашедшими новую работу.
Профессиональная проблема Кэрол иного типа. Кэрол двадцать один; она учится в колледже с двухгодичным курсом*[1821], но не имеет ни малейшего представления по вопросу о том, какую ей выбрать профессию. Хотя Кэрол в колледже меняла основной предмет специализации уже трижды, последний предмет ее особенно не волнует; так что ей кажется, что жизнь течет сама по себе. У других, по всей видимости, есть ясные цели, но Кэрол, которой осталось учиться еще год, испытывает затруднения в выборе профессии.
В студенческом консультативном центре Кэрол пытались помочь; она прошла различные тесты по психодиагностике профпригодности на основе изучения ее склонностей и способностей. Однако даже с такой помощью выбор профессии (и переквалификация), а также планирование профессиональной карьеры является делом весьма трудным. Кэрол немного не по себе, оттого что многие другие молодые люди в возрасте 21 года также страдают от профессиональной неопределенности. Проблема усугубляется беспокойством родителей Кэрол; они действуют из самых лучших намерений и постоянно подталкивают ее «наконец–то решить, чем ей заняться в жизни».
***
Было время, когда выбор профессии (планирование профессиональной карьеры) относился к числу одноразовых, судьбоносных решений, которые принимали в возрасте поздней юности или ранней зрелости. Малых детей готовили к этому знаменательному выбору всякий раз, задавая вопрос: «Кем ты будешь, когда станешь большим?» Студентов вынуждали делать ранний выбор основного предмета специализации, и принято было считать, особенно среди родителей, что основная цель образования состоит не только в качественной специальной подготовке учащихся, но и в правильном выборе будущей профессии.
Правильный выбор профессии, переквалификация — иначе говоря, правильное планирование профессиональной карьеры — является жизненно важным делом, часто трудным; и этот выбор редко совершается в начале трудовой жизни человека «раз и навсегда». Он важен еще и потому, что в существенной степени определяет доходы, уровень жизни, социальное положение, знакомства (связи) в обществе, эмоциональное благополучие, чувство собственного достоинства (адекватная самооценка), образ жизни и удовлетворенность жизнью. Этот выбор нередко затрудняется тем, что в наше время встречается множество доступных профессий и занятий; большое число рабочих мест; масса возможностей наделать ошибок; кроме того, ни в коем случае нельзя не учитывать и тех страданий, которые испытывают люди, совершившие ошибку в выборе профессии. (Согласно одному сообщению, около четверти американских рабочих удручены тем, что совершили неправильный выбор профессии [рода занятий]; третья часть служащих среднего звена хотели бы работать где–нибудь в другом месте; и приблизительно половина всех рабочих и служащих считают свой труд низкооплачиваемым[1822].) Выбор профессии редко совершается «раз и навсегда», поскольку люди большей частью учатся на собственном опыте[1823]. Принимать решения о будущей работе начинают уже в средней школе, и даже раньше. Эти решения взвешивают, продумывают и в период профессиональной подготовки, при выборе специализации и на курсах последипломной подготовки. Выбор профессии совершают также всякий раз, когда устраиваются на работу; когда решают, надо ли занимать предложенное место, соглашаться на продвижение по службе или отказаться, переменить работу, уволиться совсем или прекратить работу только на время; переквалифицироваться или выйти на пенсию. Христиане полагают, что подобные решения должны приниматься на основании убеждения в том, что всякий выбор в сфере профессиональной и трудовой жизни должен соответствовать воле Божьей.
Библия и планирование профессиональной карьеры
Почему людям приходится трудиться? Библия дает несколько исчерпывающих и глубоких ответов, которые не имеют ничего общего с удовлетворением потребностей, поисками удовольствий, процветанием и приобретением богатства[1824]. Труд предопределен Богом. Работа является частью Его первоначального замысла в отношении людского рода. Однако труд уже не является той чистой радостью, которую Бог предусмотрел для человека вначале. В результате грехопадения труд человека превратился в его бремя[1825], особенно это касается богатых людей, приобретающих и собирающих сокровища за счет повышенной эксплуатации, то есть несправедливой оплаты труда наемников[1826]. Одни люди делают свой труд идолом, божеством, кумиром; они доводят себя до крайнего изнеможения в тщетной попытке накопить богатства и преуспеть[1827]. Другие вкладывают все силы, знания и умения в трудовую деятельность и беспокойные устремления, чтобы впоследствии задать себе вопрос, а не являются ли все их усилия только суетой и томлением духа[1828].
Однако труд человеческий был избавлен от проклятия Господом Иисусом Христом[1829]. Именно Иисус Христос придал труду новое достоинство и сделал его источником благословения. Человеку следует трудиться, чтобы этим служить Христу. Прежде всего мы занимаемся делами не затем, чтобы угодить работодателям, но «в простоте сердца, боясь Бога». Ибо написано: «И всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков». Как сказано в Послании к Колоссянам, мы служим Господу Христу[1830]даже в том случае, когда работаем у работодателя–нехристианина.
Наш труд может прославлять Бога; и одновременно своим трудом мы можем помогать другим, а также рассчитывать на получение личных выгод. Коротко говоря, работа дает возможность удовлетворять потребности. Чтобы есть, нам надо работать[1831]. Прискорбно, что многие христиане отошли от библейского понимания трудовой деятельности и склонились в пользу мирской оценки призвания, рода занятий и профессии.
Мнение о том, что работа должна приносить удовлетворение, является опаснейшей полуправдой, поскольку в Библии нигде не говорится, что наша работа должна быть «радостной» или доставлять «удовольствие». Удовлетворение надо понимать больше в смысле служения, мы должны испытывать удовольствие от той лепты, которую каждый из нас вносит в общину. Отсюда следует, что всякий раз, имея возможность выбирать, надо решать в пользу такого рода деятельности, который может принести пользу нуждающимся; именно такого рода занятия должны быть приоритетными, определяющими планирование профессиональной карьеры любого христианина…
Если же мы, выбирая профессию (или переквалифицируясь), планируя карьеру, думаем прежде всего о личном удовлетворении и личном интересе, тогда нас нельзя назвать людьми, которые любят Библию… Ученики Иисуса Христа должны поступать, исходя из потребностей народа Божьего, из потребностей ближних, всякий раз когда таковые потребности возникают, а вовсе не из потребностей самоудовлетворения[1832].
О том, чем занимался Адам в период между творением и грехопадением, Библия сообщает немного. Нам известно, что он поддерживал общение с Богом, почивал и обрел супругу; однако, по всей видимости, он также трудился. Бог поручил ему дать имена всем живущим существам, повелел обладать землей и владычествовать «над рыбами… птицами… и над всякими животными». После грехопадения Адам с женой были изгнаны из Эдемского сада, чтобы возделывать землю в поте лица своего и со скорбью питаться от нее[1833].
Повсюду в Священном Писании встречаются частые указания на труд библейских персонажей. Каин, первенец Адама и Евы, возделывал землю, а его брат, Авель, пас скот. Ной посвятил свою жизнь (по крайней мере, часть ее) строительству ковчега, а позднее занялся сельскохозяйственным трудом. Авраам был богатым скотовладельцем. Давид пас стада, а затем в его «профессиональной карьере» произошел крутой поворот — он стал царем. Библейские герои пророчествовали, служили священниками, шили палатки, охотились, продавали, занимались политикой и домашним хозяйством, торговали недвижимостью, плотничали, ловили рыбу — всем этим и многим другим, согласно Библии, занимались мужчины и женщины. Стало быть, надо понимать так, что трудовая деятельность всегда была составной частью замысла Божьего в отношении рода людского. После грехопадения трудиться стало тяжелее, но сам по себе труд был предопределен Богом и человек был обязан трудиться. Исходя из библейских характеристик трудовой деятельности, можно прийти к следующим выводам:
1. Труд почитается — леность осуждается. Ранняя церковь знала, что трудящиеся достойны справедливой награды и чести; особенно это относилось к тем, кто проповедовал и наставлял[1834]. Жена добродетельного нрава изображается в Библии как старательная работница, удостоившаяся за свой труд похвалы[1835]. В псалме, величающем Бога за сотворение мира, мы читаем: «Выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера»[1836], и, по всей видимости, с одобрения Бога. Воистину, мы можем рассматривать труд человеческий как «то, к чему Бог призывает нас, и то, чем Он может воспользоваться, чтобы по своей верховной воле распоряжаться нашей душой»[1837].
Наряду с этим мудрый Соломон предупреждает о бедности и нужде, поджидающих лентяев[1838]; так же прямо заявляет и Павел: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь». Нигде в Библии не говорится о том, что работу надо боготворить или поклоняться ей как таковой. Некоторые из числа ранних апологетов протестантской трудовой этики, по всей видимости, склонялись к тому, что тяжелый труд и скромный образ жизни благотворно действуют надушу. Чарлз Сперджен говорил, что тяжкий труд является щитом от искушений дьявола, и обратил внимание на то, что Бог нередко говорил с людьми в тот момент, когда они были заняты своим трудом[1839]. (Хотя другой богослов заметил на это, что Сперджен забыл упомянуть времена, когда Бог являлся людям во сне.)[1840]
2. Труд следует чередовать с отдыхом. Библия одобряет усердную и мастерскую работу, но при этом не дает никаких законных оснований трудоголику работать без перерыва и отдыха. Бог отдыхал после создания мира, и в десяти заповедях вменил людям не утруждаться в «седьмый день» недели. Многие современные верующие судят о всех днях равно, не отличая один от другого[1841], однако есть библейский прецедент, и мы должны следовать примеру Иисуса и духовных вождей, которые выделяли один день в неделю для богослужения, отдыха и досуга.
3. Трудиться следует с наивысшей отдачей. Наемные рабочие и служащие обязаны работать честно и старательно[1842]; и не только с целью угодить другим, но и, в первую очередь, прославить Христа. Труд высокого качества является достойной целью; небрежная, недобросовестная работа явно противоречит Библии[1843]. Работодатели обязаны быть честными и справедливыми людьми и помнить, что у них также имеется Господин на небесах[1844]. Способности и таланты, которые у нас от Бога, мы не должны зарывать в землю; мы обязаны развивать их, умело и с умом распоряжаясь ими[1845].
Подводя итог, можно сказать, что, согласно библейским принципам, христианский труд должны характеризовать добросовестность, вдохновение, усердие, преданность Христу, добрая воля, дисциплина, скромность, сотрудничество, честность, порядочность, великодушие, благодарность, мастерство и производительность[1846].
4. Труд уникален, но цель его — общее благо. Библия (подобно современным профессиональным душепопечителям, которые подчеркивают роль различий в человеческих склонностях и способностях) утверждает, что каждому человеку свойственны свои, уникальные способности и обязанности. Сверх того, Господь наделяет Своих последователей одним и более духовными дарованиями. Их следует развивать, употреблять для общего блага и помогать тем самым духовному возрастанию других верующих тела Христова[1847]. Тем не менее все наши различия в способностях происходят от Бога, и только Он дает некоторым из нас преуспевать, заметно выделяясь среди прочих. Вот почему у христиан нет никакого основания хвастаться «своими» достижениями[1848].
5. Труд и профессиональную карьеру людей направляет Бог. Некоторым библейским героям Бог предопределил род занятий прежде их рождения. Дела Исайи, Давида, Иеремии, Иоанна Крестителя и Христа — вот самые известные подтверждения[1849]. Может быть и в наше время Бог продолжает отбирать людей для особого служения?
Многие христиане согласятся с тем, что Бог призывает, по крайней мере некоторых людей, к особому служению и в особые места. Однако по этому вопросу есть некоторое расхождение во мнениях. Действительно ли, как утверждают многие, Бог усматривает для Своих детей лишь одно профессиональное призвание? Мы знаем, что Бог направляет тех, кто на всех путях своих ищет Его и следует Его стезями[1850], и можем засвидетельствовать, что Он дает мудрость тому, кто просит[1851]. Однако еще многие христиане, занятые поиском работы, спрашивают себя: «Надо ли мне претендовать на эту должность, или Бог все за меня решит Сам?» Наверное, лучше всего сделать такой вывод: никому из людей не дано ответить на этот вопрос[1852]. Всякий христианин должен сказать себе: «Мне следует признать, что мое профессиональное будущее находится в руках Божьих и направляется Святым Духом». Это с одной стороны. С другой, он должен сказать себе: «Я знаю, что обязан применять и развивать свои таланты, дарования и умения и Бог спросит с меня за то, как я справился с этим»[1853].
Христианский профессиональный душепопечитель, помогая своим подопечным, употребляет современные методы выбора (переквалификации) профессии и планирования профессиональной карьеры. Христианский душепопечитель занимается этим делом, веря в то, что вседержавный Бог способен направить, и направляет, душепопечителя и его подопечного, желающих Божьего водительства в выборе профессии.