Предупреждение аддиктивного поведения
Широкая доступность и злоупотребление наркотическими средствами порождают постоянные призывы к проведению обязательного контроля на предмет наркотического опьянения. Если спортсмен применяет допинг (наркотические средства), который способствует увеличению спортивных показателей, то говорят, что это несправедливо по отношению к конкурентам, которые допинг не используют. Если пилот авиалинии или водитель автобуса используют наркотические средства, которые способны нарушить мыслительные процессы, это может подвергнуть опасности жизнь многих невинных людей. Если кто–либо из военных употребляет наркотические средства, которые могут вредить ясному мышлению, это может иметь самые серьезные последствия для национальной обороны. Противники обязательного тестирования на предмет наркотического опьянения утверждают, что подобное тестирование является вмешательством в частную (личную) жизнь. Анализ мочи на метаболиты наркотических препаратов представляется не всегда точным способом индикации наркотиков, так что некоторые утверждают, что сама эта идея беззаконна[1765].
Даже в том случае, когда используется контрольное тестирование на содержание наркотических средств, то нет очевидных фактов, свидетельствующих в пользу того, что это способно предотвратить развитие токсикомании. Подобно большинству проблем, обсуждаемых в этой книге, предупреждение часто декларируется, но редко осуществляется; частично это бывает связано с тем, что мы на самом деле просто не знаем, как предупреждать различные формы аддиктивного поведения.
В предыдущей главе, посвященной алкоголизму, мы говорили о четырех основных профилактических принципах: вести здоровую жизнь в семье, исповедовать здравую веру, проводить разумное санитарное просвещение и учить людей справляться с жизненным напряжением. Каждый из этих принципов, вкупе с нижеследующими предложениями, можно применить и в отношении различных форм аддиктивного поведения, которые обсуждаются в этой главе.
1. Скажи: «Спасибо — нет!» Эти три слова легли в основу общенациональной программы профилактики наркомании. Лозунг из трех слов был оригинальным и легко запоминающимся, но он вовсе не учитывал, что некоторые люди хотели бы сказать «Спасибо — нет!», но не могут сделать этого. Под влиянием давления сверстников, внутренних конфликтов, напряжений, созданных окружением, отсутствия позитивных идеалов на фоне негативных установок, привитых в семье, и напряженных межличностных отношений многие люди нуждаются больше, чем просто в хорошем лозунге, чтобы избежать токсикомании, нарушений пищевого поведения и других разнообразных форм аддиктивного поведения.
Тем не менее общенациональная программа профилактики наркомании под лозунгом «Скажи: „Спасибо — нет!"» способствовала достижению некоторых полезных целей. Родители, преподаватели, церковные руководители и другие в обществе должны были глубже постичь признаки аддиктивного поведения. Образовательные программы повысили уровень этого постижения, так что иногда чуткие взрослые могут вмешаться уже на ранней стадии, до того как развивающаяся одержимость ухудшится донельзя. Кроме того, когда молодых людей и других потенциально одержимых побуждают говорить «Спасибо — нет!», это помогает усилить мотивацию в отношении профилактики или прекращения навязчивого мышления и действий.
2. Формирование навыков. В домах, школах и церквах людей следует учить противиться давлению сверстников (равных по положению) и вредным социальным установкам. Мы не должны учить преодолению чего бы то ни было через притворство, якобы проблемы не существует. Вместо этого, молодые люди (и некоторые из числа тех, кто старше) должны думать о групповом давлении сверстников (равных по положению) прежде, чем такое давление возникнет, и рассматривать все возможности, которые помогут уклониться от этих и других нездоровых влияний. Одна из наиболее успешных программ профилактики токсикомании (наркомании) построена на предположении, что в наркотическую зависимость не впадают люди, обладающие навыками, которые позволяют им справляться с жизненным напряжением, не прибегая к помощи средств, вызывающих наркотическую зависимость или иные формы аддиктивного поведения[1766].
Развитие аддиктивного поведения менее вероятно, если молодые люди знают о безрассудных страстях, пристрастиях и одержимости; если они чувствуют себя любимыми и принимаемыми без излишних требований; если они имеют возможность заняться удовлетворяющей их деятельностью, не полагаясь на средства, вызывающие наркотическую зависимость; если они живут в здоровом и доброжелательном семейном окружении, где родители свободны от наркотических зависимостей или других форм аддиктивного поведения. Все это может помочь людям справляться с одержимостью.
3. Удовлетворение потребностей. Как мы убедились, разнообразные формы аддиктивного поведения зачастую возникают потому, что потребности людей не находят более здравого удовлетворения. Токсикомания и другие формы аддиктивного поведения встречаются меньше всего, и потребность в них ощущается менее всего тогда и там, где и когда люди чувствуют защищенность, любовь и свободу. Помогая людям возрастать духовно, мы ослабляем потенциал одержимостей.
Заключительные замечания
Черри Бун О'Нилл, старшая из четырех дочерей певца Пата Буна, была красивой, талантливой и умной девушкой. Вместе со всей семьей она выступала перед благодарными зрителями во всем мире — и при этом ей приходилось бороться с нервной анорексией. Пытаясь быть стройной, элегантной и привлекательный, Черри соблюдала голодную диету, изнуряла себя физическими упражнениями и… регулярно переедала. Вначале желание быть элегантной было трудной задачей, вызовом, испытанием, но затем обернулось безрассудной страстью, одержимостью, которая едва не привела ее к смерти. Ей помог один профессиональный христианский душепопечитель[1767].
Никто не знает, сколько людей на самом деле пребывает под властью безрассудных страстей. Некоторые, подобно Черри Бун О'Нилл, обретают помощь и вырываются из порочного круга одержимости. Многие этого не делают. Некоторые из таких людей могут сидеть рядом с нами в церкви или быть нашими сослуживцами. Возможно, они борются со своей одержимостью, сами стараясь справиться с ней и скрывая ее ото всех. Помочь людям преодолеть те или иные формы аддиктивного поведения — вот одна из главных и наиболее важных задач, которые стоят перед христианскими душепопечителями и церковью.
Библиография
Backus, William, and Marie Chapian. Why Do I Do What I Don't Want to Do? Minneapolis: Bethany House Publishers, 1984♦.
Baucom, John Q. Help Your Children Say No to Drugs. Grand Rapids, Mich.: Zondervan, 1987♦.
Bruch, Hilde. The Golden Cage: The Enigma of Anorexia Nervosa. New York: Vintage, 1979♦.
Lenters, William. The Freedom We Crave — Addiction: The Human Condition. Grand Rapids, Mich.: Eerdmans, 1985.
O'Neill, Cherry Boone. Starving for Attention. New York: Dell, 1982♦.
Orford, Jim. Excessive Appetites: A Psychological View of Addiction. New York: Wiley, 1985.
Van Cleave, Stephen, Walter Byrd, and Kathy Revell. Counseling for Substance Abuse. Waco, Tex.: Word, 1987.
Vath, Raymond E. Counseling Those with Eating Disorders. Waco, Tex.: Word, 1986.
Walters, Richard P. Counseling for Problems of Self–Control. Waco, Tex.: Word, 1987.
♦ Книги, отмеченные ромбом, рекомендуются для чтения подопечным.
Глава 34.
Денежные затруднения
Ранди хочется стать профессиональным музыкантом. Он создал свою первую группу, когда учился в средней школе. Теперь, через три года после окончания школы, Ранди и его группа только и делают, что репетируют чуть ли не каждый день. Эти усилия, по всей видимости, оправдываются — они не зря теряют время. Их группу уже приглашали выступить в нескольких местных концертных залах, и аудитория, пусть и небольшая, была благодарной и восторженной.
Однако благодарностью и восторженностью аудитории по счетам платить не станешь; так что Ранди все больше погрязает в долгах. Проблема, и он полностью осознает это, состоит в кредитных карточках. Подобно миллионам других людей, Ранди быстро понял, что получить кредитную карточку не составляет большого труда, да и тратить по ней не труднее, чем получить. Ему хотелось бы платить по счетам, но когда денег не хватает или холодильник пуст, легко сказать самому себе: «Ну, еще один разок» — и залезть в новый долг. Подобная установка уже стоила Ранди 8000 долларов. Недавно ему даже пришлось снять часть денег с одной карточки, чтобы оплатить процент, накопившийся на другой.
Конечно, имело бы смысл найти постоянную и денежную работу, чтобы начать платить по счетам, но для этого надо решиться отставить, по крайней мере на время, свою первую любовь — музыку. Ранди продолжает заниматься музыкой и не устает надеяться, что «большой прорыв» и связанный с ним успех и деньги, чтобы оплатить долг, уже не за горами.
Между тем неоплаченные счета растут, и эти денежные проблемы все больше и больше тревожат Ранди. Иногда денежные затруднения не дают ему заниматься музыкой. Ранди теперь понял (это знакомо многим), что нельзя спокойно трудиться и добиваться успеха, если не выбросить из головы бесконечные финансовые проблемы.
***
В литературе по душепопечению почти никогда не упоминают о деньгах. Священное Писание предупреждает, что «корень всех зол есть сребролюбие»[1768], да и душепопечители нередко говорят, что злоупотребление и неумелое, бесхозяйственное отношение к деньгам лежат в основании всех видов человеческих проблем. Тем не менее все это редко обсуждается в профессиональных журналах, несмотря на то что внутренняя напряженность, семейные конфликты, вражда и раздоры между людьми, гнев, фрустрации, далеко идущие амбиции, тревоги, беспокойства, самоубийства и масса иных проблем иногда имеют самое прямое (или косвенное) отношение к погоне за деньгами.
Деньги сами по себе не составляют проблемы. Деньги необходимы, чтобы удовлетворять личные нужды. Проблемы возникают в связи с некоторыми особенностями наших установок в отношении денег и нашего неумения управлять ими мудро. Христианский душепопечитель часто сталкивается с этим в своей практике. Иногда денежные затруднения занимают первое место в перечне основных жизненных проблем наших подопечных; однако чаще денежные затруднения выступают в качестве составной части более обширных проблем, например, тревожности, супружеских конфликтов или неумения приспособиться к жизни после выхода на заслуженный отдых. Таким образом, проблема денежных затруднений нередко всплывает по ходу душепопечения.