Библия и психические расстройства
О психических расстройствах в Библии говорится немного, но в библейские времена психопатологические расстройства были известными и, по всей видимости, обычными явлениями, особенно в то время, когда человечеству не были известны психофармакологические и другие современные методы лечения. Мы читаем в Библии, что однажды Давид притворялся безумным. Хотя его поведение и было притворным, оно дает определенное представление о некоторых психопатологических симптомах, известных в ветхозаветные времена. Давид «…изменил лице свое пред ними, и притворился безумным в их глазах, и чертил на дверях, и пускал слюну по бороде своей»[1568].
Много лет спустя Навуходоносор, царь вавилонский, видел сон, который изъяснил Даниил:
Еще речь сия была в устах царя, как был с неба голос: «тебе говорят, царь Навуходоносор: царство отошло от тебя!
И отлучат тебя от людей, и будет обитание твое с полевыми зверями; травою будут кормить тебя, как вола, и семь времен пройдут над тобою, доколе познаешь, что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет!»
Тотчас и исполнилось это слово над Навуходоносором, и отлучен он был от людей, ел траву, как вол, и орошалось тело его росою небесною, так что волосы у него выросли как у льва, и ногти у него — как у птицы[1569].
В Новом Завете Фест прерывает благовествование Павла и замечает: «Безумствуешь ты, Павел! большая ученость доводит тебя до сумасшествия»[1570]. В другом месте читаем, что Иисус исцелял «и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных»[1571].
Слово «insane» (сумасшедший)*[1572]по–английски передается по–разному. Например, в версии Короля Иакова употребляется понятие «lunatic» (душевнобольной), а не «insane», однако некоторые из современных английских переводов Библии акцентируют внимание на приступообразности расстройств у «сумасшедших» и «душевнобольных». В Новой международной версии (NIV) указано, что Иисус исцелял «тяжело больных, одержимых бесами, припадочных и парализованных»; между тем как Новая американская стандартная Библия (NASB) употребляет слово «эпилептики» вместо слова «припадочные».
В современной психоневрологии эпилепсия считается расстройством физиологических функций головного мозга, которое иногда проявляется в форме приступов; однако эпилептические приступы не имеют прямого отношения к сумасшествию («insanity», умопомешательство). В настоящее время это слово является юридическим термином; например, его правомерно использовать в отношении лиц, подобно Джону Хинкли, признанных невменяемыми в момент совершенного ими преступления по причине психического заболевания. Считается, что такие люди неспособны отдавать полного отчета в своих действиях. Большинство христианских душепопечителей, верующих в одержимость бесами[1573], согласятся с тем, что соматические болезни, эпилепсия, психические расстройства и одержимость бесами — понятия, относящиеся к различным состояниям, хотя многие симптомы могут быть тождественны.
Мы не утверждаем, что Библия является руководством по медицинской диагностике; однако здесь описано несколько суицидов (например, самоубийство Саула, бросившегося на свой меч, а также Иуды, покончившего с собой через повешение)[1574], которые косвенно свидетельствуют о переживаемых людьми эмоциях и чувствах, лежащих в основе нервно–психических заболеваний, таких, как тревога, гнев, разногласия, ревность, зависть, похоть, вражда, эгоистическое честолюбие, нетерпимость, отсутствие самоконтроля, идолопоклонство, блуд, супружеская неверность, обжорство, пьянство, конфликты, ложь, насилие и множество других.
Отсюда не следует, что нервно–психические расстройства в жизни больного человека всегда включают умышленный грех или порождаются им. Симулянтов, похожих на Давида, который из практических соображений притворялся умалишенным, встречается немного. Больше встречается людей, похожих на царя Навуходоносора, психическое заболевание которого возникло из–за его открытого неповиновения Богу. Встречаются и такие, кто похож на Иова. Иов был непорочен, богобоязнен, так что его соматические и эмоциональные проблемы не были связаны с каким–то личным грехом. Конечным основанием всех соматических и психических заболеваний является грехопадение человека, происшедшее несколько тысячелетий тому назад. Священное Писание учит, что все мы являемся грешниками; однако отсюда вовсе не следует, что любая психопатология непременно является следствием личных греховных действий жертвы.