Предупреждение проблем беременности
Определенные обобщения методов профилактики проблем, связанных с зачатием, очевидны и могут показаться слишком простыми. Чтобы предупредить бесплодие, пара нуждается в квалифицированном медицинском обследовании и лечении, иногда наряду с душепопечением. Квалифицированное медицинское лечение и наблюдение, а также соответствующая гигиена беременности, способствуют предотвращению многих (хотя и не всех) случаев выкидышей, мертворождений, врожденных уродств и смерти в грудном возрасте. Для предупреждения добрачных зачатий молодые люди нуждаются в сексуальном просвещении, которое включало бы нравственные принципы и практическую помощь в овладении навыками самоконтроля. Для предупреждения нежеланных зачатий, супружеские пары нуждаются в развитии санитарной культуры или просвещении в области эффективной контрацепции и нормальной сексуальности. Для предупреждения абортов следует лучше просвещать в отношении операции аборта, постабортных психических травм и альтернатив нежеланной беременности. Чтобы предупреждение проблем беременности было эффективным, каждое из этих общих предложений следует применять с учетом индивидуальных особенностей ваших подопечных.
Помимо этого можно предусматривать и более широкие программы. Они могут сосредоточиваться на сексуальности, поддержке и страдании.
Сексуальность. С этим понятием от начала рода людского было связано острое желание, сладострастие и невероятные страдания. Одна трогательная ветхозаветная драма повествует о молодом человеке по имени Амнон, сыне Давида; когда он влюбился, ближние его заметили, что он худеет с каждым днем. Посредством ряда расчетливых шагов (включая обман), Амнон получил возможность остаться наедине с женщиной, которую он так страстно желал; когда же она отвергла его, он изнасиловал ее. Тотчас после этого «…возненавидел ее Амнон величайшею ненавистию, так что ненависть, какою он возненавидел ее, была сильнее любви»[1432]. Острое желание привело молодого человека к насилию над любимой женщиной с последующим раскаянием, проблемами и смертью.
Но разве что–то изменилось в наше время? Мы живем в обществе, где секс повсюду: в рекламе, в шоу и даже бизнесе, в образовании и религии. Так что нет ничего удивительного в том, что столь многие впадают в сексуальный грех, сопровождающийся личным раскаянием и нежеланными зачатиями, многие из которых заканчиваются абортом.
Этому следует противостоять хотя бы частично, с помощью практического и корректного сексуального просвещения, которое включало бы точную информацию, ясное учение о библейской этике и практическое обучение навыкам самоконтроля. Это просвещение следует проводить в основном с молодыми людьми; однако люди и в старшем возрасте, включая родителей и даже пожилых людей, могли бы обрести пользу от более четкого понимания нормальной сексуальности в противоположность более распространенной эгоцентрической сексуальности.
Поддержка. Сотворив человека, сказал Бог: «Не хорошо быть человеку одному», и сотворил Адаму помощника[1433]. С тех пор и доныне человек ищет в ближнем любви, поддержки, помощи и ободрения.
Многие пробуют справиться с проблемами в одиночку. Некоторые гордятся своим индивидуализмом и избегают общения с ближними. Многие в ситуации интимной близости ощущают беззащитность или отвращение, нежелание быть рядом с кем–либо; у некоторых не находится никого, с кем можно было бы вступить в общение. Безотносительно причины, отдельным лицам труднее справиться с проблемами и трудностями без Бога и поддержки ближних.
В этой главе показано, что группы поддержки (например, бесплодных пар; родителей, у которых умерли дети; незамужних матерей; женщин с постабортным травматическим синдромом; родителей с малыми детьми) могут обеспечить поддержку и любовь, которые позволяют участникам таких групп справиться со стрессом и избежать проблем в будущем[1434]. Если частично эту поддержку обеспечивает церковная община[1435], стресс ослабляется и возможные в будущем проблемы предупреждаются.
Страдание. В литературе по психологическому консультированию о страдании почти ничего не говорится, если не считать способов, которые предлагают, чтобы избежать страданий или избавиться от них. Страдать не нравится никому, так что большинство душепопечителей, включая христианских, стремятся помочь людям справиться и преодолеть свои страдания. Однако страдать не всегда плохо. Иногда этого просто не избежать, и нередко такое страдание является предпосылкой личностного и духовного роста[1436]. Психиатр еврейского происхождения Виктор Франкл убедился в этом, находясь в нацистском концентрационном лагере; позднее свою теорию душепопечения он построил на основании ценности страдания[1437]. Когда люди стенают о своих страданиях, не видят в своем горе никакого смысла или копят горечь обиды, ненависти, то речь может идти о страданиях, имеющих психологические и соматические основания.
Мало переживаний сравнится с горечью утраты ребенка в перинатальном периоде (до появления его на свет или в грудном возрасте). Родители или пары, рассчитывающие в один прекрасный день стать родителями, не могут постичь того молчаливого страдания, которое переносят многие пары потому, что не могут зачать. Как мы убедились, душепопечители, специализирующиеся по проблемам беременности, нередко говорят о страданиях, которые испытывают некоторые женщины после аборта. Каждое из этих переживаний равнодушные родственники и члены церкви могут легко проглядеть, упустить, не принять во внимание. Между тем жертвы проблем беременности нередко страдают, накапливая в душе переживания и горькие чувства и задаваясь вопросом, почему им не удается исцелиться. Христиане, способные постичь смысл и ценность страдания, могут предупредить развитие хронических духовных и психологических проблем.
Заключительные замечания
Много книг и статей написано на тему проблем беременности, но лишь единицы из них могут сравниться с уроком, который преподали многим из нас один бывший студент с женой, ожидавшие появления на свет первенца. Они радовались, но вскоре им сообщили, что их дитя родится без головного мозга, и радость супругов обернулась горем.
Они приняли решение не делать аборт, и лечащий врач отказался от них, после чего им долго не удавалось найти другого. Жена носила дитя все девять месяцев, соблюдая все правила гигиены беременности. Когда родилось дитя, прекрасное во всем, но без головного мозга, родители приняли малышку, дали ей имя, оплакивали, сколько было сил, а затем сделали все необходимое для ее похорон.
Когда мать оправилась физически, супруги решили зачать еще раз, но оказалось, что они, по всей видимости, уже не смогут иметь детей. Теперь они знают по собственному опыту, что такое цикл отчаяния и надежды, и обивают пороги различных учреждений, чтобы оформить усыновление. На данный момент они все еще бездетны. Тяжело ли им? Да. Прекратился ли их духовный рост? Нет. Уклонились ли они от ближних? Нет. Расплатились ли они за это душевным заболеванием? Никак нет!
Быть может, сотни и сотни людей обрели помощь и духовную поддержку, последовав примеру этой супружеской пары, пережившей несколько проблем, связанных с зачатием, но, несмотря на это, возросших духовно.
Библиография
Borg, S., and J. Lasker. When Pregnancy Fails: Families Coping with Miscarriage, Stillbirth, and Infant Death. Boston: Beacon, 1981.
Fowler, Paul. Abortion: Toward an Evangelical Consensus. Portland, Oreg.: Multnomah, 1987.
Love, Vicky. Childless Is Not Less. Minneapolis: Bethany House, 1984♦.
Speckhard, Anne. Post Abortion Counseling: A Manual for Counselors. Falls Church, Va.: Christian Action Council, 1987.
Spring, Beth. The Infertile Couple. Elgin, 111.: David C. Cook, 1987♦.
Stanford, Susan. Will I Cry Tomorrow? Healing Post–Abortion Trauma. Old Tappan, N.J.: Revell, 1987♦.
Stephenson, Linda. Give Us a Child. New York: Harper & Row, 1987♦.
Stigger, Judith A. Coping with Infertility: A Guide for Couples, Families, and Counselors. Minneapolis: Augsburg, 1983♦.
Stout, Martha. Without Child: A Compassionate Look at Infertility. Grand Rapids, Mich.: Zondervan, 1985♦.
Strom, Kay Marshall. Helping Women in Crisis. Grand Rapids, Mich.: Zondervan, 1986.
Worthington, Everett L. Counseling for Unplanned Pregnancy and Infertility. Waco, Tex.: Word, 1987.
Young, Curt. The Least of These: What Everyone Should Know about Abortion. Chicago: Moody, 1983♦.
♦ Книги, отмеченные ромбом, рекомендуются для чтения подопечным.
Глава 29.
Семейные проблемы
Крис недавно отметила свой шестнадцатый день рождения, однако никаких гостей не было. Мама просто вручила ей подарок; ей не хотелось, чтобы «банда подростков, обычно портящих все», устроила в их доме разгром. Папа Кристины, как всегда слишком занятой, чтобы отмечать какие–то радостные события лично, поздравил ее по телефону. Шери, которой двенадцать, дома как всегда не было, и вообще она не любит домочадцев и старается найти повод, чтобы улизнуть из дома. У другой сестры, Синди, ей двадцать три, праздновать дни рождения, особенно в этом году, никакого настроения нет. Недавно, после трех тягостных в семейном плане лет страданий и побоев со стороны мужа, Синди развелась, но теперь пытается вернуть «доброе старое время».
Все члены семьи Крис называют себя христианами. Каждое воскресенье утром, двое или трое из них, как всегда, присутствуют на церковном богослужении, однако они никогда не сидят вместе и приезжают сюда по обыкновению на разных машинах. О религии в их доме не вспоминают; так что Христос в повседневной жизни этой семьи занимает, по всей видимости, не очень важное место.
Крис выросла в семье, члены которой живут в одном и том же доме, хотя каждый по сути дела существует независимо от ближних. В этой семье не принято вместе обедать, даже в праздник Благодарения или на Рождество, и застать дома всех пятерых вместе удается редко.
И все же эта семья не так разъединена, как может показаться на первый взгляд; удерживает всех вместе мать Крис. Трудно противиться ее сильной, волевой, упрямой натуре; вот почему большую часть времени мужа и не бывает дома. Его жена весьма искусно манипулирует членами семьи, она часто внушает им чувство вины, ставя в зависимость от своего одобрения.
Крис мечтает о будущем, когда ей исполнится восемнадцать и она сможет оставить дом, чтобы отправиться на учебу в колледж. Однако люди, знакомые с этой семьей, сомневаются, что ей удастся когда–либо сбежать из дома. Все члены этой семьи, по всей видимости, нуждаются друг в друге, но ладят они лучше всего, избегая друг друга и делая мать счастливой. Пока с ними не случится большой беды, маловероятно, что они когда–либо обратятся к душепопечителю.
***
Роберт Коулз — лауреат Пулитцеровской премии, психиатр из Гарварда, посвятивший всю жизнь детской психологии и психиатрии, выступая недавно перед группой семейных психотерапевтов, сказал: «Я вырос в семье, и многие мои преподаватели тоже воспитывались в семье. Однако я не привык думать о семье как о месте, где люди должны ладить друг с другом, учить друг друга, поддерживать, а иногда все вместе терпеть поражения, но тем не менее оставаться вместе». На своих занятиях Коулз основное внимание уделяет индивидууму со всеми его «защитными механизмами, которые подавляют импульсы и воюют с суперэго»[1438].
Многие душепопечители не согласятся с Коулзом. Нас учили считать любого подопечного отдельной личностью; вот почему мы склонны пренебрегать семьей, воспитавшей человека; вот почему мы можем рассматривать семью с точки зрения того губительного влияния, которое она оказывала и оказывает на душу наших подопечных. Под влиянием средств массовой информации или сообщений, поступающих в процессе душепопечения, легко заключить, что современные семьи нередко характеризуют конфликтность, вербальная и физическая агрессивность, инцест, неверность, кризисы, эгоцентрический индивидуализм, равнодушие и ненадежность.
Педагог и журналист–комментатор Долорес Карран выступает против подобного упрощенного представления. Несколько лет тому назад, откровенно признавая, что многие семьи в наше время не лишены проблем, она пришла к выводу, что надлежит, наконец, обратить внимание и на положительную сторону семейной жизни. На основании отчета об обследовании пятисот человек, работающих с семьями, Карран пришла к выводу, что здоровые семьи могут существовать и действительно существуют. Согласно исследованию Карран, члены здоровой семьи:
• общаются и выслушивают друг друга;
• принимают и поддерживают друг друга;
• прививают уважительное отношение к ближним;
• воспитывают чувство доверия;
• умеют отдыхать и веселиться;
• исполняют взаимный долг и берут на себя ответственность друг перед другом;
• наставляют в учении о добре и зле;
• хранят семейную общность с помощью ритуалов и традиций;
• поддерживают равное взаимодействие;
• имеют общие религиозные корни;
• не нарушают покоя (вторгаясь в личную жизнь) друг друга;
• ценят служение ближним;
• поощряют семейные советы и беседы;
• проводят досуг вместе;
• не уклоняются от разрешения проблем и рассчитывают на помощь[1439].
И все–таки многие семьи, которым недостает вышеперечисленных качеств, иногда обращаются за помощью к душепопечителям. В последние годы семейное душепопечение в рамках общего выделилось в более сложную и многогранную специальность. Имеется несколько хорошо обоснованных теорий семейной терапии[1440], а также несколько сотен широко используемых приемов, техник и методик[1441]; перед семейным душепопечением стоят самые разнообразные цели и задачи. Однако, несмотря на многообразие семейного душепопечения, есть и общая цель — исправлять деятельность дисфункциональных семей, учить их членов преодолевать семейные стрессы и поддерживать нормальные внутрисемейные отношения.
Библия и семейные проблемы
Семьи упоминаются в Библии весьма часто; и на страницах Священного Писания можно встретить множество примеров напряженных внутрисемейных отношений. Покой в первой семье, Адама и Евы, был нарушен посягательством Каина на жизнь брата. В семье Авраама также имелись конфликты, поскольку его жена Сарра не могла примириться с рабыней Агарью и сыном ее, Измаилом, рожденным от Авраама. Пожизненный конфликт Иакова и Исава усугубился тем обстоятельством, что мать братьев, Ревекка, в споре братьев–близнецов приняла сторону Иакова. Сам Иаков, уже в своей семье, скорбел от того, что возлюбленный сын его Иосиф был отвергнут ревнивыми братьями и продан в египетское рабство. Много лет спустя у детей царя Давида возникли непримиримые разногласия друг с другом, в результате чего царь вынужден был спасаться бегством от своего сына, Авессалома. Последующие правители имели те же самые проблемы; например, в Третьей и Четвертой книгах Царств излагается история многочисленных царских семей, где убийства членов семьи и конфликты были самым обычным делом.
Особенно трогательным и горьким является ветхозаветный рассказ о первосвященнике Илии, воспитавшем будущего пророка Самуила. Илий был преданным Божьим служителем, но плохим отцом, возможно потому, что больше внимания уделял служению, а не воспитанию детей. Негодные сыновья Илия не знали Господа и в открытую занимались прелюбодеянием[1442]. Их отец был осужден Богом и в конце концов умер, ибо не сумел справиться с безответственными детьми.
Описания подобных семейных конфликтов в Библии встречаются, но здесь мало говорится о том, как надлежит строить нормальные семьи[1443].
В Новом Завете, например, ни в одном из шести посланий Павла о семье не говорится; нет ни одного упоминания о семье в Послании к Евреям, в посланиях Иуды, Иакова[1444], трех посланиях Иоанна и Книге Откровение. В Послании к Колоссянам о семье говорится лишь в четырех стихах из девяноста пяти, и эти заявления кратки: «Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы. Дети, будьте послушны родителям (вашим) во всем, ибо это благоугодно Господу. Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали»[1445]. Параллельное место в Послании к Ефесянам лишь немного больше[1446], и в других посланиях семейные проблемы упоминаются также вскользь[1447].
Хотя ссылки на семейные проблемы редки и кратки, библейское учение о семье, по всей видимости, основано на следующем: отец — глава семьи; он обязан любить свою жену, и показывать тем самым любовь Христову детям[1448]. В такой семье должно быть взаимное подчинение и взаимные обязательства супругов. Родители, в свою очередь, обязаны дисциплинировать детей[1449]так, чтобы те научились повиноваться без ожесточения и возмущения.
Почему Библия говорит так мало о семейных проблемах и о разрешении семейных неурядиц? Джин А. Гец делится следующими заставляющими задуматься мыслями:
Если источником множества социальных проблем (причем с незапамятных времен) является дом, то почему Бог не оставил нам какого–либо руководства по семейной жизни? Почему в Новом Завете этому важному институту не уделяется больше места?..
Если малое число ссылок на семью понимать как указание на то, что Церкви придается большее значение, чем семье, то можно пропустить тот существенный факт, что новозаветное понятие «христианский дом» почти равнозначно понятию «Церковь»…
Все послания, направленные Церкви, предназначались и христианским семьям. Таким образом, Новый Завет рассматривает отдельную семью как ячейку сообщества. Вот почему мы считаем, что руководство по семейной жизни у семьи, как ячейки общества, на самом деле есть! Понятие «Церковь» при этом выступает в качестве всеобъемлющей категории, включающей и отдельную семью. Воистину, семья — это Церковь в миниатюре. Иногда новозаветные писатели не пишут об особых нуждах, присущих исключительно семейной жизни. Однако все написанное Церкви, то есть в общем и целом всем верующим, прямо касается и христианской жизни в масштабе отдельной семьи[1450].
Это приводит к выводу, что библейские доктрины о межличностных отношениях, любви, прощении, разрешении конфликтов, самоотречении, высоких нравственных качествах личности, сострадании, наставлении в библейских принципах, зрелости и духовном возрастании в полной мере следует относить и к семье[1451]. По всей видимости, можно заключить на законном основании, что «весь Новый Завет (в особенности новозаветные послания) представляет собой руководство по семейной жизни»[1452].